Открытый урок в классе гитары. Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»
Подробный конспект урока в младших классах гитары. Работа над пьесами В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
преподавателя МОУ ДОД «ДШИ» г.Дно Псковской области
Мельник Аллы Николаевны
«Создание и развитие художественного образа
в процессе работы над музыкальным произведением»
Дата проведения: 14.05.2014 г.
Обучающийся: Иванов Павел, 10 лет, 2 класс, гитара.
- Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений (В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец»).
- Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений.
- Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
- Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
- Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
- Познакомить учащегося с традиционной испанской культурой фламенко.
- Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары.
- Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
- Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
- Воспитать толерантность и коммуникабельность.
- Форма учебного занятия : индивидуальная
- Тип учебного занятия : комбинированное занятие
Цель для обучающегося — подготовка рабочего места, настройка инструмента, принятие удобной правильной посадки.
Задача учителя — подготовить учащегося психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.
Знакомство с планом урока:
- Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
- Проверка домашнего задания;
- Основная тема урока;
- Закрепление учебного материала;
- Задание на дом;
На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в медленном темпе упражнение «Гусеница» и гамму с-moll , контролируя качество звукоизвлечения.
2.Проверка домашнего задания.
В работе произведение В.Ерзунова «Свеча». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению барре, флажолета). Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой.
Цель преподавателя на данном этапе — помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт.
Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.
Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.
Ученику предлагается представить в воображении картину горящей свечи, пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике или зажата в ладони и т.д.
Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем.
Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить с ребёнком о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей.
На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.
В.Козлов «Испанский танец». На прошлом занятии ученику предлагалось при помощи сети Интернет подготовить небольшое сообщение на тему «Символы Испании: коррида и фламенко». Продолжать работу над произведением, прорабатывая в медленном темпе заключительный пассаж.
Цель первого этапа работы над пьесой – в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача – вызвать интерес учащегося к исполняемому произведению, помочь вспомнить историю возникновения шестиструнной гитары, закрепить знания о символах Испании.
В ходе беседы можно ненадолго сменить сферу деятельности учащегося, предложив ему посмотреть фрагменты выступления исполнителей фламенко, фотографии участников корриды. Предложить повторить характерные движения тореадора или танцора фламенко, тем самым давая отдых мышцам.
Переходим к основному этапу. Предлагаем ребёнку пофантазировать на тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его рассказ, можно подвести понимание ребёнка к тому, что коррида выглядит как танец, как хореографическое действо с возможными драматическими неожиданностями. Матадор, как и танцор, выполняет определённую последовательность фигур. Знатоки оценивают не только мастерство, но и артистизм участников боя.
Говоря о характере произведения (энергетике, напоре, страсти) можно предложить ребёнку сравнить его с характером предыдущей пьесы. (Если ты исполнишь «Свечу», представляя образ матадора и бегущего быка, какие чувства это исполнение вызовет у слушателя? Как бы ты назвал «новое» произведение? Какую картину рисует воображение, если играть «Испанский танец» бережно, утончённо, ласково?)
Следующий этап – исполнение учеником произведения с нужным эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.
Задача преподавателя – не отходя от созданного образа, помочь ученику преодолевать трудности технического характера.
4. Закрепление учебного материала.
Для закрепления данного материала разберём пьесу Л.Ивановой «Маша и медведь». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.
Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть в музыке развитие взаимоотношений Маши с Медведем, рассказать о характере исполнения пьесы, о чувствах и эмоциях героев. («В начале слышен диалог. Голос Медведя звучит в низком регистре, медленно и устрашающе, а ответ Маши – в высоком, весело и беззаботно. Миша недоволен, он угрожающе наступает на Машу и останавливается. Воспользовавшись заминкой, Маша быстро убегает и прячется».)
Задача преподавателя — закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.
В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.
1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.
2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).
3.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей фламенко.
Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.
Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.
Источник
Методический доклад «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе гитары»
В данной методическом докладе рассматриваются основные принципы и способы работы над музыкальными произведениями с обучающимися по классу гитары на начальном этапе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad_1.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича» г. Курска
«Работа над музыкальным произведением
на начальном этапе обучения в классе гитары»
отделения «Народных инструментов»
«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе гитары»
В работе с учеником очень важна последовательность в изучении музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель — грамотное и рациональное применение их в исполнительстве. Отшлифовать, выучить на память, исполнить на публике — только тогда ученик будет чувствовать свое движение вперед, воспитывать в себе качества настоящего музыканта. Педагог обязан знать и помнить об этом постоянно.
На начальном этапе приведенные музыкальные примеры, на первый взгляд, просты по построению как будто бы не требуют больших усилий для разучивания и исполнения, но это далеко не так. Невозможно установить единый для всех учеников процесс работы над художественным произведением. Необычайные тонкости его связанны с индивидуальностью ученика, дарованием, порой недостатками, осложняющими этот процесс.
Работу над музыкальным произведением можно условно разделить на три этапа:
- Создание общего представления о музыкальном произведении и знакомство с особенностями произведения (исполнить ученику).
- Тщательное изучение произведения в деталях и прочтение учеником текста, работа над преодолением сложностей отдельных тактов, фраз и т. д.
- Процесс собирания всех элементов музыкального произведения в целое, подводящий итог предшествующий работе.
Разбираем более детально эти три этапа. Показ самим педагогом произведения целиком на начальном этапе крайне необходим. Затем беседа о произведении, о композиторе и характере произведения. При этом ученик слушает не пассивно, а принимает самое активное участие при обсуждении произведения. При повторном вашем исполнении ученик должен внимательно следить за исполнением по нотам. После проигрывания пьесы нужно расспросить ученика, какие элементы звучания и записи ему знакомы и что непонятно, что нового он увидел и услышал при повторном исполнении. Очень часто педагог рассказывает ученику о характере, образе, как следует исполнять то или иное произведение, его фрагменты, не оставляя самому ученику места для рассуждений. Задача начального этапа обучения — как можно раньше пробудить самостоятельность в ученике и только наводящими вопросами вести ученика к цели.
Все новые темы, связанные с нотным текстом, со звукообразованием, нужно тщательно объяснить и демонстрировать.
Но все то, что уже встречалось, и все то, что вы показывали раньше, необходимо спрашивать ученика, и его личная активность в этом периоде работы над произведением очень важна. Это вселяет в него веру и придает уверенности для работы над решением следующих задач.
Второй этап работы над произведением включает в себя следующие аспекты: более детально ознакомить ученика с фразами, мотивами, созвучиями, метром и ритмом, аппликатурой, динамическими оттенками, длительностями голосов, звукоизвлечением в избранном произведении. После чего дать возможность ученику прочитать произведение с листа. Первое чтение ученик проводит в медленном темпе. Это необходимо для того, чтобы он сам убедился в точности прочтения текста: в указанном метре в ритме исполняются все длительности, верно соблюдаются знаки альтерации, аппликатура обеих рук.
Понятно желание ученика сыграть новое произведение целиком, и к тому же желанию не стоит мешать, однако после проигрывания необходимо внимание ученика на недостатки в его исполнении, а лучше, если он сам проанализирует свою игру. Нередко бывает, что ученик не замечает своих ошибок и неловкостей в движениях, и тогда уместно попросить его ещё раз исполнить данное произведение, что бы он сам почувствовал свои недостатки.
После грамотного прочтения текста с помощью наводящих вопросов добиваться, чтобы ученик понял, где главная мелодия, где аккомпанемент, где бас, есть ли двойные ноты, созвучия. Одним словом, необходимо разобраться в фактуре произведения через активизацию слуха и собственные ощущения ученика. Полезнее подробнее разобраться в строении одного музыкального фрагмента. Мелодия состоит из следующих друг за другом различных или одинаковых звуков, различных или одинаковых длительностей; фактура её, как правило, меняется: мелодия без аккомпанемента, мелодия басом, мелодия с аккомпанементом и т. д. Важно выяснить, что во фразе, затем во фрагменте, главное: где мелодия где аккомпанемент, где бас. Фактура произведения для ученика должна быть понятной.
Теперь остановимся на технических задачах. Необходимо ясное представление — как работать над техническими трудностями. Работать надо так, чтобы без липших потерь времени решить их. Не повторять много раз то, что сыгранно легко, а выделяешь только наиболее трудные места и работать отдельно над каждым тактом, фразой. Иногда следует работать над левой и правой руками отдельно. По ходу работы предложить ученику специальные упражнения, аналогичные встречающимся в произведении трудностям. Пусть ученик сам определит сложный музыкальный отрезок и самостоятельно проделает подходящее упражнение. Все вышеприведенные развивает ученика способность мыслить творчески и увлеченно работать над музыкальным произведением.
При первом же чтении нужно строго соблюдать аппликатуру, уяснить значение и необходимость ее точного выполнения в конкретной пьесе, этюде. Важность избранной аппликатуры необходимо донести до сознания ученика. Посредством достаточного количества повторений ученик должен заучить верную аппликатуру, чтобы пальцы сами, автоматически, по привычке, выполняли верные движения. Это очень важно при исполнении на публике, чтобы избежать неуверенности, путаницы. Как только ученик начинает соблюдать ритм, аппликатуру, оттенки, музыкальное произведение можно заучивать на память. Заучивание на память облегчает работу, так как не привязывает постоянно к нотному тексту. Появляется возможность сосредоточится на художественных задачах исполнения.
Постепенно, преодолевая различные частные трудности, внимание ученика перевести на целостное исполнение произведения. Раз за разом сосредоточивайте его внимание на выполнении художественной интерпретации текста. Помогать ему от ощущения своего исполнения как бы заново вернуться к программному, образному исполнителю, но уде не более совершенной подготовки. Необходимо дать прочувствовать общую линию звучания произведения, выявить главную кульминацию, научить ученика мыслить, опережая звучание!
Необходимо найти для произведения именно тот верный темп, который бы полностью отражал характер; ведь порой от неверно выбранного темпа теряются и выразительность и характер всего исполнения. Достижение нужного темпа и выразительности звучания порой ещё не соответствует выученности произведения, его необходимо «обкатать» — обыграть: Разумеется, для большей уверенности и надежности исполнения проигрывайте музыкальное произведение целиком и в надлежащем темпе.
Когда произведение будет готово для выступления, рассказать ученику, что такое публичное выступление, — ведь к нему ученика необходимо тщательно подготовить. Мелочей на сцене не бывает. Поэтому нужно учить его, как выходить и как держать инструмент, как делать поклон, как вести себя во время исполнения, настраиваться на выступление, играть с удовольствием, принося радость слушателям.
1.Кузин Ю.П. Азбука гитариста.-Новосибирск,1999.
2.В.Калинин «Юный гитарист» Москва «Музыка»1997
3.Ларичев Е. Самоучитель игры на гитаре. – Москва: Музыка,1995.
4.Пухоль Э.Самоучитель игры на гитаре. – Москва: Советский
5.Хрестоматия юного гитариста1-3 классы сост. О.Зубченко
Источник