Работа над художественным образом по классу гитары

План-конспект урока на тему: «Применение инновационных и традиционных технологий обучения в работе над художественным образом произведений в классе гитары»

Открытое учебное занятие на тему: «Применение инновационных и традиционных технологий обучения в работе над художественным образом произведений в классе гитары» (с обучающимся 5 класса Азаровым Русланом)

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_azarov_2019.docx 25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5

имени Д.Д. Шостаковича» г. Курска

Открытое учебное занятие

«Применение инновационных и традиционных технологий обучения в работе над художественным образом произведений в классе гитары»

(с обучающимся 5 класса Азаровым Русланом)

Преподавателя высшей категории

по классу гитары

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5

им. Д.Д. Шостаковича»

Тема урока : «Применение инновационных и традиционных технологий обучения в работе над художественным образом произведений в классе гитары».

Цель урока : Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

— сформировать умение выполнять анализ и синтез музыкального материала;

— развивать навыки осознанного исполнения произведения, его самостоятельной трактовки;

— способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающегося.

Тип урока : формирование и закрепление знаний, умений, навыков.

Форма урока : индивидуальная.

Методы и технологии обучения :

— показ на инструменте, просмотр видеозаписи.

— упражнения, гаммы, пьесы;

— соблюдение правильной посадки, постановки рук, подбор музыкального репертуара с учетом возрастных особенностей обучающегося;

Оснащение урока : нотная тетрадь, пюпитр, гитара, подставка для ног, ноутбук, видеокамера.

1.Организационный момент (1 минута).

2.Сообщение темы, цели и задач урока (2 минуты)

3. Проверка домашнего задания (5 минут):

а) арпеджио М. Каркасси, гамма А-dur, fis-moll;

б) проигрывание произведений: Н. Кошкин «Пилигрим»; обработка неизвестного автора «Цыганочка».

а) В упражнениях и гаммах работать над качеством исполнения различными штрихами в быстром темпе.

5. Изучение нового материала (25 минут):

I. Н.Кошкин «Пилигрим».

1) Проигрывание произведения обучающимся, анализ исполненной пьесы: разбор характера произведения, значения названия, из какого цикла произведение, рассуждения с обучающимся на тему образа, который хотел показать автор.

2) Исполнение произведения преподавателем, просмотр видеозаписи двух различных вариантов исполнения (обучающимся и взрослым исполнителем), анализ услышанного материала, выбор варианта более качественного и близкого ученику.

3) исполнение пьесы учеником с попыткой создать свой образ музыкального произведения, раскрыть его характер.

4) запись на видеокамеру исполнения учеником первой части произведения; просмотр совместно с обучающимся; анализ исполнения, определение основных направлений для дальнейшей работы по раскрытию характера и образа музыкального произведения.

II. Обработка неизвестного автора «Цыганочка».

  1. Проигрывание произведения обучающимся.
  2. Анализ структуры произведения, формы, особенностей изложения материала.
  3. Просмотр видеозаписи танца «Цыганочка» в исполнении хореографического ансамбля.
  4. Беседа с обучающимся об особенностях танца, характере его исполнения, о средствах музыкальной выразительности необходимые для раскрытия образа произведения.
  5. Проигрывание пьесы обучающимся, с учетом всех требований для создания образа музыкального произведения.

6. Задание на дом (2минуты):

а) упражнения; добиваться качественного исполнения штрихов в различных темпах.

б) работать над динамикой, плавностью голосоведения и качеством звукоизвлечения в пьесе Н. Кошкина «Пилигрим»;

«Цыганочка» — работать над четкостью исполнения ритмического рисунка, динамическими оттенками, соблюдением темповых рекомендаций автора.

7. Подведение итогов урока: анализ, самоанализ, оценка за урок (2минуты).

Источник

Открытый урок в классе гитары. Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»

Подробный конспект урока в младших классах гитары. Работа над пьесами В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

преподавателя МОУ ДОД «ДШИ» г.Дно Псковской области

Мельник Аллы Николаевны

«Создание и развитие художественного образа

в процессе работы над музыкальным произведением»

Дата проведения: 14.05.2014 г.

Обучающийся: Иванов Павел, 10 лет, 2 класс, гитара.

  • Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений (В.Ерзунов «Свеча», В.Козлов «Испанский танец»).
  • Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений.
  • Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
  • Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
  • Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
  • Познакомить учащегося с традиционной испанской культурой фламенко.
  • Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары.
  • Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
  • Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
  • Воспитать толерантность и коммуникабельность.
  • Форма учебного занятия : индивидуальная
  • Тип учебного занятия : комбинированное занятие

Цель для обучающегося — подготовка рабочего места, настройка инструмента, принятие удобной правильной посадки.

Задача учителя — подготовить учащегося психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.

Знакомство с планом урока:

  1. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Основная тема урока;
  4. Закрепление учебного материала;
  5. Задание на дом;

На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в медленном темпе упражнение «Гусеница» и гамму с-moll , контролируя качество звукоизвлечения.

2.Проверка домашнего задания.

В работе произведение В.Ерзунова «Свеча». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению барре, флажолета). Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой.

Цель преподавателя на данном этапе — помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт.

Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.

Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

Ученику предлагается представить в воображении картину горящей свечи, пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике или зажата в ладони и т.д.

Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем.

Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить с ребёнком о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей.

На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.

В.Козлов «Испанский танец». На прошлом занятии ученику предлагалось при помощи сети Интернет подготовить небольшое сообщение на тему «Символы Испании: коррида и фламенко». Продолжать работу над произведением, прорабатывая в медленном темпе заключительный пассаж.

Цель первого этапа работы над пьесой – в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача – вызвать интерес учащегося к исполняемому произведению, помочь вспомнить историю возникновения шестиструнной гитары, закрепить знания о символах Испании.

В ходе беседы можно ненадолго сменить сферу деятельности учащегося, предложив ему посмотреть фрагменты выступления исполнителей фламенко, фотографии участников корриды. Предложить повторить характерные движения тореадора или танцора фламенко, тем самым давая отдых мышцам.

Переходим к основному этапу. Предлагаем ребёнку пофантазировать на тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его рассказ, можно подвести понимание ребёнка к тому, что коррида выглядит как танец, как хореографическое действо с возможными драматическими неожиданностями. Матадор, как и танцор, выполняет определённую последовательность фигур. Знатоки оценивают не только мастерство, но и артистизм участников боя.

Говоря о характере произведения (энергетике, напоре, страсти) можно предложить ребёнку сравнить его с характером предыдущей пьесы. (Если ты исполнишь «Свечу», представляя образ матадора и бегущего быка, какие чувства это исполнение вызовет у слушателя? Как бы ты назвал «новое» произведение? Какую картину рисует воображение, если играть «Испанский танец» бережно, утончённо, ласково?)

Следующий этап – исполнение учеником произведения с нужным эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.

Задача преподавателя – не отходя от созданного образа, помочь ученику преодолевать трудности технического характера.

4. Закрепление учебного материала.

Для закрепления данного материала разберём пьесу Л.Ивановой «Маша и медведь». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.

Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть в музыке развитие взаимоотношений Маши с Медведем, рассказать о характере исполнения пьесы, о чувствах и эмоциях героев. («В начале слышен диалог. Голос Медведя звучит в низком регистре, медленно и устрашающе, а ответ Маши – в высоком, весело и беззаботно. Миша недоволен, он угрожающе наступает на Машу и останавливается. Воспользовавшись заминкой, Маша быстро убегает и прячется».)

Задача преподавателя — закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.

2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).

3.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей фламенко.

Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

Источник

Разработка открытого урока «Работа над художественным образом в младших классах на уроках ансамбля»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ГУСЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по гитаре

«Работа над художественным образом в младших классах

на уроках ансамбля»

преподаватель оркестрового отделения (гитара)

«Гусевская детская школа искусств»

12 февраля 2014 г.

Открытый урок по ансамблю в классе гитары

Тема урока : «Работа над художественным образом в младших классах на уроке ансамбля».

Цель урока : Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

1. Работа над выразительностью музыкального языка, исполнительских трудностей, слаженности звучания.

2. Достижения уровня образной завершённости интерпретации.

Тип урока : традиционный

Вид урока : урок обобщения и систематизации изученного.

Лёгкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 1 Санкт – Петербург « Композитор» 2005

Столярова Анна 3кл.

Карева Нелли 3 кл.

На данном уроке будет показана работа над художественным образом в музыкальных произведениях младших классов. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщённо, но систематизированно.

Первым представленным произведением будет Ария И. С. Баха. Учащиеся исполнили произведение. Преподаватель кратко напомнил, что И. С. Бах писал полифоническую музыку, где каждая партия имеет свой голос. Задание для ансамбля: каждая из учениц должна провести свой голос внятно, эмоционально, по возможности певуче, с чёткой, ясной кульминацией. Девочки старались исполнить как можно лучше. Отдельно поработали над ауфтактом. Преподаватель напомнил, что обозначает этот термин, какую важную роль он играет в слаженности ансамбля. Сложность арии заключается в её кантилене; звуки должны быть связаны между собой. Для начинающих гитаристов это делать очень нелегко, но Аня и Нелли старались, и у них получала певучая мелодия.

Во время работы над выразительностью звучания преподаватель просила петь про себя мелодию, тогда пальцы тоже будут «петь», связывать ноты, появится дыхание между фразами, музыка станет понятной для слушателя.

Завершающим этапом работы над пьесой стало приближение к заданному темпу moderato . Девочки вполне справились с поставленными перед ними задачами. Арию они исполняют с большим удовольствием и ответственностью.

Следующая пьеса Andante D немецкого композитора Й. Кюфнера,

написана в темпе Andante con moto . Играется более легко, непринуждённо и имеет трёхчастную форму. По заданию преподавателя ученицы должны чётко донести до слушателя построение формы, ярко выраженную кульминацию, звуковой контраст частей. Девочки стараются следовать указанием преподавателя, но затруднение вызывает исполнение контраста: f — sp . Для учеников второго года обучения пока это сложно, не хватает стабильности исполнения.

Следующим этапом работы стал переход к репризе произведения. Трудность вызвало замедление перед репризой у 1-ой партии. Нелли не могла аккуратно, равномерно распределить 6 восьмых во времени – не хватает практики и артистизма. После устранения всех технических недостатков девочки исполнили пьесу более ярко темпераментно. Надеюсь, в таком виде она будет более понятна слушателям.

В заключение урока хочется отметить правильно подобранную программу: контрастные по темпу и характеру, раскрывающие внутренний мир юных исполнителей. Аня и Нелли отчётливо представляют о чём их музыка говорит и с полной отдачей доносят её со сцены.

Источник

Оцените статью