- Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий». материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему «Работа над музыкальным образом» план-конспект урока по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
преподаватель по классу фортепиано:
Павлова Зоя Николаевна
г. Инта, Республика Коми
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
- Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
- Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
- Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
- Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
- Развивать техническую оснащённость.
- Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
- Развивающего обучения
- Творческая лаборатория
- Художественно-эстетическая
- Информационно-компьютерная
- Здоровьесберегающая
- Фортепиано
- Стул
- Подставка под ноги
- Сборники нот
- Иллюстрации и рисунки
- Русские народные сказки
- Ноутбук
- Синтезатор
- Таблица
- Портреты композиторов
- Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- У неё сформирован музыкальный образ;
- Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
— сообщение темы и постановка задач;
— теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
— практическая часть: работа над произведением;
— Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
— Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки.
Настрой на работу.
Педагог : сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский?
Ученица : я не знаю.
Педагог : А Александр Лубянцев?
Ученица : тоже не знаю.
Педагог: Карина, а сказки ты любишь?
Ученица: да, очень!
Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?
Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.
Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал?
Ученица: в консерватории в Ростове.
Педагог: А когда была написана пьеса?
Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький.
Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую?
Ученица: «Новая кукла».
Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает?
Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая.
Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.
Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.
Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.
Ученица: У меня получилось так.
Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?
Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.
Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.
Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева.
Ученица: исполняет произведение.
Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?
Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка.
Педагог: Опиши, какие у неё волосы?
Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.
Педагог: А тембр голоса можно угадать?
Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.
Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?
Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.
Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать?
Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке – она яркая, более выразительная.
Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре.
Ученица: играет отрывок.
Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы.
Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта.
Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков.
Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу.
Педагог: О чем же говорят нам интервалы?
Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная.
Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?
Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом.
Педагог: А как помогает динамика?
Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность.
Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой?
Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила.
Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды.
Ученица: играет аккорды.
Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:
- Вначале со счетом в ладоши;
- В ладоши на слух;
- Ладонью по колену;
- Ладонью по крышке;
- На клавиатуре;
- Все на одном движении.
Ученица: выполняет упражнения.
Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали?
Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует.
Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?
Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!
Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе.
Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе.
Источник
Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему «Работа над музыкальным образом»
план-конспект урока по теме
Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.
Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»
Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Форма урока: индивидуальная.
Возраст обучающегося: 3 класс
- Предметные:
- Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- У неё сформирован музыкальный образ;
- Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
- Личностные:
Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике.
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
- развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.
Дополнительный материал к уроку — красочная презентация способствует более живому, непосредственному и запоминающемуся восприятию нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока ««Работа над музыкальным образом в классе фортепиано» | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с методической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: __Ряховская Кира Сергеевна
2. Ученица: ____________ Класс: 3, третий год обучения _ Дата: ______________Предмет:_ специальное фортепино __
3. Тема урока :___ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»______
4. Тип урока:_ комбинированный
5. Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для
дальнейшего развития творческой самостоятельности.
- Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
- Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
- Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
- Развивать техническую оснащённость.
- Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;
- Развитие воли и управления своим поведением.
- Предметные:
- Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- У неё сформирован музыкальный образ;
- Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
- Личностные:
Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике
- Метапредметные:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
- развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- Фортепиано
- Стул
- Подставки под ноги, на стул
- Сборники нот
- Персональный компьютер
- Презентация
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Наблюдение
- Прослушивание музыкального произведения
- Развивающего обучения
- Творческая лаборатория
- Художественно-эстетическая
- Информационно-компьютерная
- Здоровьесберегающая
Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002;
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта – С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;
Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.
Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2001.
2 . Нотные сборники:
П.И.Чайковский «Детский альбом»
Соколова Н.С. «Ребёнок за роялем», Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. — 4-е изд. — Л.: Музыка, 1988;
Торопова Н.М. «Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ»: учебно-методическон пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Презентация, иллюстрации и справочные материалы с Интернет-сайтов:
Источник