Работа над пьесами малых форм для фортепиано

Работа над пьесами малых форм для фортепиано

Данные методические рекомендации относительно исполнения фортепианных пьес или работы над отдельными местами основываются как на собственном педагогическом опыте, так и на опыте коллег. Также автором использованы материалы и публикации следующих известных педагогов-пианистов: А.Артоболевской, В. Натансона, Л.Ройзмана, С.Чернышкова, музыкального теоретика А. Фролова. Что касается приведенных ниже методических рекомендаций, разумеется, их нельзя рассматривать, как обязательные для всех, ведь каждый студент обладает индивидуальностью, да и физиологические особенности рук у всех различны. Но, с другой стороны, во многих произведениях имеются места, при исполнении которых студенты совершают типичные ошибки. Методические указания, приведенные ниже, имеют целью предотвратить появление таких ошибок, помочь преподавателю направить студента по более рациональному пути.

Пьесы малой формы, которые наиболее часто используются в процессе обучения студентов, могут быть условно разделены на несколько основных разновидностей:

  • кантиленные пьесы
  • жанровые пьесы
  • программно-характерные пьесы
  • пьесы старинных композиторов
  • джазовые пьесы

Вначале обратимся к общим методическим рекомендациям, касающимся работы над фортепианными пьесами любого из названных жанров.

Главной целью при изучении каждого музыкального произведения является достижение понимания замысла композитора и передача его студентом на хорошем исполнительском уровне, то есть осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время, каждый из вышеперечисленных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе.

Начиная работу над пьесой, студенту необходимо прежде всего определить характер музыки и, как следствие, характер самого звука. Чтобы облегчить эту задачу, преподаватель может предложить выбрать слова из перечня определений характера звука:

  • мягкий
  • легкий
  • звонкий
  • отчетливый
  • глубокий
  • искрометный
  • сверкающий
  • певучий
  • отрывистый
  • плавный
  • слегка расплывчатый
  • тяжелый
  • упругий

Здесь уместны «наводящие» вопросы с целью натолкнуть студента на размышления, например: «Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?» Цель заключается в том, чтобы студент мог словами рассказать, что происходит в музыкальной пьесе. Также необходимо ответить на вопросы о тональности, ключевых и случайных знаках, о динамических оттенках, темпе, ритме, штрихах, музыкальных терминах. Все эти вопросы помогают активизировать сначала восприятие студента, а затем и осознание.

Основные методы работы, которые сложились в фортепианной педагогике, это метод подражания, метод эмоционально-волевого и интеллектуального воздействия.

Метод подражания обращается к пассивным способностям студента: на слух и «с рук» педагога он перенимает то, что ему играют и показывают. Этот метод применим в работе с начинающими и может быть использован тогда, когда студенты вводятся в новые для них области исполнения и когда недостаточно словесных объяснений.

Метод эмоционально-волевого воздействия можно сравнить с методом дирижерским. Педагог стремится воздействовать на фантазию студента, эмоциональность, разбудить в нем вдохновение. Здесь надо использовать образные сравнения, ассоциации, жесты, иллюстрации исполнения. Яркие музыкальные представления и творческая активность помогают разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми. Такой метод предъявляет большие требования к инициативе студента и возможен в тех случаях, когда достаточно развиты его исполнительский аппарат и сознание.

Еще один метод – интеллектуальный. Он основывается на анализе закономерностей музыкального сочинения, начиная от элементов и кончая широкими обобщениями. Такой метод требует от студента максимальной сознательности, активности и легче всего приводит к самостоятельности.

В начале работы с новым произведением показывать его нужно в настоящем темпе и в художественном исполнении. Цель такого показа — создание образа в представлении студента. К такому же показу нужно возвращаться время от времени в процессе работы над пьесой, для того, чтобы работая над деталями, не забывать звучания целого.

С пояснительной целью следует играть произведение приблизительно в том темпе, который доступен студенту в данный момент: в этом темпе он лучше поймет указания преподавателя. В таких случаях показ можно упростить, акцентировать те стороны, на которые нужно обратить внимание студента на данном этапе работы. Не исключен «карикатурный показ», цель которого представить явление с его отрицательной стороны, утрировать ту или иную деталь. Но ни в коем случае нельзя заставлять студента слепо копировать свое исполнение, подавлять его инициативу, а наоборот поощрять его собственное понимание музыки.

Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Правильная фразировка предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д., а в дальнейшем и умение студентов самостоятельно разграничивать их. Они должны уметь определять (вначале с помощью преподавателя) форму того сочинения, которое разучивают, твердо знать тональность пьесы.

Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте при соблюдении следующих условий:

  • студент осознает строение фразы, деление на мотивы, ее динамику (начало, подъем, кульминацию, спад);
  • студент владеет средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить свое художественное намерение;
  • студент умеет слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.

Автор: Коленченко Светлана Николаевна, ГБОУ СПО «Клинцовский социально-педагогический колледж»

Источник

Открытый урок по классу фортепиано на тему: « Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома П.И.Чайковского».

Методическая разработка

открытого урока по классу фортепиано

на тему:

« Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома П.И.Чайковского».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

открытого урока по классу фортепиано

« Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома П.И.Чайковского».

Преподаватель: Преображенская Евгения Анатольевна

Тема урока: « Работа над пьесами малой формы в младших

классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома

Цель урока: Решение исполнительских задач и развитие музыкального мышления.

Тип урока: Комбинированный урок.

— закрепление теоретических знаний (музыкальная терминология, аппликатурный принцип, штрихи, средства музыкальной выразительности) и практических навыков;

— работа над достижением нужного характера звука, фразировкой, преодолением фактурных трудностей.

— расширение объема исполнительских навыков;

— развитие образного мышления, художественного воображения;

— развитие творческой активности учащейся;

— развитие слухового восприятия музыки, эмоционального отношения к исполнению изучаемых произведений.

— воспитание самостоятельности учащейся;

— воспитание любви к музыке;

— воспитание эстетического вкуса.

Краткая характеристика учащейся:

Урок проводится с ученицей 2-го класса Потаповой Софьей, возраст 8 лет.

Девочка обладает хорошими музыкальными данными.

Поступила в музыкальную школу без подготовки, обучается второй год.

Проявляет живой интерес к занятиям фортепиано, очень общительна,

регулярно готовит домашнее задание, очень ответственна.

Репертуар, изучаемый на уроке:

Две пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

  1. «Новая кукла».
  2. «Старинная французская песенка».

Формы развивающего обучения, используемые на уроке:

— рассказ учащейся о музыке;

— наполнение урока теоретическим и историческим материалом;

— использование информационных технологий (электронные ресурсы, возможности Интернет).

Материалы, используемые на уроке:

2. Папка с нотами

3. Иллюстрированные нотные сборники

6. Подставка для ног

Структура и ход урока:

Ι этап урока. Организационный этап.

Задачи: создание благоприятной рабочей обстановки на уроке,

активизация внимания ученицы.

Наличие всего необходимого на уроке: дневник, ноты.

Действия: Преподаватель и ученица взаимно приветствуют друг друга.

Ребенок готовится к уроку – достает ноты, дневник,

садится за инструмент.

Продолжительность организационного этапа: 2 мин.

ΙΙ этап урока. Проверка выполнения домашнего задания.

Цель: проверить степень усвоения знаний, умений и навыков по итогам

контроль качества выполнения домашней работы;

мониторинг эффективности самостоятельной работы ребенка.

Задачи: прослушать исполнение ученицы;

дать ребенку возможность рассказать о том, как он занимался;

дать возможность оценить свое исполнение;

наметить пути дальнейшей работы над программой.

Действия преподавателя и ученицы:

1.Я беседую с ребенком, Соня рассказывает о том, какие ей были

даны указания (сверяемся с дневником), что удалось выполнить, а

что еще нет, в чем у нее были основные затруднения.

2.Проверка выполненного задания по пьесе «Новая кукла»:

Соня исполняет по нотам всё произведение целиком.

Я слушаю исполнение ученицы, не прерывая её игры. Запоминаю «про себя» все достоинства и недостатки. Отмечаю имеющиеся достижения, чтобы поощрить Соню и правильно ориентировать в дальнейшей работе.

3. Идет проверка выполненного задания по второй пьесе: «Старинная французская песенка».

Ученица рассказывает о том, что она попыталась сделать в этой пьеске и исполняет её.

4. Я общаюсь с ребенком. Мы выясняем, что было сделано хорошо, были ли какие-нибудь недостатки, внимательно ли ученица слушала свою игру. Вместе мы оцениваем проделанную работу и я выставляю оценку за домашнее задание.

Обобщение результатов ΙΙ раздела урока:

— качественное выполнение домашнего задания;

— активное участие ученицы в диалоге;

— поощрение положительного результата;

— интерес к дальнейшей работе;

— ставлю задачи последующей работы.

Примерная продолжительность данного этапа: 10 мин.

ΙΙΙ этап урока . Работа над новым материалом.

Цель данного раздела: освоение нового материала урока, работа над исполнительскими трудностями.

Действия преподавателя и ученицы:

  1. Работа над пьесой «Новая кукла».

«Новая кукла» — самый короткий по продолжительности номер «Детского альбома». Пьеса считается несложной, чаще всего проходится во втором классе. Музыка пьесы наполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Атмосферу радостного трепета и волнения в первую очередь создает аккомпанемент, имитирующий взволнованное биение сердца: «тук-тук».

Эту пьесу я дала Соне разбирать на летних каникулах. Ей эта пьеса очень понравилась, мы распечатали для её папки с нотами красочные иллюстрации к этой пьесе, дома она ещё раз послушала пьесу в интернете и загорелась её разбором и изучением. На уроке она исполнила всю пьеску по нотам двумя руками.

Разбирая форму пьесы, намечаем «стыки» частей. Для того чтобы Соне было легче понять трехчастность этого произведения, я предлагаю ей познакомиться со стихотворением Ларисы Дацюк, написанное к этой пьесе. Мы с ней читаем это стихотворение, видим, что оно состоит из 3-х четверостиший, последнее немного длиннее по объему, с заключительной кодой. Соня очень обрадовалась, узнав, что к этой пьесе есть стихи и можно пьесу играть и петь. С самого начала обучения, с первого класса, ко всем изучаемым пьесам мы с ней находим стихотворения, либо сочиняем их сами. Слова помогают ребенку хорошо выдерживать ритм, развивают его воображение, фантазию.

После того как мы прочитали стихотворение, я предлагаю Соне спеть эту песенку. Я исполняю пьесу и мы с Соней поем. Таким образом, ученица поняла трехчастность пьесы, мы определили и отметили стыки частей. Далее я попросила Соню обратить внимание на 2ю часть пьесы. Если в начале пьесы штрихи в партиях правой и левой руки были согласованы на сильных долях, то в средней части они звучат как бы вразнобой: создается впечатление, будто одна интонация наскакивает на другую, напоминая речь «взахлеб». Сравнив нотный текст с текстом стихотворения, мы с ней отметили каждую строчку четверостишия и разделили 2ю часть на четыре маленькие фразы, где каждая фраза соответствует строчке 2го четверостишия. Каждая фраза начинается с затактовой ноты и состоит из четырех залигованных парных восьмых, разделенных между собой паузами на второй доле. Первые две пары восьмых как бы перекликаются друг с другом и исполняются переносом руки в разные октавы, а вторая пара восьмых – это восходящий тетрахорд, звуки идут друг за другом по ступенькам, разделяясь паузой. Я показываю и объясняю Соне, что все четыре фразы построены по одинаковому принципу. Вторая часть представляет Соне некоторую сложность в исполнении. Из-за отсутствия плавной мелодической линии, дробления мелодии, чередования движений и переноса руки Соня делает небольшие остановки. Чтобы избавиться от этих остановок, я прошу Соню поучить 2ю часть не всю целиком, а проигрывая каждую маленькую фразу по несколько раз, сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе, доводя до автоматического исполнения. После того как первая фраза начала получаться хорошо, мы приступаем к повторению второй фразы. Затем, когда и вторая фраза освоена, мы соединяем первую и вторую фразы и Соня пробует без остановок исполнить две фразы и это у нее получается теперь легко. Цель достигнута. Точно таким же способом следующие две фразы Соня выучит дома самостоятельно.

После того как мы поработали над средним разделом, возвращаемся к 1й части. Сначала мы работаем над аккомпанементом. Я говорю Соне, что в басовом голосе нет указания staccato, мы проигрываем левую руку отдельно в медленном темпе легкой кистью, слегка подснимая нижний звук в терциях. Особое внимание я обращаю здесь на положение руки. Добиваюсь, чтобы Соня играла собранной, компактной рукой, не делая лишних движений и ненужных поворотов. Рука должна находиться в естественно-собранном положении. Показываю ей наглядно, что если один палец находится на черной клавише, то другой палец ставится между черными клавишами, то есть пальцы должны находиться параллельно клавишам. Теперь, проиграв отдельно партию левой руки, Соня играет первую фразу двумя руками вместе.

Вся первая фраза (1-8 такты) исполняется на едином дыхании. Восходящая интонация нагнетает напряженность к вершине фразы. Чтобы ученице было легче создать образ взволнованного порывистого движения, я обращаю её внимание на то, что пьеска начинается не с мелодии в правой руке, а с ритмической фигуры аккомпанемента, который, как мы уже говорили, имитирует взволнованное биение сердца: возбужденный ритм врывается раньше мелодии. Мы представляем себе, что маленькая девочка, героиня пьесы, с радостным ожиданием стремительно вбегает в комнату, кружится с новой куклой…

2. Работа над «Старинной французской песенкой».

Нежная и печальная «Старинная французская песенка» особенно популярна и любима детьми. Выразительная мелодия и очень прозрачное сопровождение, несколько напоминающее легкие детские пьески старинных композиторов, делают её чрезвычайно полезным материалом для приобретения первых навыков исполнения кантилены, различных штрихов и полифонии.

В младших классах обязательная фаза в развитии пианиста — это программность пьес. Фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу, ребенок учится просто выражать музыкальным языком все, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи. Все пьесы П.И.Чайковского из «Детского альбома» программны и ребёнку, исполняя их, очень просто представлять себе во время игры различные сюжеты, образы и передавать это в звуках. Для того чтобы Соне при изучении и исполнении «Старинной французской песенки» было легче передать художественный образ пьески, я рассказываю ей, что название этой пьесы говорит само за себя – это «песенка», а, как мы знаем, в любой песенке есть слова и, конечно, какой-то сюжет. И я показываю Соне отрывок из мультфильма «Детский альбом Чайковского» о принцессе, которая живет в большом и красивом замке. Она провожает в военный поход своего возлюбленного рыцаря. Сюжет сказки печальный и грустный – расставание и разлука. Мультфильм Соне очень понравился и пьеска стала интересна ей ещё больше. Мы решили, что дома в интернете она посмотрит весь мультфильм от начала до конца.

Приступая к работе над этой пьесой, мы вначале обращаем внимание на левую руку. Я объясняю ученице, что в партии левой руки два голоса: звуки, написанные штилями вниз – это нижний голос, а штилями вверх – верхний голос. Чтобы понять эту двухголосность, мы играем партию левой руки следующим образом: я исполняю нижний голос, ученица – верхний, и наоборот. Затем Соня играет двумя руками: левой рукой нижний голос, правой – верхний голос. После этого она исполняет левой рукой как написано и внимательно следит за двухголосием. У нее получается это отлично.

Теперь я прошу Соню исполнить первое предложение двумя руками вместе.

Чтобы добиться плавной филировки звуковой линии мы вновь обращаемся к подтекстовке. Для этой пьесы мы с Соней взяли стихотворение В.Лунина. Исполняя мелодию, она будет напевать слова. В первой части я прошу Соню обязательно дослушать все тянущиеся звуки. Начало каждого мотива исполнять осторожно, так как они начинаются с затакта, со слабой доли, опираться на вторую ноту, то есть на сильную долю. Чтобы Соня не дробила мелодическую линию, а довела музыкальную мысль до конца предложения (то есть до 8 такта), я прошу ее представить, что эту пьесу исполняет скрипач. Смычок в руках скрипача плавно движется по струнам, приостанавливаясь лишь на долю секунды на каждом двутакте, перед исполнением затактовой ноты и только в 8 такте, в конце предложения, на короткое время останавливается, чтобы взять дыхание перед вторым предложением. Пианистам тянущиеся звуки сыграть протяжно почти невозможно, мы можем передать это только через свои внутренние ощущения и представления. Соня старается сыграть мелодию непрерывно, дослушивая все тянущиеся звуки, выразительно, нежно, объединяя мотивы в одну мелодическую линию. Я помогаю, напевая вслух песенку.

Переходим к исполнению 2й части пьески. В средней части появляются стаккатированные восьмые в аккомпанементе. Здесь мы представляем себе медленно скачущую лошадку, на которой рыцарь скачет вдаль, постепенно исчезая из виду. Эти восьмые я прошу Соню играть мягко, не утяжеляя их: «Лошадка грациозно, медленно бежит рысью, цокая копытами». Эти звуки должны напоминать pizzicato струнных инструментов.

Во второй части пьесы уделяю внимание точному исполнению штрихов.

Также, требую от ученицы точного соблюдения аппликатуры. Для того, чтобы как следует запомнить точную аппликатуру и штрихи, мы прорабатываем отдельные кусочки пьесы в очень медленном темпе, чтобы Соня была более сосредоточена и внимательна.

Использую иллюстративный метод: исполняю отрывки пьесы, показывая штрихи.

Источник

Оцените статью