Работа над штрихами классе аккордеона

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
план-конспект по музыке на тему

Методическая разработка урока по классу баяна

Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_shtrihami_na_nachalnom_etape_obucheniya.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по классу баяна

Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Специальность 050130 «Музыкальное образование»

Преподаватель Беззубова Н.В.

Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.

-умение воспроизводить основные идеи нового материала;

-совершенствование навыков артикуляции на баяне;

-совершенствование навыков «чистой» смены меха;

-развитие навыков чтения нот с листа.

-воспитание самостоятельности работы;

-воспитание элемента художественного исполнения;

-воспитание настойчивости в достижении цели;

-воспитание полноты и сознательности выполнения домашнего задания.

-развитие самоорганизации обучающегося в ходе урока;

-развитие чувства ответственности за учебную деятельность;

-развитие навыка исполнительского анализа музыки.

Профессиональные компетенции (над которыми идёт работа на уроке): ПК 3.1 . Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

Формирование общих компетенций (над которыми идёт работа на уроке)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7 . Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Используются СОТ: Личностно-ориентированный подход, Технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) репродуктивного типа:

• Анализ технических трудностей исполняемого музыкального материала (технология развития критического мышления)

• Отработка технических приёмов исполнения на основе исполнительских навыков (здоровьесберегающие технологии)

• Самоанализ (технология развития критического мышления, лично-ориентированный подход)

Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) проблемного типа:

• Грамотное исполнение произведения с опорой на исполнительское навыки.

Тип урока: практический урок

Музыкальный материал: Д,Самойлов «Азбука баяниста», В.Семенов «Школа игры на баяне»; Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста ; р.н.п. «Ах, утушка луговая»; р.н.п. «Заинька»

Баяны, пюпитр, нотная литература, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы.

I Организационный этап . Приветствие педагога

I Практическая часть.

• Работа над техническим материалом (исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками).

  • работа над штрихами в гаммах;
  • разбор нового произведения;
  • работа над штрихами и сменой меха в произведении «Заинька»;
  • чтение нот с листа

II Подведение итогов: Анализ работы обучающихся:

• Подведение итогов занятия с участием обучающихся.

• Обоснование отметки за урок.

• Формулирование домашнего задания.

Педагог: Здравствуйте! Сегодня будем работать над темой: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения». Обобщим некоторые представления по изучаемому материалу. Проработаем упражнения на заданную тему. Начнем занятие с проигрывания гамм. Продолжим занятия с разбора русской народной песни «Ах, утушка луговая». Затем поработаем над артикуляцией в русской народной песне «Заинька». И закончим урок чтением нот с листа.

Приступим к разминке игрового аппарата: Первое упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.

Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки вперед. Одновременно двумя руками делаем круговые движения кистью, затем предплечьем, а потом всей рукой, свободно раскручивая.

I Практическая часть

— После разминки переходим к техническому материалу (исполнение упражнений для беглости пальцев с осмыслением звуковых и двигательных задач; исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками.

Педагог: Какие цели были поставлены в домашней работе к этому уроку?

(предполагаемый ответ: играть гамму С-dur тремя штрихами — legato, non legato, staccato.)

Педагог: Дай определение термину штрих.

(предполагаемый ответ: Штрих – характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции.)

Педагог: Хорошо. Теперь рассмотрим 3 основных вида штриха: legato, non legato, staccato и способы их исполнения.

Как нужно играть штрихом legato?

(предполагаемый ответ: Legato – это связная игра.)

Педагог: Правильно. Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причем одновременно с нажатием очередной клавиши предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры. Теперь давай сыграем гамму С-dur штрихом legato.

2 вид – это non legato. Как нужно исполнять этот штрих?

( предполагаемый ответ: Non legato – не связная игра.)

Педагог: Правильно. Non legato исполняется ударом с предварительным замахом пальца при ровном движении меха. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом non legato.

3 вид – это staccato. Как нужно исполнять этот штрих?

(предполагаемый ответ: Staccato – острое, отрывистое звучание.)

Педагог: Правильно. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым. Пальцы легкие и собранные. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом staccato.

— Продолжим наше занятие с разбора нового произведения – русской народной песни «Ах, утушка луговая».

Перед исполнением предлагается прослушать произведение «Ах, утушка луговая» в аудиозаписи.

Далее следует с обучающимся анализ – какие приемы использовал исполнитель.

А как ты дома разбирала это произведение?

(предполагаемый ответ: Я ознакомилась с произведением в целом и выявляла наиболее сложные места изучаемой пьесы)

Оценка исполнения. Разбор на данном этапе приемлем. Текстовые ошибки мы исправим.

Педагог: Какие ты ставишь дальнейшие задачи в работе над произведением?

(предполагаемый ответ: Расставить аппликатуру, определить штрихи и играть в более ровном темпе..)

Педагог: Все верно. Чтобы играть в ровном темпе, нужно на первых этапах изучения произведения играть под счет.

Проигрывание произведения под счет с верной аппликатурой и штрихами.

А сейчас, для формирования первоначального музыкально-слухового представления о произведения, я тебе проиграю эту пьесу. Показ.

( преполагаемый ответ: Теперь понятен правильный темп, стиль, характер и содержание пьесы.)

А теперь переходим к работе над следующим произведением – р.н.п. «Заинька». Задача проигрывания: целостность исполнения, чистая смена меха, точное исполнение штрихов.

Проанализируем твое исполнение. Что получилось, что нет?

Что касается смены меха, то нужно точно знать, где сменить мех. В данном случае меняем мех через каждые два такта.

Также нужно проследить за точностью штрихов. В данном произведении используется два основных штриха – это legato и non legato. Выше мы уже разбирали эти понятия. Теперь надо вспомнить и перенести знания в это произведение. Попробуем еще раз исполнить пьесу, учитывая все замечания.

На следующем этапе урока предлагаются небольшие пьесы для чтения с листа. Для музыканта важно не только отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно читать музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь «читать с листа». Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора, выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.

Педагог: Что необходимо сделать прежде чем приступить к исполнению музыкального текста?

(предполагаемый ответ: необходимо зрительно с ним познакомиться.)

Педагог: Правильно. Знакомство с произведением необходимо начинать с просмотра нотного текста: с ключей, тактового размера, познакомиться с темпом и характером звучания данной пьесы.

II Подведение итогов.

Потрудились мы сегодня хорошо. Домашнее задание выполнено в полном объеме. За урок я ставлю оценку «отлично».

Домашнее задание: кроме гаммы С-dur, посмотреть гамму G-dur.

«Ах, утушка луговая» — выполнить аппликатуру, играть в медленном темпе со счетом, стараясь точно выполнять штрихи.

«Заинька»- исполнять произведение с сопровождением голоса, продолжить работать над штрихами, меховедением.

Спасибо за работу! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная разработка может быть использована при прохождении темы » У врача» в 5 классе при любом УМК.

Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для детей 6 лет.

разработка урока Enterprise 4.

Урок разработан на материале УМК Кузовлева В.П., с использованием ИКТ.

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке.

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс.

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини, «Техника смычка» .

Источник

Открытый урок по классу аккордеона тема урока: «Работа над штрихами, как одним из средств музыкальной выразительности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕТРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ АККОРДЕОНА

«Работа над штрихами, как одним

из средств музыкальной выразительности»

преподаватель 1 квалификационной категории

по классу аккордеона МБУ ДО «ПДШИ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В КЛАССЕ АККОРДЕОНА

«Работа над штрихами, как одним из средств музыкальной выразительности»

Цель: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.

    умение анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания.
    научить самостоятельно работать с нотным текстом; оснастить необходимыми техническими приёмами; научить грамотно и выразительно исполнять произведения различного характера.

    развивать у обучающегося музыкальные способности; развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов; сформировать творческий подход к исполнению штрихов в музыке; развитие воображения и творческой фантазии;

    прививать интерес и любовь к музыке; формировать личностные качества: целеустремлённость, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.

    снятие мышечной напряженности в руках; соблюдение правильной посадки, постановки рук; активизация эмоциональной активности учащегося.

Форма организации урока:

    словесные (беседа, объяснение нового материала); наглядные (личный показ педагога на инструменте, видео на компьютере); практические (выполнение упражнений, этюда, гамм, игра музыкальных произведений); метод прослушивания и анализа; метод самостоятельной работы; репродуктивные (исполнение выученного материала).

    технология развивающего обучения; технология личностно-ориентированного обучения; информационная технология; здоровьесберегающая технология.

    аккордеон; пюпитр; нотная литература; компьютер (телевизор).

Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.

Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках Понятие о музыкальных штрихах. Игра гаммы, арпеджио, аккордов (соль мажор)

1.«Беларусская полька». Работа над правильным и точным исполнением штрихов в нотном тексте. Теоретический материал.

2. Самостоятельное распределение штрихов в украинской народной песне « Ой, под вишнею»

a) подведение итогов,

b) домашнее задание,

c) выставление оценки.

Сообщение темы и поставленной цели урока – моя цель: научить ученика правильно создавать музыкальный образ и воплощать композиторские задумки с помощью штрихов.

Представление ученика: Штронда Илья — 2класс, (9 лет) ) Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках. Упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину самых кончиков пальцев. Учащийся садится за инструмент, следя за правильной посадкой и постановкой рук. Но сначала давай повторим уже известные нам основные штрихи! Объяснение ученику, что бывают различные способы извлечения звука на инструменте. Одни звуки можно «пропеть-протянуть», другие «уколоть» или «подчеркнуть». Эти различные способы называются штрихами. Они придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены стилистикой, содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой. ( картинки – презентация)

Разыгрывание – подготовка игрового аппарата

Игра гаммы Соль мажор на 2 октавы по схеме:

    Легато Нон легато Стаккато 2-легато.2-стакато

следя за ровным звучанием соблюдая смену меха и динамические оттенки;

    длинное арпеджио ( легато, стаккато) арпеджио короткое из четырех звуков, следя за опорой на первый звук каждого арпеджио правой рукой ( нон легато)

Чтобы исполнить музыкальное произведение достаточно ли знать нотный текст или нужно

что-то ещё? (средства выразительности какие ты знаешь). Но на сегодняшнем уроке мы целенаправленно будем с тобой работать над одним из основных средств выразительности в музыке – это штрихи

Слушание музыки ( играю сама): «Белорусская полька», украинскую народную песню

Задание ученику: после прослушивания определить характер двух пьес и указать, с

помощью какого основного штриха прозвучавшие пьески показали свою музыкальную

выразительность и я смогла донести до нас художественный образ.

Приступаем к работе над « белорусской полькой»

БЕСЕДА: как она должна звучать, какие движения исполняют танцоры, какими штрихами

исполним партию правой и левой руки (роль штрихов в мелодии и аккомпанементе)

Открываем ноты, и учащийся показывает штрихи, указанные в тексте, характер исполнения.

Показ «Польки» на инструменте учащимся. Но он не исполнил её в должном порядке

(РАБОТА) В ходе беседы выясняем роль штрихов, смену меха, уточняем и динамические оттенки.

Работа над « укр. нар. песней « Ой под вишнею» Проверяю задание: соединение I части

темы двумя руками вместе, разбор II части вариации отдельно каждой рукой.

Обращаю внимание на характер пьесы, влияющий на манеру исполнения штрихов.

Ученик определяет отличие этих произведений по характеру.

На уроках слушание музыки (1 кл.) вы уже знакомились с танцевальными жанрами. Давай

посмотрим как танцоры исполняют польку и послушаем музыку, которая сопровождают танцоров ( видео).

Работа над укр. нар. песней: Проверяю задание: закрепление аппликатуры в правой

руке и соединение партий обеих рук. Показываем работу над I частью, обращая внимание

на ровное ведение меха и фразировку.

Работа над плавным, певучим исполнением звуков под лигой в правой руке, над глубиной

звуков при игре на нон легато в левой руке. Все словесные объяснения чередуются личным

показом на аккордеоне, учитывая характер звучания голосов, несовпадение штрихов.

Соединение двумя руками II часть, учитывая другой характер этой части. Но прежде

повторим отдельно каждой рукой, т. к. Меняется штрих и в правой и в левой руке, а также

появляется фактура двойных нот в мелодии.

Над каким материалом работали в классе, какие сделал выводы учащийся.

Домашнее задание: закрепить дома всё пройденное в классе.

Источник

Читайте также:  Рики тики тави аккорд
Оцените статью