Работа над техникой младших классах фортепиано

Открытый урок на тему: «Работа над развитием техники в младших классах»

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.

Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли — это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», — писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.

Скачать:

Вложение Размер
chernovik.docx 26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Фортепиано»

МБУДО «Восходненская ДМШ».

Преподаватель: Сеитвелиева Э.Я.

Учащиеся : Мовчан Екатерина- 2 класс (П/п), Хорьякова Ксения -1 класс (П/п)

Дата проведения: 25.01.19г.

Тема урока: «Работа над развитием техники в младших классах специального фортепиано».

Цель урока: развитие техники и применение приобретенных навыков в работе над изучаемымипроизведениями.

Задачи урока: воспитывать в учениках силу воли и упорство в преодолении трудностей;

совершенствование технического мастерства на уроках специального фортепиано.

  • наглядный (слуховой и зрительный);
  • словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты произведений, ноты упражнений.

1.Сообщение темы урока и его задач.

3. Работа над гаммами

4. Работа над произведениями. ( Этюды.)

5. Исполнение произведений.

6. Подведение итогов. Заключение.

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.

Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли — это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», — писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.

Г.Г. Нейгауз писал: «Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало — искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства. Беда в том, что многие играющие на фортепиано под словом техника подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру — иногда преимущественно «блеск и треск» — то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника — «технэ» — нечто гораздо более сложное и трудное. Обладание такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное музыкальное исполнение и т. п., само по себе еще не обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит только настоящая, углубленная, одухотворенная работа»

Г. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».

Работа над гаммами:

Данный вид работы хочу показать в работе с учащейся Мовчан Екатериной. Девочка обучается во 2 классе. Поступила в школу с хорошими музыкальными данными. Музыкальна, ритмически устойчива, но есть проблемы с пианистическим аппаратом. Проблемой являютсятак называемые «прямые пальцы» — отсюда зажатые кисти рук, которыемешаютпока нам в работе над техникой, хотя слышит она хорошо и имеет отличную музыкальную память.

Гамма До- мажор. Ученица играет гамму в две октавы. Присутствуют неточности в аппликатуре. Выясняем, что связаны они с несоблюдением аппликатурных закономерностей: позиционностью по три и пять пальцев, а также синхронностью 3-го пальца.Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает независимость работы пальцев. Направляю слух ученика на ровность звучания, легатное звучание. Обращаю внимание на подкладывание 1 –го пальца, постепенное движение руки.

Играем гамму в 4 октавы в прямом и расходящемся движении. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание. Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, — это, то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу ученицу представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с нами и уехал. Таким образом, мы убьем двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Аккорды . Для начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками. Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Хорошего звука пытаемся достичь свободой плечевого пояса и хорошего «погружения» в клавиатуру. Предлагаю сыграть аккорды стоя. Ученица чувствует контакт с инструментом и легче понимает, как правильно играть аккорды.

Можно поиграть аккорды несколькими способами, если не получается сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет верхний звук, а к нему уже подстраиваем 2 остальных. Или играем сначала крайние звуки и затем средний, оставшийся.

При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после взятия каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.

Арпеджио короткие . Перед тем как сыграть короткие арпеджио, проигрываем подготовительные упражнения для выполнения точной аппликатуры. ( Приложение №1)

При работе над арпеджио требуется движение от 1-го пальца к 5-му и опора на начало звена. Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда акцент прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Хроматическую гамму играем с группировкой по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки. Частой ошибкой при игре хроматических гамм является «падение» всей кисти на первый палец. Следим за этим и стараемся работать первым пальцем более активно, не допуская лишних движений.

В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.

Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линейности звучания, текучести, чтобы не было ощущения «точечности» звучания.

Работа над произведениями

Л Шитте. «Этюд» .До-мажор.

Следующим этапом нашего урока станет работа над этюдом, которую я покажу с ученицей 1 класса Хорьяковой Ксенией. Ксения поступила в школу в этом году. Видна заинтересованность в занятиях. Старательная, хорошо усваивает материал, любознательна, всегда готова к уроку.

Спрашиваю у ученицы что такое «этюд». Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этюд находится в начальной стадии работы над ним и, поэтому, ученица играет его с предварительным показом педагога. Есть неточности в ритме, поэтому играем со счётом. Прорабатываем неточные места несколько раз. Следим за посадкой, постановкой рук и добиваемся точной аппликатуры,синхронности исполнения и хорошего звука. Проигрываем произведение целиком.На всём протяжении работы не забываем о динамике, построении фраз. Мы всегда должны помнить «куда идём».

Л.В.Бетховен. «Марш» (ансамбль)

В заключении нашего урока хотим представить вашему вниманию наш ансамбль, который мы готовим для участия в школьном Конкурсе. Исполним его с Екатериной Мовчан. Ещё предстоит поработать над фразировкой и динамическим планом. Особое внимание нужно уделить ансамблевому исполнению.

На примере разучиваемых произведений еще раз убедились, польза игры гамм, развитие техники и беглости пальцев на занятиях фортепиано, для передачи более полного, точного и самое главное – музыкально-художественного замысла композитора. Важно привить ребенку упорство в достижении технических задач, привить любовь и стремление выражать свои мысли и чувства через музыку.

В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.
Развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии ещё у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и последующая стадия – закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков.
Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста.

  1. Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955
  2. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и

теории пианизма. – М., 1980

  1. Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962

Источник

«Развитие фортепианной техники в младших классах детской школы искусств» методические рекомендации

специалист в области арт-терапии

Преподаватель МБУДО «ДШИ р.п. Тельма» МендиковаН.А.

«Развитие фортепианной техники в младших классах детской школы искусств»

Вопросы развития фортепианной техники в младших классах детской школы искусств являются актуальными, так как основы мастерства будущего пианиста закладываются именно на начальном этапе обучения.

Одна из задач пианиста — педагога — воспитать в учениках любовь к работе, к самому процессу упражнения. Воспитательная работа заключается в формировании мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать, заботы о здоровье и физическом развитии.

Ученики должны уметь исполнять музыку всех времён – от великихклассиков до композиторов–современников, необходимо готовить их к восприятию разнохарактерных произведений. Таким же широким должно быть и техническое воспитание.

Техника фортепьянной игры есть манера и способность воплощать в игре на рояле наши музыкальные и художественные представления. Не быстрое движение пальцев означает хорошую технику; настоящая техника не вырабатывается и не может быть выработана независимо от художественных намерений исполнителя, она формируется именно как следствие художественных, слуховых намерений и применительно к ним. Трудности моторики являются своеобразной преградой для воплощения художественного замысла; но, с другой стороны, именно техника обогащает и направляет творческое воображение. Этот своеобразный комплекс взаимно обуславливается.

Часто смешивают понятие виртуозность и техническое мастерство, эти понятия во многом близкие, но абсолютно разные. Говоря о виртуозности, представляем яркое, бравурное выступление, а под техническим мастерством подразумевается материализовать задуманное. Яркая двигательная одаренность встречается редко. Приобретение техники движений всегда связанно с развитием мышечных ощущений, с другой стороны работа над техникой требует волевых качеств. В работе над техникой играют роль эмоциональные переживания, ощущение пульса, а так же достаточный уровень развития слуха.

Слово «техника» произошло от древнегреческого слова techne, что обозначает искусство, мастерство, умение. Фортепианная педагогика связывает понятие «техника пианиста» с общим исполнительским мастерством, куда входят не только виртуозные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. В широком смысле слова, техника – это комплекс средств, позволяющих овладеть различными фортепианными стилями. Замечательный пианист и педагог С. Е. Фейнберг неоднократно указывал на наличие взаимосвязи между различными видами техники, на преемственность стилей, родство фактур. Всё это помогают пианисту накапливать технические умения. «Техника пианиста – не цель, а средство в достижении художественного результата». Один из видных представителей нового этапа в развитии науки о физиологических основах фортепианной игры – И. Гофман писал: «Техника – это ящик с инструментами, из которого искусный мастер берёт то, что ему нужно в данное время и для данной цели».

Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Раскрывает способности детей. Активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает эмоционально-образное содержание. В каждом конкретном случае при освоении тех или иных исполнительских приемов следует наводящими вопросами подвести ребенка к понимаю того что он хочет сделать и каким способом он этого может добиться. В своем дидактическом значении упражнение как особый вид занятий рассматривается в единстве его содержательного и личностного аспектов. Упражнение определяется как учебное задание, составленное на основе специального отобранного материала, многократное выполнение которого способствует формированию необходимых умений и навыков. Упражнения позволяют вычленить определенные «звукодвигательные» последования, сконцентрировать внимание на их «выгрывании» и тем самым «кратчайшим путем ведут музыканта к освоению типовых, наиболее распространенных фактурных формул и комбинаций… Упражняясь, исполнитель вырабатывает устойчивые, прочно закрепляющиеся способы выполнения тех или иных игровых действий, налаживает необходимые психофизические (нейродинамические) связи»

В начальный период обучения игре на фортепиано особенно остро возникает потребность в моделировании оригинальных упражнений, вызванных необходимостью сугубо индивидуализированного подхода в разрешении конкретной проблемной ситуации. Четко выраженной спецификой отличаются и упражнения для детей, начинающих свое обучении на фортепиано . Период первоначальной адаптации к инструменту является чрезвычайно ответственным этапом в судьбе будущего пианиста. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста (пластичность игрового аппарата, психологическая готовность к обучению, активность творческого начала и др.) создают режим наибольшего благоприятствования для формирования устойчивых слухо-двигательных комплексов, предпосылок дальнейшего совершенствования индивидуальной исполнительской техники. Практика преподавания фортепиано показывает, что, если в результате недооценки всевозможных пианистических дефектов двигательного аппарата, впоследствии они не поддаются быстрому искоренению и создают массу проблем в процессе обучения. А потому поиск новых подходов в стремлении наиболее плодотворно использовать столь важное для развития ребенка время должен осуществляться на базе традиционных, прочно утвердившихся в фортепианной педагогике положений, а также при строгом соблюдении психологических закономерностей обучения детей данной возрастной категории.

Принимая во внимание фактор, тормозящий техническое развитие на начальном этапе обучения — затруднение изучения нотной грамоты (это становится причиной замедления темпов освоения учебного репертуара и вместе с тем снижение интереса к занятиям на инструменте), следует применять специальные упражнения по слуху или «с рук». При данном подходе снимаются напряжения, возникающие у детей в связи со сложностью чтения нот, внимание и слуховой контроль ребенка перекликаются на двигательные процессы, и это способствует активизации налаживания слухо-двигательных связей. Взятие одной ноты, например, при игре staccato звук извлекают активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый и упругий отскок пальца с рукой до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке рука закругляется (как бы делая петлю) и начинает опускаться. Опускание — это не свободное падение, а управляемое, заторможенное, как бы с парашютом, движение.

В нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс. В более быстром движении остаётся тот же принцип упругого отскока на фоне непрерывного движения руки, только высота подъёма руки становится меньше. Чем быстрее темп, тем большую роль приобретает крупное объединяющее движение руки.

Монотонность, однообразие упражнений, которые якобы могут спровоцировать негативное отношение учащегося к занятиям, не должны стать причиной и оправданием для исключения данной формы работы из учебного процесса. Задача педагога — сделать ее привлекательной, занимательной для детей, значит, еще более эффективной. В этом поможет знание особенностей развития детской психики (непосредственный, конкретно-чувственный характер восприятия, преобладание образного мышления, стремление к познанию нового, тяготение к игровым видам деятельности и др.). Данные факторы обусловливают необходимость использования при моделировании комплекса упражнений для детей, начинающих свое обучение на фортепиано, игровых форм, а также методов ассоциаций, подтекстовок и варьирования. Обучение в процессе игры увлекает ребенка, обеспечивает атмосферу непринужденности на занятиях, позволяет раскрепостить его во время выполнения учебных заданий. Ассоциативный метод помогает сформировать первоначальные пианистические навыки и музыкально-слуховые представления в их неразрывном единстве на базе впечатлений, получаемых ребенком извне. Метод вариантов допускает использование одного и того же материала для постановки и решения различных педагогических задач, разнообразие и изобретательность в подборе модификаций отвечает природе детской любознательности. Соединение движения пальцев с речевым произнесением слов способствует выявлению ритмической организации и структуры музыкальной фразы, стимулирует отчетливость произнесения каждого звука, активизирует воображение ребенка. Наличие в подтекстовках «ключевых» слов в определенной мере осуществляет функцию наведения: А также конкретизирует характер разучиваемых движений, создает предпосылку для формирования идеомоторных представлений (программирующей части игровых движений). По мнению психологов, активность речевого элемента в развитии быстрой и технической игры на начальном этапе обучения обусловлено тем, что «язык в произнесении потока слов оказывается часто гораздо лучше натренированным, чем пальцы…».

Важным отличительным признаком упражнений является то, что они имеют многоуровневую структуру, поскольку должны отвечать задачам поэтапного формирования базовых, первоначальных навыков игры на фортепиано (посадка за инструментом и организация игрового аппарата, заучивание названия нот и соответствующих им клавиш, формирование навыков ориентации на клавиатуре и освоение элементарных приемов звукоизвлечения и др.).

Современная фортепианная педагогика рассматривает упражнения, как одно из важнейших средств формирования, развития техники исполнения. Работая над упражнениями, необходимо рассматривать фортепианную технику в самом широком смысле. При этом в центре внимания стоит техника освоения различных приемов звукоизвлечения, овладение всеми видами туше. Успешное освоение упражнений может быть лишь при условии постоянного осязательного, слухового и двигательного контроля. Внимательное отношение к внешним движениям и мышечным ощущениям в игровом аппарате обеспечит контакт с инструментом, характером штриха, силой удара, контролем свободы руки и кисти, и проверить их на собственном опыте. Одновременные и последовательные занятия всеми элементами на коротких упражнениях позволят осуществить постоянный осязательный контроль, необходимый в ходе занятий. Только работа над короткими упражнениями позволяет сосредоточить все внимание на ритмической стороне игры, правильных ощущениях и движениях, качестве звука и туше. Поэтому изучение упражнений, с точки зрения технической подготовки, намного рациональнее, чем поверхностное проигрывание различных этюдов. Упражнения, подчиненные конкретным звуковым, физическим и автоматизированным задачам, воспитывают профессиональные навыки и совершенствуют весь аппарат пианиста. Различные типовые упражнения, проверенные многолетней практикой (игра гамм, аккордов, арпеджио и т.д.) не только укрепляют мышцы и развивают пальцевую беглость, но и вырабатывают привычку к исполнению ряда технических формул, встречающихся в художественных произведениях. Овладение этими «полуфабрикатами» (по Нейгаузу) значительно облегчает труд исполнителя в работе над художественным произведением. Чем раньше учащийся приобщится к «умственной» технике, тем успешней и продуктивней будут его занятия за инструментом. Необходимо, чтобы ребёнок приучался к сознательной работе, понимал поставленные перед ним задачи, умел вслушиваться в свою игру и критически разбираться в собственных действиях. Основная тенденция современной методики начального обучения — это приобщение к музыке, развитие музыкальных представлений и постепенная выработка простейших приёмов игры, необходимых для исполнения маленьких пьес, составляющих репертуар первого года обучения.

С самого начала обучения внимание ученика направляется на музыкальные цели, которые ставит перед ним педагог. Этим задачам подчиняются и все указания, касающиеся игровых навыков. Техническое упражнение даётся с тем, чтобы улучшить и сделать привычными движения, необходимые для выполнения музыкального задания. Упражнение приобретает конкретную практическую цель, связанную с музыкой, а не направленную только на физическую сторону движения. Начиная свои занятия, ребёнок, прежде всего, хочет «делать музыку», воспроизводить на инструменте что-то красивое и знакомое ему по слуху. Если задание педагога совпадает с этим желанием, то тут рождается осознанная и понятная цель, и педагог своими пояснениями помогает с ней справиться. Уточняются соотношения звуков, их названия, усваиваются другие понятия. Попутно возникает задача исполнения, но оказывается, что это не так легко: руки не слушаются, «не знают», что надо делать. И здесь возникает момент, когда надо заняться первичными приёмами игры, нахождением тех форм игры и тех физических ощущений, которые дадут возможность справиться с этой задачей. Начинается длительный путь приспособления к инструменту и развития фортепианной техники. Ученик, начинающий занятия музыкой, не может уследить за всеми задачами, возникающими при игре первых пьес, которые он разучивает. Ему приходится думать о нотах, размере, нужных клавишах и правильных пальцах. Одновременно он не в силах контролировать все свои движения. Поэтому мы часто видим, как дети «скрючиваются» на стуле, поднимают плечи, растопыривают и напрягают пальцы и т.д. Поэтому, чтобы приучить ребёнка к правильной посадке и красивым движениям, необходимо давать ему упражнения, вырабатывающие эти навыки. Отсюда появляется необходимость прибегать к упражнениям, воспитывающим двигательные навыки на начальном этапе. Для этого упражнения представляются простыми и понятными, направляющие внимание ребенка только на задание, в котором он может проследить за тем, что и как надо делать, чтобы получить нужный результат.

Выбор упражнений зависит от того, что именно полезно в данный момент тому или иному ученику. В дальнейшем, каждая новая техническая задача, встречающаяся в разучиваемых пьесах, обычно выделяется как отдельное маленькое упражнение. Работая с учеником над упражнением, педагогу легче привлечь его внимание к нужным физическим ощущениям во время игры. Небольшое упражнение, построенное на элементах трудных технических мест, способствует развитию ловких, точных и целенаправленных движений, и вызывает у ребенка чувство физического удовлетворения этой работой. Освоив поставленную задачу в упражнении, ученик может использовать этот навыки при исполнении пьес. Основная цель упражнений — обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять музыкальную задачу. Технический аппарат способен развиваться в полном контексте с растущими задачами при развитии определенных направлений:

1. Гибкость и пластичность аппарата.

2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах.

3. Целесообразность и экономия движений.

4. Звуковой результат (как необходимый итог).

Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом, следует в той или ной степени развивать перечисленные ранее принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно затруднителен, а иногда остается только на словах. Вопросы овладения техникой учащимися начальных классов должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста. Игра на рояле, как и всякий труд, требует определённых мышечных усилий. Совершенно расслабленными руками играть так же невозможно, как и выполнять какое — либо другое действие. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц.

Организация движений ученика строится таким образом, чтобы воспитать у учащегося правильное отношение к фортепиано, как к поющему инструменту.

1. С первых же уроков следует обращать внимание на посадку за инструментом. Сутулая, сгорбленная посадка сильно затрудняет работу. Поэтому положение корпуса — это первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика. Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины. Такая осанка позволяет сохранять устойчивость посадки и даёт возможность свободно поворачиваться и наклоняться в разные стороны. Высокое положение головы, обусловленное правильной осанкой, позволяет следить за исполнением как бы со стороны, контролировать себя. Повороты головы — лёгкие, свободные, дающие возможность спокойно смотреть на любое расстояние и в любом направлении. Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги. Она, кроме того, позволяет привставать на кульминациях, увеличивая тем самым опору на клавиатуру. Наиболее удобна посадка, при которой можно было бы в любую минуту встать, не приготавливаясь заранее, или, приподняв согнутые колени, остаться в вертикальном положении, не отклоняясь.

2. Прикасаться к клавише следует не ногтем, а мягкой подушечкой пальца — всей или её частью, в зависимости от того, какой звук необходимо получить. Такое прикосновение позволяет сохранить чуткость осязания кончика пальца и является одним из условий певучести. Чувствуя упругое сопротивление клавиши, тем не менее, будем стараться не давить на неё, не извлекать звук толчками и точками. Положение пальцев должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать; согнутые, крючкообразные неспособны разгибаться. Поэтому предпочтительнее естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно поднимать, и опускать пальцы.

3. По существу, работа над техникой начинается с первых же шагов обучения: это игра разными штрихами — non legato, legato, staccato. Сначала используются небольшие сочетания звуков, затем звуковые последовательности удлиняются.

К примеру: legato.Сначала мы учим соединять два звука, перешагивая с пальца на палец. Затем это же соединение надо суметь выполнить на едином движении руки. Этот приём в своём простейшем виде (взятие — снятие) общераспространён в работе с начинающими. Именно так прививаются первичные навыки игры legato.

Разработанные упражнения, представленные в этой работе это своего рода модель процесса начального обучения игре на фортепиано, где схематично отражена логика последовательного развертывания его основных этапов.

Разработанный комплекс упражнений подготовительного этапа состоит из игр-упражнений, которые зависят от поставленных учебных задач. Освоение упражнений подготовительного раздела обеспечивает переход на уровень, когда можно приступать к работе над развитием первоначальных технических навыков юного пианиста. Этому служит изучение упражнений следующего этапа, осуществленного на базе различных гамм, этюдов, других более сложных упражнений и музыкальных произведений педагогического репертуара.

Е.Гнесина:

Источник

Оцените статью