Работа над выразительностью исполнения фортепиано

Особенности выразительного исполнения произведений в классе фортепиано

Данный материал содержит основные принципы работы над выразительным исполнением произведений в классе фортепиано ДШИ.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_vyrazitelnym_ispolneniem_proizvedeniy.docx 17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования
Детская школа искусств имени М.А. Балакирева, г. Ульяновск

Трандафилова Ольга Сергеевна

преподаватель по классу фортепиано

Особенности выразительного исполнения произведений в классе фортепиано

При изучении музыкального произведения в детской школе искусств необходимо уделить особое внимание работе над мелодией.

М.И. Глинка говорил, что гармония, контрапункт и инструментовка призваны лишь «дополнять» и «дорисовывать» мелодическую мысль. Этой традиции следовали все русские классики вплоть до С.В. Рахманинова – величайшего мелодиста первой половины XX века, считавшего, что «мелодия — это музыка, главная основа всей музыки».

Если основа музыки — мелодия, то основа мелодии — пение. Конечно же, музыка имеет свои закономерности и свои выразительные средства, отличающие ее от музыки вокальной, но в конечном счете мелодия связана с принципами вокального начала, естественными закономерностями человеческого дыхания. Без этих связей музыка становится автоматичной.

Певучесть при игре на фортепиано, рассматриваемую как классическую традицию исполнительского искусства, нельзя сводить лишь к напевности звука. Это понятие органически включает в себя «одушевленность» исполнения, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу». Эти традиции должны быть положены в основу работы пианиста над мелодией. Одна из важнейших задач преподавателя — научить молодого исполнителя «петь на фортепиано» искренне и задушевно, передавая смысл музыкального произведения.

Работа над мелодией начинается с первых шагов обучения игре на фортепиано. Уже при исполнении учащимся голосом, а затем на инструменте простейших песенок необходимо обратить его внимание на то, что мелодия – это не ряд обособленных звуков, а определенная их последовательность, связанная между собой в единое целое. Для того, чтобы ученик лучше ощущал мелодическую линию, следует сказать ему о том, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, «текут» все остальные.

Очень важно уже в начале обучения дать учащемуся представление и расчленении мелодической линии на фразы, понятие которой уместно связать с дыханием и на первых порах пояснить, что фраза – ряд звуков, исполняемых на одном дыхании.

Известно, что разделение мелодии на фразы нередко обозначаются лигами. Многие композиторы на всегда пишут лиги, особенно когда мелодия исполняется non legato или не целиком legato. В этом случае исполнитель должен сам решить вопрос, где кончаются и начинаются различные фразы. Некоторые преподаватели дополняют авторскую запись и сами обозначают фразировочные лиги. На начальном этапе обучения, при ознакомлении учащегося с самыми элементарными сведениями в области фразировки, расстановка фразировочных лиг может быть уместна, но злоупотреблять этими обозначениями не стоит. Необходимо приучать ученика как можно раньше разбираться в нотном тексте, особенно в отношении таких важных моментов, как вопросы разделения на фразы музыкального произведения.

Во многих случаях приходится работать на уроках фортепиано над выявлением развития мелодической линии внутри фраз, особенно часто над достижением плавности в сочетании звуков legato. Одной из значительных трудностей в этом отношении является соединение долгих звуков с последующими короткими. Необходимо приучать учащегося хорошо «дослушивать» долгие звуки и исполнять последующий за ними короткий звук примерно с той же силой звучности, с какой звучали долгие звуки к моменту взятия короткого. Трудно добиться связности в мелодии при повторяющихся звуках legato. Нередко в этих случаях мелодическая линия разрывается и в ней возникают «толчки». Для преодоления подобных трудностей необходимо, чтобы ученик почувствовал в каждом конкретном случае характер мелодического развития: имеет ли здесь место подъем или спад динамической волны. Динамика чрезвычайно важна для выразительного исполнения, без нее невозможно выразительно «спеть» на фортепиано певучую мелодию.

Наряду с работой над сочетаниями отдельных звуков и выразительным воплощением тех или иных интонаций необходимо уделить большое внимание исполнению мелодической линии в целом. Для этого следует уяснить развитие мелодии, ее разделение на построения большего и меньшего масштаба, определить важность этих построений. Полезно осознать в отдельных построениях наиболее значительные звуки – «интонационные точки», как называл их К.Н. Игумнов, — вплоть до главной кульминации сочинения.

Не менее важно почувствовать и передать моменты «дыхания» — цезуру между отдельными фразами. При объяснении учащемуся выразительного значения цезур и логики мелодического развития необходимо постепенно вводить начальные сведения из области музыкальной формы, знакомить с разделением мелодии на мотивы, предложения, дать понятие о кадансах, их выразительном значении.

Особо хочется рассмотреть процесс работы над мелодией на примере «Сладкой грезы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Один из недочетов при исполнении данного произведения – статичность, монотонность развития. Этот недостаток определяется отсутствием у исполнителя ясного понимания логики строения мелодической линии, ощущения взаимных тяготений звуков внутри фраз.

При работе над мелодией ученику немаловажно почувствовать характер основной интонации произведения (первый двутакт), выражающей как бы нежное душевное стремление. Правильное ощущение этой интонации придает исполнению естественную устремленность и последующий мягкий спад. В дальнейшем необходимо поработать над развитием мелодической линии, определив постепенное нарастание фраз и главную кульминацию всего произведения.

Для того, чтобы произведение прозвучало цельно и выразительно, мало выполнить соответствующие динамические указания, важно почувствовать смысл отдельных фраз, уловить небольшие, но весьма существенные изменения основной интонации, приобретающей то большую настойчивость, энергию выражения, то звучащей несколько грустно. Только при этих условиях исполнение пьесы наполняется живым эмоциональным содержанием и становится выразительным.

Многие педагоги и музыканты ставили на первое место работу над красотой музыкальной речи. Певучесть фортепианной игры – один из ведущих принципов великих мастеров пианистического искусства.

1.Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979.

2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М.: Кифара, 2002.

3. Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005.

4.Савшинский С. Пианист и его работа. М.:Классика — XXI, 2002.

Источник

Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано
учебно-методический материал по музыке на тему

Работа над художественным образом ведется с первых шагов обучения юного пианиста, являясь ведущим направлением в процессе развития творческого потенциала ребенка. Первостепенное в работе с учеником – направленность на размышление о характере исполняемой музыки, поиск образов, способных передать настроение произведения. И роль преподавателя-пианиста – в создании художественно- образной атмосферы занятия, в приглашении ученика к творческому диалогу, в создании атмосферы понимания языка музыки и воспитании любви к ней. Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых уроков изучения музыки и музыкального инструмента. Если ученик может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, надо добиваться, чтобы её исполнение было выразительно, образно, чтобы характер игры точно соответствовал настроению данной мелодии. И здесь очень важно стремиться, чтобы ребенок сыграл печальную мелодию грустно, весёлую – радостно, торжественную – важно, бравурно и т.д. Для этого мы должны развить у ребёнка интерес к музыке, соединить инструмент с его жизнью и играми. Я считаю, что очень важно, начиная занятия с маленькими детьми, постараться не отпугнуть ученика чем-то слишком сложным, скучным. Давайте подумаем, что же способствует развитию художественного, образного мышления ребенка? На мой взгляд, это и музыкальный материал – яркий, живой и разнообразный, близкий детям по музыкальным образам и настроениям; и какая-нибудь живописная иллюстрация или рисунок, соответствующий характеру изучаемой пьесы; и тексты песенок-подтекстовок, желательно сочинённые самими детьми; и самостоятельно выполненные презентации, сегодняшние дети хорошо умеют и любят их делать. Всё это помогает созданию собственного музыкального образа и, уже позднее, по мере работы над произведением, нахождению нужного движения пианистического аппарата, нужной звуковой палитры. Увлекаясь этой творческой работой, педагог «заражает» ученика своей увлеченностью, заинтересованностью, «полетом фантазии», пробуждая в нём ответные струны. Так создаются условия для развития ярких музыкальных впечатлений, для успешной работы над художественным образом произведений. Преподаватели-пианисты обычно делят работу над сочинением на несколько стадий, каждая из которых имеет свою главную задачу. При этом неизбежно что-то остаётся на втором плане. Размышление над раскрытием художественного содержания произведения должно присутствовать во всех стадиях – от первого знакомства с сочинением до завершения работы над ним и являться основной целью исполнителя. На данном уроке будет показана работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях кантиленного характера. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать кратко, обобщенно, но систематизировано.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_hudozhestvennym_obrazom_muzykalnogo_proizvedeniya_na_urokah_fortepiano.docx 25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано

  1. Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом личности педагога и ученика

Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки,- но имеются разные трактовки на это. С позиции практической работы в классе, я сформулировала условное определение художественного музыкального образа.

Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:

1) замысел композитора в нотах

2) личность ученика, интерпретирующего данный текст.(Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.)

3) личность педагога, организующего работу ученика. (Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.)

Обращаться к данному вопросу необходимо с момента поступления ребенка в музыкальную школу. Во время приемных экзаменов можно попросить его спеть «Колыбельную», объяснить значение песни, обрисовать ее характер. Можно исполнить плясовую мелодию и предложить рассказать о том, что она может отображать, графически нарисовать отдельные моменты ее исполнения или артистически изобразить воображаемую сценку.

Далее, нам требуется дать определение эмоциональной характеристики восприятия мажора (светло, радостно, оптимистично) и минора (приглушенно, грустно, печально), что в дальнейшем сформирует более точное восприятие характера музыкального произведения. Ребенок может отобразить свои ассоциации, связанные с данным музыкальным произведением, в рисунках. От простых форм переходим к более сложным: песенки – пьесы – гаммы и этюды, полифония, крупная форма. Необходимо развивать творческую инициативу ученика, воображение и эмоциональность , образное восприятие для полноценной работы над музыкальным произведением.

Замысел композитора – это точная и правильная передача художественного смысла произведения, что возможно только при грамотном и внимательном прочтении нотного текста, при квалифицированном анализе всех его составляющих. Следует научить ученика проявлять в этой работе максимум самостоятельности. Важно правильно разбирать нотный текст, обращая внимание на его мельчайшие детали, предложить и объяснить основные принципы работы, научить обобщать и анализировать пройденное, выдвигать новые задачи. Наиболее неблагоприятными фактором в развитии творческой индивидуальности ученика является натаскивание. Не рекомендую допускать излишнюю свободу в работе над сочинением, когда многое остается несделанным и незавершенным.

Развитие личности ученика-исполнителя, — при определенных общепринятых музыкальных и двигательных данных (слух, ритм, память, координация, «аппарат»),- требует воспитания, в первую очередь, внимания, т.е. наблюдательности и сосредоточенности. Также необходимо воспитание эмоциональности (умению слушать себя) и воспитание интеллекта, расширение общего кругозора.

Следует обратить особое внимание на развитие индивидуальности ученика. После первого прочтения текста сразу же начинается детальная работа над произведением. При этом необходимо выполнение последовательных слуховых задач. Для этого надо сначала концентрировать внимание ученика на чем-нибудь одном и затем постепенно умножать элементы музыкальной ткани.

Рассмотрим значение Личности педагога. Она должна сочетать в себе высокие этические, моральные и нравственные качества и высокий профессионализм. И если человеческие качества сформированы задолго до момента преподавания (с детства), то профессионализм и принадлежность к определенной школе диктует различный подход к организации работы. Очень важно владеть педагогической техникой в работе с учеником над художественным образом. Существует множество способов, приемов и форм воздействия,- показ, объяснение, жест, мимика, эмоциональный тон, сравнение и т.д.. Педагог должен уметь максимально эффективно пользоваться этими критериями в каждом индивидуальном случае. Педагог должен точно ставить исполнительские задачи и находить интересные способы их воплощения. Надо профессионально знать каждое произведение, преподаваемое ученикам. Принципиальность и авторитетность педагога помогают ученику лучше следить за своей игрой, эффективно проверять себя, соотносить свое исполнение с показом педагога. Развивать слуховой контроль за происходящим.

2. Типы занятий для наиболее эффективной работы над музыкальным образом

1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо одной проблемы. Приведем примеры.

а) Разбор нотного текста. Приводя примеры, педагог учит методу разбора, осмысливанию авторских указаний, охвату музыкальных комплексов (мелодических построений, аккордов и т.д.), умению замечать все детали нотного текста.

б) Значение мелодии, как основы создания художественного образа. Здесь происходит выявление мелодической сущности различных произведений, определяется смысловое соотношение основной и сопровождающих линий. На таком уроке уделяется внимание технике исполнения подвижных пассажей, а также украшений.

в) Свобода и непринужденность в обращении с инструментом служит обязательным элементом исполнительской техники при создании художественного образа. Внимание ученика надо обращать на разнообразное использование веса руки, тактильное ощущение кончиков пальцев при погружении в клавиатуру, поиски свободной посадки, работе мышечного тонуса и т.д..

д) Уроки могут быть разнообразными: разные виды педальных, гармонических, полифонических, текстологических, аппликатурных.

2. Политематические уроки сочетают в себе различные, часто контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика к происходящему. Необходимо почаще применять такие формы организации урока как выделение «стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником. Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали, количество которых должно быть четко определенным.

3. Уроки в свободной форме проводятся с учащимися, стоящими на более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно трудной пьесой можно поработать детально и подольше, пока не появится заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели, ему представляется возможность здесь же, на уроке, добиваться улучшения. При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.

В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще переключать ученика от работы к обыгрыванию. В рабочем плане урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию эстрадной свободы молодого пианиста. Во время работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть ему какую-нибудь пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил, работе.

Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить ребенка восхищаться. Но нельзя слепо подстраиваться под каждого ученика, — эстетические принципы педагога определенны и целенаправленны.

Работа над музыкальным образом в ДМШ и ДШИ имеет свои отличительные особенности в зависимости от возраста ребенка. На занятиях с младшими школьниками (6-9 лет), необходимо вводить в работу элементы игры: соревнования, «выдумки». Важна инициатива самих детей. Непринужденное поведение ученика на уроке поможет педагогу подобрать ключ к его душе, найти затрагивающие его воображение названия пьес, сюжеты, образы, ассоциации. Помочь можно ярким словом, доходчивым показом, выразительным жестом, голосом пением и т.д..

Наблюдательность педагога поможет ему своевременно заметить признаки усталости ребенка и своевременно дать ученику некоторую разрядку, освежить или закончить урок. Дети нуждаются в частом поощрении и оценке проделанной работы. При этом формулировать домашнее задание надо четко и ясно. Необходимо чувствовать, в каком настроении ученик уходит с урока, — ведь это может предопределить качество его самостоятельной работы.

Все вышесказанное можно применить к занятиям со старшими учениками(10-14 лет). Но педагогу, воспитывающему юного музыканта на протяжении ряда лет, особенно важно замечать происходящие в нем изменения и своевременно «переходить» к более серьезному, «взрослому» тону занятий, что подростки очень любят.

Следует реже давать готовые решения и чаще ставить перед ними проблемы, требующие продумывания, сопоставлений, выводов. В свою очередь,от учеников рекомендую требовать не только грамотного разбора текста, но и объяснения представляемого им художественного образа сочинения, а также самостоятельно подготовленного эскиза исполнения, на основе которого будет происходить дальнейшая совместная работа. Педагог может порекомендовать прочесть ту или иную книгу, прослушать грамзаписи, компакт-диски, заглянуть в музыкальный словарь или музыкальную энциклопедию.

Таким образом, у подростка пробуждается интерес к новым явлениям в жизни искусства. Педагог ненавязчиво помогает ему уберечься от бесплодных блужданий и вводит его в круг современных исканий художественных образов в исполнительском творчестве.

К особенностям работы с учениками старшего школьного возраста следует отнести изменившуюся форму организации урока. Ученик обязан уметь подолгу интенсивно работать над трудным для него сочинением. Домашнее задание может потребовать от него самостоятельных и длительных усилий. Один хороший урок способен дать весьма ощутимый «толчок» в работе, а это способствует разогреванию исполнительской и художественной интуиции молодого пианиста. Следует уделить особое внимание эмоциональному миру подростка. Переломному возрасту присущи иногда замкнутость, застенчивость, повышенная ранимость. К этим переживаниям нужно тактично относиться. В конечном счете работа над музыкальным образом сочинения складывается из многих составляющих, и душевное состояние ребенка — очень важный фактор, способный повлиять на этот процесс.

Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений – создать условия для художественного исполнения сочинений, дать возможность ученику почувствовать себя музыкантом-художником.

В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.

Таким образом, работа над художественным образом музыкального произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога (культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов работы над художественным образом музыкальных произведений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа.

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас.

Цель урока: На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос.

Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом музыкального произведения».

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня&raquo.

Источник

Читайте также:  Рамштайн ноты для фортепиано ohne dich
Оцените статью