Работа с деревом гитары

MasterGitar.com

При изготовлении первой гитары важными факторами являются дешевизна и доступность материала, а также ясная последовательность действий, дорожная карта самого процесса.

Сегодня недорого можно приобрести простой и настоящий материал для изготовления гитары, но даже он чего-то будет стоить. А чем дальше от гитарных молочно-кисельных рек вы находитесь, тем сложнее и дороже выйдет этот стартовый пакет.

Предлагаю вашему вниманию простой источник годного для работы дерева с описанием основных этапов изготовления мастеровой классической гитары.

Ещё немного общей теории о гитарном дереве перед раскрытием всех карт

Материал для изготовления гитары должен быть хорошо высушен, желательно в естественных условиях, чтобы после изготовления гитара не растрескалась. В тот же момент сам материал должен быть относительно гитарным или музыкальным. Долго выдержанные доски на заборе не подойдут по массе причин. Дерево должно быть правильно сохранено и нормально (приемлемо для первого раза) распилено. Также надо учитывать само качество древесины.

Главная цель первой работы отработать столярку процесса. Но все же, на выходе хотелось бы иметь не ящик в виде гитары, а полноценный инструмент. Что возвращает нас к правильному подбору материала.

Любой специальный материал будет чего-то стоить и испортить его по неопытности будет жаль. Предлагаю совсем отбросить привычку сверх потребления – лес надо беречь и специально подготовленное дерево для гитар пусть уже будет вашим вторым инструментом. Хотя это правило очень успешно нарушают наши форумчане и с первого раза делают отличные инструменты из палисандра. Но думаю, что сердце у них не раз ёкает во время работы.

Пора переходить к сути вопроса

Где ещё можно найти хорошо выдержанный материал? Правильно, вторично использовать изделия из дерева, которые хранились в хороших условиях. Маэстро Торрес использовал этот приём, изготавливая гитары из палисандровой мебели. Нам же стеснятся с первой гитарой — дело абсолютно лишнее. С палисандровыми шкафами у нас, конечно, напряженка, как и вообще с лишней мебелью из массива. Но опять я затягиваю.

Внимание! Барабанная дробь!

Старые брусы от дверных коробок, изготовлены из сосны или даже ели.

Дверные коробки или оконные рамы источник сухого выдержанного материала.

Ну всё, мне можно глотнуть чаю, а скептикам в это время расслабить наморщившиеся лица.

В любом деле присутствует порог вхождения. Часто этот порог видится даже бóльшим, чем есть на самом деле. Если на пути к результату много разного рода неясностей, то прохождение маршрута пугает и даже отталкивает. Люди разные, одних сложности привлекают, других пугают.

Данный проект снижает и делает более прозрачным порог вхождения в гитарное мастерство. Вы сможете на настоящем массиве отработать все операции необходимые для изготовления классической гитары, собрать необходимый инструмент, выработать первые предпочтения.

С психологической точки зрения рисковать найденным соседским дверным косяком несравнимо проще, чем рисковать даже самым дешевым комплектом на классическую гитару.

В конце концов, вы получите абсолютно рабочий образец, на котором можно делать почти все, даже учиться в музыкальном училище. Это точно лучше, чем любая фанерная фабричка, особенно среднего качества.

Музыкальность сосны и твердость дуба

Сосна (pinus) – это очень банально, но именно это дерево за отсутствием кедра и ели максимально подходит для изготовления деки классической гитары — самой главной музыкальной части инструмента. Сосна уступает, но все же остается хорошим вариантом. Из публикации об акустических константах можно почерпнуть, что для ели эта константа находится на уровне 12 единиц, а для сосны 11 (пишу по памяти, но смысл не меняется), т.е. теряем немного. Для деки надо будет поискать экземпляры и распилы получше. Важна также выдержка, но в нашем случае она очень длительная.

Также для накладки и подставки нам будет необходим твердый материал. В наших широтах – это граб, ясень, акация, орех, бук, клен, но интереснее всего дуб (quercus), который несколько темнее и визуально подходит больше, не говоря об его плотности. Дуб можно проморить и он станет ещё темнее.

Брус дверной коробки

Сегодня сплошь и рядом меняют старые деревянные дверные коробки и оконные рамы. Этот материал очень хорош для нас даже не в плане изготовления, из этих сухих палок очень удобно делать разного рода конструкции для изготовления гитары. Не знаю как оконные рамы, но дверные коробки точно не подвергались экстремальным режимам. Тут важно, чтобы дерево не было отсыревшим или гнилым. В нормальных квартирах такого не бывает.

Однажды я не смог пройти мимо нескольких выброшенных дверных брусов. Лежали они у меня с гвоздями целый год, пока у меня не возник план сделать гитару (не совсем точно: я сделал из части бруса оснастку для приклейки дна). А на ловца, как известно, и зверь бежит: буквально, на этаже ниже люди выставили на раздачу дубовый наличник. Судьба вроде как подначивала меня, нельзя было не согласиться.

Схема выполнения работ, пошаговая инструкция

Цель проекта гитара из сосны — получить представление о столярной составляющей изготовления классической гитары. Ведь материал хоть и не обычный, но правильный, а сама столярка абсолютно настоящая. Результат же очень хороший. Так что пройдемся последовательно по основным этапам, составим пошаговую инструкцию работы над классической гитарой. Опустим многие детали, они разжеваны вдоль и поперек на страницах форума и других статьях ресурса MasterGitar.com .

P.S.: Ещё о причинах реализации проекта: мне было очень интересно, а что все-таки получится из pinus косякус. И результат меня приятнейшим образом поразил.

P.P.S.: К сожалению, многие фотоматериалы и видео не будут отличаться хорошим качеством и мастерством оператора. Снимал тем, что имею, и так, как мог.

Источник

Какое дерево для гитар лучше: часть 1

Влияние гитарного дерева на финальное звучание инструмента очень часто недооценивают как молодые, так и достаточно опытные музыканты. Впрочем, существует и большое количество музыкантов, которые отдают процессу выбора древесины излишне много внимания. Мы начинаем небольшую серию из двух статей, в которых ответим на некоторые популярные вопросы музыкантов:

  • Какие породы дерева используются при изготовлении современных музыкальных инструментов;
  • Как звучат гитары из разных пород дерева;
  • Какое дерево для гитары лучше подойдет под определенный музыкальный стиль.

Немного физики

Вкратце расскажем, как древесина влияет на формирование звука гитары. В момент щипка медиатором струна начинает колебаться с определенной частотой – эти колебания улавливают звукосниматели, после чего передают либо напрямую, либо после усиления «пойманный» сигнал на гнездо джека, где он поступает в кабель и далее в звукоусиливающее и звукообрабатывающее оборудование. Дерево же вступает в дело на этапе формирования характера колебаний – при этом на них оказывает влияние практически каждый уголок инструмента. Различные элементы гитары резонируют при звукоизвлечении, усиливая отдельные частоты и заглушая другие – именно таким образом породы дерева и формирует характер звучания инструмента.

Справедливости ради отметим, что споры по поводу приведенной выше информации не утихают и по сей день. Современное цифровое оборудование для звукообработки при грамотном подходе компенсирует недостатки или особенности звучания самого инструмента, позволяя менее тщательно анализировать спецификации по породам древесины в момент покупки гитары. Однако же музыкальные старожилы, привыкшие играть напрямую в ламповое оборудование либо использующие минимальный тракт звукообработки, не перестают отстаивать свою позицию и с завидным фанатизмом охотятся за редкими породами дерева и индивидуальными спецификациями.

Какая из позиций более верная и какое дерево для гитары лучше – решать вам, мы лишь приведем ту информацию, которую в качестве памятки предлагают известные лютье и которая поможет вам лучше ориентироваться на современном рынке гитар.

Методом проб и ошибок, проведя многочисленные опыты, большая часть гитарных мастеров сформулировала и придерживается следующих тезисов:

  • Дерево гитарной деки задает основной характер звука, наибольшее влияние оказывая на фазу сустейна, то есть на звучание нот и характер их затухания;
  • На атаку (момент звукоизвлечения, начальная фаза звучания) больше всего влияет то, из какого дерева изготовлена накладка на гриф;
  • Древесина, из которой сделан гриф, минимально влияет на атаку, но от нее сильно зависит длительность сустейна.

Традиционный подход к выбору дерева предполагает, что именно оно оказывает наибольшее влияние на звук, то есть создает его фундамент – а электроника, особенности гитарных струн, медиатор, звукоизвлечение лишь «обрамляют» и украшают эту основу, делая звучание инструмента целостным и законченным.

Ниже мы приведем описания наиболее распространенных при изготовлении корпусов гитар пород дерева, их технические характеристики, а также особенности звучания. Напоминаем, что описание влияния древесины на звук инструмента носят обобщающий и достаточно субъективный характер.

Породы гитарного дерева для деки

Липа (Basswood)

Имеет светлый оттенок, волокна расположены достаточно плотно. Из наиболее популярных пород дерева для корпуса гитары липа является одной из самых дешевых, она достаточно податлива в обработке и легко фрезеруется/шлифуется. В серийном производстве используются, по большей части, мягкие бланки и заготовки средней мягкости: они имеют урезанные «свистящие» и острые верхние частоты. Это же свойство не позволяет липе звучать мощно – вместе с урезанием высокого диапазона, слабеют и низы.

Гитары из липы имеют небольшой вес – традиционно легкие и «серединистые» гитары из данной породы дерева выбирают чаще всего музыканты-исполнители лид-партий (John Petrucci, Guthrie Govan, Per Nilsson и другие). Инструменты из липы имеют ярко выраженный основной тон.

Цвет древесины варьируется в диапазоне от светло-желтого до бежево-коричневого, иногда с непривлекательными прожилками зеленоватого цвета, возникающими из-за отложения минеральных примесей.

Ольха (Alder)

Легкое и достаточно мягкое дерево, имеет тесные поры, в чем достаточно похоже на липу. Однако ольха имеет более волнистые волокна, кольца расположены плотнее, в породе имеется много прожилок. Из-за большей жесткости колец и большей крепости породы ольха имеет более насыщенные обертона: диапазон звучания расширен как в сторону высоких, так и в сторону низких частот — на слух это создает ощущение меньшей резкости и «серединестости», что делает ольху одной из наиболее универсальных пород дерева для гитары.

Используется в именных моделях таких музыкантов, как Steve Vai (Ibanez JEM), Kirk Hammet (отдельные типы суперстратов от ESP и LTD), Nuno Bettencourt (Washburn N4 Vintage).

Болотный ясень (Swamp Ash)

Не стоит путать данную породу с более плотным северным ясенем. Мы решили описать особенности именно этой разновидности в связи с ее большей распространенностью среди мастеров. Древесина имеет крупные поры, в которых могут быть как плотные, так и мягкие слои внутри отдельно взятого кольца. Порода представляет собой, по сути, жесткий и крепкий каркас, внутри которого находятся мягкие поры.

Болотный ясень прекрасно резонирует по всему диапазону частот: в звучании гитар с декой из ясеня можно различить и кристальные верха, и заметную середину с очень мощным низом. Вместе с тем неравномерная плотность породы порождает абсолютно случайные провалы в частотном диапазоне: три разных серийных гитары с корпусом из ясеня и с одной партии практически всегда будут иметь разное звучание. Чаще всего из-за этого страдают столь важная для тяжелой музыки середина – именно поэтому специалисты рекомендуют выбирать ясеневые гитары очень внимательно и обязательно слушать их перед покупкой.

Более тяжелые бланки из ясеня, а также бланки из прикорневой зоны имеют более ровный, порой даже «мыльный» звук, поэтому такие зоны дерева используются чаще для бас-гитар.

Отметим, что плотный северный ясень был излюбленным материалом в Fender до начала использования тополя и ольхи. Плотные бланки из ясеня дают традиционный «стеклянный» и пробивной звук.

Используется в подписных гитарах Meshuggah (Ibanez M80M 8-string), Wes Borland (Mayones Regius), Ola Englund (Jaden Rose Guitar), Jeff Loomis (Schecter JL-7).

ЭТО ВАЖНО! При покупке гитары азиатского производства с декой из ясеня будьте внимательны: проверьте ее вес и посмотрите на открытость пор, если это возможно с учетом покраски. Фабричный азиатский ясень очень часто имеет плохое качество и малый вес из-за большого количества пор – такое дерево будет звучать крайне посредственно.

Красное дерево (Mahogany)

Имеет открытые волокна и большое количество пор. Обладает большей равномерностью структуры древесины, чем болотный ясень – инструменты из данной породы дерева не имеют такого разброса по звучанию и весу. Плотность гитарного красного дерева также равномерна, что благотворно влияет на компенсацию средних частот – именно из-за этого при разговоре о махогоне возникают такие привычные всем музыкантам эпитеты, как «жирный» и плотный звук, ассоциации со стеной звука, особенно в сочетании с хай-гейновыми усилителями.

При этом дека гитары из красного дерева не лишает звучание инструмента приятной середины – просто она не настолько выражена, как в гитарах из ольхи или ясеня.

Красное дерево значительно фильтрует частоты в области верхней середины – из-за этого при некоторых спецификациях может иметься слабовыраженный «гнусавый» призвук. Верхние частоты звучат полнее, чем в случае с корпусом из ольхи или болотного ясеня.

Звук красного дерева в целом можно также описать как мягкий и бархатистый – при этом оно имеет выраженную серединистую атаку, а также обладает одним из самых длительных сустейнов. Качественный махогон блестит на свету, рисунок породы напоминает широкие полосы, то есть с виду может создаться впечатление, что дека склеена из неровных деревянных брусков.

Очень часто используется в гитарах, заточенных под тяжелую музыку и пониженный строй. Яркий примеры звучания гитар из красного дерева: Nile (подписные модели гитаристов от Dean, KxK), James Hetfield (большая часть подписных моделей от ESP), Behemoth (подписные и серийные модели от ESP).

Орех (Walnut)

Не менее популярная порода дерева для гитар, имеющая приятный темный окрас и поры, похожие на ясень. При этом древесина ореха имеет достаточно однородную плотность, в чем она похожа на красное дерево, однако характеризуется намного большей твердостью.

Орех часто бывает очень капризным: сочетание открытости пор дерева и его высокой плотности приводят к выраженной, но неравномерной серединистости. В отдельных диапазонах она может казаться перекомпрессированной, в других – слишком динамичной. Из-за этого многие обладатели гитар с декой из ореха жалуются на «гнусавость» звучания на ритм-партиях, и слишком активное «выпирание» на лидах.

Однако преимущества породы обеспечивают ему достаточно большую армию поклонников: орех обладает очень резкой и мощной атакой, при этом имея плотный и объемный низ как у ясеня, а также мягкие верха, как у красного дерева.

Гитары с корпусом из ореха достаточно тяжелые, к ним следует очень тщательно выбирать звукосниматели, так как выбор а-ля «пальцем в небо» убьет и без того достаточно специфический и закрепощенный диапазон.

ЭТО ВАЖНО! При покупке старайтесь избегать тяжелых кусков. Они не имеют ощутимого преимущества в звуке, но при этом могут сделать игру на гитаре крайне некомфортной. Орех – очень популярное дерево для бас-гитар, однако при покупке всегда слушайте инструмент: в мастерских используют как американский грецкий орех, так и европейскую разновидность породы, которые значительно различаются в звуке.

Клен (Maple)

Мягкая разновидность породы (Soft maple) растет в южных странах – очень популярна на корейских заводах, обладает меньшей прочностью, чем твердый клен. При этом мягкий клен имеет достаточно большой вес, глухой и гудящий бас, яркую верхнюю середину. Закрытые поры дерева обеспечивают прекрасную компрессию звука без «взрывающихся» частот. Обычно гитары с декой из мягкого клена выбирают любители мягкого звучания, подходящего для нетяжелого рока/серфа/блюза. Хорошо сочетается как с синглами, так и с хамбакерами.

Твердая разновидность клена (Hard Maple), или Северный канадский клен – по-настоящему яркое и кричащее дерево: оно имеет громкий звук, обладает очень мощной верхней серединой и верхами, плотным басом. Обычно на такую деку рекомендуют ставить звукосниматели с усиленным басом.

Из-за сложности в обработке и очень большого веса твердый клен используется в производстве серийных инструментов крайне редко – чаще всего его применяют для изготовления «тонких» гитар.

Фигурный клен (Figured Maple)

В срезах из корневой области дерева имеет очень красивый рисунок волокон: бывает нескольких типов, самый распространенные из которых огненный, волнистый и стеганный. Отдельной разновидность является «птичий глаз» — неоднородная и сложная в обработке, но уникальная с виду порода.

Из-за высокой цены целиком в производстве корпусов практически не используется – однако очень популярен в качестве основы для топов на деку.

Тополь (Poplar)

Очень похож по цвету и текстуре на клен, но имеет большие поры. Крайне распространенный вид дерева, поэтому часто используется в серийных гитарах среднего и низшего ценового диапазона. Структура породы жесткая, однако легко поддается фрезеровке и шлифовке.

По характеру звучания достаточно схож с ольхой, при этом имеет меньший диапазон звучания и меньший сустейн.

Палисандр (Rosewood)

Дорогое и красивое дерево для гитар: именно поэтому его крайне редко используют в качестве материала для деки. Обладает высокой маслянистостью и плотностью: из-за этого смягчает атаку и слегка «заваливает» звук, делая его приглушенным. Дарит инструменту плотный низ.

Из-за своих свойств используется практически только в качестве материала для грифа либо для накладки грифа. В качестве дерева для грифа дает звучанию «упругости» увеличивает сустейн.

Вторую часть статьи, в которой поговорим о дереве для топов, грифа и накладки для грифа, читайте тут.

Источник

Оцените статью