Работа с детьми инвалидами фортепиано

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Наталья Чеканова
Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена на работу с детьми, имеющими различные зрительные нарушения (тотальная слепота, амблиопия, косоглазие, остаточное зрение, методы и формы работы на занятиях с такими детьми имеют существенные отличия.

Учитывая неустойчивость внимания слепых и слабовидящих детей, задания даются им в расчлененном виде и в ограниченном объеме.

Незрячие дети имеют двигательные искажения в разной степени: часто обладают повышенным мышечным тонусом. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна, как для музицирования, так и для приспособления к жизни вообще.

В работе с детьми педагогу следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственного контакта педагога с учеником (когда рука ученика лежит на руке педагога, таким образом показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на

• ощущение объёма и направления движения (вверх-вниз, большое- маленькое);

• характера и скорости движения (плавно- порывисто, быстро- медленно) сочетание крупных движений с мелкими, объединяющих движения всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Эти два метода являются базисными и имеют сквозное развитие через все этапы обучения.

Работа со слабовидящими учащимися на ранних этапах обучения будет отличаться от работы с незрячими. Освоение нотной грамоты слабовидящими детьми займет 3-4 месяца. Это связано с подключением в практическую деятельность зрительного анализатора, что расширяет их познавательные возможности. У незрячих учеников освоение нотной грамоты по системе Брайля займет 1-2 года. Эта система достаточно сложная, разбор нотного текста осуществляется каждой рукой в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносится на клавиатуру. Вследствие этого незрячие музыканты первые два года будут обучаться на слух. Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра без нот оборачивается пользой для ученика. Навыки запоминания и анализа мелодий помогают когда начинается нотный период.

Одним из основных моментов обучения является развитие ритма, т. к. у слепых нет двигательного опыта, ни воспоминая о нем, ни даже визуальных образов движения, которые весьма помогают зрячим музыкантам.

Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов принадлежит воссоздающему воображению. С его помощью учащиеся с ОВЗ, на основе словесных описаний и имеющихся зрительных,слуховых, и других образов, формируют объекты, недоступные для непосредственного отражения. Из этого следует, что в работе над музыкальным произведением педагог не должен бояться делать сравнения, словесно рисовать картину, портрет, чем ярче и образней педагог преподнесет произведения учащемуся, тем понятней будет содержание этого произведения.

На правильное формирование музыкального образа влияет период начального этапа разбора произведения.Он должен включать в себя тщательный анализ всех сторон: характер, темп, динамику, аппликатуру. Положительно влияет на учащихся исполнение педагогом музыкального произведения. В процессе прослушивания произведения или части его важно участие самого учащегося, оно должно быть творческим.

Формирование двигательной свободы и ориентировке при игре на фортепиано- один из самых сложных этапов, чтобы добиться успеха необходимо развивать у обучающегося, прежде всего, способность представлять в воображении весь этот музыкальный материал, который он исполняет. Выполнение этого требования помогает ученику обрести желаемую свободу при исполнении музыкального произведения на инструменте. Очень полезны упражнения для переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо- двигательные связи, приобретается «чувства расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях.

Важным условием для овладения игрой на фортепиано является правильное систематическое выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев…. С начинающими учениками используются игровые формы работы. Слушая игру учителя, ученик старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом. Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. Основные методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование. Программа предлагает вариативность обучения. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Большое значение имеет поэтапное освоение материала и совместный поиск с педагогом правильного решения.

За этот период времени у обучающихся есть свои творческие достижения: лауреаты регионального конкурса «Открывая горизонты», лауреаты областного конкурса детского творчества для детей с ОВЗ «Храните детские сердца», участие во Всероссийском детско-юношеском фестивале творчества для детей с ОВЗ «Здравствуй, Мир!», дипломанты городского конкурса-фестиваля «Я люблю этот мир» и т. д.

Формы и методы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность» Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы рисования на занятиях с детьми дошкольного возраста» Дорогие коллеги! сегодня я хочу рассказать вам о нетрадиционных методах и подходах к развитию творчества у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка «Организация домашней работы за фортепиано» Организация домашней работы за фортепиано. Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной.

Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ. Выполнила учитель – дефектолог Полухина Н. А. Речевая просодика представляет.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (форма) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (форма) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию и.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (величина) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (величина) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию.

Методы организации образовательного процесса на занятиях объединения «Лира» Работа над развитием речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу. Методы работы В своей работе мы используем.

Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти. Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов,.

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Направления деятельности Психопрафилактическая работа Цель работы Виды деятельности |.Создание условий для полноценного психического.

Эффектитивные методы работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом. Занятие «Каждой шапочке свой помпончик» Эффективные методы при работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом Дидактическая игра: «Каждой шапочке свой помпончик» .

Источник

Методические аспекты в проведении урока фортепиано с детьми с особыми образовательными потребностями

Данная работа содержит в себе характеристику основных принципов и методов работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями, а также обобщение собственного опыта работы с детьми данной целевой аудитории на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_aspekty_v_provedenii_uroka_fortepiano_s_detmi_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami.docx 950.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан

Обсуждено на заседании Утверждено на заседании

фортепианного отдела педсовета

МАОУ ДОД «ДШИ» МАОУ ДОД «ДШИ»

Протокол №_____ Протокол №_____

от «____» __________ 20___г. от «____» __________ 20___г.

Обсуждено на методсовете Утверждаю:

МАОУ ДОД «ДШИ» Директор МАОУ ДОД «ДШИ»

Протокол №_____ ________________ О.И.Воронова

от «____» __________ 20___г. Приказ№____от «___»_____20___г

«Методические аспекты в проведении урока фортепиано с детьми с особыми образовательными потребностями»

Образовательная область: инструментальное исполнительство

Маркелова Светлана Исламгареевна

г. Стерлитамак, 2015

Глава 1. Основные принципы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями…………….

Глава 2. Практическая составляющая работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями…………….

2.1. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания……………………………………………………………………..

2.2. Знакомство с клавиатурой…………………………………………..

2.3. Изучение нотной грамоты…………………………………………..

2.4. Игры для организации пианистических движений…………………

2.5. Игровые упражнения за инструментом…………………………….

2.6. Рекомендуемые музыкальные пьесы для разучивания……………

Развитие образования предполагает разработку разнонаправленных научных знаний, отвечающих актуальным общественным потребностям.

Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с особыми образовательными потребностями. Ныне в разных странах повсеместно вводится инклюзивное образование. В настоящее же время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем, индивидуализация образования детей с особыми образовательными потребностями приобретает особую актуальность.

Данная категория учащихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены.

В современном мире у детей очень большая нагрузка. Это в полной мере относится к современной музыкальной школе, где стремятся высокому качеству обучения, которое, в свою очередь, должно быть здоровьесберегающим. Поэтому обучение в детской музыкальной школе должно развивать ребенка, не утомляя его и принося максимум пользы и удовольствия.

Данная работа содержит в себе характеристику основных принципов и методов работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями, а также обобщение собственного опыта работы с детьми данной целевой аудитории на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Цель исследования: охарактеризовать методические аспекты в проведении урока фортепиано с детьми с особыми образовательными потребностями.

1. Проанализировать специальную и методическую литературу по теме исследования.

2. Дать понятие детей с особыми образовательными потребностями.

3. Определить методические аспекты в проведении урока фортепиано с детьми с особыми образовательными потребностями.

4. Обобщить опыт практической деятельности в проведении урока фортепиано с детьми с особыми образовательными потребностями.

Объект исследования: дети с особыми образовательными потребностями.

Предмет исследования: методические аспекты в проведении урока фортепиано с детьми с особыми образовательными потребностями.

Теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция).

Практические (обобщение инновационного опыта работы специалистов, собственного опыта работы с учащимися в классе фортепиано; наблюдение за учащимися с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано).

Глава 1. Основные принципы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Преподавая в детской музыкальной школе, педагог сталкивается с различными методиками. Многие учителя берут за основу постулаты таких выдающихся пианистов-педагогов как Баренбойм, Гофман, Нейгауз, Алексеев или же Лешетицкий. В определенном случае они правы – есть неоспоримые истины, которые лежат в основе хорошей игры (свобода аппарата, освоение штрихов, владение педалью и т.д.). В одной методике делается упор на развитие техники, другая направлена на развитие духовно-нравственных понятий непосредственно с самого раннего возраста. Прекрасно понимая, что в школе готовят не профессионального музыканта, но хорошего слушателя и прежде всего разностороннюю личность, надо отдавать отчет, что методика должна развивать все грани человека гармонично. Этого можно добиться только при равном развитии физического и духовного начала.

Но не стоит забывать о реалиях современного школьника. Огромная загруженность, тяжелая для детского возраста умственная работа. Дети различаются и по уровню моральной подготовки, и по физическому здоровью. Тогда педагогу на помощь приходит знание многих, может даже и кардинально различающихся между собой методик. Так как гиперактивному ребенку не может подойти методика, разработанная для ребенка неконтактного.

Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом. Добиться этого у начинающих заниматься на фортепиано сложнее, чем в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

При условии вышеизложенного необходимо определить основные принципы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями:

1. Здоровьесберегающее обучение.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Задача на уроке музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

Музыка – один из основных источников радости детей. Поэтому раннее общение с музыкой позволяет ребенку развиваться правильно как психофизически, так и личностно. По мнению Выготского Л.С., положительные эмоции во время слушания музыки, «художественное наслаждение» есть не чистая рецепция, но требует активнейшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению или превращению в противоположные.

Каковы же методы, которыми в этом случае может воспользоваться педагог? Прежде всего, это музыкально-дидактические игры и занимательные упражнения. Они ориентированы на развитие коммуникабельности, моторики (как мелкой, так и крупной), ощущения пространства, развитие слуховой памяти, внимания, координации движений, чувства ритма. В этой связи можно выделить два вида восприятия музыкотерапии – это пассивное и активное.

Пассивное восприятие выражается в слушании музыки. Одним из ключевых факторов пассивной музыкотерапии является правильно выбранный музыкальный материал. В него следует включать лучшие образцы мировой классики. Известно, что неконтактные дети реагируют на музыку спокойного, плавного и светлого характера. Музыка Баха, Бетховена, Шопена и других композиторов-классиков помогает детям достичь ровного, спокойного психоэмоционального состоянии, а также постепенного включения в продуктивную деятельность.

Например, музыка Моцарта вызывает у детей позитивные реакции: появляется активность, доброжелательность, со временем отмечается улучшение успеваемости в школе. Известен также специфический «эффект Вивальди» – развивается память и укрепляется положительное психоэмоциональное состояние.

Активная музыкотерапия предполагает участие в играх, выполнение определенного вида упражнений. В их применении педагогом-музыкантом существуют некоторые определенные правила.

Во-первых, стремясь «открыть», расположить ребенка к музыке, не стоит навязывать ему свое понимание. Роль взрослого – это, в основном, роль наблюдателя и консультанта, активно поддерживающего и следующего за ребенком, помогающего ему музыкальными средствами. Поэтому музыка должна быть созвучна настроению и характеру действий ребенка.

Во-вторых, педагог должен найти способ выражения для соответствующих эмоций ребенка. Это может быть рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов. Неназойливое участие в них взрослого не пугает и не настораживает ребенка, а дает возможность установить контакт и взаимодействовать.

В-третьих, полезна совместная игра на детских музыкальных инструментах, которая помогает установить с ребенком более тесные эмоциональные отношения. В этом плане важно дать ребенку посильную задачу и возможность выразить себя через игру на том или ином инструменте. Однако совместное музицирование – сложный процесс. Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его «творческий процесс». Только постепенно, когда у ребенка появляется уверенность в себе, он «открывается» учителю. Это возможно в том случае, если ребенок проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах и в какой-то момент увлекается игрой на одном из них. На этом этапе можно подробно узнать, что нравится и не нравится ребенку, что его настораживает, через какие эмоции он быстрее открывается, что его беспокоит и что успокаивает.

В-четвертых, рисование под музыку, в процессе которого особенно ярко раскрывается индивидуальность «неконтактных» детей. Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми соответствующих красок и сюжетов рисования – это позволяет снять внутреннее напряжение неконтактных детей. Специально подобранная музыка в момент рисования «очищает» психоэмоциональное состояние детей, а спокойный характер и негромкое звучание стимулирует их изобразительную деятельность.

Таким образом, музыкальные занятия могут активно способствовать развитию разнообразных творческих возможностей детей, в том числе, раннего возраста, дают им богатый опыт общения с искусством – с одной стороны, и с педагогом – с другой, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для успешного обучения и развития всех сторон личности ребенка.

Игровое взаимодействие детей во многом определяет также использование фольклора: имитационные образные движения «подсказываются» текстом русских народных песен и потешек. В основе занятий – игровые действия из русских народных игр и «пестушек», которые наиболее любимы детьми и позволяют мягко включать в деятельность неконтактных детей.

Отметим, что музыкотерапия благотворно влияет и на развитие отношений внутри семьи. Для этого необходимо, чтобы члены семьи неконтактного ребенка посещали занятия вместе с ним и видели, как через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа ребенок получает положительные эмоции и возможность выразить себя.

Следует отметить также применение упражнений для физической подготовки ученика. Это упражнения и на развитие моторики, ритма, дыхания. Такая игровая форма способствует не только развитию физическому, но и эмоциональному контакту учителя и ученика.

Педагогу, особенно детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы ее особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребенком в течение длительного времени, необходимо пристально наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание неминуемо «подстережет» ученика.

2. Доступность, эффективность и новаторство.

Данная программа ориентирована на «проблемных» детей, которые составляют большую часть контингента музыкальных школ.

Основывается на опыте педагогов-практиков (Макаров В. ,Савшинский С., Смирнова Т.И., Тургенева Э.Ш., Шмидт-Шкловская А.А., Юдовина- Гальперина Т.Б. и др.). Дает возможность обучаться игре на фортепиано всем детям, без исключения.

Практика показывает, что недостаток знания методик, пренебрежение новыми разработками педагогом ведут к ошибкам в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Помимо общепедагогических методик и приемов, в программу вводиться такой прием, как педагогическая импровизация – как потенциальная возможность органичного обеспечения на уроке фортепиано целостности познания музыкального искусства.

  • свобода;
  • непроизвольность;
  • вдохновение (по Амонашвили Ш.А.);
  • воображение и интуиция (педагог-импровизатор может предвидеть цель импровизации).

Для успешной импровизации, необходимы следующие педагогические условия:

  • открытый взгляд на мир;
  • отказ от догматического мышления;
  • ориентация на самовыражение в художественно-педагогической деятельности;
  • потребность педагога и учащегося в общении с искусством.

В том случае, если данные педагогические условия в полной мере реализуются, импровизация становится ведущей деятельностью педагога. Импровизация позволяет индивидуализировать подход к каждому учащемуся.

3. Индивидуальный подход.

Преподавание игры на фортепьяно изначально включает в себя индивидуальный подход к ученику.

Само понятие должно включать в себя следующее моменты: индивидуальные особенности учащегося, анализ и знание методов и приемов, необходимых в работе, подбор репертуара. На плечи педагога ложится огромная ответственность – воспитание музыкой, а это возможно лишь при глубоком психологическом анализе личности ученика, при понимании его неповторимой индивидуальности.

Репертуар может, как и развить в ребенке необходимые навыки, так и полностью лишить интереса к исполнительству и музыке. Прежде всего, репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика.

При выборе необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения, когда на концерт выносить более яркие и эмоциональные произведения.

Репертуар для ребенка должен быть разнообразным. Не смотря на одаренность или на нехватку некоторых навыков – ученик должен играть разную музыку. Так он наполнится новыми образами и впечатлениями. Дети, которых преподаватели обязуют играть в 8 лет сложнейшие произведения, проделывают колоссальный многомесячный труд, который лишает их других впечатлений и возможностей. Порой, в такой игре нет самого ученика – есть педагог с его пониманием.

Но и скудный репертуар опасен тем же. В таком случае надо искать золотую середину.

Несмотря на большое количество публикуемого нотного материала, в пособиях редко учитывается главное – взаимодействие всех элементов начального обучения в аспекте возрастных физиологических возможностей детского игрового аппарата. Обычно первые несколько страниц состоят из несложных коротких мелодий, затем быстрый переход к игре легато, а потом внезапно резкое усложнение материала.

В таком случае педагог должен сам составлять репертуар. Особенно выбирая его конкретному ребенку, не стоит отказываться от его участия. Пусть ученик слушает и выбирает с педагогом вместе.

4. Ориентированность на семью.

Одной из главных целей программы является работа в тандеме с родителями. Основываясь на этом тандеме можно достичь больших результатов ребенком любых музыкальных возможностей.

Без должной помощи родителей, процесс обучения музыке ребенка становится очень сложным. На начальном этапе обучения следует активно привлекать родителей в процесс обучения. Оставаясь один на один с инструментом, ребенок не сможет выполнить поставленные задачи.

5. Выбор педагога.

Индивидуальный подбор педагога так же важен, как и правильно подобранная программа.

Чем же определить главные условия выбора педагога?

В первую очередь надо отметить обоюдное желание как ученика, так и педагога. Обучение длится в среднем семь лет. За это время ученик с учителем проходят многое – от первых слез, до первых побед. Поэтому педагог должен нравиться ребенку, вызывать в нем уважение и долю восхищения. Прежде всего педагог – это друг, наставник.

Стоит отметить, что у хорошего педагога в классе всегда дружелюбная атмосфера. Крик и нервозность – показатель непрофессиональности.

Важным фактором является также способность педагога к постоянному совершенствованию. Тот способен учить, кто сам постоянно учится. Кто проходит через трудности, кто понимает процесс изнутри.

Можно отметить, что не всегда хороший пианист – такой же блестящий педагог. Это разговор об одаренности. Так выходит, что многим талантливым пианистам многое дано изначально. Они не могут объяснить, как получается тот или иной прием. Конечно, следуя современным методикам, ребенок сам должен найти прикосновение, ощущение звука. Но как и в живописи, танце есть основы, без которых не получится ни рисунка, ни танцевального номера. Поэтому педагог должен знать, как объяснить ученику тот или иной прием. Рассмотрим пример.

В какой-то мере, работая с детьми с особыми образовательными потребностями, педагог должен становиться сказочником. Для сложных музыкальных терминов придумывать более легкие обозначения. Работая с трудными ритмическими фразами стоит применять методику Нейгауза – подтекстовку. Это помогает не только запомнить ритмический рисунок, но и дать простор для фантазии ребенку.

В определенный момент наступают трудности. Переходя из класса в класс, ребенок начинает осознавать, что уже нет быстрых успехов (таких как были в первом классе), что нужно больше труда и усидчивости.

В таком случае выходят на поверхность плоды труда учителя, главным из которых является приучение к труду. Частая проблема педагогов – работа на конечный исполнительский результат. Безусловно, результат очень важен. Но в музыке особенно важно получать радость от процесса выучивания произведения. Если ребенок будет научен этому – для него всегда работа в классе будет интересной и успешной.

Также стоит обратить внимание на способности ученика. Не способных детей не бывает. При наличии определенных проблем в обучении, таких как раскоординация слуха и ритма, слуха и голоса, с ребенком можно работать и добиться успехов.

В данной ситуации очень важно терпение. Надо дать понять ребенку, что он справится, что у него все получится. Не скупиться на похвалу, но не опускаться до лжи и лести.

Ребенку очень важен авторитет. Как добиться такого уважения от ребенка? Основные способы – не унижать, любить, верить в него. Также очень важно чувство юмора.

Одним из важных условий можно считать оценку. Правда, не очень понятно, как можно оценить творчество. И все ж оценка нужна. Не стоит забывать, что в таком обучении ребенок не соревнуется с другим ребенком. Прежде всего, он растет над собой. Поэтому для каждого ученика – своя шкала оценок. В этом возрасте все неудачи учеников – прежде всего неудачи и ошибки учителя.

Домашние занятия тоже должны происходить в свободной форме. Творчество – это труд, но не мука. Ребенок должен сам хотеть работать, творить. Всякое насилие породит отвращение, а после и физические проблемы, такие как зажимы рук, плеч и т.д.

Глава 2. Практическая составляющая работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными подробностями имеют ряд психофизических особенностей. Поэтому в проведении урока следует придерживаться особых принципов:

1. Для таких детей характерна высокая утомляемость, неустойчивость настроения, метеозависимость, что составляет принцип психодинамической разгрузки, т.е. чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности.

2. Низкий уровень познавательного интереса предполагает стимуляцию мотивационной составляющей, включающей в себя принцип наглядности, использование четких иллюстраций, связанных с повседневной жизнью ребенка и окружающего его мира.

3. Недоразвитие высших психических функций (мышление, внимание, память) предполагает принцип системности, т.е. определенную последовательность в проведении урока, чередование методических приемов, повторяемость материала.

С целью иллюстрации вышеизложенных принципов необходимо отметить следующие основные виды деятельности на уроке:

2.1. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

  • «Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
  • «Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
  • «Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
  • «Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
  • «Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
  • «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
  • «Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.
  • «Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
  • «Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.
  • «Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
  • «Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!
  • «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
  • «Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
  • «Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
  • «Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.
  • «Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
  • «Комарик» — сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
  • «Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.
  • «Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).
  • «Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
  • «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

2.2. Знакомство с клавиатурой

Авторы И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожин утверждают, что в основе деятельности памяти лежат так называемые связи – ассоциации. «Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Предметы и явления, связанные в действительности, связываются в памяти человека. Запомнить что-либо – значит связать запоминаемое с чем-либо, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации». Так и в нашей работе (знакомство с клавиатурой), мы находим ассоциации – «маночки», восприятие которых влечѐт за собой реакцию припоминания, в данном случае мы будем опираться на группы нот из 2-х и 3-х чѐрных клавиш.

Способ запоминания нот на клавиатуре заимствован из методики Шишкиной Ирины Владимировны с внесением некоторых изменений.

Там, где две черные клавиши мы ставим домик . Он опирается на клавиши до и ми и у него «две черных трубы», поем и играем на этих клавишах (для большего запоминания) песенку «Домик».

Домик, домик, До – Ми ,

Хорошо ты в нем живи,

Домик, домик, До – Ми,

Эта клавиша – До ,

Домик, например, можно построить: для мишки — в контроктаве, для волка — в большой октаве, для лисы — в малой октаве, для белки — во второй октаве, для мышки — во второй октаве, для птички — в третьей октаве, для комарика – в четвертой.

Дальше мы должны построить забор , ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три черных клавиши, ведь они очень похожи на забор. У забора четыре дощечки, у двух из них мы посадим фасоль . Я объясняю ребенку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споем про нее песенку.

Фасоль, фасоль, растет фасоль,

Это — Фа , а это – Соль,

Фасоль можно посадить также в любой октаве, для любого музыкального образа — персонажа.

А кто сидит у двух других дощечек забора, ведь там место еще никем не занято, и туда мы посадим Лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, им там очень нравится.

На заборе сидит синичка – нота Си.

2.3. Изучение нотной грамоты

А теперь Мишка с дачи поедет домой. Живет он в городе в пятиэтажном доме (имеется в виду нотный стан) на первом этаже.

На маленькой скамеечке –

Свою песенку поет:

Захотите в нотный дом,

Всем уютно будет в нем.

Запомни, на первой добавочной линейке пишется нота До.

Любит Мишка воздушные шарики (ноты). Вот однажды купил он шарик, надул его, нарисовал на нем собачку – Рекса. Вышел он с ним во двор, шарик полетел и зацепился за балкон первого этажа. Запомни, воздушный шарик с изображением Рекса – это нота Ре.

Мишка по лесу гулял,

Мишка с шариком играл,

Мишка любит песни петь:

Ми-ми-ми – поет Медведь.

Мишка фасолинки положил на полку. Запомни, между первой и второй линейкой – нота Фа, а рядом – нота Соль.

Лягушка подпрыгнула высоко, но до третьего этажа не долетела, а застряла между вторым и третьим. Запомни, между второй и третьей линейкой – нота Ля.

Ля-ля-ля, всех на свете веселей

Пели на опушке веселые Лягушки.

А Синичка смогла долететь до третьего этажа потому что у нее есть крылья. Запомни, на третьей линеечке – нота Си.

Си-си-си – поет Синица,

Как же ей не веселится.

Ноты выучили дети,

Они знают все на свете.

Дидактическая игра «Нотная мозаика»

Цель. Закрепить названия и местоположение нот на нотном стане. Развивать у детей навыки совместной деятельности.

Материал. Разрезные карточки с изображением нот на нотном стане и соответствующих рисунков.

Ход игры. Дети парами собирают картинки с изображением ноты, называют ее и ее расположение на нотном стане.

2.4. Игры для организации пианистических движений

2.4.1. Пальчиковые игры

Упражнение на разгибательные движения пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сжатая вначале в кулачок. Пальчики поочередно, начиная с большого, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются все вместе одновременно. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья.

Упражнение на спокойное зацепление кончиков закругленных пальцев одной руки кончиками закругленных пальцев другой руки.

Стала Маша гостей созывать: — Указательный большой пальцы левой руки делают наклонные движения друг другу.

И Иван приди, — Подушечка указательного пальца левой руки зацепляет подушечку большого пальца правой руки одним движением, как бы «приглашая» его в гости.

Далее большой палец левой руки зацепляет поочередно все пальцы правой руки:

И Степан приди, — указательный,

И Сергей приди, — средний,

И Матвей приди, — безымянный,

А Никитушка – ну пожалуйста — два «уговаривающих» зацепляющих мизинец движения.

Стала Маша гостей угощать: — Правая рука переворачивается ладонью вверх.

И Ивану блин, — Большой палец левой руки зацепляет тоже большой палец правой руки.

Далее указательный палец левой руки поочередно зацепляет пальцы правой руки:

И Степану блин, — указательный,

И Сергею блин, — средний,

И Матвею блин, — безымянный,

И Никитушке — — мягкое зацепление мизинца два раза.

2.4.2. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища

Упражнение выполняется сидя на стуле.

Ванна – море. — Описываем руками большую ванну вокруг себя.

Я – пароход. — Руки вытянуть вперед, кончики пальцев соединить (образуется «нос корабля»).

Полный назад! — Как можно дальше откинуться назад

Полный вперед! — и как можно дальше подать туловище вперед.

Право руля! — Наклоны вправо и влево.

Мчусь я по морю, .- Отрывать ноги от пола, высоко

Ногами бурля. поднимая колени.

Я бы доплыть — Покачивания вперед и назад.

До Австралии мог,

Но у соседей — Ладони приложить к щекам.

Упражнение на сочетание расслабления и активации движения. Первый раз игра идет в очень медленном темпе, далее темп ускоряется.

Шел Мишка к броду, — Ходьба на месте.

Бу-у- лтых в воду! — На слог выделенный жирным шрифтом, сесть на стул.

Уж он мок, мок, мок, — Руки как плети двигаются назад и вперед.

Уж он кис, кис, кис. — Расслабленное туловище «падает» и лежит на ногах, голова и руки также полностью расслабляются.

Вымок, выкис, — Чуть-чуть пошевелиться в таком расслабленном состоянии.

Вылез, — Поднять туловище,

Высох. — выпрямить спинку, потрясти головкой.

Стал на колоду — — Встать.

— бу-у-лтых в воду! — Игра начинается сначала, но быстрее.

2.5. Игровые упражнения за инструментом

Поочередно вторым и третьим пальцами правой руки, а потом левой отталкиваемся от черных клавиш и «приземляемся» на белые клавиши.

Важно, чтобы нажатие белой клавиши сопровождалось пропеванием ее названия. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения. Подключение к работе тактильных ощущений, с одновременным пропеванием нот, укрепляет речевые навыки.

2. «Радуга» (с вариантами)

2.1. Полетная дуга

На четверть – «взлет», на половину – «приземление».

2.2. Дуговые отрезки

Играть отдельно правой рукой вверх, левой – вниз каждым пальцем по очереди на белых и черных клавишах.

2.3. Перекрестные движения рук

«Сначала курочки были маленькими, и все называли их цыплятами. Два цыпленка были всегда беленькие, и звали их Чистюльками (показать малые секунды на белых клавишах). Чистюльки всегда гуляли важно, неторопливо, как взрослые курицы, и всегда отдельно от других цыплят. Все другие цыплятки были веселые и шумные, бегали друг за другом, играли в подвижные игры, а потому никогда не приходили домой чистыми (показать на клавиатуре все остальные малые секунды)». Строим на клавиатуре и играем большие и малые секунды от всех клавиш.

Дети обычно с интересом начинают выполнять в общем-то скучное задание – строить малые секунды вверх и вниз от всех клавиш. Образная характеристика способствует зрительному восприятию и запоминанию, поэтому найти интервал на клавиатуре или узнать его в произведении не составляет труда для ребенка любых музыкальных способностей. Так ребенок включается в заранее продуманную систему игр-упражнений, которые развивают его двигательные навыки.

2.6. Рекомендуемые музыкальные пьесы для разучивания

Источник

Оцените статью