Работа с начинающими фортепиано открытый урок

Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано»
план-конспект урока по музыке на тему

Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока — закрепление пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_otkrytyh_urokov.docx 27.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Донотный период обучения на фортепиано»

(Закрепление пройденного материала)

С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой

Тип урока : комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Дата проведения урока: 18.11.2017г.

Цель урока : закрепление ранее пройденного материала.

Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)

  1. Закрепить изученные теоретические знания.
  2. Продолжить формирование практических навыков.

1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.

2. Развивать образное мышление, художественное воображение.

3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).

  1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы и приемы проведения урока:

— индивидуальная игра на фортепиано;

— сочинение музыкальных историй;

— игра в ансамбле;

— работа по карточкам.

  1. Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
  2. Повторение пройденного материала:

-посадка за инструментом;

-работа с карточками.

4.Работа с ритмическими карточками.

Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»

( закрепление пройденного материала).

Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.

Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.

Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги — это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка — стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.

Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.

В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.

Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.

Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:

-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.

— Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.

Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».

Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку — попевку на этих двух клавишах:

Домик, домик, До-Ми,

Хорошо ты в нем живи.

На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:

Рекс в доме проживает,

Рекс домик охраняет.

Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:

Фа- Соль, Фа- Соль,

Вот и выросла фасоль.

Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.

На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:

Во все стороны глядит.

Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».

А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)

Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.

Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.

Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-

С. Прокофьев. Марш.

Переходим к упражнениям.

С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.

Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.

Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Следующее упражнение « Командир и солдаты».

Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.

Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:

Повстречал ежонка еж:

« Здравствуй, братец! Как живешь»

Следующее задание – работа с ритмом.

— Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;

— Выкладываем ритм на заданное четверостишие:

Выпал снег, первый снег.

Всюду шум и всюду смех.

Я встаю на лыжню.

Всех сейчас обгоню.

— Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,

где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.

Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки — в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).

Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.

Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми — он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:

Ми и Соль, Ми и Соль,

Между нами наш Король.

В точках спрятались не зря: охраняем Короля.

Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.

Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.

На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.

Используемая методическая литература:

Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»

Источник

Открытый урок «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_ayaana.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Оленекская ДШИ» МР «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутии)

«Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Филиппова Айталина Владимировна.

Урок проводится с учащейся 2 класса фортепианного отделения, занимающейся по программе дополнительной общеразвивающей программе «Фортепиано».

Дата проведения: 07.05.2019 г.

Место проведения: МБУ ДО «Оленекская ДШИ».

Возраст ученицы: 9 лет

Тема урока: «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Цель урока: Совершенствовать технические навыки, знания, умения на материале изучаемых гамм и этюдов.

1.Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.

2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.

1.Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

1.Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.

Тип урока: урок — обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

3.Работа над техническими формулами.

Оборудование: фортепиано, ноты.

На уроке используется материал:

1.Гамма до мажор — прямой вид, расходящийся, аккорды и хроматическая.

2.Упражнения: «Колобок», «Говорящие пальцы», «Наперегонки».

3.К. Черни «Этюд» ре мажор.

Организационный момент, сообщение темы урока, вступительное слово преподавателя.

Наш урок мне хотелось бы посвятить решению технических проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.

Конечно, для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь начинающего музыканта к этой кропотливой работе?

В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мировой пианистический опыт накопил немало ценнейших достижений в овладении пианистической техникой. Прислушиваясь к рекомендациям великих музыкантов, мы понимаем, что развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть систематичность приобретения навыков. Этюды и упражнения позволяют провести приобретение технических приемов в стройном и последовательном порядке.

С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа — работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой.

В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия.

Педагог: Скажи мне пожалуйста, что такое техника в жизни человека? У вас какая дома есть техника? Машина есть? Холодильник есть? Стиральная машина есть? Что делают все эти предметы, для чего они служат? Помогают они людям?

Педагог: Вот, например машина — средство передвижения, которая помогает нам добраться из пункта «А» в пункт «Б». Также и фортепианная техника это средство для достижения выразительной и качественной игры на фортепиано, т.е. она помогает развить руку, кисть и пальчики, так, чтобы они были сильными и умелыми и приобрели полное господство над клавиатурой. Самое главное при развитии техники на начальном этапе является работа над правильной постановкой руки. Спина должна быть прямая, плечи опущены, кисти наши на клавиатуре не жесткие, а гибкие и упругие. Для того, чтобы рука находилась правило на клавиатуре, мы выполняем упражнение колобок.

Упражнение «Колобок»: Крутим запястье, затем поднимаем руку и она должна свободно упасть на руку преподавателя.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Следить, чтобы ребенок кончиками пальцев простукивал стишок.

Педагог: У пражнение помогает ориентироваться на клавиатуре. Пальчик рядом нотка рядом, через пальчик — через нотку и т.д.

Педагог: Далее мы покажем упражнение наперегонки. Для этого мы ставим на ноту «До» машинку — это будет «Финиш», и начинаем бежать наперегонки. С начала мы бежим 2 и 3 пальцами, затем 3 и 4,далее 4 и 5. Чтобы было удобнее бежать необходимо опустить локоть, чтобы пальцы были одинаковой высоты.

Педагог: Далее мы с тобой будем разыгрываться на гамме, в которой написан у тебя этюд. Всем известно, что гаммы являются фундаментом фортепианного обучения на всех этапах обучения, не только на начальном этапе. В какой тональности написан твой этюд?

Ученица: До- мажор.

Педагог: А что такое гамма?

Ученица: Это упражнения.

Педагог: А для чего нужны эти упражнения?

Педагог: Гаммы нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

А сейчас сыграй мне гамму в прямом движении. Для начала давай вспомним, 4 палец в правой руке, на какую ноту приходится? Чтобы это узнать, мы берем октаву, и смотрим, на какую ноту попал палец?

Педагог: Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнениями, зато они любят музицировать, им нравится заниматься физкультурой — бегать, прыгать, приседать. На уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника «Веселая музыкальная гимнастика» С.А.Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка, как с различными техническими формулами, так и с разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.

Вот, например, ряд упражнений, которые помогают работать над одновременным звучанием всех голосов. В них очень важно уделять внимание пианистическому «дыханию» Упражнение №42, 62,63.

Учитель : А теперь сыграй аккорды. В аккордах вес руки откуда идет?

Реб . От плеча, опираемся всем весом руки.

Учитель: Аккорды играем так: со счетом ( показ) 1,2, наверх; 1, 2, наверх. Пока рука идет наверх, глазками ищем следующий аккорд. Пальчики чтобы не путались, нужно выучить железно и сначала надо поиграть их на столе или закрытой крышке инструмента. Этот способ помогает сосредоточить внимание учащегося на правильности пальцев.

Учитель: Далее идет хроматическая гамма . Мы видим, что клавиши у нас двух цветов. Какие цвета?

Реб. Черные и белые.

Учитель: Белые – 1 этаж, черные — 2 этаж. Представим, что черные клавиши это цветочки растут (3 и 2), к которым подлетела пчелка и своими усиками стала собирать нектар(Показ учителя 3 и 1 пальцем), с трех цветочков и с двух. Покажи мне усики (ребенок показывает). Сыграй. (Играет) Между цветочками белые клавиши – это лужок, где ползают гусеницы. Покажи мне это расстояние, где лужок занимает. А теперь сыграй мне правой рукой, 2и 1пальцем начиная с 3октавы. А теперь левой рукой снизу вверх 2 и 1 пальцем. А теперь давай подружим всех бабочек, которые собирают нектар и гусениц, которые ползают по лужку (соединить). С 3 и малой октав. А теперь в обратном направлении.

Учитель: Ну а теперь мы переходим к этюду. Скажи, кто написал этюд, который мы с тобой учили?

Учитель: Посмотри на портрет Александра Федоровича Гедике. Александр Федорович Гедике родился в немецкой семье, которая давно обосновалась в России. Дед и отец Александра были музыкантами. Он окончил московскую консерваторию по классу фортепиано. Но органную игру изучал с детства под руководством отца, с 10 лет замещал отца в церкви, с 12 лет начал выступать в концертах.

Учитель: Я попрошу тебя сыграть этюд. (Играет) Какие мы с тобой ставили задачи, над чем работали, что нам не сразу давалось?

Учитель: Работали над звуком, окончаниями фраз, которые все время разрывала. Мы даже сочинили песенку, чтобы было понятней.

1 .Я хочу учиться,

Хочется на сцене мне

Я играю каждый день

Пальцы укреплять не лень,

Потому что хочется играть

2. Научилась я играть,

Скоро буду выступать,

Мне пятерки получать

Буду я для вас играть,

Буду песни распевать

Потому, что очень рада видеть

Учитель: Также пришлось потрудиться над аппликатурой, динамикой, муз штрихами. Скажи, все ли у тебя сейчас получилось? Что не получилось? (Работа над этюдом)

Учитель: Давай поиграем в медленном темпе, чтобы бы был слуховой контроль каждого звука, играем таким способом: правая рука играет на стаккато, левая на легато. Для чего мы это делаем, правая рука, более подвижная, чем левая, поэтому при игре необходимо идти за левой рукой. Когда наши пальчики не слушаются, мы играем на неровный ритм.

В работе с начинающими очень важно правильно выстроить урок. На каждом уроке ученик получает новые знания и умения – и урок должен стимулировать его желание заниматься, урок организует его работу, поэтому тонус каждого урока должен быть бодрым, оживлённым, а атмосфера, царящая на нём, должна быть приятной, располагать к общению. Необходима не только заинтересованность педагога, но и его умение добиться заинтересованности и активности со стороны ученика.

Первый год для педагога–музыканта с учеником самый трудный и важный в выявлении индивидуальных способностей ученика, и нужно быть особенно внимательным к тем или иным проявлениям его характера.

Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».

Источник

Читайте также:  Solozar гибкое пианино ralf p61 клавиша bluetooth
Оцените статью