Работа с учащимися старших классов гитары

Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_gammy.docx 22.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДМШ г. Зеленодольска РТ»

для работы с учениками старших классов ДМШ

по специальности «Классическая гитара».

Тема : «Развитие технических навыков

в работе над гаммами

в старших классах

специальности «Гитара» в ДМШ».

Автор : Королькова Евгения Владимировна ,

педагог ДМШ высшей категории

по специальности «Гитара»

Цель урока : освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом.

  1. Вызвать интерес к занятиям по специальности.
  2. Развитие тактильных навыков техничного исполнения у ученика.
  3. Направленность на осмысление учеником технических задач как упражнений на развитие определенного звукового результата исполнения.
  4. Повышение техничности исполнения у учащегося.
  5. Развитие навыка распознавания, применения полученных знаний в области преодоления технических трудностей в учебном нотном материале: в гаммах, в этюдах, в пьесах.
  6. Применение навыков преодоления технических трудностей такой форме работы с музыкальным материалом как чтение с листа.

Продолжительность урока : 45 минут.

Материально-техническая база : две гитары (для ученика, у педагога – для показа), подставки для ноги, пульт.

Подробный план урока :

  1. Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».

Техника (с греч. «искусный» ) – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.

Гамма — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.

Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.

Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.

  1. Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.
  1. Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).

Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:

Двухпальцевая техника : доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.

Трёхпальцевая техника : широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.

Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке.

  1. Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.
  1. Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой:

— позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,

— техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» — при движении вниз, при переходе на разных струнах,

— ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,

— проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,

— проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,

— проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев,

— проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.

  1. Работа над исполнением гаммы правой рукой:

— определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз»,

— исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,

— ознакомление с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли,

— передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз). Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,

— сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),

— проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,

— проблема нахождения большого пальца p относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,

— применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,

— проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,

— проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,

— проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,

— тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.

  1. Работа над координацией рук при исполнении гамм:

— отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,

— работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.

  1. Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.

— выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него (у Дениса: четверть в гамме = 80, четверть в хроматической гамме = 92),

— выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,

— сочетание игры с метрономом и без него.

  1. Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur.

— выявление пассажей в Этюде,

— определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,

— отработка разными упражнениями тяжелых мест,

— работа над темпом, упражнения,

— выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,

— полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.

Урок должен пройти результативно.

Преподаватель выполняет план: ученик должен понять, усвоить и успешно применить полученные навыки работы над гаммами в этюде, освоить запланированный педагогом материал урока.

Ученик в процессе урока должен почувствовать импульс творчества, самореализации. Этот толчок будет побуждать его к кропотливой работе над техникой и на последующих занятиях, и в домашней работе.

Источник

Работа над развитием технических навыков игры на гитаре

Современный уровень развития гитарного искусства требует от молодых исполнителей наличие особых специфических качеств и умений различного характера, которые непосредственно касаются их творческой деятельности.

Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание адекватного художественного образа. А умение создавать последнее напрямую связано с состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения гитаристов.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_razvitiem_tehnicheskih_navykov_igry_na_gitare.doc 249.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

«РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ГИТАРЫ»

1. Изучение и исполнение гамм в классе гитары………………………………………8

2. Работа над упражнениями в классе гитары……………………………………….10

3. Работа над этюдами в классе гитары………………………………………………11

Современный уровень развития гитарного искусства требует от молодых исполнителей наличие особых специфических качеств и умений различного характера, которые непосредственно касаются их творческой деятельности.

Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание адекватного художественного образа. А умение создавать последнее напрямую связано с состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения гитаристов. Причем многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, Р. Эверс и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры. Но, к сожалению, большинство этих инновационных методов не издаются в России и, как следствие, не доходят до отечественных педагогов, а используются только непосредственно учениками их авторов по месту учебы.

В современной российской музыкальной педагогике обучение исполнительскому мастерству на гитаре регламентируется различными программами. В них раскрываются содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов.

Одной из первых программ по классу шестиструнной гитаре для детских и вечерних музыкальных школ вышедшей в СССР, которая частично согласуется с современным уровнем развития исполнительской культуры, является программа пятилетнего обучения 1982 года Г.А. Ларичевой и Л.В. Акишиной .Относительно отчетности по исполнительской технике в ней рекомендуется проводить один технический зачет в конце III четверти, состоящий из сдачи этюдов на различные виды техники и штрихи (арпеджио, аккорды, легато), гамм в различном изложении (аппликатурные системы, количество октав, ритм, интервалы) и чтении с листа. В старших классах к этому списку добавляются каденции и арпеджио в различных тональностях.

Относительно развития технических навыков говорится, что «на протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат». Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где школьники в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания учащиеся закрепляют дома самостоятельно.

Работа над техническим развитием учащихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии школьников. Но они изучаются отдельно от музыкальных произведений, да и сами учащиеся-гитаристы, как правило, относятся не очень серьезно к этому виду деятельности т.к. не видят в нем в ближайшей перспективе положительного результата.

Педагогу следует обратить внимание на то чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники носили развивающий характер и не были исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен творческий и индивидуальный подход. Например, когда на основе полученных на уроке знаний учащиеся стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-этюды.
Время, затрачиваемое учащимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.

Техническое совершенствование учащихся-гитаристов должно включать в себя работу над исполнением:
1. арпеджио;
2. интервалов и аккордов;
3. гаммообразных пассажей;
4. тремоло;
5. технического легато и мелизматики.

На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка учащимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением.

Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений.

По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений следует серьезно заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу не на самом примитивном уровне.

Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия.

Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио в стандартной аппликатуре для правой руки (палец p играет на 6, 5, 4 струнах, а пальцы i, m, a на 3, 2, 1 струнах соответственно). Изучение техники игры интервалами, аккордами (в типовой аппликатуре) и тремоло рекомендуется также ввести на начальном этапе обучения. Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами. Гаммы лучше всего сразу начинать играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии. В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции (нормальном расположении) без аккордового сопровождения.

В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых аппликатурных формул. В свете этой идеи интересна система развития техники правой руки, предложенная профессором Высшей школы музыки Дортмундского университета (г. Мюнстер, Германия) Р. Эверсом. Она построена на использовании всевозможных, в том числе и нелогичных аппликатурных вариантов исполнения «ломанного» арпеджио Этюда №1 Э. Вила Лобоса (Приложение № 1). Данную идею можно использовать и в старших классах детской музыкальной школы во всех видах арпеджио.

Исполнение аккордовых последовательностей в различных тональностях способствует развитию стабильности и мобильности двигательно-моторных навыков, чувства исполнительской свободы, интерпретаторских возможностей, необходимых для достижения высокого уровня исполнительской культуры.

Пассажную технику учащихся-гитаристов старших классах следует развивать в работе над гаммами. Известно, что гаммы во всех тональностях в аппликатуре А. Сеговии рекомендуется исполнять приемом «аппояндо» в двух и трех пальцевой аппликатуре правой руки во всевозможных комбинациях и в различном ритмическом оформлении (например: дуолями, триолями, квартолями, квинтолями и т.д.). К вышеописанным гаммам полезно будет добавить изучение гамм в широком расположении (расширенных позициях).

Прием тремоло старшеклассникам следует отрабатывать в различных аппликатурных решениях (например: p, a, m, i // p, i, m, a // p, i, a, m, i // p, a, i, m, a).
Работа над техническим легато включает в себя освоение этого приема в расширенных позициях в различных голосах с применением аккордов. Элементы мелизматики учащимся-гитаристам старших классов следует осваивать как на одной струне (техническое легато), так и на разных струнах (арпеджио).

Согласно программным требованиям, за время обучения в ДМШ учащийся должен освоить гаммы, трезвучия и арпеджио во всех тональностях. На деле же, в большинстве случаев эти требования не выполняются. Это обусловлено не только тем, что на проработку «технического минимума» педагогам нередко не хватает времени, но и отсутствием учебнометодических пособий, включающих в себя материал по гаммам, трезвучиям и арпеджио, последовательно и логически выстроенный с 1-го по 5-й класс.

Источник

Оцените статью