- Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска
- Профессиональный творческий путь
- Где этому учат
- Как я пришла в профессию
- Специфика и особенности профессии
- Легко ли найти работу
- Трудовой процесс
- Любопытные случаи
- Оплата труда преподавателя-гитариста
- Плюсы и минусы профессии
- Работа для гитариста. С чего и как начать
- 1. Место работы гитариста
- 2. К кому обратиться, чтобы получить работу
- 3. Уровень мастерства и хороший инструмент
- Работа связанная с гитарами
Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска
Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.
Профессиональный творческий путь
Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.
Где этому учат
Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.
То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.
В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.
Как я пришла в профессию
Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.
За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.
Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.
Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.
Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.
Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.
Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.
Специфика и особенности профессии
Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.
Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.
Легко ли найти работу
И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.
Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.
Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.
Трудовой процесс
С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.
Реадовка и гитарный концерт.
Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.
Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.
Любопытные случаи
В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.
Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.
О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.
Оплата труда преподавателя-гитариста
Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.
Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.
Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.
В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.
На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.
Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.
Плюсы и минусы профессии
Основные практические плюсы моей профессии:
- оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
- относительно свободный график работы;
- возможность совместительства;
- полный соцпакет.
- длительное время освоения профессией;
- необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
- часто меняются критерии прохождения аттестации.
В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.
Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.
Источник
Работа для гитариста. С чего и как начать
Если вы уже достигли определённого уровня виртуозности владения гитарой, то от увеселения друзей и знакомых пора перейти к получению не только аплодисментов, но и дивидендов! Теперь вы, как гитарист, хотите профессионально работать, играя на любимом инструменте, повышая свой музыкальный уровень и обеспечивая себя (и не только) в материальном отношении.
1. Место работы гитариста
У гитариста с гитарой есть два варианта: поискать место работы «под свой репертуар» или подобрать все необходимые мелодии под специфику выбранного заведения. Но рассчитывать, что его с нетерпением ждёт работа, гитарист не может, поэтому он должен сам её найти, но где?
- Выступления в людных местах: улицах, подземных переходах, парках и так далее. В акустическом отношении идеальным вариантом является хорошо подобранное место в переходе с красивой естественной реверберацией и минимумом затихания звука, где усилительная техника, как дополнительное вложение, не понадобится.
- Кафе или ресторан. Этого не нужно бояться, но договариваться не на вечернее или другое время пик! А, скажем, в дневное время, когда там обедают бизнесмены и бизнесвумен, имея при этом в арсенале любимые мелодии для обеих категорий. Кстати, некоторые музыканты так не только подрабатывали, но и нашли хорошую постоянную работу!
- Работа гитариста на корпоративах – один из самых «шоколадных» для гитариста вариантов, где его уже ждёт благодарная публика и заранее оговорённый гонорар. Обычно на такие мероприятия приглашают тех, кого уже слышали и хорошо знают.
2. К кому обратиться, чтобы получить работу
В любом кафе, ресторане или другом заведении есть тот, кто занимается музыкальным оформлением. Чаще всего это – сам хозяин или его доверенное лицо. Но к нему идём не сразу, а проводим музыкальный маркетинг:
- Лично или через приятеля узнаём у сотрудников музыкальные предпочтения хозяина и его представителя.
- Кроме обычного популярного репертуара готовим виртуозное попурри из любимых мелодий хозяина. Конечно, работа впоследствии будет на публику, но решение о приёме на работу будет принимать не она, а хозяин или его человек.
- Договариваемся о личной встрече и показываем товар, то есть свои способности, лицом.
Также можно поискать в объявлениях о поиске гитариста и повторить приведённые выше пункты в таких местах.
Следующий вариант – давать своё объявление в Сети, печатных изданиях своего города, на радио или телевидении (в зависимости от материальных возможностей) и ждать.
3. Уровень мастерства и хороший инструмент
Чаще всего это вопрос уверенности, приходящей с опытом. Проанализируйте свою игру, если она легка, без напряжённости, без затруднений (хотя бы даже и без импровизаций), и при этом на вашем лице улыбка, – вы готовы работать гитаристом!
Для работы гитариста нужна гитара! Банально, но актуально. К сожалению, некоторые талантливые гитаристы, пытающиеся работать на не очень хорошем инструменте, теряют аудиторию и, как следствие, реальный заработок.
Это же правило работает и тогда, когда вы будете использовать усилительную аппаратуру и обработку звука. Лучше меньше коэффициент усиления и общая мощность с чистым звуком, чем громкая «пила по ушам слушателей!»
Рассмотрев ряд полезных рекомендаций, помогающих в поиске работы гитариста, из других статей этого цикла вы узнаете, как общаться с потенциальными работодателями и клиентами, чем лучше «упаковаться», чтобы ваша гитара звучала как можно лучше. Ещё обсудим различия между сольной игрой на гитаре и работе гитариста в коллективе, а также предоставим полезные советы о том, как сделать карьеру гитариста-профессионала.
Источник
Работа связанная с гитарами
СМИ, свидетельство Роскомнадзора от 07.03.2017 за номером ЭЛ № ФС 77 — 68911
Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:
Полное отсутствие рекламы.
Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.
5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.
Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.
Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.
Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).
Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.
Источник