Древесина
Качественная древесина является основой любого музыкального инструмента. К древесине, используемой при изготовлении заказных инструментов требования еще более высокие.
Сушка древесины важнейшая составная часть при создании качественных инструментов. Сушка древесины может производиться двумя способами:
1.Искусственная сушка;
2.Естественная сушка.
Искусственная сушка применяется при массовом производстве музыкальных инструментов. Естественная сушка используется для сушки древесины идущей на создание качественных музыкальных инструментов.
Искусственная сушка предполагает ускоренный вывод влаги из древесины. Для этого древесину помещают в сушильную камеру, устанавливают нужный тепловой режим и сушат. Вред этого процесса в том, что влага, двигаясь вдоль волокон, прорывает стенки клеток, не успевающих пропустить ее, как это происходит в естественных условиях. Cтруктура древесины становится более рыхлой, возникают непредсказуемые напряжения. Клетки древесины высыхают при этом неравномерно, их объем уменьшается хаотично. В результате инструмент приобретает несанкционированный резонанс — «волчок». Звучание инструмента ухудшается. Несмотря на это искусственная сушка используется всеми поточными фирмами в чисто экономических целях.
Естественная сушка гораздо более длительный процесс от 5 – 10 лет .При этом необходимо строго контролировать процесс выхода влаги из древесины.
Естественная сушка древесины
Серьезный мастер или сам заготавливает древесину или приобретает свежеспиленную и сам ее сушит по определенной технологии. Важнейшим фактором заготовки резонансной древесины является распил.
Естественная сушка будущих заготовок
Распил бывает радиальным и тангентальным.
При радиальном распиле годичные кольца проходят перпендикулярно деки, грифа и накладки. Дека (корпус) и гриф получаются более жесткими, а значит, быстрее откликаются на колебания струн, тон у инструментов становится чище, а атака ярче. Гриф будет более жестким на изгиб.
Пример радиального и тангентального распила.
Тангентальный распил дает расположение годовых колец параллельно плоскости деки или грифа. Звуковые характеристики деки явно хуже, а гриф более подвержен прогибу. Наличие тангентально распиленной древесины при изготовлении массовых инструментов лежит в чисто экономической плоскости. Пиломатериалов при этом получается на 60-70% больше, чем при радиальном распиле.
В целях получения наибольшего выхода радиальной /резонансной/ древесины, бревно распиливается за 6 приемов, а в тангентальном распиле за 1 прием. Отсутствие сучков, смоляных карманов, свилеватости и других пороков – обязательное условие качественной резонансной древесины. Особенно это относится к изготовлению грифов. Грифы мы рассмотрим в отдельной статье.
Древесина, применяемая в музыкальной индустрии, относится к высшей категории и стоит дорого. Если посчитать объемы древесины, потребляемые массовым производством, то понятно, почему фирмы в ущерб качеству выбирают количество.
Мастера, изготавливающие заказные инструменты, используют в основном древесину естественной сушки и радиального распила.
Рассмотрим породы древесины, применяемые при изготовлении музыкальных инструментов и их компоновки, которые влияют на их звучание.
Существует распространенное мнение, что звучание электрогитары определяют звукосниматели. На самом деле древесина является наиболее важным компонентом в формировании звука. Каждая порода древесины корпуса и грифа определяют оттенок звука. Разработка и сборка инструмента также являются важными. Древесина и ее сочетания определяют основные характеристики звучания инструмента, а датчики и темброблок помогают выделить то, что получилось.
Условно всех гитаристов можно разделить на две группы:
1 группа – играющие на насыщенном звуке,
2 группа – играющие на звонком звуке.
Современная электрогитара это сочетание различных пород древесины.
Звуковые оттенки древесины корпуса.
Липа– (американская липа –basswood) богатый, полный резонансами звук с обилием средних частот. Дает ровную реакцию на колебание струн – сустейн, на всем протяжении спектра. Имеет бледно-желтый цвет, легкая древесина.
Ольха – (alder) используется в основном для электрогитар типа «Strat» и «Jazz bass».Дает богатый звук с нижней серединой и хорошим стеклянным верхом. Имеет светло-коричневый, телесный цвет, легкая древесина.
Красное дерево-(mahogany) – имеет много разновидностей. Даёт глубокое звучание с плотной серединой, без стеклянного верха. Относится обычно к инструментам типа «Gibson». Имеет красно-коричневый цвет. Встречаются оттенки от розового до светло-зелёного.
Болотный ясень-(ash) – является более жестким и тяжёлымматериалом широко используется при изготовлении электробасов: 5-ти, 6-ти струнных и безладовых. Стали появляться электробасы с грифами из такого ясеня.
Клён-(maple) –используется в основном как передняя крышка корпуса. Позволяет расширить частотный диапазон основного массива дерева. Немного гасит средние частоты и прибавляет низ и верх, имеет светлый телесный цвет, средний вес.
Также используются многие экзотические сорта древесины для передних крышек корпуса и вставок в гриф.
Есть еще ряд сортов древесины, которые также дают хорошие результаты при изготовлении
корпусов.
Бук дает хороший плотный звук похожий на жесткий ясень. Эти результаты получаются при длительной сушке (20-30 лет). Имеет небольшой недостаток – древесина тяжёлая.
Тополь – активно используется фирмой « Fender — в производстве гитар с тремя синглами и басов. Древесина лёгкая, бледно-жёлтого цвета.
Берёза – даёт также богатый звук близкий к красному дереву. Получаются как гитары, так и басы хорошего звучания с большим сустейном. Многие мировые лидеры в производстве акустических гитар активно используют берёзу в виде обечаек и задних дек. Древесина бледно-жёлтого цвета, среднего веса, правда офанированная красным деревом, волнистым клёном или палисандром. Здесь хочется вспомнить пример Брайана Мэя. Он, вместе со своим отцом, изготовил легендарную гитару, широко используемую. В качестве материала корпуса был взят дуб. Из обклада старинного камина.
Так что при грамотной естественной многолетней сушке, правильном распиле, правильном подборе породы древесины, даже не совсем традиционные породы древесины, дают очень хорошие результаты.
Звуковые оттенки сочетаний пород древесины.
Липа/клён– гитара имеет хороший верх, середину, низ.
Ольха / клён – яркий искристый тон с меньшей серединой и большим низом.
Красное дерево / клён – богатая середина с хорошей плотностью и разборчивостью.
Звуковые оттенки сочетаний пород древесины на грифе.
Клён( c кленовой накладкой ) является основным стандартным материалом для большинства грифов гитар и басов. Гриф из цельного клёна придаёт инструменту хороший верх и прибранный низ. Является идеальным для добавления небольшой артикуляции к сочному звуку корпуса или для усиления разборчивости ярко звучащему инструменту.
Клён с накладкой из индийского палисандра – даёт тёплый, богатый тон с мягким верхом. Такой гриф добавляет теплоту корпусу с ярким оттенком звука или смягчает звучание корпуса с сочным саундом. Цвет накладки от красно-пурпурного до тёмно-коричневого.
Клён с накладкой из чёрного дерева – даёт слегка приглушённый верх. Получается классическое звучание типа « Gibson « или джазовый звук. Широко применяется в грифах современных 5-ти, 6-ти, 7-ми и т. д. басов и на безладовых басах.
Клён с палисандровой накладкой – это сочетание даёт богатый обертонами звук с бархатным, шелестящим верхом. Цвет накладки от красно-коричневого до оранжевого.
В конце этой обзорной статьи хотелось отметить, что я сознательно избегал технических терминов и понятий, требующих дополнительных знаний и разъяснений ( резонансная способность древесины, константа излучения, предел прочности, модуль упругости и т. д.) Более подробно об этом можно прочитать в специальной литературе.
Источник
Древесина для гитар
Сегодня будет коротко, емко и очень зло. Приготовьтесь.
Итак, древесина для гитар. В интернете написано огромное количество совершенно неграмотного материала про «музыкаль-ную» древесину, эта деза и шиза множится, мутирует и приобретает уж совсем какие-то чудовищные черты, настолько, что дальше терпеть уж невозможно.
При первом приближении видно, что «эксперты» поделены на 2 лагеря: одни верят в существование некоей особой «музыкальной» древесины, причем объяснить, что это, могут единицы, другие утверждают, что древесина особо не влияет на звук и можно не заморачиваться. Дошло до того, что набирает просмотры и «лайки» видео, где важнейшим критерием качества древесины для гитарного мастера является… соответствие заявленным поставщику размерам заготовок и ровные (после рейсмуса, кекеке) поверхности под склейку.
К этому бреду мы вернемся немного позднее.
Итак, что такое «музыкальная» древесина и чем она отличается от «обычной»? Такая древесина, действительно, существует. Обычно, это древесина для производства акустических музыкальных инструментов, а точнее, дек этих инструментов. Т.е. музыкальными традиционно считаются ель, кедр, пихта, клен, махогани для задних дек и палисандр.
И наиболее серьезному отбору подвергается древесина для верхних дек. Она должна иметь высокую акустическую константу (за рубежом пользуются простым отношением упругости к плотности) и высокий сустейн. А обеспечено это будет:
1. Отсутствием пороков: сучков, свилей, наклона волокон, смоляных карманов
2. Низкой плотностью
3. Радиальным распилом деталей
4. Равномерными по ширине волокнами в пределах 0,5-4 мм
Все! Никакой алхимии тут нет, хотя подобные куски и редки достаточно, что обуславливает высокую цену на них (в пересчете на кубометр резонансная ель будет стоить 7-10 млн руб).
Если отбросить требования по равномерности и соотноше-нию упругости/плотности, останется обыкновенный набор требований к столярной древесине (имеется в виду высоко-качественное мебелестроение, а не ящики для фруктов). Итак, первое:
ДРЕВЕСИНА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ КРИТЕРИЯМ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ СТОЛЯРНОЙ ДРЕВЕСИНЫ,
без этого невозможно создание рабочего инструмента, не говоря уж о звучащем.
Первое и самое главное требование – прямослойность древесины. Если волокна наклонены относительно поверхностей инструмента, то это снизит прочность, стабильность инструмен-та, его упругость и ухудшит звук. Прямослойность проще всего отследить на радиальном распиле (см рис). Плюс ко всему, радиальный распил наиболее стабилен. Наиболее нестабильным является тангенциальный распил, особенно рядом с сердцевиной ствола.
Если имеется наклон волокон, т.е. слои образуют кривую линию, то, скорее всего, ствол дерева не был прямым, а это чревато неравномерностью плотностей, упругостей и внутренних напряжений. Более того, дерево не всегда растет прямо, иногда оно закручивается вокруг своей оси. А вот такое отследить по рисунку волокон нельзя. Если такую доску расколоть, то раз-лом образует не прямую плоскость, а закрученную вокруг некой оси. Именно такие заготовки обеспечивают «винт» на грифе, а не смена влажности или калибра струн.
Поэтому заготовки для инструментов лучше покупать бОльшего размера, чем «бланк грифа», чтобы можно было отпилить тестовый кусок, расколоть его и понять, можно ли данную древесину применять для грифа или акустических дек. Если на торцах есть трещины – отлично, по ним можно видеть, насколько прямослойна данная доска. К корпусам электрогитар требования могут быть ниже, струны их не деформируют.
Почему надо покупать сухую древесину, а не сырую и потом досушивать. Просто потому, что при усушке проявляется часть деформаций и, выбрав прямые сухие доски, можно перестраховаться от деформаций в будущем.
Производители резонансной древесины в Европе зачастую сами колют заготовки из заранее отобранных деревьев, у таких людей можно брать древесину безбоязненно. К сожалению, выбор обычно ограничивается елью и кленом.
Так что размеры – это последнее, на что следует обращать внимание, важно чтобы они были больше изделия.
Про «строганые» доски. Уважающий себя столяр или лютье никогда не будет клеить заготовки после машинной обработки. Какой бы качественной она ни была, она не сравнится с ручным строганием.
Теперь о звуке вкратце. Добрался я недавно до детальных исследований распространенных пород древесины. Вырезал одинаковые по размеру дощечки, простучал и записал звук. Оценивал высоту тона и его длительность. Референсной была дощечка из резонансной ели. Любопытно, что высота резонанса, в общем, коррелирует с длительностью, но не во всех случаях. Итак, список пород в порядке возрастания тона:
1. Болотный ясень
2. Ольха
3. Сапеле
4. Махогани (Кайя)
5. Кедр
6. Ель
7. Клен
Клен на полтона выше ели, но при этом его длительность звучания чуть ниже, а весит он в 2 раза больше. Понятно, почему лютье так любят сочетать эти породы – деки проще настроить между собой, толщины примерно одинаковы будут.
Такая же ситуация с кедром и махагоном.
Сапеле оказался хуже, но тут я списываю на косослой, другого куска, к несчастью, нет. Ясень и ольха звучат совсем низко и недолго. Это, в общем, подтверждает мою теорию о том, что в стратах и телеках звучит, в основном, кленовый гриф.
Как-то так. Теперь если кто-то начнет вам рассказывать про «мягкий звук» венге или про влияние микроструктуры древесины на звук – шлите лесом ссылкой на этот материал.
А уж если «мастер» вам будет рассказывать о волшебном звуке топа из гнилого клена, корня оливы или капа березы, то это – дилетант и/или обманщик. Эти вещи вообще не звучат, применять их можно с большой осторожностью, желательно как шпон, эффект от них – чисто визуальный.
Источник
Все о гитарных грифах
Гитарный гриф – это одна из главных частей музыкального инструмента. Музыкант всё время контактирует с ним, зажимая струны. Получается, что это определяет и технику, и комфорт, и даже окончательный звук музыкального инструмента. Гриф – это главный элемент гитары, который выглядит как длинная рукоятка из дерева вытянутой формы. К ней прижимают струны. В результате этого действия длина струны уменьшается, а натяжение увеличивается, что ведёт к изменению высоты получаемого звучания. Гриф для гитары включает в себя: головку, накладку, анкерный стержень, верхний порожек, металлические лады и пятки. На отдельных моделях в центре есть место, в котором закреплён анкер (специальный болт), он помогает задавать кривизну грифа. Голову (перо) грифа можно найти вверху гитары, там же и колки (с их помощью натягивают, закрепляют струны и регулируют высоту звука).
Материал грифа и его распил
На качество грифа влияет материал, который использовали при изготовлении инструмента. Основная часть бывает кленовой, вишневой или бубинговой. Наиболее популярной древесиной для грифа является клён. Для его изготовления также используют композитные материалы, например, графит или люцит. Если гриф всё же выполнен из дерева, то его заливают лаком, чтобы справиться с изгибами, высыханием, трещинами и другие проблемы, а также защитить руки музыканта. На свойства грифа влияет не только дерево, из которого его изготавливали, но еще и распил. От последнего зависит еще и красота инструмента. Наиболее популярными способами распила являются радиальный и тангенциальный.
Если распил радиальный, основа разреза находится в середине ствола. Дерево получается одинаковым и в своём оттенке, и в текстуре. А гриф, изготовленный указанным способом, очень надёжный и легко справляется с внешним воздействием. Он способен служить вам верой и правдой на протяжении многих лет, не теряя своей первоначальной формы и поражая своей износостойкостью. Зачастую такие модели достаточно подстроить лишь один раз, дальше они не будут менять своего положения. Гриф сохраняет одинаковый угол долгое время, спокойно справляясь с любыми нагрузками. Если говорить о звуковых характеристиках, то радиальный распил грифа делает акустику ярче, а низкие частоты чётче.
При тангенциальном распиле разрез совершают на каком-то расстоянии от центра древесины. Гриф, который делают из такой древесины, поражает своей выраженной текстурой, а также рисунком годовых колец в форме волны. Они намного дешевле радиальных, а ещё они более гибкие, лучше откликаются на толщину, изменения температуры и влажности, их нужно чаще подстраивать.
Помимо этого, есть еще и грифы, состоящие из нескольких слоёв. Они объединяют в себя свойства обоих предыдущих распилов, но по звуку больше похоже на радиальные. Для того, чтобы сделать такую модель, несколько кусков дерева (можно различных пород) тангенциального распила приклеивают друг к другу. Это даёт возможность получить большую жесткость и уменьшить затраты на производство, а также добиться уникального звука.
Внешний вид грифа гитары.
При выборе гитары нельзя оставлять без внимания параметры толщины и ширины. Именно они определяют удобство при взятии разнообразных аккордов, что позволит исполнять музыку самых разных стилей. Сейчас в зависимости от формы выделяют три различных типа грифов для гитары:
— Классические округлые, например, — это идеальный вариант для тех, кто играет классический рок и блюз. Они удобны при игре и в бой, и в перебор. Но развить серьёзную динамику будет трудновато, для этого понадобятся тренировки. Такие модели грифов встречаются в большинстве гитар от фирм GIBSON и FENDER.
— Тонкие и широкие намного удобнее для любителей либо быстрой, либо тяжёлой музыки (например, , альтернатива, грайндкор и прочее). Их можно встретить в модельном ряду у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST и YAMAHA.
Средним вариантом между парой предыдущих видов считаются грифы с меняющейся формой. Он округляется по направлению от деки к головке. Такие варианты будут стоить много по сравнению с классическими, из-за этого их используют при изготовлении только очень крутых гитар от известных производителей. Например, GIBSON назвал такую модель 60’slim taper.
Крепление грифа
Итоговый звук инструмента во время игры зависит еще и от того, каким образом гриф прикрепили к основной части гитары. При этом, каждый способ является уникальным. Их нельзя сравнивать друг с другом, потому что все они преследуют разные цели. Один способ позволяет получить такой звук, а второй способ – совершенно другой. Все зависит от потребностей производителя и музыканта.
Сейчас выделяют четыре способа прикрепить гриф:
— Болтовоепридумали ещё в 1940-х годах Фендером просто для того, чтобы сделать гитару удобнее. Он полагал, что при повреждениях грифа не стоит выбрасывать весь музыкальный инструмент, поэтому нашёл способ заменить только гриф. Чаще всего в наше время этот вид крепления используется при производстве обычных дешевых инструментов. Это крепление легко узнать по яркой атаке, чётким нотам, но довольно слабой продолжительностью. Если вы берёте гитару, на которую гриф прикреплён болтом, то проверьте, насколько плотно он прилегает к основанию, так как любые зазоры приведут к проблемам. Часто для лучшей плотности крепят больше болтов. Электрические гитары, при изготовлении которых использовался этот метод крепления, подойдут для любой музыки, но рок будет предпочтительнее.
— Вклеенный – это способ, который чаще всего применяют в электрических гитарах. В корпусе гитары делают выемку, в которую и помещают гриф, где фиксируют с помощью специального клейкого элемента — эпоксидной смолы. Благодаря чему удаётся раскрывать акустические способности материала, что выражается в тёплом и приятном звуке, а также качественном сустейне, но атака станет хуже, чем у предыдущего варианта. Если вы хотите играть джаз, то такие гитары станут лучшим вариантом из-за тёплого и мягкого звука (правда, придётся потратиться чуть больше).
— Сквозное считается одним из самых дорогих способов. Его в основном используют при производстве бас-гитар. Сквозное крепление лучше всего передаёт истинный звук дерева, что выливается в первоклассный сустейн и небольшое уменьшение резонанса внизу. А это значит, что на протяжении всей игры звук будет ровным. Из-за отсутствия пятки, вы сможете легко исполнить соло-партию любой сложности. Главная проблема этого варианта проявляется в том, что и сам инструмент будет стоить много, и его ремонт. Да ещё и восстановить повреждённый гриф сможет не каждый мастер.
— Полусквозное. Часть гитарных мастеров стали применять его в конце 1980-х годов, но до сегодняшнего дня этот способ не считается популярным. По своему звуку такой метод очень похож на прошлый. Но по креплению ближе к варианту с болтом.
Накладка на гриф гитары
У любого грифа есть еще один важный элемент – накладка. Именно сюда приходится нагрузка от струн, после чего передаётся по грифу дальше. Накладка — это небольшой брусочек дерева, который крепится на гриф от деки до головки, именно к ней прижимаются струны. Где-то её делают с ладами (подавляющее большинство моделей), где-то – без них (в безладовых бас гитарах), ещё на них могут иметься специальные метки, позволяющие музыкантам лучше ориентироваться на грифе. Накладки обязаны быть прочными, поэтому для их изготовления используют твердую древесину. Чаще всего они бывают кленовыми или палисандровыми. Также можно встретить модели из черного дерева и углеродного волокна. От формы накладки зависит тембр гитары. Сейчас популярны четыре основных типа, которые определяют по радиусу: плоская, в виде конуса или цилиндра, а также смешанная.
Анкерный стержень
Анкер – это специальный стержень, который производят с помощью прочного железа. Он нужен, чтобы гриф был более жестким и износостойким. При этом, его толщина равна всего лишь 4-6 миллиметрам. Анкер устанавливают прямо внутри грифа. Еще одно предназначение этой детали заключается в регулировке кривизны грифа. Специальный болт из железа на конце анкера даёт такую возможность. Его можно найти либо в верхней части грифа, либо у его пятки. Анкер даёт возможность грифу не сгибаться даже под механическим воздействием натянутых струн, чаще всего он применяется на акустике и других моделях, где струны выполнены из железа.
Сейчас анкер устанавливают по одной из двух популярных технологий
— Сзади грифа, что требует приложения большого количества усилий во время производства, а это сказывается уже на цене инструмента. Чаще всего им пользуются производители электрогитар FENDER.
— Под накладку – максимально простой и дешёвый метод. Однако, он не слишком надежный. Дело в том, что при таком способе установки накладка менее плотно прилегает к грифу. В результате она может просто отлететь.
Гитарные лады
А ещё на протяжении всего грифа приделаны лады. Это специальные порожки, расположенные на таком расстоянии, чтобы иметь возможность регулировать натяжение в пределах полутона. С их помощью можно взять конкретную ноту (если инструмент настроен). Ещё ладом называют дистанцию между ближайшими порожками. Да и не забываем про специальные модели без ладов. Брать на них какие-либо аккорды весьма проблематично.
Число ладов на разнообразных моделях будет отличается в пределах от 19 (классика) до 27 (электрическая гитара). На сегодняшний момент есть специальная классификация ладов по необычным свойствам:
— высота, это отражается и на высоте струн. С низкими ладами очень легко прижимать струну к накладке, но если вы захотите сделать подтяжку (или как её ещё называют бенд), то вам придётся попотеть. А на высоких ладах ситуация меняется с точность наоборот: прижимать струны трудно, зато подтяжки делать легко.
— ширина, позволяет определить время, которые они прослужат: если у гитары узкие лады, то они будут быстрее изнашиваться, что приведёт к более частой шлифовке.
— материалы, из которых выполняют лады. Сейчас самые популярные из них: нержавеющая сталь, серебро и никель. Понять, какой будет лучше для вас можно будет только на личном опыте. Об одном и том же материале различные музыканты говорят по-разному. Одни полагают, что струны из нержавеющей стали служат дольше, но при этом звук у них хуже, чем у моделей из серебра или никеля.
— профиль и форма отвечают за изменение внешности гитары. Также они немного изменяют звук и, конечно же, обеспечивают долговечность.
Угол наклона головки
Сейчас головка либо плоская (без наклона к основанию грифа) или же иметь хоть какой-то наклон. Для первых моделей придумали специальные струнные направляющие, это позволяет увеличить угол наклона от головки до ладов, чтобы струна надёжно фиксировалась в пазике порога. Чаще всего они встречаются на Stratocaster и Telecaster. Если же вы купили гитару с наклонными головками, то знайте, что производители не ставили никаких направляющих деталей. Просто потому что струны итак достаточно жёстко фиксированы в пазике.
ИТОГ
Итак, вот мы и разобрали из чего состоит гриф для гитары, его поговорили о ключевых моментах в использовании, а также о том, как они влияют на итоговый звук. Но выбирать всё равно придётся вам! Помните, что самый классный инструмент – тот, который звучит так, как вы мечтали.
Источник