Радиола аккорд с ссср

Электрофоны из СССР.Часть первая: «Аккорд»

Электрофон (проигрыватель грампластинок+усилитель низкой частоты(УНЧ) объединённые в одном корпусе) представляются многим чисто отечественным изобретением, но так ли было на самом деле? Скорее всего — нет. Тем не менее, первый электрофон был изобретён в СССР ещё в 1932 году, однако выпуск электрофонов в промышленных масштабах стартовал лишь два с хвостиком десятилетия спустя: в 1953-м.

В данной статье я расскажу о некоторых отечественных электрофонах 70-80-х годов прошлого столетия, с которыми мне довелось ознакомиться лично. Вполне понятно, что среди представленных моделей Вы, уважаемые читатели, не увидите какие-то модели из тех, что встречались на вашем жизненном пути, поэтому делитесь в комментариях своим опытом.

И первым будет … легендарный нет, ну не люблю я это слово: оно слишком часто употребляется в статьях об аппаратуре из прошлого и слишком редко его привязка к той или иной модели соответствует достоинствам описываемого продукта…Ладно, скажу так: и первым будет всем известный «Аккорд-201 стерео». На самом деле был ещё один «Аккорд-201» — монофонический. Внешние отличия от стереофонического были минимальны и для большинства невнимательных людей едва заметны: отсутствовал регулятор «баланс» как и одна колонка. Ну и немного отличался тонарм в той части, где устанавливалась головка звукоснимателя. Ну а встроенный усилитель был естественно одноканальный, монофонический.

Но вернусь к версии «стерео». Это был мой первый электрофон. И, кроме того, это был мой первый стереофонический аппарат. Но это частность. А главное это был самый доступный стереопроигрыватель в истории Страны Советов поскольку стоил он 99 руб. (вот видимо откуда пошла мода на психологические ценники наподобие 999-99,9999 и т. д))))

«Аккорд-201 стерео» выпускался с 1973 года поначалу Рижским радиозаводом им. А.С.Попова и Рижским электромеханическим заводом, а в последствие (начиная с 1976 года), Челябинским радиозаводом и с 1980 года Махачкалинским заводом радиотоваров (у меня был Челябинский). Кроме того созданные на базе «Аккорда» (и практически не имеющие внешних отличий с оригиналом) электрофоны «Россия-321-стерео» и «Россия-321-1-стерео» с 1983 и 1985 года выпускало Челябинское ПО «Полёт»( «Россия-321-стерео с 1985 года выпускал и Махачкалинский завод радиотоваров).Даже если предположить что последние выпускались сравнительно недолго, то всё равно по числу лет, проведенных на конвейере, «Аккорд-201» и его модификации бьют все рекорды. Эдакая «радиоэлектронная «Нива» ВАЗ-2121».

Читайте также:  Для меня делают гитару

Но у «двести первого» был предок (или предки) : «Аккорд-101-стерео» и «Аккорд-001-стерео» выпускаемые с 1972 и 73гг соответственно. По сути это один и тот же аппарат. Просто вначале электрофон позиционировался как первый класс, затем был переведён в высший, так как по многим своим параметрам, кроме ЭПУ, ему соответствовал. Вообще интересная штука этот советский ГОСТ: почти все комбинированные устройства (электрофоны, радиолы, магнитоэлектрофоны, магнитолы и т.д.)состояли из элементов разного класса. К примеру, если ЭПУ и усилитель были первого класса, а магнитофонная панель — второго, то в целом устройство позиционировалось как первый класс. Почему — это как раз понятно. От класса зависела цена изделия и, хотя мы жили в то время при социализме, а не капитализме, разница лишь в том, что прибыль шла государству, а не частной компании. Я не нашёл информации о том, когда был закончен выпуск «Аккордов 101/001», но, учитывая что я их в момент моего зарождающегося интереса к аудиотехнике(это был конец 70-х) уже не застал, то думаю что выпускались они не более пяти лет (хотя ещё долгое время название этих моделей было «на слуху»). Не буду фантазировать и насчёт цены «001-го» потому что мне она доподлинно неизвестна. Однако, учитывая что «Аккорд-001» был одним из первых электрофонов высшего класса в СССР, он явно не был столь доступен для народа, как «201-й». Что касается комплектной акустики 001-го — колонок 10МАС-1 то это ещё один долгожитель. Даже стереофонические катушечные магнитофоны «Сатурн-202», выпуск которых стартовал в конце 70-х, несколько лет комплектовались этой моделью АС. От себя скажу, что мне звучание 10МАС-1 в те времена очень даже нравилось. Возможно, сейчас я бы не смог их слушать, но это СЕЙЧАС, то есть 40 лет спустя. Используемое в «Аккорде-001» ЭПУ: I-ЭПУ-73С тоже достаточно популярное электропроигрывающее устройство для 70-х. И встречается оно и на других аппаратах из того времени. Например, в радиоле «Виктория-001 стерео». Остальные тех. характеристики «Аккорд-001» таковы: Полоса рабочих звуковых частот электрофона 60. 15000 Гц. Максимальная выходная мощность 2х10 Вт. Габариты модели 210х465х380 мм. Габариты одной АС — 430х270х255 мм. Вес электропроигрывателя без упаковки — 16,5 кг. Вес каждой АС — 8,2 кг. Вроде и ничего особенного, а по современным меркам так и вовсе «ниочём», но если сравнить с характеристиками «Аккорд-201»,то разница существенная.

Читайте также:  Как понять что гитара расстроенная

И вот к «Аккорду-201» я и возвращаюсь. Электрофоны выпускаемые в Прибалтике отличались от более поздних Челябинско-Махачкалинских оформлением как передней панели самого электрофона, так и оформлением фронтальной части АС. На прибалтийской акустике была пластиковая декоративная решётка (по мне, так выглядевшая очень даже стильно), а на большинстве остальных(более поздних) версий была «радиоткань» в клеточку. Сейчас прибалтийские версии «Аккорда» уже редкость. А все остальные всегда можно купить. И даже иногда в хорошем косметическом состоянии. Думаю, что выпущено их было более чем достаточно, однако точные данные о «тиражах» теперь вряд ли можно найти. Особенно учитывая то, что и Махачкала и Рига теперь «заграница»( как выяснилось из комментариев термин»заграница» некоторые читатели восприняли слишком прямолинейно,а ведь он не зря был заключён в кавычки.Я не имел ввиду границу политическую,поскольку Дагестан был и остаётся субъектом Российской Федерации.Я имел ввиду другое.Ещё во времена СССР мне доводилось бывать в кавказских республиках и даже тогда для меня это было «заграницей».Там всё было другое: нравы,обычаи,менталитет.Даже полки в магазинах были наполнены тем,чего я дома ни разу и не встречал.Сейчас же насчёт магазинов не скажу,а в остальном разница наверняка стала ещё более контрастной ). Конечно же в СССР институт статистики был развит очень хорошо, но где теперь эти архивы и уцелели ли они вообще?

А вот и тех. данные на «Аккорд-201 стерео»: Номинальная выходная мощность усилителя 2х2 Вт, максимальная 2х5 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 100. 10000 гц. Габаритные размеры проигрывателя 392x316x145 мм. Габаритные размеры каждой звуковой колонки 363Х270Х131 мм. Масса электрофона без упаковки, не более 14 кг. Конечно скромный диапазон воспроизводимых частот это в первую очередь ограниченные возможности широкополосной головки 4ГД-35(или 4ГД-28).Но учитывая сам УНЧ на германиевых транзисторах, который просто не мог в силу скромной выходной мощности раскачать колонки посеръёзнее (а может и мог, но более дорогие АС просто не вписывались в комплект по соображениям цены), надо полагать, что данный компромисс имеет право на существование. К тому же, как ни парадоксально это звучит, у этой связки был и определённый звуковой шарм. Недорогие «открытые» АС на «шириках» хотя и жанрово избирательны, но при этом обладают «воздушным», «обволакивающим» звучанием. Джаз, легкая оркестровая музыка, вокал – льётся из них легко и непринуждённо. Многие утверждают, что и звучание УНЧ на германиевых транзисторах схожее по характеру, но после «Аккорда» я таковыми не владел и потому ни подтверждать, ни опровергать подобные тезисы не стану. Зато я могу сказать так: для многих меломанов из СССР «Аккорд-201» стал «школьной партой», первым опытом на пути к хорошему звуку. Именно за это его многие любят и ценят до сих пор. И у меня на сегодня всё. Продолжение следует.

Читайте также:  Раз морозною зимой книппер ноты

Источник

Тема: ВЭФ-Аккорд – запускаем, перечищаем, измеряем.

Опции темы
Поиск по теме

ВЭФ-Аккорд – запускаем, перечищаем, измеряем.

Я являюсь счастливым обладателем приемника (радиолы) «ВЭФ-Аккорд»:
http://www.rw6ase.narod.ru/00/rl_l_/wef_akkord_rl.html
Этот приемник достался мне от родственников (бабушки жены), он в весьма хорошем состоянии – когда отдавали, сказали, что рабочий. Но около 10 лет после этого приемник пролежал на чердаке каменного сухого гаража, и вот только сейчас появилось время и желание заняться им (эхх, много ещё интересного у меня там ждет своего часа …).

Сохранность приемника весьма хорошая, только на передней панели есть пятна ржавчины, выступающие через радиоткань от креплений динамиков, и сильно всё запылено. А так монтаж по виду «как вчера» сделанный, ржавчины на шасси и динамиках нет, деревянные части в большинстве практически все как новые, защитные решетки (задняя и нижняя) тоже совершенно «свежие». ЭПУ в хорошем состоянии. Единственное что – начинает несколько «осыпаться» шкала.
Притащил этот приемник домой и для начала по имеющемуся опыту поставил выстаиваться – подсыхать. Хоть в гараже и не сильно влажно, но по опыту знаю, что несколько дней приемнику надо дать просохнуть без вмешательств. Иначе может «повести» подвесы динамиков, да и другие злые «чудеса» могут случиться. Да и самому «духу» надо набраться… И вот, через 4 суток – включаю. Дым не идет, загорается подсветка шкалы (но на первое включение – не все лампочки), разгораются накалы ламп. Через некоторое время начинает светиться зеленым светом индикатор настройки (правда, очень слабо) – значит, анодное есть. А вот уже на вращение ручки регулятора громкости появляется легкий «шрох» -значит, УНЧ жив, и работает. Что ценно, фона переменного тока при этом вообще практически не слышно! Даю приемнику немного «выстояться» во включенном виде и подключаю антенну — свою комнатную «веревочку» («гардину»). Есть работа на КВ! Слабо, по-началу только на ВЧ части КВ поддиапазонов, но есть прием станций из эфира – типичный эффект «первого включения» с запыленными и замокшими (гетеродинными) контурами. Убедительно работает регулятор тембра/полосы. Есть работа и ЭПУ, двигатель вращается, но диск – рывками, надо перебирать ось. Звукосниматель пьезо, пластмассовый «утюжок», но не «типовой» обычный – а с последовательным расположением двух стальных (?!) иголок; на прикосновение к иголкам звукоснимателя динимики бодро «зурчат» — пьезоэлемент явно жив. При вращении ручки настройки есть отчетливый шорох – явно немало пыли набилось в пластины КПЕ, также толстый слой домовой пыли везде в корпусе и на монтаже. А тем временем приемник несколько прогрелся, работа его улучшилась. А вот на ДВ и СВ (пробовал ранним вечером) – по началу только «фанера» и помехи. Но на КВ поймал, разумеется, Китай и поставил приемник на «прогон». Индикатор настройки хоть и светится слабо – но работает. После прогона (а заодно – и «просушки работой») приемник стал работать полностью на протяжении всех перестроек во всех поддиапазонах. Вечером-ночером даже стали ловиться несколько станций на СВ и появились намеки на станции на ДВ (и это в городе на комнатную «веревочку»!). Частота на КВ стоИт весьма стабильно. «Разошелся» и УНЧ – ну ОЧЕНЬ приятный звук оказался у приемника.

В общем, дальше буду «перечищать», проверять и настраивать этот приемник. Для тех, кому сугубо «птичку жалко» — сразу предупреждаю, что я НЕ БУДУ дорабатывать и модернизировать этот приемник. Только настройка и восстановление; максимум – замена ламп, бумажных и иных «сгнивших» конденсаторов.

Дальше по плану действий – оценка и характеристика, разбор схемы и конструкции приемника, его сравнение с Балтикой. Измерение характеристик, «перечистка», настройка, углубленные исследования, текущие работы…

Миниатюры

Шикарный аппарат. Завидую белой завистью

Какая необычная задняя стенка! А расстояние от стенки до шасси прямо-таки километровое.
Шкала к сожалению сильно осыпалась. Давно думаю освоить для себя изготовление стеклянных шкал.
Ну в общем деваться мне некуда (Алексей вынудил в хорошем смысле), придётся вытаскивать на свет три шасси от Балтик и начинать из них типа «рожать» нечто пригодное (хотя бы одно из них довести до ума). Все шасси в разной степени пригодности. Да, немаловажный момент — шасси от Балтик прямые родственники шасси от ВЭФ-Аккорда, если не сказать что это одно и тоже.
С корпусом Балтики бьюсь уже год. Вышел на финишную прямую (пройдя перед этом многочисленные шпатлёвки, шлифовки, и промежуточные грунтовки). К сожалению две попытки финишной покраски получились комом. Первый раз не хватило баллончика, так как использовал белую грунтовку, и поэтому не удалось её закрыть финишным цветом. А второй раз наделал подтёков. Рабочая злость нарастает, сделаю по-любому как надо.
Все шасси вытащу и сфотаю сюда.

Традиционно охарактеризую этот приемник. Это примерно ужЕ 2-е поколение послевоенных отечественных приемников, когда в значительной степени «устоялись» схемотехника, подходы и решения. В этом приемнике ещё чувствуется «дыхание» Американской и Немецкой школы, но уже весьма слабо – это уже наша школа.

Приемник представляет собой классический «5-и ламповый супергетеродин» практически в максимальной реализации. Приемник относится ко II-классу действующего тогда ГОСТ-а (напоминаю, что высшего класса тогда не было, и максимальным по тому ГОСТ-у был ПЕРВЫЙ класс!), он собран на 7-и октальных лампах (максимальное разрешенное по ГОСТ-у количество ламп для II-класса). Лампы в тракте ужЕ 2-го (и практически последнего) октального «поколения»: 6А7, 6К3, 6Х6С, 6Ж8, 6П6С (а не 6А8, 6К7, 6Г7, 6Ф6(С) – «первое» октальное поколение), плюс индикатор настройки 6Е5С и относительно мощный двуханодный кенотрон 5Ц4С. Приемник сделан практически по-максимуму для II-го класса и вообще для 5-и лампового супергетеродина: есть (ступенчатая) регулировка полосы пропускания (не обязательная для II-го класса) и согласованная с ней регулировка тембра УНЧ; детектор сделан не на комбинированной лампе, а на отдельном двойном диоде – это позволило несколько оптимизировать цепи и применить схему классической «задержанной» АРУ со взятием сигнала для отдельного детектора АРУ с анода лампы УПЧ; но смещение берется с маленького резистора в выпрямителе, на котором падение напряжения создает общий потребляемый приемником анодный ток. Впрочем, из-за наличия всего 2-х регулируемых ламп (преобразователь 6А7 и УПЧ 6К3) АРУ тут не особо эффективна.

Первое, что впечатляет, когда видишь этот приемник – это КОРПУС. Он реально огромный и очень «массивный» — как по внешнему виду, так и по реальному весу; особенно впечатляет этот корпус сравнительно с корпусом Рекорда! Но именно это и позволяет двум специализированным разным динамиком очень неплохо и интересно воспроизводить звук. Корпус сделан из «обычных» пород дерева, но достаточно убедительно «замаскирован» под ценные породы. А по схеме, и даже по нотации её начертания в справочниках этот приемник четко и ПОЛНОСТЬЮ (за исключением акустического агрегата) повторяет последний релиз Балтики (см. фото схем). Собственно, у меня в начале юности была в пользовании Балтика (отдали соседи по саду, ещё первый вариант с 6П3С), приемник долго и замечательно работал в саду с длинной «веревкой» (пока не погиб при пожаре дома). И честно говоря, я заметно «скучал» по подобному «классному» «октальному» приемнику. А тут такой «подарок судьбы» обнаружился, практически та же сАмая Балтика, но в другом оформлении и с другой акустикой…

По заявленным параметрам этот приемник четко относится ко II классу, его номинальные параметры соответствуют ГОСТ-у: диапазоны стандартные ДВ и СВ (150-415 и 520-1600 кГц), полурастянутые КВ диапазоны 3,95-9,2 и 9-12,1 МГц (однако, охватывают весь «стандартный» вещательный КВ диапазон без пропуска!), двухскоростное ЭПУ с ранним пьзо звукоснимателем, чувствительнсть на ДВ и СВ не хуже 200 мкВ а на КВ не хуже 300мкВ, селективность по соседнему каналу не хуже 26 дБ, селективность на КВ по зеркальному каналу не хуже 12 дБ (на ДВ – 36 дБ, на СВ – 30 дБ), выходная мощность («номинальная», но нормированная по немалому коэффициенту гармоник – реально по современным понятиям это «МАКСИМАЛЬНАЯ») – не менее 1,5Вт, номинальный диапазон воспроизводимых частот – 100-4000Гц.

По схеме приемник довольно «типовой». На антенном входе сначала фильтр-пробка на частоту ПЧ – что бывает не лишним для простых приемников (с одноконтурной входной цепью), работающих с внешней (полноразмерной) антенной. Входные контура всех диапазонов с индуктивной связью с антенной, подстроечные конденсаторы везде «честные» крупные керамические 8/30пФ, резонансные конденсаторы контуров практически везде трубчатые термокомпенсационные (М700) красные. Катушки контуров намотаны на приличных 6-и гранных пластмассовых (полистироловых? красная полупрозрачная пластмасса) крупных каркасах с карбонильными (ферритовыми, альсиферовыми? по цвету трудно понять) подстроечниками, подстроечники имеют головку для вращения накидным 6-и гранником и застопорены пущенной по резьбе ниткой (резинкой?). Гетеродинные контура реализованы аналогично входным, гетеродин типичный – везде по схеме индуктивной трехточки Хартли. Схемы гетеродинных контуров везде «честные» — отдельные, как с добавочными параллельными, так и с последовательными «растягивающими» конденсаторами; в качестве последовательных конденсаторов встречаются и КСО. Диапазонная коммутация осуществляется галетным переключателем, установленным для сокращения длины цепей вблизи центра шасси; с оси переключения диапазонов, находящейся на краю шасси, галетный переключатель приводится посредством укосной планки. Но схема коммутации немного странная и представляется не совсем «честной»: антенные катушки входных контуров коммутируются последовательно подключаяь; катодные отводы гетеродинных катушек также коммутируются последовательно, путем подключения массы. Остроумно решена проблема взаимного влияния (и паразитных наводок! В Рекорде это мне немало крови попортило…) входных и гетеродинных контуров: ансамбли входных и гетеродинных контуров коммутируются каждый своей галетой переключателя, а между этими ансамблями контуров (и галетами тоже) установлена экранирующая перегородка шасси. Кроме того, по разную сторону этой перегородки индуктивности контуров устанавливаются на гетенаксовое основание под углом 45 градусов к шасси – взаимно входные и гетеродинные катушки оказываются установлены под углом около 90 градусов – их паразитная связь такими приемами минимизируется. Сам преобразователь частоты сделан на дампе 6А7 по схеме, в общем близкой к типовой, питание экранных сеток отдельное (а не совмещенное с питанием с2 УПЧ ,как в Рекорде). Нагрузкой преобразователя является первый блок ДПФ ПЧ, блок весьма высокоимпендансный (резонансные конденсаторы всего 120пФ) – из преобразователя заметно «выжимается» усиление; в этом ДПФ имеются дополнительная маленькая катушечка для (увеличения) связи между контурами – её подключение соответствующей коммутацией используется для расширения полосы пропускания по ПЧ, одновременно коммутируется АЧХ УНЧ. Экран этого блока ДПФ весьма крупный (что слабее понижает добротность контуров), есть удобные выводы каркасов катушек из этого экрана для подстройки индуктивностей контуров подстроечниками. На преобразователь частоты подается сигнал АРУ. Первый и единственный каскад УПЧ собран по типовой схеме на лампе 6К3, АРУ подается на с1 этой лампы через катушку выходного контура первого ДПФ – чтобы не понижать добротность. Нагрузкой УПЧ является блок ДПФ аналогичный тому, что включен после преобразователя частоты, но без дополнительной катушки связи и регулирования полосы. На отдельном двойном диоде 6Х6С собраны детектор сигнала и детектор АРУ. Для звукового детектора сигнал снимается со второго контура ДПФ УПЧ, а для детектора АРУ – с анода (через небольшую емкость – 22пФ) лампы УПЧ; для детектора АРУ диод подзапирается небольшим напряжением для реализации режима «задержанной» АРУ.

УНЧ у этого приемника весьма интересный – с пентодом 6Ж8 в каскаде предварительного усиления и с частотно-зависимой переключаемой ООС; также очень интересная акустическая система и общая концепция. Но об этом позже, продолжение следует!

Миниатюры

Источник

Оцените статью