Радиола как усилитель для гитары

МозгоЧины

#самоделки #инструкции #ремонт_техники #изобретения

МозгоЧины

#самоделки #инструкции #ремонт_техники #изобретения

Переделка ламповой радиолы Кантата 204 в усилитель низких частот

Переделка ламповой радиолы Кантата 204 в усилитель низких частот

Один ламповый аудиофил попросил меня переделать радиолу в усилитель. Выкидывать или разбирать такую древность жалко, так что я принялся за работу. Наблюдайте за тем, как я буду портить переделывать радиолу.

Сначала познакомимся с самим пациентом поближе. Агрегат 1976 года. Процесс разборки я не заснял, так что некоторые изображения самой радиолы будут из интернета.

Ламповая радиола 2-го класса «Кантата-204» построена на базе ранее серийно выпускаемой модели “Кантата-203”. Модернизирован лишь внешний вид радиолы и введены некоторые изменения в принципиальную схему.

Радиола предназначена для приема передач радиовещательных станций с амплитудной модуляцией в диапазонах длинных, средних и коротких волн, с частотной модуляцией в диапазоне ультракоротких волн, а также для воспроизведения грамзаписи.

В радиоле применено электропроигрывающее устройство типа III ЭПУ-38. Во встроенной акустической системе радиолы используются две головки громкоговорителей: 4ГД-35 и 1ГД-40. Номинальное электрическое сопротивление акустической системы 4 Ом.

Конструкция: Корпус радиолы — деревянный, отделан шпоном ценных пород дерева с лакированной поверхностью. В верх ней части корпуса радиолы размещено электропроигрывающее устройство, закрываемое поднимающейся крышкой. На передней панели корпуса укреплена одна головка громкоговорителя (4ГД-35) и расположена шкала настройки, а также все основные органы управления радиолы. На одной из боковых стенок корпуса расположена вторая головка (1ГД-40).

Габаритные размеры радиолы — 275х750х330 мм. Масса 21 кг.

Вот такую вещицу я буду ломать. Радиоприёмник не работал и кнопки переключения диапазонов заедали, УНЧ был целый. Его я и буду отделять от основного шасси вместе с блоком питания.

Вытащил шасси и отпилил необходимое:

За долгие годы всё покрылось пылью, смахиваем её:

Теперь то лучше. Ставим усилок на полочку и идём заниматься корпусом. Самым оптимальным вариантом было использовать уже имеющуюся часть корпуса радиолы, так что вооружаемся ножовкой и отпиливаем необходимое:

Собираем корпус, я скреплял стенки саморезами. За годы клей потерял свою прочность, так что пришлось соединять саморезами обе стороны.

Коробочка готова, но очень страшновата. Так что приступаем к отделке, счищаем старый лак:

Корпусок готов, теперь начинаем разбираться со внутренностями усилителя. Установил 2 входных гнезда — одно для шнура, другое для гитары. Усилок будет использоваться как обычная колонка и как комбик.

Землю соединяем с шасси, а правый и левый канал подаём на точку 12:

С электроникой всё готово, приступаем к монтажу. Начинаем с динамиков:

Высокочастотный динамик мешает расположению выходного трансформатора, по этому установил его горизонтально. Монтируем шасси:

И закрываем всё это дело крышечкой:

Радиола похудела с 21 кг на 8 кг. Звучание офигенное, особенно при повышении низких частот и уменьшении высоких.

Источник

ДОМОСТРОЙСантехника и строительство

  • Четверг, 12 декабря 2019 1:04
  • Автор: Sereg985
  • Прокоментировать
  • Рубрика: Строительство
  • Ссылка на пост
  • https://firmmy.ru/

В старом доме мне достались два очень старых ламповых приемника, точнее — магнитола (приемник + магнитофон) и радиола (приемник + проигрыватель пластинок).
Выбрасывать такое добро у меня рука не поднимается — было решено их разобрать и в конечном итоге сделать такой себе аутентичный старый приемник. Но в процессе разборки стало ясно, что передо мной — живая история радиотехники, я кое-что запечатлел и вот выкладываю с подробными комментариями.

Под катом много больших изображений, общий размер около 20 Мб

Итак, экземпляр номер 1 (это приемник + магнитофон + проигрыватель Романтика 105).

Посмотрим сначала на останки магнитофона, но прежде — пару слов о самом приницпе записи.
Лента движется («протягивается») мимо головки. Головка — это просто катушка с сердечником.
Запись на ленту
Если в катушку подать ток с сигналом, магнитный поток будет меняться пропорционально сигналу и намагничивать движущуюся ленту, записывая таким образом на нее сигнал.
Воспроизведение
При движении намагниченной ленты мимо головки в ней за счет изменений магнитного поля от ленты наводится напряжение, которое затем усиливается — получается звук, тот самый, который записывали на ленту.
Это — очень грубо, реальность много сложнее, но принцип тот же.
Обычно головки записи и воспроизведения совмещены, такая головка называлась универсальной, но были конструкции с отдельными головками записи и воспроизведения
Стирание
Для стирания служит отдельная головка, при стирании в нее от специального генератора подавался ток относительно высокой частоты, десятки-сотни килогерц. Многократное перемагничивание участков ленты приводило к стиранию записанного.

В дешевых китайских магнитофонах в качестве головки стирания использовался постоянный магнит, иногда — многоплюсный.

К слову, принцип записи информации в современных винчестерах — тот же: движущаяся мимо головки магнитная поверхность.

Итак:

Магнитная головка крупным планом

Снимаем панель магнитофона, смотрим обратную сторону — там золото и бриллианты интереснее

Мы говорили о стирании. Вот генератор стирания ла отдельной лампе

Ну и, конечно же, система электропитания

Прежде чем препарировать приемник, пару слов о приниципах приема.
Самый простой вариант: выделяем из антенны нужную частоту -> усиливаем ее -> детектируем, то есть выделяем звук — усиливаем звук:

Такие приемники были, называются «приемники прямого усиления», но в настоящее время в реальном радиоприеме не используются. Почему? Вся фишка в выделении полезной частоты.
Частота выделяется колебательным контуром, и если мы хотим принимать разные станции, контур необходимо перестраивать. Более того, для нормального приема сколько есть каскадов усиления высокой частоты — все нужно перестраивать.
Это влечет за собой кучу проблем, поэтому так не делается.
Делается вот так: Частота любого входного сигнала преобразовывается в некоторую постоянную частоту (ее называют промежуточной), на которой и происходит основное усиление. Далее без особенностей: детектирование и усиление звука.

Принципы радиоприема и конструкции приемников — отдельная, крайне интересная тема, но позволю себе пока в данном топике подробно ее не трогать.
Итак, что нужно иметь ввиду при разборе схемы приемника: помимо усилителей, в нем есть также преобразователи частоты — один или несколько, и еще есть детектор.

Итак, наша магнитола, приемник:

Чуть подробнее интересные узлы

Индикатор — сохранен и будет использоваться, поскольку красив

Отдельно усилитель звуковой частоты — вот тот самый, который дает «теплый ламповый звук»

Второй кандидат — радиола попроще, «Рекорд-68» (год выпуска — 1971).

Поскольку и попроще, и уже изучили приемники, обойдемся менее детальным фотоотчетом

Интересный штрих: настройка УКВ происходит с помощью катушки, в которой движется сердечник — «вариометр»

Я в начале топика говорил, что хотел сделать аутентичный приемник. Собственно, вот он — от старого остался только корпус. Принимает КВ, вот схема.

Доволен ли я сделанным приемником? Хороший вопрос.
Схема на относительно новых транзисторах и микросхемах ловит радио много лучше, звучит громче и чище.
Но все же чего-то в ней нет. Души, что ли…

После ламповых часов с помойки продолжаем пробивать дно и будем делать bluetooth колонку из древней советской ламповой Ригонды.

Что это

Герой нашего обзора — радиола Ригонда моно 102. Выпускалась Рижским радиозаводом им. А.С.Попова примерно с 1965 до 1970 года. Номинальная выходная мощность усилителя НЧ 2 Вт, максимальная 3,5 Вт (Ватты настоящие, а не китайские, как сейчас :))) Акустическая система расположена в нижнем отсеке футляра и состоит из двух фронтальных громкоговорителей типа 4ГД-28 и 2-х боковых типа 1ГД-28

Несмотря на почтенный возраст, на Авито можно найти рабочие экземпляры за 3-5 т.р. Мне же она досталась от бабушки, у которой она выполняла роль подставки для цветов последние лет 30. С виду она была в хорошем состоянии, но не работала.

Немного потрохов или технопрон

Перед началом ремонта насладимся богатым внутренним миром. Перед этим прочитаем предупреждение:

Сверху расположены блок питания, радиоприемник, проигрыватель грампластинок.

Снизу 4 динамика и УКВ антенна.

Трансформатор блока питания с разными напряжениями на входе

Космические технологии — радиоприемник

И переменный конденсатор

Восстановление

На начальном этапе мне помог друг моего отца Борис (большое ему спасибо), т.к. опыта ремонта ламповой техники у меня не было никакого.

Ригонда была абсолютно мертвая и дело оказалось просто в развалившейся колодке предохранителя 220 Вольт.

Далее у старых Ригонд за 50 лет стираются переменные резисторы в крутилках громкости и тембре. Теоретически их можно купить и поменять, но они довольно редкие (с несколькими отводами от сопротивления). В данном случае простая переборка и чистка от пыли полностью избавила от проблемы хруста и пропадания звука.

После этого аппаратом уже можно было пользоваться в первозданном виде. Т.е. музыку играли только оставшиеся на УКВ пара станций. А пластинок у меня нет.

Линейный вход и bluetooth приемник

Ригонда имеет линейный вход в виде советского 5-штырькового круглого разъема. Я спаял переходник на jack-3.5«

На Али был заказан Bluetooth приемник с APT-x за 15 баксов. Вот этот. Отзывы на Али и обзоры на Муське обещали хорошее качество звука. На самом деле он играет ровно на столько, сколько стоит. Даже в Ригонде слышна разница между прямым подключением плеера и этим модулем (Apt-x включен, я проверял). Так же слышны фоновые шумы, если подключить к нему наушники и послушать тишину.

В общем, звуком я очень доволен. Играет Ригонда через bluetooth очень круто. У меня есть народная колонка Сардина, с ней сравнивать смысла никакого нет. Ящик имеет большой объем, 4 динамика (НЧ и ВЧ). Очень здорово работает темброблок, по BT можно прибавить высоких и низких частот.

Ремонт зеленого глаза и подсветки шкалы

В Ригонде есть обалденная штука — зеленый глаз. Это специальная лампа, которая показывает полосу разной ширины при настройке на станцию. Когда сигнал хороший, зрачок раскрывается на всю ширину, как цветок.

К сожалению, глаз был абсолютно мертвый. Так же не работали лампочки подсветки шкалы.

Выгладит потрясающе, правда? Кликайте на фотки для увеличения.

Тестером проверил, напряжение 6,3 В переменки есть. На лампе прозвонил накал и там был обрыв. Значит сдохли лампа и лампочки.


Все запчасти нашлись на Митино. Как оказалось, сейчас происходит ренессанс ламповой техники и многие советские лампы делают новые. Для меня это было шоком. Индикаторная лампа стоила примерно 500 р, лампочки подсветки по 20.

Умельцы делают на этой лампе вот такие красивые штуки.

FM-радио

Раз уж у нас заработал зеленый глаз, то я подумал, что не комильфо слушать 2 станции на УКВ. Вспомнил, что в 90-е делали конвертеры для старых приемников, которые позволяли принимать FM диапазон на старые приемники. И да, он тоже нашелся на Митинском радиорынке. Скорее всего конвертер пролежал на витрине не один год. С него стряхнули пыль и отдали мне. Если кто будет покупать — модель Триада 324.

Конвертер был подключен к валявшемуся у меня дома блоку питания 12В и смонтирован на заднюю стенку.
Он имеет кнопку выключения, так что возможность слушать УКВ тоже осталась. Я старался по минимуму вмешиваться в конструкцию аппарата, поэтому только отпаял разъем антенны и припаял на его место современный автомобильный антенный разъем.

После монтажа не верилось, что это все заработает. Но оно заработало. Теперь приемник ловит диапазон примерно 100-108 МГц. Нижняя часть не помещается в силу того, что УКВ диапазон имеет меньшую ширину. Ну и фиг с ним, я там особо ничего не слушал.

Прием в 30 км. от Останкино отличный.

Недостатки

  • Ламповая техника не для скупердяев :)) Радиола потребляет 55 — 65 Вт, часы 6 Вт.
  • Мне досталась самая первая Ригонда возрастом более 50 лет. Поэтому, несмотря на 2 комплекта динамиков, она МОНО. В принципе, это влияет только если сидеть по центру перед ней. Позже завод стал делать и стерео-версию.
  • Ограниченный ресурс ламп. Наверное, глупо это писать про изделие, которое работает через 50 лет, но производитель обозначал срок службы в 500-700 часов. На самом деле лампы работали в разы больше.

Жена связала салфеточку и композиция с Ригондой и часами с помойки приобрела законченный вид. Прям полный винтаж. При этом аппарат ловит FM и выполняет роль отличной ламповой Bluetoth колонки. Играет очень приятно.

Ну и за зеленым глазом очень интересно наблюдать.

Вся колонка обошлась в примерно 2000 рублей и несколько дней времени. Желающие повторить — велкам на Авито :))) Всего за $100 можно собрать такую классную штуку.

Один ламповый аудиофил попросил меня переделать радиолу в усилитель. Выкидывать или разбирать такую древность жалко, так что я принялся за работу. Наблюдайте за тем, как я буду портить переделывать радиолу.

Сначала познакомимся с самим пациентом поближе. Агрегат 1976 года. Процесс разборки я не заснял, так что некоторые изображения самой радиолы будут из интернета.

Ламповая радиола 2-го класса «Кантата-204» построена на базе ранее серийно выпускаемой модели “Кантата-203”. Модернизирован лишь внешний вид радиолы и введены некоторые изменения в принципиальную схему.

Радиола предназначена для приема передач радиовещательных станций с амплитудной модуляцией в диапазонах длинных, средних и коротких волн, с частотной модуляцией в диапазоне ультракоротких волн, а также для воспроизведения грамзаписи.

В радиоле применено электропроигрывающее устройство типа III ЭПУ-38. Во встроенной акустической системе радиолы используются две головки громкоговорителей: 4ГД-35 и 1ГД-40. Номинальное электрическое сопротивление акустической системы 4 Ом.

Конструкция: Корпус радиолы — деревянный, отделан шпоном ценных пород дерева с лакированной поверхностью. В верх ней части корпуса радиолы размещено электропроигрывающее устройство, закрываемое поднимающейся крышкой. На передней панели корпуса укреплена одна головка громкоговорителя (4ГД-35) и расположена шкала настройки, а также все основные органы управления радиолы. На одной из боковых стенок корпуса расположена вторая головка (1ГД-40).

Габаритные размеры радиолы — 275х750х330 мм. Масса 21 кг.

Вот такую вещицу я буду ломать. Радиоприёмник не работал и кнопки переключения диапазонов заедали, УНЧ был целый. Его я и буду отделять от основного шасси вместе с блоком питания.

Вытащил шасси и отпилил необходимое:

За долгие годы всё покрылось пылью, смахиваем её:

Теперь то лучше. Ставим усилок на полочку и идём заниматься корпусом. Самым оптимальным вариантом было использовать уже имеющуюся часть корпуса радиолы, так что вооружаемся ножовкой и отпиливаем необходимое:

Собираем корпус, я скреплял стенки саморезами. За годы клей потерял свою прочность, так что пришлось соединять саморезами обе стороны.

Коробочка готова, но очень страшновата. Так что приступаем к отделке, счищаем старый лак:

Корпусок готов, теперь начинаем разбираться со внутренностями усилителя. Установил 2 входных гнезда — одно для шнура, другое для гитары. Усилок будет использоваться как обычная колонка и как комбик.

Землю соединяем с шасси, а правый и левый канал подаём на точку 12:

С электроникой всё готово, приступаем к монтажу. Начинаем с динамиков:

Высокочастотный динамик мешает расположению выходного трансформатора, по этому установил его горизонтально. Монтируем шасси:

И закрываем всё это дело крышечкой:

Радиола похудела с 21 кг на 8 кг. Звучание офигенное, особенно при повышении низких частот и уменьшении высоких.

Источник

Оцените статью