Радиола вэф аккорд динамики

ВЭФ-Аккорд – запускаем, перечищаем, измеряем.

Я являюсь счастливым обладателем приемника (радиолы) «ВЭФ-Аккорд»:
http://www.rw6ase.narod.ru/00/rl_l_/wef_akkord_rl.html
Этот приемник достался мне от родственников (бабушки жены), он в весьма хорошем состоянии – когда отдавали, сказали, что рабочий. Но около 10 лет после этого приемник пролежал на чердаке каменного сухого гаража, и вот только сейчас появилось время и желание заняться им (эхх, много ещё интересного у меня там ждет своего часа 😉 …).

Сохранность приемника весьма хорошая, только на передней панели есть пятна ржавчины, выступающие через радиоткань от креплений динамиков, и сильно всё запылено. А так монтаж по виду «как вчера» сделанный, ржавчины на шасси и динамиках нет, деревянные части в большинстве практически все как новые, защитные решетки (задняя и нижняя) тоже совершенно «свежие». ЭПУ в хорошем состоянии. Единственное что – начинает несколько «осыпаться» шкала.
Притащил этот приемник домой и для начала по имеющемуся опыту поставил выстаиваться – подсыхать. Хоть в гараже и не сильно влажно, но по опыту знаю, что несколько дней приемнику надо дать просохнуть без вмешательств. Иначе может «повести» подвесы динамиков, да и другие злые «чудеса» могут случиться. Да и самому «духу» надо набраться… И вот, через 4 суток – включаю. Дым не идет, загорается подсветка шкалы (но на первое включение – не все лампочки), разгораются накалы ламп. Через некоторое время начинает светиться зеленым светом индикатор настройки (правда, очень слабо) – значит, анодное есть. А вот уже на вращение ручки регулятора громкости появляется легкий «шрох» -значит, УНЧ жив, и работает. Что ценно, фона переменного тока при этом вообще практически не слышно! Даю приемнику немного «выстояться» во включенном виде и подключаю антенну — свою комнатную «веревочку» («гардину»). Есть работа на КВ! Слабо, по-началу только на ВЧ части КВ поддиапазонов, но есть прием станций из эфира – типичный эффект «первого включения» с запыленными и замокшими (гетеродинными) контурами. Убедительно работает регулятор тембра/полосы. Есть работа и ЭПУ, двигатель вращается, но диск – рывками, надо перебирать ось. Звукосниматель пьезо, пластмассовый «утюжок», но не «типовой» обычный – а с последовательным расположением двух стальных (?!) иголок; на прикосновение к иголкам звукоснимателя динимики бодро «зурчат» — пьезоэлемент явно жив. При вращении ручки настройки есть отчетливый шорох – явно немало пыли набилось в пластины КПЕ, также толстый слой домовой пыли везде в корпусе и на монтаже. А тем временем приемник несколько прогрелся, работа его улучшилась. А вот на ДВ и СВ (пробовал ранним вечером) – по началу только «фанера» и помехи. Но на КВ поймал, разумеется, Китай и поставил приемник на «прогон». Индикатор настройки хоть и светится слабо – но работает. После прогона (а заодно – и «просушки работой») приемник стал работать полностью на протяжении всех перестроек во всех поддиапазонах. Вечером-ночером даже стали ловиться несколько станций на СВ и появились намеки на станции на ДВ (и это в городе на комнатную «веревочку»!). Частота на КВ стоИт весьма стабильно. «Разошелся» и УНЧ – ну ОЧЕНЬ приятный звук оказался у приемника.

Читайте также:  Ах какое небо сегодня синее ноты

В общем, дальше буду «перечищать», проверять и настраивать этот приемник. Для тех, кому сугубо «птичку жалко» — сразу предупреждаю, что я НЕ БУДУ дорабатывать и модернизировать этот приемник. Только настройка и восстановление; максимум – замена ламп, бумажных и иных «сгнивших» конденсаторов.

Дальше по плану действий – оценка и характеристика, разбор схемы и конструкции приемника, его сравнение с Балтикой. Измерение характеристик, «перечистка», настройка, углубленные исследования, текущие работы…

Шикарный аппарат. Завидую белой завистью 🙂

Какая необычная задняя стенка! :up: А расстояние от стенки до шасси прямо-таки километровое.
Шкала к сожалению сильно осыпалась. Давно думаю освоить для себя изготовление стеклянных шкал.
Ну в общем деваться мне некуда (Алексей вынудил в хорошем смысле), придётся вытаскивать на свет три шасси от Балтик и начинать из них типа «рожать» нечто пригодное (хотя бы одно из них довести до ума). Все шасси в разной степени пригодности. Да, немаловажный момент — шасси от Балтик прямые родственники шасси от ВЭФ-Аккорда, если не сказать что это одно и тоже.
С корпусом Балтики бьюсь уже год. Вышел на финишную прямую (пройдя перед этом многочисленные шпатлёвки, шлифовки, и промежуточные грунтовки). К сожалению две попытки финишной покраски получились комом. Первый раз не хватило баллончика, так как использовал белую грунтовку, и поэтому не удалось её закрыть финишным цветом. А второй раз наделал подтёков. Рабочая злость нарастает, сделаю по-любому как надо.
Все шасси вытащу и сфотаю сюда.

Традиционно охарактеризую этот приемник. Это примерно ужЕ 2-е поколение послевоенных отечественных приемников, когда в значительной степени «устоялись» схемотехника, подходы и решения. В этом приемнике ещё чувствуется «дыхание» Американской и Немецкой школы, но уже весьма слабо – это уже наша школа.

Приемник представляет собой классический «5-и ламповый супергетеродин» практически в максимальной реализации. Приемник относится ко II-классу действующего тогда ГОСТ-а (напоминаю, что высшего класса тогда не было, и максимальным по тому ГОСТ-у был ПЕРВЫЙ класс!), он собран на 7-и октальных лампах (максимальное разрешенное по ГОСТ-у количество ламп для II-класса). Лампы в тракте ужЕ 2-го (и практически последнего) октального «поколения»: 6А7, 6К3, 6Х6С, 6Ж8, 6П6С (а не 6А8, 6К7, 6Г7, 6Ф6(С) – «первое» октальное поколение), плюс индикатор настройки 6Е5С и относительно мощный двуханодный кенотрон 5Ц4С. Приемник сделан практически по-максимуму для II-го класса и вообще для 5-и лампового супергетеродина: есть (ступенчатая) регулировка полосы пропускания (не обязательная для II-го класса) и согласованная с ней регулировка тембра УНЧ; детектор сделан не на комбинированной лампе, а на отдельном двойном диоде – это позволило несколько оптимизировать цепи и применить схему классической «задержанной» АРУ со взятием сигнала для отдельного детектора АРУ с анода лампы УПЧ; но смещение берется с маленького резистора в выпрямителе, на котором падение напряжения создает общий потребляемый приемником анодный ток. Впрочем, из-за наличия всего 2-х регулируемых ламп (преобразователь 6А7 и УПЧ 6К3) АРУ тут не особо эффективна.

Читайте также:  Ноты для фортепиано элегия должикова

Первое, что впечатляет, когда видишь этот приемник – это КОРПУС. Он реально огромный и очень «массивный» — как по внешнему виду, так и по реальному весу; особенно впечатляет этот корпус сравнительно с корпусом Рекорда! Но именно это и позволяет двум специализированным разным динамиком очень неплохо и интересно воспроизводить звук. Корпус сделан из «обычных» пород дерева, но достаточно убедительно «замаскирован» под ценные породы. А по схеме, и даже по нотации её начертания в справочниках этот приемник четко и ПОЛНОСТЬЮ (за исключением акустического агрегата) повторяет последний релиз Балтики (см. фото схем). Собственно, у меня в начале юности была в пользовании Балтика (отдали соседи по саду, ещё первый вариант с 6П3С), приемник долго и замечательно работал в саду с длинной «веревкой» (пока не погиб при пожаре дома). И честно говоря, я заметно «скучал» по подобному «классному» «октальному» приемнику. А тут такой «подарок судьбы» обнаружился, практически та же сАмая Балтика, но в другом оформлении и с другой акустикой…

По заявленным параметрам этот приемник четко относится ко II классу, его номинальные параметры соответствуют ГОСТ-у: диапазоны стандартные ДВ и СВ (150-415 и 520-1600 кГц), полурастянутые КВ диапазоны 3,95-9,2 и 9-12,1 МГц (однако, охватывают весь «стандартный» вещательный КВ диапазон без пропуска!), двухскоростное ЭПУ с ранним пьзо звукоснимателем, чувствительнсть на ДВ и СВ не хуже 200 мкВ а на КВ не хуже 300мкВ, селективность по соседнему каналу не хуже 26 дБ, селективность на КВ по зеркальному каналу не хуже 12 дБ (на ДВ – 36 дБ, на СВ – 30 дБ), выходная мощность («номинальная», но нормированная по немалому коэффициенту гармоник – реально по современным понятиям это «МАКСИМАЛЬНАЯ») – не менее 1,5Вт, номинальный диапазон воспроизводимых частот – 100-4000Гц.

По схеме приемник довольно «типовой». На антенном входе сначала фильтр-пробка на частоту ПЧ – что бывает не лишним для простых приемников (с одноконтурной входной цепью), работающих с внешней (полноразмерной) антенной. Входные контура всех диапазонов с индуктивной связью с антенной, подстроечные конденсаторы везде «честные» крупные керамические 8/30пФ, резонансные конденсаторы контуров практически везде трубчатые термокомпенсационные (М700) красные. Катушки контуров намотаны на приличных 6-и гранных пластмассовых (полистироловых? красная полупрозрачная пластмасса) крупных каркасах с карбонильными (ферритовыми, альсиферовыми? по цвету трудно понять) подстроечниками, подстроечники имеют головку для вращения накидным 6-и гранником и застопорены пущенной по резьбе ниткой (резинкой?). Гетеродинные контура реализованы аналогично входным, гетеродин типичный – везде по схеме индуктивной трехточки Хартли. Схемы гетеродинных контуров везде «честные» — отдельные, как с добавочными параллельными, так и с последовательными «растягивающими» конденсаторами; в качестве последовательных конденсаторов встречаются и КСО. Диапазонная коммутация осуществляется галетным переключателем, установленным для сокращения длины цепей вблизи центра шасси; с оси переключения диапазонов, находящейся на краю шасси, галетный переключатель приводится посредством укосной планки. Но схема коммутации немного странная и представляется не совсем «честной»: антенные катушки входных контуров коммутируются последовательно подключаяь; катодные отводы гетеродинных катушек также коммутируются последовательно, путем подключения массы. Остроумно решена проблема взаимного влияния (и паразитных наводок! В Рекорде это мне немало крови попортило…) входных и гетеродинных контуров: ансамбли входных и гетеродинных контуров коммутируются каждый своей галетой переключателя, а между этими ансамблями контуров (и галетами тоже) установлена экранирующая перегородка шасси. Кроме того, по разную сторону этой перегородки индуктивности контуров устанавливаются на гетенаксовое основание под углом 45 градусов к шасси – взаимно входные и гетеродинные катушки оказываются установлены под углом около 90 градусов – их паразитная связь такими приемами минимизируется. Сам преобразователь частоты сделан на дампе 6А7 по схеме, в общем близкой к типовой, питание экранных сеток отдельное (а не совмещенное с питанием с2 УПЧ ,как в Рекорде). Нагрузкой преобразователя является первый блок ДПФ ПЧ, блок весьма высокоимпендансный (резонансные конденсаторы всего 120пФ) – из преобразователя заметно «выжимается» усиление; в этом ДПФ имеются дополнительная маленькая катушечка для (увеличения) связи между контурами – её подключение соответствующей коммутацией используется для расширения полосы пропускания по ПЧ, одновременно коммутируется АЧХ УНЧ. Экран этого блока ДПФ весьма крупный (что слабее понижает добротность контуров), есть удобные выводы каркасов катушек из этого экрана для подстройки индуктивностей контуров подстроечниками. На преобразователь частоты подается сигнал АРУ. Первый и единственный каскад УПЧ собран по типовой схеме на лампе 6К3, АРУ подается на с1 этой лампы через катушку выходного контура первого ДПФ – чтобы не понижать добротность. Нагрузкой УПЧ является блок ДПФ аналогичный тому, что включен после преобразователя частоты, но без дополнительной катушки связи и регулирования полосы. На отдельном двойном диоде 6Х6С собраны детектор сигнала и детектор АРУ. Для звукового детектора сигнал снимается со второго контура ДПФ УПЧ, а для детектора АРУ – с анода (через небольшую емкость – 22пФ) лампы УПЧ; для детектора АРУ диод подзапирается небольшим напряжением для реализации режима «задержанной» АРУ.

УНЧ у этого приемника весьма интересный – с пентодом 6Ж8 в каскаде предварительного усиления и с частотно-зависимой переключаемой ООС; также очень интересная акустическая система и общая концепция. Но об этом позже, продолжение следует!

Источник

Тема: ВЭФ-Аккорд – запускаем, перечищаем, измеряем.

Опции темы
Поиск по теме

Попробую теперь дать общую характеристику этого приемника, она будет своеобразной. Что касается именно приемника – это типичный «пятиламповый супергетеродин», достаточно хороший и качественный приемник. Именно радиоприемные параметры хорошие и добротные, но ни как не «выдающиеся» ни по абсолютным значениям, ни среди даже «одноклассников». Интереснее другое. Вообще говоря, этот в общем-то «обычный» приемник кое в чём примерно на 20 лет опережает свое время! А смысл вот в чем. При хорошем, но достаточно ординарном радиотракте в этом приемнике особое внимание уделено именно звуковоспроизведению (иначе не было бы смысла вообще «ещё одну Балтику» делать). И именно это стало характЕрной приметой приемников начала-середины 70-х годов (это у нас, а в мире – с конца 60-х). Дело в том, что в конце 60-х годов в мире произошел значительный общий «слом сознания» и была запущена в реализацию концепция «ПОТРЕБЛЯТСТВА» (крайнюю степень развития которой мы наблюдаем сегодня). Именно тогда в звукотехнике произошло рождение и продвижение стандарта «Hi-Fi». И по радиоприемникам, при внимательном взгляде на их характеристики, описания и конструкции, этот момент тоже прослеживается довольно четко — если ДО этого определением хорошего приемника было:

« — Сидя дома – ты можешь слушать ВЕСЬ МИР!»

То ПОСЛЕ определением хорошего приемника стало:

« — Сидя дома – ты можешь слушать, КАК В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ!»

Для такой смены концепций и «подмены понятий» было множество объективных и субъективных причин. Объективными моментами, сделавшими это вообще возможным, стало в первую очередь появление массовых и доступных высококачественных ИСТОЧНИКОВ аудиосигнала: магнитофонов, УКВ ЧМ вещания, долгоиграющих грампластинок с соответствующими ЭПУ. Для реализации качества таких источников сигнала потребовались и соответствующие тракты звуковоспроизведения : УНЧ + АС. Расширился воспроизводимый частотный диапазон, уменьшился коэффициент гармоник, возросла выходная мощность – собственно так и родился «Hi-Fi». А АМ тракты постепенно перешли в раздел вспомогательных; собственно, назначением всех радиотрактов вещательных приемников стало по сути только «не ухудшить» возможность качественного звуковоспроизведения оконечным устройством, а собственно «радиоприемные» характеристики – по умолчанию. Так вот, этот «ВЭФ-Аккорд», как не совсем удачная и несвоевременная попытка, но все-же практически ВПИСЫВАЕТСЯ в эти концепции, которые придут на 20 лет позже! Именно качественному звуковоспроизведению в этом приемнике уделено особое внимание; оно поднято максимально, насколько только позволяет II класс ГОСТ-а и общий уровень радиотехники того времени. Огромный и массивный корпус сделан именно для максимально качественного (по понятиям тех времен) звуковоспроизведения . И именно для этого корпуса (совместно с ним?!) разработаны и сделаны специализированные динамики 3ГД-5-ВЭФ и 3ГД-6-ВЭФ. Это именно специализированные динамики, они не применялись практически больше ни где; хотя, есть информация, что именно эти динамики бывало, устанавливались в поздних вариантах того же приемника МИР-154 ! Вот тут, в сообщении от 20:47:

http://lampoviedushi.hammar lund.ru/viewtopic.php?f=12&t =528&start=10

А это – серьёзно! В первый (де факто – ВЫСШИЙ!) класс аппаратов тогда ставили только лучшее; нередко ставили и «военку». Но скорее всего, у МИР-а под них все-таки несколько изменяли корпус. Ведь появились они заметно раньше и именно в ВЭФ-Аккорд. И именно корпус ВЭФ-Аккорд предназначен конкретно для них, поскольку все другие динамики в этом корпусе работают заметно хуже (см. тут последнее сообщение):

http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?f=5&t= 96947

Но вполне возможно, что сами эти динамики разрабатывали «на вырост» — иначе трудно понять, почему в приемнике с выходной мощностью всего 1,5Вт применили динамики на 6Вт. А вот при применении их в МИР-154 только номинальная мощность на них приходила в 4Вт, а максимально двухтактный усилитель на 6П6С способен дать и заметно побольше, так что слова о реальной допустимой мощности этих динамиков «1,5Вт на пару» явно не верны. Эти динамики сами по себе в общем-то достаточно обычные, с конусным бумажным диффузором и постоянным магнитом без подмагничивания, у них довольно крупный размер и неплохая отдача. По современной классификации их можно отнести скорее к среднечастотным, а не к широкополосным динамикам: АЧХ у них 100-7000Гц и 80-7000Гц – вроде-бы ну совершенно ни чего выдающегося. Динамики различаются только механическими характеристиками (подвеса?) и собственной резонансной частотой. Но вот ЗВУЧАТ они (в родном корпусе) очень достойно и просто приятно. Тут нет привычный нам сейчас глубоких «бухающих» басов, нет даже «бархатных низов» Балтики (доставшихся ей явно «в наследство» от немецкой школы; а вообще на ВЭФ-е знали толк в акустике и долго делали собственные уникальные динамики…), но тем не менее, НЧ часть спектра воспроизводится достаточно убедительно и просто как-то «правильно». А вот средние («речевые») частоты воспроизводятся просто прекрасно – это идеальный аппарат, чтобы (например) слушать «теплый» среднечастотный голос Элвиса Пресли . Верха спадают медленно; при подаче сигнала от хорошего источника ограничение спектра сверху всего 7-ю кГц (по заявленным характеристикам динамиков) на слух практически и не заметно. А вот если поднести голову практически вплотную к доске динамиков – можно услышать почти «псевдостерео» (на НЧ-СЧ) — разные динамические характеристики дают динамикам разные фазовые сдвиги на разных частотах! А вот при прослушивании хоть на небольшом расстоянии звуковая картина опять становится «цельной», единой и очень «ровной» – похоже, АЧХ и ФЧХ динамиков и корпуса подобраны так, чтобы взаимно компенсировать пики и провалы, а результирующую характеристику выровнять. И видимо, эта не слишком широкая полоса – именно она во многом и позволяет оптимизировать и выровнять АЧХ («нельзя объять необъятное» — особенно простыми и недорогими средствами). Ну, и УНЧ у этого приемника тоже не простой, а весьма качественный и «с хитринкой» — как отмечалось выше. В общем, это конечно, по общим результатам всё-таки ещё не «тянет» даже на «Hi-Fi», но налицо значительное продвижение в этом направлении; пожалуй, «прогиб засчитан» ! Хотя конечно, средства выбраны ещё не годные, и совершенно недостаточные, но других тогда реально и не было: УКВ вещание у нас тогда было только в столицах и в зачаточном состоянии, магнитофоны (хоть какие, а даже не качественные трофейные!) были и не в каждой звукостудии, до массовых долгоиграющих пластинок и ЭПУ для них оставалось ещё лет 10… Но для качественного звуковоспроизведения основываясь на АМ тракте в этом приемнике сделано практически всё, что было тогда возможно.

А вот если помечтать, и представить, что же можно было бы сделать «тогда» в рамках II-го класса ГОСТ-а по максимализации именно радиоприема? Однозначно, можно было бы выкинуть отдельную лампу детектора и сделать предварительный УНЧ на комбинированной лампе 6Г2 или 6Б8 – это освобождает одно «лампо-место» для усилительного тракта. Оконечный каскад можно было бы сделать на 6П3С или даже на 6П9 – это могло бы позволить практически не потерять в усилении УНЧ и в его выходной мощности. А освободившееся «лампо-место» использовать в усилетельном линейном тракте, эффективнее всего вторым каскадом в УПЧ. Это могло бы позволить даже с лампами 6К3 поднять чувствительность до 10-30мкВ – значения, практически ограниченного уже шумами самого преобразователя частоты (если без УРЧ). И ещё возможно, остался бы и запас усиления – можно было бы не «выжимать» усиление высоким сопротивлением фильтров ПЧ, и ещё получить от тракта ПЧ очень приличные характеристики по селективности по соседнему каналу (ведь было бы 3 блока ДПФ ПЧ). Да и системой АРУ стали бы охвачены в тракте уже 3 лампы – а тогда АРУ становится достаточно эффективной. В недостатках – сложно организовать задержанное АРУ (а так ли оно нужно?) и мал запас Ку УНЧ для организации глубокой ООС и возможной заметной коррекции АЧХ. Что интересно, в ранних послевоенных «не высших» приемниках вроде-бы встречались схемы с двумя каскадами УПЧ, но это было вызвано скорее «нуждой» — недостаточностью усилительных свойств «типовой» на тот момент УВЧ/УПЧ лампы «первого поколения» октальных — 6К7. А с появлением 6К3 (и тем более, 6К4) чувствительность для II класса стала «натягиваться» до требований ГОСТ-а и с одной лампой в УПЧ. А можно было бы и «разменять» «лампоместо» на относительно небольшое увеличение чувствительности, но значительное увеличение селективности по зеркальному каналу – если «лишнюю» лампу применить в качестве резонансного УРЧ – тогда было бы 2 настраиваемых контура на входе. Но на зеркальный канал тогда смотрели весьма «сквозь пальцы». Да и не так он страшен на практике – я убедился на «позорном» диапазоне модернизированного Рекорда.
Продолжение следует! Будем уже считать и измерять .

Источник

Оцените статью