- Что такое радиус накладки?
- Накладка на гриф — влияние на звук гитары
- Накладка на гриф гитары – что это
- Виды накладок по форме
- Плоские
- С радиусом
- Радиус накладки грифа
- Параметры и размеры
- Как измеряется радиус накладки
- Простой радиус
- Сложный радиус
- Примеры размеров радиусов и советы по выбору
- Расположение ладов
- Мультимензура
- Безладовые гитары
- Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
- Кленовая накладка грифа – Maple
- Твердый и мягкий клен
- Зернистость и текстура подвидов клена
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Накладка грифа палисандр – Rosewood
- Виды палисандровой древесины
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Черное дерево – Ebony
- Виды Черного дерева
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Сравнительная таблица
- C, V или U? Как выбрать профиль грифа?
Что такое радиус накладки?
Выбирая гитару или бас, один из параметров, часто встречающихся в описании инструмента — это радиус грифа. Что это такое? Расскажем подробнее.
Невооруженным глазом можно заметить, что большинство накладок на электро- и бас-гитарах не являются строго плоскими. Почти все обладают определенной кривизной, а радиус грифа и показывает величину этого изгиба.
У некоторых струнных инструментов отсутствует радиус. К ним относятся большинство классических гитар, резонаторные гитары, банджо, pedal-steel гитары. Радиус грифа это радиус окружности, из которого взят небольшой отрезок, равный ширине грифа. Таким образом радиус окружности определяет величину кривизны грифа. Например, если вы возьмете окружность с радиусом 9,5’’ и внутри нее проведете линию равную ширине грифа, то полученная фигура и будет накладкой грифа с радиусом 9,5’’.
Если взять окружность большего радиуса, например 12’’, то гриф станет несколько более плоским. Так, чем больше радиус, тем более плоский гриф и наоборот.
Все это может показаться чем-то страшным из школьного курса геометрии, тем не менее величина радиуса имеет большое значения для гитариста, так как существенно влияет на играбельность инструмента. Этот параметр очень субъективен, и не существует хорошего или плохого радиуса. Однако есть общие тенденции, которые стоит учитывать при выборе. Меньший радиус (более округлый гриф) лучше подходит для игры аккордами, а больший (плоский гриф) для бендов и сольных партий.
Fender предлагает несколько наиболее востребованных радиусов грифа. Они менялись на протяжении десятилетий, и те, что остались сегодня, отражают основные предпочтения гитаристов. В основном гитаристы делятся на тех, кому нравится округлый гриф, плоский гриф и гриф с переменным радиусом, форма которого меняется по мере приближения к верхним ладам.
Сегодня большинство гитар Fender имеют один из двух стандартных радиусов. Наиболее распространен т.н. «современный» 9,5’’ (241 мм), который появился в 1980 году и сегодня встречается на 70% процентах гитар.
Второй по популярности радиус 7,25’’ (184 мм), который считается «винтажным». Он появился в начале 1950-х и использовался до 1980 года. До сих пор существенное число гитаристов предпочитают именно его, однако пальму первенства удерживает более плоский радиус 9,5’’.
На схеме показано, что из себя представляет радиус грифа.
На гитарах Fender встречаются и другие радиусы. Нередко встречаются гитары с радиусом 12’’, удобные для скоростной игры, а у модели Custom Telecaster FMT HH гриф еще более плоский — 15,75’’ (400 мм).
Также есть модели с переменным радиусом, на таких гитарах кривизна грифа меняется по мере продвижения от первого к последнему ладу. Такой гриф более округлый на первых ладах и плоский на верхних. Среди переменных грифов встречаются 9.5’’ — 14’’, 7.25’’ — 12’’ и 12’’ — 16’’. На таких гитарах удобно играть как аккорды, так и сольные партии.
Высота струн как правило регулируется на бридже и подстраивается под радиус грифа. Поэтому на гитарах с переменным радиусом высота регулируется относительно середины грифа, то есть по двенадцатому ладу.
Источник
Накладка на гриф — влияние на звук гитары
Мы продолжаем серию статей о деталях гитары. Они заметно влияют на звучание и ощущения при игре, поэтому разбираться в них полезно. Сегодня поговорим о накладках на гриф классической гитары, а также немного об акустике и электрике.
Накладка на гриф гитары – что это
Приглядитесь к грифу вашей гитары: он состоит не из цельного куска дерева. Накладкой называется верхняя полоска грифа, на которой размечены лады и где ставятся аккорды. Обычно она темнее задней части. На классических гитарах отличить легче всего: этот элемент чаще черный, хотя сами инструменты темно-коричневые или красноватые.
Накладка грифа влияет на начальный звуковой импульс и сустейн – долготу звука. Кроме того, качество изготовления отражается на удобстве игры. Встречаются настолько плохо обработанные подделки, что они оставляют занозы.
Чтобы исполнение было максимально удобным, давайте узнаем побольше об этой детали.
Виды накладок по форме
Плоские
Чаще всего это вариант накладки грифа классической гитары, струны зажимать на нем проще. Все лады находятся на одном уровне.
С радиусом
Это вариант накладки на гриф бас-гитары, акустической и электрогитары. Он изогнутый и выпуклый, больше всего на уровне 3-4 струны. Это происходит из-за разных способов звукоизвлечения на классике и акустике. По этой же причине нижние порожки этих инструментов устроены по-разному, могут меняться от модели к модели.
От величины радиуса зависит уровень натяжения струн, а вследствие и ощущения при игре.
Радиус накладки грифа
Параметры и размеры
Единственный параметр – это высота. От нее зависит величина скругления. Еще бывают нулевые – то есть плоские, и отрицательные – вогнутые.
Как измеряется радиус накладки
Измеряется в дюймах, указывается наивысшая точка изгиба поверхности. Производитель должен написать это в характеристиках инструмента.
Простой радиус
В этом случае число остается неизменным по всей длине.
Сложный радиус
На таких гитарах радиус на разных ладах меняется. Он может быть меньше на первом и увеличиваться на 12-ом. Тогда должны быть написаны все перепады в формате, к примеру, 10”-16” – такой перепад высот использует «Фендер».
Примеры размеров радиусов и советы по выбору
Сложные радиусы – самые частые и удобные, подходят для музыкантов с разными потребностями. За счет изменяющегося изгиба они упрощают игру на высоких ладах.
Плоская накладка на классике уменьшает натяжение струн, поэтому зажимать их легче.
Если вы не стремитесь к экспериментам, вам подойдут стандартные размеры. Советую выбирать их, чтобы не было сложностей на первых порах.
Расположение ладов
Кроме привычного, самого распространенного ладового построения, встречаются и редкие кастомные.
Мультимензура
Веерные или по-другому мультимензурные лады. Их особенность в переменной мензуре – длина каждого лада подбирается индивидуально для точного попадания в ноты.
Безладовые гитары
Этот тип инструментов больше напоминает сложные струнные вроде скрипок. Играть на нем сложнее, но открываются возможности для слайдов и других приемов. Хотя для игры на такой гитаре понадобится теория музыки, точное знание, где находятся ноты на грифе.
Эти модели подходят для сложных соло-партий из-за количества ладов – до 28-30.
Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
Как и у корпуса, вариантов материала грифа множество. Но здесь древесина не может выполнять только эстетическую функцию, как топ ламинатного корпуса, например. Материал накладки грифа гораздо сильнее влияет на звук.
Кленовая накладка грифа – Maple
Один из самых популярных видов древесины благодаря относительно невысокой цене и легкости в обработке. На грифе встречается чаще, чем в корпусе.
Твердый и мягкий клен
Твердые породы – более дорогие, жесткие и сложные для фрезеровки. Мягкие виды, например серебристый клен, применяются на более дешевых моделях из Индонезии или Китая.
Так, если в американских «Фендерах» применяется твердый клен, то на индонезийских стратокастерах больше вероятность встретить именно мягкий. Но и стоимость отличается – второй вариант будет стоить не больше 15 тысяч.
Зернистость и текстура подвидов клена
На твердых породах встречаются фактурные зерна. Это красиво, но тяжело в обработке и порой слишком сильно влияет на инструмент.
Ощущения и играбельность
Из-за лакированного покрытия вы не почувствуете деревянной текстуры. Некачественный лак может быть липким и скользким.
Профилактика и уход
Лакированную поверхность чистить проще, чем необработанную. Почти все кленовые накладки покрыты лаком, поэтому уход будет достаточно простым.
Чтобы она не выгнулась или не сгнила, нельзя держать инструмент в условиях высокой или недостаточной влажности.
Основные этапы ухода:
- Протирайте поверхность мягкой сухой тряпочкой каждые несколько часов игры. Лучше выбирать безворсовую, чтобы не оставлять разводы на материале.
- Раз в 2-3 недели протирайте влажной тканью, сняв струны, после чего сразу протирайте сухой бумагой или губкой. Не оставляйте воду на дереве.
Если ваш гриф не лакирован, ухаживать за ним нужно восковым раствором для кленовой древесины.
Плюс. Открытый, звонкий звук с выраженными верхними частотами. Простота в уходе за лаком.
Минус. По отзывам музыкантов клен быстро грязнится. Он относительно недолговечен без ухода. Скорее всего замена потребуется через полтора-два года. Возможно, будет необходимо восковое уходовое средство.
Накладка грифа палисандр – Rosewood
Красное дерево – палисандр – дорогое, экзотическое и редкое дерево. Некоторые его разновидности занесены в Красную книгу, поэтому продажа сильно ограничена.
Виды палисандровой древесины
Видов красного дерева много, самые популярные:
- гондурасский;
- бразильский (краснокнижный);
- индийский.
Они отличаются по оттенку и рисунку. Это только пример палисандровой поверхности, на деле же она бывает светлее, темнее, с орнаментом.
Недорогие виды применяются компанией Yamaha при изготовлении классических гитар. Например, известная учебная модель С-40 имеет накладку на гриф из палисандра.
Ощущения и играбельность
Большинство накладок грифа классической гитары из палисандра не покрыты лаком, поэтому приятны на ощупь.
Палисандр обладает более ярко выраженной фактурой, чем клен. Это позволяет чувствовать гитару, контролировать движение руки. На слайдах и легато это особенно заметно.
Профилактика и уход
Уход почти не отличается от ухода за кленовым. Проконсультируйтесь в магазине, нужна ли специальная пропитка для вашей гитары.
Плюсы
У накладки из палисандра 5 преимуществ:
- Простой уход.
- Тактильные ощущения.
- Темный, матовый оттенок, зернистая текстура.
- Долговечность.
- Бархатистые обертона, мягкое, ровное звучание.
Минусы
У такой накладки есть 3 недостатка:
- Стоимость. Из-за редкости высок риск купить подделку. Советую не гоняться за бразильским сортом. Ваша гитара хорошо зазвучит и без краснокнижного дерева. Присмотритесь к недорогим вариантам вроде индийского или гондурасского.
- Звук более глухой, чем у ольхи или клена.
- Лакированное дерево просто в уходе, а палисандр нужно регулярно смазывать лимонным маслом.
Черное дерево – Ebony
Черная древесина имеет плотность 1300 кг/м³, в 2 раза тверже дуба. Поэтому из эбена часто делают накладки на гриф бас гитар. Это одна из самых ценных древесных пород.
Виды Черного дерева
Эбеновая древесина бывает разных сортов:
- Камерунский – самый популярный, потому что шире других распространен и прост в обработке.
- Цейлонский – наиболее твердый вид, применяется в основном при производстве мебели, а не музыкальных инструментов.
- Мадагаскарский – плотная, водоустойчивая порода с плотностью 1000 кг/м³, цвет темно-коричневый.
Ощущения и играбельность
Поверхность бархатистая и как бы мягкая (хоть мы и знаем, что это не так). С такой накладкой пальцы не устают от длительной игры. Часто применяется в производстве безладовых гитар.
Профилактика и уход
Породы эбена крайне хрупкие, поэтому за ними нужно ухаживать тщательнее, чем за другими. Гитары из экзотической древесины хуже других переносит перепады температуры. Переносить их рекомендуется только в зимнем чехле или кофре.
Для накладок на гриф из черного дерева продаются уходовые масла.
Плюсы
Резкая атака, глубокие выделенные обертона, сильные басы делают материал подходящим для жанров вроде джаза, блюза.
Еще одно достоинство – внешний вид, который нельзя спутать ни с одним другим видом.
Минусы
Трудозатратная обработка, редкость самого дерева делают его очень дорогим. Некоторые компании пытаются обойти закон о краснокнижных растениях и добывают сырье незаконно.
Сравнительная таблица
Есть ли у вас любимые виды древесины? Расскажите в комментариях. Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями-музыкантами в социальных сетях, добавьте ее в закладки. Мы разобрали многие особенности накладок на гриф гитары. Я не придаю слишком большого значения материалу, но все же мой любимый – палисандр. Я ценю его за приглушенность.
Подобранное ниже видео поможет в выборе материала для грифа и уходе за ним.
Лучший материал для грифа гитары:
Уход за гитарой (как не убить накладку грифа):
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары расскажет наша статья по ссылке.
Источник
C, V или U? Как выбрать профиль грифа?
В этой статье мы подробно расскажем о профилях грифа и их различиях.
Понятие «профиль грифа» относится к форме поперечного сечения задней части грифа, которую иногда также называют «формой грифа». У гитарного грифа также имеется ряд других параметров, относящихся к его форме — ширина, толщина и радиус накладки, поэтому не следует путать их с профилем.
Итак, что же это должно означать для гитариста, который собирается приобрести гитару Fender и сталкивается с такой характеристикой, как профиль грифа?
Пока мы не углубились в детали, важно отметить, что профиль грифа не влияет на звучание самой электрогитары — он скорее влияет на то, как вы играете на ней.
Кроме того, нельзя сказать, что какой-либо профиль объективно лучше другого, и это никак не зависит от техники и стиля игры, будь то игра аккордами, солирование, исполнение джаза, что угодно. Это исключительно вопрос личных предпочтений и комфорта игры — появление этой характеристики и стало ответом на индивидуальные пожелания гитаристов.
Что ж, теперь подробнее. Компания Fender обозначает профили грифа буквами C, U и V, а каждый профиль в свою очередь имеет множество различных вариаций. Форма профиля грифа примерно соответствует форме присвоенной ему буквы, при этом каждый из них может иметь разную толщину, т.е. расстояние от поверхности накладки до «спинки» грифа, поэтому встречаются такие названия профилей, как «thick C shape» (утолщенный C-профиль), или «deep U shape» (глубокий U-профиль) и т.д. Давайте взглянем на основные типы профилей и узнаем, что в них особенного.
Профиль грифа «C»
Это современный и самый распространенный тип профиля: его форма имеет комфортный овальный хват, который хорошо подходит для большинства стилей игры. Разновидности профиля «С» обычно у́же большинства U- и V-образных профилей. На сегодняшний день электрогитары Fender, особенно модели Stratocaster, в своем большинстве имеют современный профиль «С» (“modern C shape” или “flat oval”), который является более плоской версией традиционного С-образного профиля.
Профиль грифа «V»
Этот профиль имеет два популярных варианта — скругленный “soft” V и более угловатый “hard” V. Последний предпочитают гитаристы, которым при игре удобно обхватывать гриф так, чтобы большой палец заходил за край накладки. Грифы с профилем «V» часто встречаются на переизданиях классических моделей, поэтому эта форма является частью «старой школы» Fender.
Профиль грифа «U»
Это массивный и округлый профиль с утолщенными боковинами. На некоторых Telecaster можно обнаружить грифы с особо глубоким U-образным профилем — их иногда называют «грифами из бейсбольной биты». U-образный профиль отлично подойдет для гитаристов с крупными кистями рук, а также для тех, кто предпочитает хват, при котором большой палец упирается в «спинку» грифа.
Каждый из этих профилей имеет свои подвиды, которым зачастую присваивают год их появления или некий период в истории (например, профили «’50s V», «’61 C», или «’70s C») — эти вариации отражают специфические особенности основных профилей тех лет, которые в точности воссоздаются сегодня.
Время от времени возникает путаница между обозначениями C-, U-, V-образных профилей и шириной грифа, варианты которой обозначаются буквами A, B, C и D. В период с начала 1960-х до первой половины 70-х годов компания Fender указывала ширину верхнего порожка (а следовательно и грифа), используя для этого буквы A (1 1/2”), B (1 5/8″), C (1 3/4) и D (1 7/8″). Эти буквы, которые обычно печатались на заднем торце грифа, не имеют ничего общего с его профилем.
Источник