- Накладка на гриф — влияние на звук гитары
- Накладка на гриф гитары – что это
- Виды накладок по форме
- Плоские
- С радиусом
- Радиус накладки грифа
- Параметры и размеры
- Как измеряется радиус накладки
- Простой радиус
- Сложный радиус
- Примеры размеров радиусов и советы по выбору
- Расположение ладов
- Мультимензура
- Безладовые гитары
- Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
- Кленовая накладка грифа – Maple
- Твердый и мягкий клен
- Зернистость и текстура подвидов клена
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Накладка грифа палисандр – Rosewood
- Виды палисандровой древесины
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Черное дерево – Ebony
- Виды Черного дерева
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Сравнительная таблица
- Все о гитарных грифах
- Материал грифа и его распил
- Внешний вид грифа гитары.
- Крепление грифа
- Накладка на гриф гитары
- Анкерный стержень
- Гитарные лады
- Угол наклона головки
- ИТОГ
Накладка на гриф — влияние на звук гитары
Мы продолжаем серию статей о деталях гитары. Они заметно влияют на звучание и ощущения при игре, поэтому разбираться в них полезно. Сегодня поговорим о накладках на гриф классической гитары, а также немного об акустике и электрике.
Накладка на гриф гитары – что это
Приглядитесь к грифу вашей гитары: он состоит не из цельного куска дерева. Накладкой называется верхняя полоска грифа, на которой размечены лады и где ставятся аккорды. Обычно она темнее задней части. На классических гитарах отличить легче всего: этот элемент чаще черный, хотя сами инструменты темно-коричневые или красноватые.
Накладка грифа влияет на начальный звуковой импульс и сустейн – долготу звука. Кроме того, качество изготовления отражается на удобстве игры. Встречаются настолько плохо обработанные подделки, что они оставляют занозы.
Чтобы исполнение было максимально удобным, давайте узнаем побольше об этой детали.
Виды накладок по форме
Плоские
Чаще всего это вариант накладки грифа классической гитары, струны зажимать на нем проще. Все лады находятся на одном уровне.
С радиусом
Это вариант накладки на гриф бас-гитары, акустической и электрогитары. Он изогнутый и выпуклый, больше всего на уровне 3-4 струны. Это происходит из-за разных способов звукоизвлечения на классике и акустике. По этой же причине нижние порожки этих инструментов устроены по-разному, могут меняться от модели к модели.
От величины радиуса зависит уровень натяжения струн, а вследствие и ощущения при игре.
Радиус накладки грифа
Параметры и размеры
Единственный параметр – это высота. От нее зависит величина скругления. Еще бывают нулевые – то есть плоские, и отрицательные – вогнутые.
Как измеряется радиус накладки
Измеряется в дюймах, указывается наивысшая точка изгиба поверхности. Производитель должен написать это в характеристиках инструмента.
Простой радиус
В этом случае число остается неизменным по всей длине.
Сложный радиус
На таких гитарах радиус на разных ладах меняется. Он может быть меньше на первом и увеличиваться на 12-ом. Тогда должны быть написаны все перепады в формате, к примеру, 10”-16” – такой перепад высот использует «Фендер».
Примеры размеров радиусов и советы по выбору
Сложные радиусы – самые частые и удобные, подходят для музыкантов с разными потребностями. За счет изменяющегося изгиба они упрощают игру на высоких ладах.
Плоская накладка на классике уменьшает натяжение струн, поэтому зажимать их легче.
Если вы не стремитесь к экспериментам, вам подойдут стандартные размеры. Советую выбирать их, чтобы не было сложностей на первых порах.
Расположение ладов
Кроме привычного, самого распространенного ладового построения, встречаются и редкие кастомные.
Мультимензура
Веерные или по-другому мультимензурные лады. Их особенность в переменной мензуре – длина каждого лада подбирается индивидуально для точного попадания в ноты.
Безладовые гитары
Этот тип инструментов больше напоминает сложные струнные вроде скрипок. Играть на нем сложнее, но открываются возможности для слайдов и других приемов. Хотя для игры на такой гитаре понадобится теория музыки, точное знание, где находятся ноты на грифе.
Эти модели подходят для сложных соло-партий из-за количества ладов – до 28-30.
Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
Как и у корпуса, вариантов материала грифа множество. Но здесь древесина не может выполнять только эстетическую функцию, как топ ламинатного корпуса, например. Материал накладки грифа гораздо сильнее влияет на звук.
Кленовая накладка грифа – Maple
Один из самых популярных видов древесины благодаря относительно невысокой цене и легкости в обработке. На грифе встречается чаще, чем в корпусе.
Твердый и мягкий клен
Твердые породы – более дорогие, жесткие и сложные для фрезеровки. Мягкие виды, например серебристый клен, применяются на более дешевых моделях из Индонезии или Китая.
Так, если в американских «Фендерах» применяется твердый клен, то на индонезийских стратокастерах больше вероятность встретить именно мягкий. Но и стоимость отличается – второй вариант будет стоить не больше 15 тысяч.
Зернистость и текстура подвидов клена
На твердых породах встречаются фактурные зерна. Это красиво, но тяжело в обработке и порой слишком сильно влияет на инструмент.
Ощущения и играбельность
Из-за лакированного покрытия вы не почувствуете деревянной текстуры. Некачественный лак может быть липким и скользким.
Профилактика и уход
Лакированную поверхность чистить проще, чем необработанную. Почти все кленовые накладки покрыты лаком, поэтому уход будет достаточно простым.
Чтобы она не выгнулась или не сгнила, нельзя держать инструмент в условиях высокой или недостаточной влажности.
Основные этапы ухода:
- Протирайте поверхность мягкой сухой тряпочкой каждые несколько часов игры. Лучше выбирать безворсовую, чтобы не оставлять разводы на материале.
- Раз в 2-3 недели протирайте влажной тканью, сняв струны, после чего сразу протирайте сухой бумагой или губкой. Не оставляйте воду на дереве.
Если ваш гриф не лакирован, ухаживать за ним нужно восковым раствором для кленовой древесины.
Плюс. Открытый, звонкий звук с выраженными верхними частотами. Простота в уходе за лаком.
Минус. По отзывам музыкантов клен быстро грязнится. Он относительно недолговечен без ухода. Скорее всего замена потребуется через полтора-два года. Возможно, будет необходимо восковое уходовое средство.
Накладка грифа палисандр – Rosewood
Красное дерево – палисандр – дорогое, экзотическое и редкое дерево. Некоторые его разновидности занесены в Красную книгу, поэтому продажа сильно ограничена.
Виды палисандровой древесины
Видов красного дерева много, самые популярные:
- гондурасский;
- бразильский (краснокнижный);
- индийский.
Они отличаются по оттенку и рисунку. Это только пример палисандровой поверхности, на деле же она бывает светлее, темнее, с орнаментом.
Недорогие виды применяются компанией Yamaha при изготовлении классических гитар. Например, известная учебная модель С-40 имеет накладку на гриф из палисандра.
Ощущения и играбельность
Большинство накладок грифа классической гитары из палисандра не покрыты лаком, поэтому приятны на ощупь.
Палисандр обладает более ярко выраженной фактурой, чем клен. Это позволяет чувствовать гитару, контролировать движение руки. На слайдах и легато это особенно заметно.
Профилактика и уход
Уход почти не отличается от ухода за кленовым. Проконсультируйтесь в магазине, нужна ли специальная пропитка для вашей гитары.
Плюсы
У накладки из палисандра 5 преимуществ:
- Простой уход.
- Тактильные ощущения.
- Темный, матовый оттенок, зернистая текстура.
- Долговечность.
- Бархатистые обертона, мягкое, ровное звучание.
Минусы
У такой накладки есть 3 недостатка:
- Стоимость. Из-за редкости высок риск купить подделку. Советую не гоняться за бразильским сортом. Ваша гитара хорошо зазвучит и без краснокнижного дерева. Присмотритесь к недорогим вариантам вроде индийского или гондурасского.
- Звук более глухой, чем у ольхи или клена.
- Лакированное дерево просто в уходе, а палисандр нужно регулярно смазывать лимонным маслом.
Черное дерево – Ebony
Черная древесина имеет плотность 1300 кг/м³, в 2 раза тверже дуба. Поэтому из эбена часто делают накладки на гриф бас гитар. Это одна из самых ценных древесных пород.
Виды Черного дерева
Эбеновая древесина бывает разных сортов:
- Камерунский – самый популярный, потому что шире других распространен и прост в обработке.
- Цейлонский – наиболее твердый вид, применяется в основном при производстве мебели, а не музыкальных инструментов.
- Мадагаскарский – плотная, водоустойчивая порода с плотностью 1000 кг/м³, цвет темно-коричневый.
Ощущения и играбельность
Поверхность бархатистая и как бы мягкая (хоть мы и знаем, что это не так). С такой накладкой пальцы не устают от длительной игры. Часто применяется в производстве безладовых гитар.
Профилактика и уход
Породы эбена крайне хрупкие, поэтому за ними нужно ухаживать тщательнее, чем за другими. Гитары из экзотической древесины хуже других переносит перепады температуры. Переносить их рекомендуется только в зимнем чехле или кофре.
Для накладок на гриф из черного дерева продаются уходовые масла.
Плюсы
Резкая атака, глубокие выделенные обертона, сильные басы делают материал подходящим для жанров вроде джаза, блюза.
Еще одно достоинство – внешний вид, который нельзя спутать ни с одним другим видом.
Минусы
Трудозатратная обработка, редкость самого дерева делают его очень дорогим. Некоторые компании пытаются обойти закон о краснокнижных растениях и добывают сырье незаконно.
Сравнительная таблица
Есть ли у вас любимые виды древесины? Расскажите в комментариях. Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями-музыкантами в социальных сетях, добавьте ее в закладки. Мы разобрали многие особенности накладок на гриф гитары. Я не придаю слишком большого значения материалу, но все же мой любимый – палисандр. Я ценю его за приглушенность.
Подобранное ниже видео поможет в выборе материала для грифа и уходе за ним.
Лучший материал для грифа гитары:
Уход за гитарой (как не убить накладку грифа):
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары расскажет наша статья по ссылке.
Источник
Все о гитарных грифах
Гитарный гриф – это одна из главных частей музыкального инструмента. Музыкант всё время контактирует с ним, зажимая струны. Получается, что это определяет и технику, и комфорт, и даже окончательный звук музыкального инструмента. Гриф – это главный элемент гитары, который выглядит как длинная рукоятка из дерева вытянутой формы. К ней прижимают струны. В результате этого действия длина струны уменьшается, а натяжение увеличивается, что ведёт к изменению высоты получаемого звучания. Гриф для гитары включает в себя: головку, накладку, анкерный стержень, верхний порожек, металлические лады и пятки. На отдельных моделях в центре есть место, в котором закреплён анкер (специальный болт), он помогает задавать кривизну грифа. Голову (перо) грифа можно найти вверху гитары, там же и колки (с их помощью натягивают, закрепляют струны и регулируют высоту звука).
Материал грифа и его распил
На качество грифа влияет материал, который использовали при изготовлении инструмента. Основная часть бывает кленовой, вишневой или бубинговой. Наиболее популярной древесиной для грифа является клён. Для его изготовления также используют композитные материалы, например, графит или люцит. Если гриф всё же выполнен из дерева, то его заливают лаком, чтобы справиться с изгибами, высыханием, трещинами и другие проблемы, а также защитить руки музыканта. На свойства грифа влияет не только дерево, из которого его изготавливали, но еще и распил. От последнего зависит еще и красота инструмента. Наиболее популярными способами распила являются радиальный и тангенциальный.
Если распил радиальный, основа разреза находится в середине ствола. Дерево получается одинаковым и в своём оттенке, и в текстуре. А гриф, изготовленный указанным способом, очень надёжный и легко справляется с внешним воздействием. Он способен служить вам верой и правдой на протяжении многих лет, не теряя своей первоначальной формы и поражая своей износостойкостью. Зачастую такие модели достаточно подстроить лишь один раз, дальше они не будут менять своего положения. Гриф сохраняет одинаковый угол долгое время, спокойно справляясь с любыми нагрузками. Если говорить о звуковых характеристиках, то радиальный распил грифа делает акустику ярче, а низкие частоты чётче.
При тангенциальном распиле разрез совершают на каком-то расстоянии от центра древесины. Гриф, который делают из такой древесины, поражает своей выраженной текстурой, а также рисунком годовых колец в форме волны. Они намного дешевле радиальных, а ещё они более гибкие, лучше откликаются на толщину, изменения температуры и влажности, их нужно чаще подстраивать.
Помимо этого, есть еще и грифы, состоящие из нескольких слоёв. Они объединяют в себя свойства обоих предыдущих распилов, но по звуку больше похоже на радиальные. Для того, чтобы сделать такую модель, несколько кусков дерева (можно различных пород) тангенциального распила приклеивают друг к другу. Это даёт возможность получить большую жесткость и уменьшить затраты на производство, а также добиться уникального звука.
Внешний вид грифа гитары.
При выборе гитары нельзя оставлять без внимания параметры толщины и ширины. Именно они определяют удобство при взятии разнообразных аккордов, что позволит исполнять музыку самых разных стилей. Сейчас в зависимости от формы выделяют три различных типа грифов для гитары:
— Классические округлые, например, — это идеальный вариант для тех, кто играет классический рок и блюз. Они удобны при игре и в бой, и в перебор. Но развить серьёзную динамику будет трудновато, для этого понадобятся тренировки. Такие модели грифов встречаются в большинстве гитар от фирм GIBSON и FENDER.
— Тонкие и широкие намного удобнее для любителей либо быстрой, либо тяжёлой музыки (например, , альтернатива, грайндкор и прочее). Их можно встретить в модельном ряду у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST и YAMAHA.
Средним вариантом между парой предыдущих видов считаются грифы с меняющейся формой. Он округляется по направлению от деки к головке. Такие варианты будут стоить много по сравнению с классическими, из-за этого их используют при изготовлении только очень крутых гитар от известных производителей. Например, GIBSON назвал такую модель 60’slim taper.
Крепление грифа
Итоговый звук инструмента во время игры зависит еще и от того, каким образом гриф прикрепили к основной части гитары. При этом, каждый способ является уникальным. Их нельзя сравнивать друг с другом, потому что все они преследуют разные цели. Один способ позволяет получить такой звук, а второй способ – совершенно другой. Все зависит от потребностей производителя и музыканта.
Сейчас выделяют четыре способа прикрепить гриф:
— Болтовоепридумали ещё в 1940-х годах Фендером просто для того, чтобы сделать гитару удобнее. Он полагал, что при повреждениях грифа не стоит выбрасывать весь музыкальный инструмент, поэтому нашёл способ заменить только гриф. Чаще всего в наше время этот вид крепления используется при производстве обычных дешевых инструментов. Это крепление легко узнать по яркой атаке, чётким нотам, но довольно слабой продолжительностью. Если вы берёте гитару, на которую гриф прикреплён болтом, то проверьте, насколько плотно он прилегает к основанию, так как любые зазоры приведут к проблемам. Часто для лучшей плотности крепят больше болтов. Электрические гитары, при изготовлении которых использовался этот метод крепления, подойдут для любой музыки, но рок будет предпочтительнее.
— Вклеенный – это способ, который чаще всего применяют в электрических гитарах. В корпусе гитары делают выемку, в которую и помещают гриф, где фиксируют с помощью специального клейкого элемента — эпоксидной смолы. Благодаря чему удаётся раскрывать акустические способности материала, что выражается в тёплом и приятном звуке, а также качественном сустейне, но атака станет хуже, чем у предыдущего варианта. Если вы хотите играть джаз, то такие гитары станут лучшим вариантом из-за тёплого и мягкого звука (правда, придётся потратиться чуть больше).
— Сквозное считается одним из самых дорогих способов. Его в основном используют при производстве бас-гитар. Сквозное крепление лучше всего передаёт истинный звук дерева, что выливается в первоклассный сустейн и небольшое уменьшение резонанса внизу. А это значит, что на протяжении всей игры звук будет ровным. Из-за отсутствия пятки, вы сможете легко исполнить соло-партию любой сложности. Главная проблема этого варианта проявляется в том, что и сам инструмент будет стоить много, и его ремонт. Да ещё и восстановить повреждённый гриф сможет не каждый мастер.
— Полусквозное. Часть гитарных мастеров стали применять его в конце 1980-х годов, но до сегодняшнего дня этот способ не считается популярным. По своему звуку такой метод очень похож на прошлый. Но по креплению ближе к варианту с болтом.
Накладка на гриф гитары
У любого грифа есть еще один важный элемент – накладка. Именно сюда приходится нагрузка от струн, после чего передаётся по грифу дальше. Накладка — это небольшой брусочек дерева, который крепится на гриф от деки до головки, именно к ней прижимаются струны. Где-то её делают с ладами (подавляющее большинство моделей), где-то – без них (в безладовых бас гитарах), ещё на них могут иметься специальные метки, позволяющие музыкантам лучше ориентироваться на грифе. Накладки обязаны быть прочными, поэтому для их изготовления используют твердую древесину. Чаще всего они бывают кленовыми или палисандровыми. Также можно встретить модели из черного дерева и углеродного волокна. От формы накладки зависит тембр гитары. Сейчас популярны четыре основных типа, которые определяют по радиусу: плоская, в виде конуса или цилиндра, а также смешанная.
Анкерный стержень
Анкер – это специальный стержень, который производят с помощью прочного железа. Он нужен, чтобы гриф был более жестким и износостойким. При этом, его толщина равна всего лишь 4-6 миллиметрам. Анкер устанавливают прямо внутри грифа. Еще одно предназначение этой детали заключается в регулировке кривизны грифа. Специальный болт из железа на конце анкера даёт такую возможность. Его можно найти либо в верхней части грифа, либо у его пятки. Анкер даёт возможность грифу не сгибаться даже под механическим воздействием натянутых струн, чаще всего он применяется на акустике и других моделях, где струны выполнены из железа.
Сейчас анкер устанавливают по одной из двух популярных технологий
— Сзади грифа, что требует приложения большого количества усилий во время производства, а это сказывается уже на цене инструмента. Чаще всего им пользуются производители электрогитар FENDER.
— Под накладку – максимально простой и дешёвый метод. Однако, он не слишком надежный. Дело в том, что при таком способе установки накладка менее плотно прилегает к грифу. В результате она может просто отлететь.
Гитарные лады
А ещё на протяжении всего грифа приделаны лады. Это специальные порожки, расположенные на таком расстоянии, чтобы иметь возможность регулировать натяжение в пределах полутона. С их помощью можно взять конкретную ноту (если инструмент настроен). Ещё ладом называют дистанцию между ближайшими порожками. Да и не забываем про специальные модели без ладов. Брать на них какие-либо аккорды весьма проблематично.
Число ладов на разнообразных моделях будет отличается в пределах от 19 (классика) до 27 (электрическая гитара). На сегодняшний момент есть специальная классификация ладов по необычным свойствам:
— высота, это отражается и на высоте струн. С низкими ладами очень легко прижимать струну к накладке, но если вы захотите сделать подтяжку (или как её ещё называют бенд), то вам придётся попотеть. А на высоких ладах ситуация меняется с точность наоборот: прижимать струны трудно, зато подтяжки делать легко.
— ширина, позволяет определить время, которые они прослужат: если у гитары узкие лады, то они будут быстрее изнашиваться, что приведёт к более частой шлифовке.
— материалы, из которых выполняют лады. Сейчас самые популярные из них: нержавеющая сталь, серебро и никель. Понять, какой будет лучше для вас можно будет только на личном опыте. Об одном и том же материале различные музыканты говорят по-разному. Одни полагают, что струны из нержавеющей стали служат дольше, но при этом звук у них хуже, чем у моделей из серебра или никеля.
— профиль и форма отвечают за изменение внешности гитары. Также они немного изменяют звук и, конечно же, обеспечивают долговечность.
Угол наклона головки
Сейчас головка либо плоская (без наклона к основанию грифа) или же иметь хоть какой-то наклон. Для первых моделей придумали специальные струнные направляющие, это позволяет увеличить угол наклона от головки до ладов, чтобы струна надёжно фиксировалась в пазике порога. Чаще всего они встречаются на Stratocaster и Telecaster. Если же вы купили гитару с наклонными головками, то знайте, что производители не ставили никаких направляющих деталей. Просто потому что струны итак достаточно жёстко фиксированы в пазике.
ИТОГ
Итак, вот мы и разобрали из чего состоит гриф для гитары, его поговорили о ключевых моментах в использовании, а также о том, как они влияют на итоговый звук. Но выбирать всё равно придётся вам! Помните, что самый классный инструмент – тот, который звучит так, как вы мечтали.
Источник