Радиус накладки грифа акустической гитары

Накладка на гриф — влияние на звук гитары

Мы продолжаем серию статей о деталях гитары. Они заметно влияют на звучание и ощущения при игре, поэтому разбираться в них полезно. Сегодня поговорим о накладках на гриф классической гитары, а также немного об акустике и электрике.

Накладка на гриф гитары – что это

Приглядитесь к грифу вашей гитары: он состоит не из цельного куска дерева. Накладкой называется верхняя полоска грифа, на которой размечены лады и где ставятся аккорды. Обычно она темнее задней части. На классических гитарах отличить легче всего: этот элемент чаще черный, хотя сами инструменты темно-коричневые или красноватые.

Накладка грифа влияет на начальный звуковой импульс и сустейн – долготу звука. Кроме того, качество изготовления отражается на удобстве игры. Встречаются настолько плохо обработанные подделки, что они оставляют занозы.

Чтобы исполнение было максимально удобным, давайте узнаем побольше об этой детали.

Виды накладок по форме

Плоские

Чаще всего это вариант накладки грифа классической гитары, струны зажимать на нем проще. Все лады находятся на одном уровне.

С радиусом

Это вариант накладки на гриф бас-гитары, акустической и электрогитары. Он изогнутый и выпуклый, больше всего на уровне 3-4 струны. Это происходит из-за разных способов звукоизвлечения на классике и акустике. По этой же причине нижние порожки этих инструментов устроены по-разному, могут меняться от модели к модели.

От величины радиуса зависит уровень натяжения струн, а вследствие и ощущения при игре.

Радиус накладки грифа

Параметры и размеры

Единственный параметр – это высота. От нее зависит величина скругления. Еще бывают нулевые – то есть плоские, и отрицательные – вогнутые.

Как измеряется радиус накладки

Измеряется в дюймах, указывается наивысшая точка изгиба поверхности. Производитель должен написать это в характеристиках инструмента.

Простой радиус

В этом случае число остается неизменным по всей длине.

Сложный радиус

На таких гитарах радиус на разных ладах меняется. Он может быть меньше на первом и увеличиваться на 12-ом. Тогда должны быть написаны все перепады в формате, к примеру, 10”-16” – такой перепад высот использует «Фендер».

Примеры размеров радиусов и советы по выбору

Сложные радиусы – самые частые и удобные, подходят для музыкантов с разными потребностями. За счет изменяющегося изгиба они упрощают игру на высоких ладах.

Плоская накладка на классике уменьшает натяжение струн, поэтому зажимать их легче.

Если вы не стремитесь к экспериментам, вам подойдут стандартные размеры. Советую выбирать их, чтобы не было сложностей на первых порах.

Расположение ладов

Кроме привычного, самого распространенного ладового построения, встречаются и редкие кастомные.

Мультимензура

Веерные или по-другому мультимензурные лады. Их особенность в переменной мензуре – длина каждого лада подбирается индивидуально для точного попадания в ноты.

Безладовые гитары

Этот тип инструментов больше напоминает сложные струнные вроде скрипок. Играть на нем сложнее, но открываются возможности для слайдов и других приемов. Хотя для игры на такой гитаре понадобится теория музыки, точное знание, где находятся ноты на грифе.

Эти модели подходят для сложных соло-партий из-за количества ладов – до 28-30.

Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар

Как и у корпуса, вариантов материала грифа множество. Но здесь древесина не может выполнять только эстетическую функцию, как топ ламинатного корпуса, например. Материал накладки грифа гораздо сильнее влияет на звук.

Кленовая накладка грифа – Maple

Один из самых популярных видов древесины благодаря относительно невысокой цене и легкости в обработке. На грифе встречается чаще, чем в корпусе.

Твердый и мягкий клен

Твердые породы – более дорогие, жесткие и сложные для фрезеровки. Мягкие виды, например серебристый клен, применяются на более дешевых моделях из Индонезии или Китая.

Так, если в американских «Фендерах» применяется твердый клен, то на индонезийских стратокастерах больше вероятность встретить именно мягкий. Но и стоимость отличается – второй вариант будет стоить не больше 15 тысяч.

Зернистость и текстура подвидов клена

На твердых породах встречаются фактурные зерна. Это красиво, но тяжело в обработке и порой слишком сильно влияет на инструмент.

Ощущения и играбельность

Из-за лакированного покрытия вы не почувствуете деревянной текстуры. Некачественный лак может быть липким и скользким.

Профилактика и уход

Лакированную поверхность чистить проще, чем необработанную. Почти все кленовые накладки покрыты лаком, поэтому уход будет достаточно простым.

Чтобы она не выгнулась или не сгнила, нельзя держать инструмент в условиях высокой или недостаточной влажности.

Основные этапы ухода:

  1. Протирайте поверхность мягкой сухой тряпочкой каждые несколько часов игры. Лучше выбирать безворсовую, чтобы не оставлять разводы на материале.
  2. Раз в 2-3 недели протирайте влажной тканью, сняв струны, после чего сразу протирайте сухой бумагой или губкой. Не оставляйте воду на дереве.

Если ваш гриф не лакирован, ухаживать за ним нужно восковым раствором для кленовой древесины.

Плюс. Открытый, звонкий звук с выраженными верхними частотами. Простота в уходе за лаком.

Минус. По отзывам музыкантов клен быстро грязнится. Он относительно недолговечен без ухода. Скорее всего замена потребуется через полтора-два года. Возможно, будет необходимо восковое уходовое средство.

Накладка грифа палисандр – Rosewood

Красное дерево – палисандр – дорогое, экзотическое и редкое дерево. Некоторые его разновидности занесены в Красную книгу, поэтому продажа сильно ограничена.

Виды палисандровой древесины

Видов красного дерева много, самые популярные:

  • гондурасский;
  • бразильский (краснокнижный);
  • индийский.

Они отличаются по оттенку и рисунку. Это только пример палисандровой поверхности, на деле же она бывает светлее, темнее, с орнаментом.

Недорогие виды применяются компанией Yamaha при изготовлении классических гитар. Например, известная учебная модель С-40 имеет накладку на гриф из палисандра.

Ощущения и играбельность

Большинство накладок грифа классической гитары из палисандра не покрыты лаком, поэтому приятны на ощупь.

Палисандр обладает более ярко выраженной фактурой, чем клен. Это позволяет чувствовать гитару, контролировать движение руки. На слайдах и легато это особенно заметно.

Профилактика и уход

Уход почти не отличается от ухода за кленовым. Проконсультируйтесь в магазине, нужна ли специальная пропитка для вашей гитары.

Плюсы

У накладки из палисандра 5 преимуществ:

  1. Простой уход.
  2. Тактильные ощущения.
  3. Темный, матовый оттенок, зернистая текстура.
  4. Долговечность.
  5. Бархатистые обертона, мягкое, ровное звучание.

Минусы

У такой накладки есть 3 недостатка:

  1. Стоимость. Из-за редкости высок риск купить подделку. Советую не гоняться за бразильским сортом. Ваша гитара хорошо зазвучит и без краснокнижного дерева. Присмотритесь к недорогим вариантам вроде индийского или гондурасского.
  2. Звук более глухой, чем у ольхи или клена.
  3. Лакированное дерево просто в уходе, а палисандр нужно регулярно смазывать лимонным маслом.

Черное дерево – Ebony

Черная древесина имеет плотность 1300 кг/м³, в 2 раза тверже дуба. Поэтому из эбена часто делают накладки на гриф бас гитар. Это одна из самых ценных древесных пород.

Виды Черного дерева

Эбеновая древесина бывает разных сортов:

  1. Камерунский – самый популярный, потому что шире других распространен и прост в обработке.
  2. Цейлонский – наиболее твердый вид, применяется в основном при производстве мебели, а не музыкальных инструментов.
  3. Мадагаскарский – плотная, водоустойчивая порода с плотностью 1000 кг/м³, цвет темно-коричневый.

Ощущения и играбельность

Поверхность бархатистая и как бы мягкая (хоть мы и знаем, что это не так). С такой накладкой пальцы не устают от длительной игры. Часто применяется в производстве безладовых гитар.

Профилактика и уход

Породы эбена крайне хрупкие, поэтому за ними нужно ухаживать тщательнее, чем за другими. Гитары из экзотической древесины хуже других переносит перепады температуры. Переносить их рекомендуется только в зимнем чехле или кофре.

Для накладок на гриф из черного дерева продаются уходовые масла.

Плюсы

Резкая атака, глубокие выделенные обертона, сильные басы делают материал подходящим для жанров вроде джаза, блюза.

Еще одно достоинство – внешний вид, который нельзя спутать ни с одним другим видом.

Минусы

Трудозатратная обработка, редкость самого дерева делают его очень дорогим. Некоторые компании пытаются обойти закон о краснокнижных растениях и добывают сырье незаконно.

Сравнительная таблица

Есть ли у вас любимые виды древесины? Расскажите в комментариях. Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями-музыкантами в социальных сетях, добавьте ее в закладки. Мы разобрали многие особенности накладок на гриф гитары. Я не придаю слишком большого значения материалу, но все же мой любимый – палисандр. Я ценю его за приглушенность.

Подобранное ниже видео поможет в выборе материала для грифа и уходе за ним.

Лучший материал для грифа гитары:

Уход за гитарой (как не убить накладку грифа):

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары расскажет наша статья по ссылке.

Источник

Радиус накладки грифа

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Ну, что камрады, продолжаем ликбез. Сегодня поднимем тему радиуса накладки грифа. Что это такое, и, с чем это едят.
А поведает нам об этом Тони Дж. Паско (Tony J. Pasko), который ведет раздел Gear 411 на rockhousemethod.com.

Вы когда-нибудь задумывались, почему на одних гитарах вы играете быстрее, чем на других? Или почему на некоторых гитарах делать бенды гораздо легче? И почему некоторые гаммы и последовательности, в которых вы обычно лажаете, кажутся легче на другой гитаре? Если вам приходилось сталкиваться с этим, то вы не одиноки и ответ очень прост – радиус накладки грифа.

Вообще, это не единственный ответ на эти вопросы. Сейчас рассмотрим первую часть ответов из целой серии. Серии, которая поможет вам понять связь между гитарой (или басом), на которой вы играете и тем, насколько хорошо вы играете в общем. Эта серия, так же может помочь вам осознать, что, вы, возможно, выбрали не ту гитару, для того стиля музыки, в котором вы хотите преуспеть.

Что такое радиус накладки грифа? Это игровая поверхность грифа гитары. Она обычно изогнута по ширине грифа, и назначение этого изгиба обеспечить естественную эргономичную форму для пальцев, находящихся в игровой позиции. Комфорт, безусловно, значительный фактор при выборе гитары, но не единственный. Форма грифа, размер ладов, величина мензуры – это основные факторы, влияющие на ощущения от гитары и игры на ней. Музыкальный стиль – это еще один фактор, и радиус накладки грифа должен позволять вам играть в том стиле, в котором вы предпочитаете. Но как узнать, какой радиус для вас правильный?

Изгиб накладки грифа (радиус) может изменяться от круглого до почти плоского, а в некоторых случаях, как на классических гитарах, накладка грифа может быть слегка вогнутой (отрицательный радиус). Существует довольно много систем, которые позволяют узнать насколько скруглен радиус накладки на грифе вашей гитары. Давайте посмотрим винтажный страт, радиус накладки которого начинается с 7,5» (или 10») около верхнего порожка, и немного выравнивается к середине грифа (около 12»). Что же это значит?

Чем меньше число, тем более скруглен гриф. Таким образом, гриф довольно круглый у верхнего порожка. По мере удаления от головы грифа радиус накладки приобретает значение 12», что все равно еще довольно изогнуто, но более плоско, чем у верхнего порожка или у гитар с одним вырезом (а-ля Gibson). У таких гитар радиус накладки грифа у верхнего порожка обычно начинается с 12». У гитар современного вида, скажем с тремоло системами, радиус грифа у верхнего порожка может начинаться с 12» или 14» и выравнивается до 16», что довольно плоско.

Накладки со сложным радиусом*

(*строго говоря, почти у всех накладок радиус сложный (переменный) и меняется от верхнего порожка к бриджу, т.к. ширина самого грифа от верхнего порожка к брижду, так же меняется. Насколько я понимаю, накладки с переменным или сложным радиусом отличаются от накладок с «фиксированным» радиусом только величиной изменения радиуса от верхнего порожка к бриджу. Когда говорится про радиус накладки грифа у гитары с «фиксированным» радиусом, имеется ввиду радиус накладки у верхнего порожка. Прим. CraSS)

Это еще один вариант, который рассматривают некоторые гитаристы. Это способ улучшить, как комфорт от игры так и возможности самой гитары. Вы знаете, как удобен гриф винтажного стратокастера для ритма и аккордов, но если при этом не допускать некомфортно высокого положения струн, делать бэнды в высоких позициях вы будете нечасто из-за дребезга струн о более высокие лады.

Чтобы достичь низкого положения струн без дребезга, прибегают к радиусу накладок в 16». Это, безусловно, работает, но фактор комфорта потерян. Сложный радиус придает накладке грифа коническую форму. Это сохраняет меньший радиус в области, часто используемой для ритма и аккордов, в то время как, область грифа, часто используемая для бендов и солирования более плоская.
Некоторые используют 10» радиус около верхнего порожка для комфорта и совместимости с локовым порожком Флойд Роуз (Floyd Rose), тогда как 16» радиус накладки у пятки грифа дает возможность делать бенды в 2,5 тона при высоте струн менее 1,6 мм.

Давайте обсудим этот вариант. Я играл на многих гитарах со сложным радиусом накладки грифа и могу сказать, что изменение радиуса накладки совсем не заметно. В общем, играть легко и очень удобно.

Почему же тогда сложный радиус не делается на большем количестве гитар? В сравнении с обычным «фиксированным» радиусом, производство сложного радиуса накладки грифа более сложная и затратная по времени процедура, но некоторые производители, такие как Джексон (Jackson), Карвин (Carvin), Фендер (Fender), Вармот (Warmoth) и ЮСА Кастом гитарс (USA Custom Guitars) предлагают это в качестве опции.

Я скажу, что такой вариант привнесет заметные отличия в вашу игру. Увеличит ли это скорость? Возможно, т.к. накладка следует естественному движению пальцев по грифу. Делать бенды легче и удобнее, более толстые струны ощущаются, как тонкие и звучат дольше.

Почему же существует столько различных размеров радиуса грифа? Это от того, что руки у всех людей разные и различные размеры радиуса приспособлены для различных размеров руки. У некоторых из нас маленькие руки с короткими пальцами, у других большие руки и длинные пальцы и это основной фактор для принятия решения при выборе гитары. Радиус накладки грифа влияет на то, как ваши пальцы двигаются по накладке, через это влияя на, то как вы играете.

Типа бриджа гитары – это еще один фактор, влияющий на радиус накладки грифа. Стандартные тремоло и хард-тейл бриджи (имеются ввиду стратовские тремоло и фиксированный бридж, как на телекастере. Подробнее см. Настройка гитары. Шаг 4. Регулировка бриджа и высоты струн. Прим. CraSS) могут быть подстроены под радиус накладки грифа, в то время как некоторые локовые тремоло и TOM (tune-o-matic) бриджи фиксированы, т.е. не имеют такой подстройки. Что же это значит? Определив тип бриджа, установленного на гитаре, можно грубо прикинуть какой радиус у грифа, не точно, конечно, но это своего рода индикатор.

Все что вам нужно – это посмотреть на конец грифа и увидеть изгиб. Радиус накладки и бриджа должные иметь одинаковый изгиб. А если нет? Несите гитару в ближайший музыкальный магазин или мастерскую, чтобы настроить бридж или подложить под него прокладку.

Как можно заметить, я оставляю вопрос о радиусе грифа открытым, допускающим поправки, т.к. существует множество различных факторов. И на самом деле, что правильно, а что нет – решать вам, но экспериментируя и пробуя разные вещи, вы можете выяснить что-нибудь такое, что отстроить гитару под себя.

Я уверен, что у музыканта должно быть множество гитар и басов различных типов. Я перестал искать гитару, которая делает все уже очень давно. Почему? Одна гитара не может делать все. Когда я хочу играть как Хендрикс (Hendrix), я не могу сделать это на Лес Поле (Les Paul). Когда я захочу отжечь как Ангус (Angus Young), я не смогу сделать это на страте, когда я буду в настроении Ван Халена (Van Halen), ни одна из этих гитар не сработает, мне будет нужен тремоло Флойд Роуз (Floyd Rose).

Запомните, что радиус накладки грифа влиял на то, как эти парни играли, и чтобы воспроизвести наших героев, иногда нам нужно использовать те же средства, что и они. Радиус накладки грифа – это только небольшая часть общей формулы, но она влияет на то, как вы играете и много значит.

В следующей части этой серии статей мы рассмотрим еще один основной фактор – форму грифа. Форма грифа в комбинации с радиусом накладки грифа поможет вам понять, что одно влияет на другое больше, чем вы могли представить. И то что вам нравится в грифе вашей гитары необязательно связано с формой грифа, а является комбинацией многих факторов.

Размер ладов, величина мензуры, струны, анкерный стержень, порода дерева – это все части, неразрывно связанные между собой.

Спасибо, что выслушали и жду обратной связи, а так же надеюсь, что статья разожжет дискуссии и мы все сможем поделиться нашими мнениями и опытом.

Источник

Оцените статью