Рахманинов 7 класс фортепиано

Интегрированный урок (музыка + ИЗО) для учащихся 7-го класса фортепианного и струнно-смычкового отделений ДМШ и ДШИ по теме «Самый русский композитор Сергей Рахманинов»

Цель урока: привлечь внимание учащихся к личности крупнейшего русского композитора и величайшего пианиста XX века, дирижера-новатора Сергея Васильевича Рахманинова, познакомить учащихся с его творчеством, более подробно с его знаменитой Прелюдией до-диез минор ор.3 №2, используя нестандартный подход: общение с преподавателями других дисциплин, «живое исполнение музыки» на уроке.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания учащихся по биографии С.Рахманинова, познакомить с творчеством композитора, его знаменитой прелюдией
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с книжным и нотным материалом; музыкальное мышление
  • Воспитательные: прививать любовь к русской классической музыке.
  • Оборудование урока: портрет С.Рахманинова, фортепиано, видео и аудио-аппаратура, ПК, иллюстрации, нотный материал. Произведения С.Рахманинова: «Литургия св.Иоанна Златоуста» (видео), романс «Сон», «Вокализ», Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии», Второй концерт для фортепиано с оркестром, I часть.

    Вступление (фоном звучит музыкальный фрагмент фортепианного концерта № 3)

    Преподаватель музыкальной литературы-ведущий урока.

    «Я предсказываю ему великую будущность», — сказал П.Чайковский.

    Сергея Рахманинова часто называют «самым русским композитором». В этой краткой характеристике выражен как стиль произведений С.Рахманинова, так и место его наследия в мировой музыке.

    «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка» Сергей Рахманинов.

    Творческий путь Рахманинова охватывает большой исторический период. Начало XX века — смутная пора революций и войн. Исторические события не могли не повлиять на формирование взглядов и творчество композитора. Он воспитывался на музыке русских композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова и др. Он жил в эпоху колоссальных перемен. И в музыкальном мире появлялись новые направления и стили, новые имена. Но Рахманинов всегда сохранял свою ярко выраженную творческую индивидуальность, свой неповторимый «колокольный» голос. Это был голос России, глубоко и нежно любимой Родины.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми сочинениями композитора, и вы, ребята, сами поймете, в чем же причина популярности музыки Рахманинова. Я пригласила преподавателей нашей школы, которые примут участие в нашем необычном уроке.

    I. Краткий опрос по биографии.

    (Перед учениками папки с планом и краткие сведения из биографии композитора, нотный текст прелюдии до-диез минор для фортепиано и сборник романсов).

    Ребята, давайте вспомним самые важные и яркие моменты из биографии композитора.

    Вопросы для учащихся (курсивом обозначены предполагаемые ответы учеников)

    1. Назовите годы жизни композитора. (1873-1943)

    2. Где прошло детство композитора? (в имении Онег Новгородской губернии)

    3. Известно, что композитор был верующим человеком. Колокольность, пронизывающая все его творчество уходит своими корнями в далекое детство. Кто в семье Рахманинова привил любовь к церковной музыке? (бабушка Софья Александровна Бутакова)

    4. Где и какое образование получил Рахманинов? (С 9 лет учится в младшей группе Петербургской консерватории, С 1885-1892г в Московской консерватории и окончил ее по двум специальностям: сначала как пианист, а через год как композитор с Большой золотой медалью (1891г и 1892гг)

    5. В Московской консерватории его обучали:(Жил и воспитывался у выдающегося педагога и пианиста Н.Зверева. На старшем отделении учился в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано у Зилоти)

    6. Назовите ранние сочинения и Дипломную работу композитора?

    Для фортепиано: прелюдия до-диез минор, 1 фортепианный концерт, опера «Алеко» на сюжет поэмы А.Пушкина «Цыганы»-дипломная работа, написана за 17 дней.

    Симфоническая музыка: Оркестровая фантазия «Утес», 1 симфония (провал на концерте, дирижер И.Глазунов)

    7. После 3-хлетней депрессии, наступает расцвет творчества композитора, душевный подъем. С какими событиями это было связано? (Женитьба по любви на Наталье Сатиной, концертные поездки за границу, успех, пребывание в имении Ивановка)

    8. Какие произведения сочинены в этот период (перечислить по жанрам)

    Для фортепиано: фортепианные концерты 2-ой и 3-ий, Прелюдии и «Этюды-картины»;

    Оперы : «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»;

    Симфоническая музыка: симфоническую поэму «Остров мертвых», , «Элегическое трио» (памяти Чайковского);

    Вокальная музыка: кантата «Весна», многие романсы (всего свыше 80) «Литургия св.Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» для хора а капелла, вокально-симфоническая поэма «Колокола».

    9. Рахманинов был известен только как композитор? Музыкальные критики его называли «свечей, зажегшейся с трех сторон»

    Он был известен как пианист-исполнитель, композитор и дирижер

    10. В каких театрах России довелось работать Рахманинову в качестве дирижера?

    Сначала по приглашению мецената С.Мамонтова работал в его частном театре (1897- 1898гг) и в Большом театре (1904-1906гг))

    11. Какие новшества ввел Рахманинов, работая в должности дирижера Большого театра?

    До Рахманинова дирижер сидел спиною к оркестру возле суфлерской будки, т.е. между сценой и оркестровой ямой, а Рахманинов настоял, чтобы дирижер находился между зрительным залом и оркестром, чтобы оркестр видел дирижера;

    Добивался строгой дисциплины в оркестре)

    12. Чем занимался Рахманинов, находясь в эмиграции: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. «

    10 лет ничего не пишет. Концертирует в Америке, затем по всей Европе (страны

    Скандинави). Завоевывает огромную известность как пианист, исполнитель и дирижер)

    13. Рахманинов много трудился, концертировал, не щадил себя. Известно, что он был очень богат. Он получал сначала 300, потом 500 долларов за концерт. Как он поступал со своими гонорарами?

    • занимался благотворительностью: материально поддерживал соотечественников как за рубежом, так и на родине;
    • осенью 1941 г он передал в фонд Красной Армии более 4х тысяч долларов;
    • купил и привез в Ивановку автомобиль;
    • приобретает участок на берегу озера в Швейцарии для строительства виллы;
    • купил яхту

    14. Как проводит последние годы жизни композитор?

    Продолжает концертную деятельность по Европе, а в1930 г, строит свою виллу в

    Швейцарии, которую назвал Сена, облагораживает окрестности, вновь сочиняет)

    15. Где похоронен композитор. В Беверли-Хилс (Калифорния)

    Назовите его последние сочинения.

    Для фортепиано 4-ый фортепианный концерт, «Вариации на тему Корелли»для фортепиано, «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.

    Симфоническая музыка: 3-ю симфонию, «симфонические танцы» (в которой композитор в последний раз воплощает образ Родины)

    Вокальное творчество: «Три русские песни для хора и оркестра»)

    Задание. Решить тест-минутку. «Известные люди в жизни С.Рахманинова» (Приложение 1)

    (ученики работают, фоном звучит фрагмент этюд-картина ля минор ор.39)

    II. Портреты и памятники Рахманинову.

    Из биографии ребята, вы узнали, что C.Рахманинов много концертировал, имел огромный успех. Он был настолько популярен, что за ним буквально гонялись и не оставляли в покое репортеры и фотографы. Рахманинов привлекал внимание и известных художников-современников. С некоторыми он был знаком лично: это такие известные имена как Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Коровин. Они в нем видели личность и многие качества его характера запечатлели на своих полотнах.

    Преподаватель музыкальной литературы.

    Ребята, мы на прошлом уроке видели много фотографий композитора. Каким же все-таки был Рахманинов: его внешность, черты характера?

    Первый: «Это был человек громадного роста, с крупными чертами аскетически сухого, гладко выбритого, всегда бледного лица, суровым взглядом, коротко подстриженными на большой голове волосами, длинными руками и пальцами, грубым, низким голосом.» 2. Второй: «Всегда безукоризненно опрятно одет:Сильный ум, стальная воля, принципиальность и твердость убеждений, прямота суждений и действий. Он раскрывался только в кругу родных и друзей. Становился обаятельным, простым, милым, искренним, шутил и острил, любил принимать и угощать гостей».

    Третий: «Он бережно относился к своей семье, любил своих дочерей. Его увлечения: спорт, катание на коньках, прогулки на лошадях, игра в преферанс и езда на автомобиле»

    После такой яркой характеристики вам легче будет увидеть и понять внутренний мир Рахманинова, состояние души этого великого мастера, вглядываясь в работы художников и скульпторов. Обратите внимание на портреты:Перед вами работы 1.Бориса Григорьева, 2. Константина Сомова,3. Бориса Шаляпина,4.карандашный набросок А.Авинова, портреты работы: 5.Б.Шаляпина, 6.Б.Пастернака, 7.одна из работ известного скульптора С.Т. Коненкова,

    8.памятник в Ивановке, бывшее имение Рахманиновых. На протяжении многих лет любимым местом отдыха Сергея Рахманинова было имение Ивановка Тамбовской губернии. Здесь он и женился. Сейчас эта усадьба стала музеем, где регулярно проводятся музыкальные вечера, концерты и встречи.

    1. Могила Рахманинова в США (в Кенсико под Нью-Йорком);

    2. Памятник возле виллы в Сенаре (Швейцария);

    3. Памятник в г.Тамбове. В августе 2006г.состоялось открытие памятника

    4. Памятник в Москве на Страстном (Тверском) бульваре. Был установлен в 1999г. Скульпторы: О.Комов и А.Ковальчук

    5. В этом году, 14 июня, в Великом Новгороде состоялось открытие памятника композитору. Бронзовый монумент высотой около 3,5 метров и весом более 3-х тонн работы московского скульптора Александра Рукавишникова был привезен из Москвы и установлен в Кремлевском парке Великого Новгорода. Этот памятник поистине всенародный. Он изготовлен на средства, собранные новгородцами, жителями др.городов страны и иностранцами

    Преподаватель музыкальной литературы.

    Открытие памятника стало знаменательным событием в культурной жизни города. В этот же день состоялся праздничный вечер, в котором принимали участие известные музыканты, заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов, солисты Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета под управлением дирижера Валерия Гергиева. Вел концерт народный артист России, академик Святослав Белза. Празднику предшествовала панихида по всемирно известному музыканту в Софийском соборе, на церемонию приглашены были известные политики, родственники Рахманинова. Из Коста-Рики приезжала его правнучка Натали Хавьер вместе с сыном Сергеем, который назван в честь известного прапрадеда.

    III. О вокальном творчестве композитора.

    Сергей Васильевич был глубоко верующим человеком. С детства ему запомнились перезвоны колоколов и церковное хоровое пение. Рахманинов создает духовную музыку. Это 2 значимых произведения «Литургия св.Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» для хора а капелла.

    Преподаватель хоровых дисциплин.

    1. В 1910 году Рахманинов пишет «Литургию св.Иоанна Златоуста»

    Литургия-это православная самая главная служба, она начинается Благодарственной молитвой, написанной на канонический церковный текст. По словам одного известного священнослужителя Александра Меня, «Благодарственная молитва самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека за все: за глаза, которые видят красоту мира;, за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие: за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, — за все это благодарит человек»

    Сейчас у вас есть возможность послушать и увидеть фрагмент исполнения. Вы услышите хор и солиста. Тема песнопения звучит спокойно и уравновешенно. Для партии хора характерен подголосочный полифонический склад, свойственный русскому народному многоголосию.

    (показ фрагмента видеозаписи исполнения Литургии в русском храме)

    На фоне затихающей музыки:

    Православный храм считается вместилищем красоты: убранство храма, одеяние священнослужителей, лики росписей и икон, звучащие человеческие голоса, и особенно хоровое пение.

    Музыку на оригинальные тексты создавали М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский и наши современники композиторы Г.Свиридов и В.Гаврилин.

    2. Говоря о вокальном творчестве композитора, невозможно обойти стороной его замечательные романсы (написано более 80). Они занимают особое место. Рахманинов следует русским традициям этого жанра. Он отражает чувства и настроение эпохи. Русскому романсу всегда были свойственны особая доверительность и искренность.

    Он очень любил весну, природу. Об этом говорят его замечательные романсы «Весна», «Сирень». А я сейчас вам исполню удивительный по красоте романс «Сон«. Рахманинов, уехав из России, своими чувствами и мыслями находился на Родине. Об этом и его романс.

    (Исполнение романса преподавателем в сопровождении фортепиано)

    3. Рахманинов создал шедевр и назвал его «Вокализ» (1915г). Он посвящен русской певице Антонине Васильевне Неждановой, его первой исполнительнице.

    Ребята, Вы знаете что такое «Вокализ?» «Вокализ» — это песня без слов. Давайте послушаем.

    На фоне затихающей музыки:

    Вы заметили, что Мелодия как бы вырастает из небольшой интонации и начинает свое развитие, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски и оттенки чувств и переживаний.

    Интересно, что вы представили себе, слушая эту музыку?(Природу, богатство лесов, широту полей, русские просторы:)

    Великая русская певица А.Н.Нежданова, исполнявшая знаменитый «Вокализ», вспоминала: «Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он сказал: «Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

    Преподаватель музыкальной литературы:

    «Вокализ», ребята, можно считать соединяющим звеном между вокальной и фортепианной музыкой. Отсутствие текста придает музыке ту обобщенность, которая характерна для инструментальных жанров. Ребята, как вы считаете какой жанр доминирует, т.е. занимает главное место в творчестве Рахманинова? Почему? (Фортепианная музыка, т.к. Рахманинов был пианистом)

    IV. Фортепианные сочинения. Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 (разбор)

    Фортепианные произведения Рахманинова, впервые в истории русской музыки, заняли центральное место в творчестве композитора. В каждом из жанров, будь то небольшая прелюдия, развернутые этюды-картины или масштабные фортепианные концерты, автор в полной мере проявил неповторимость стиля. В музыке органично сочетаются певучие лирические и экспрессивная, ярко эмоциональная мелодика, властные ритмы и гулкие колокольные звучания и вместе с тем строгая продуманность музыкальной формы.

    Мы остановим свое внимание на его знаменитой Прелюдии до-диез минор. Которая стала для Рахманинова неким талисманом и познакомимся «с большой судьбой одной небольшой пьесы»

    Рахманинов сочинил эту пьесу в 19 лет, в 1892 году и посвятил ее своему педагогу по классу свободного сочинения Н.Аренскому. Сразу же появилась статья в газете «Новости дня», где автор называл композитора «всеобещающим». «А вы, Сережа, уже шедевры пишите», сказал при встрече великий Чайковский. (Приложение 2)

    Послушайте эту знаменитую прелюдию в исполнении преподавателя фортепианного отделения.

    (Звучит прелюдия до-диез минор, ор.3 №2)

    учащиеся слушают и следят по нотам.

    Преподаватель фортепианного отделения:

    «Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался», — писал Рахманинов.

    Ребята, давайте подробно разберем это технически сложное и виртуозное произведение. Сколько частей в прелюдии? (Три части).

    Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля — соль?- до? в темпе Lento (исполнение фрагмента).

    На что похож мотив, с чем он у вас ассоциируется? (Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола)

    Верно, этот краткий мотив ассоциируется с темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащиеся на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность

    В среднем разделе прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Середина построена на развитии короткого четырехзвучного хроматического мотива ми-ре?-ре-до?. Мелодия преобразуется в мятежно порывистую тему, стремящуюся вверх. Здесь мы наблюдаем четыре волны развития, которые приводят сначала к первой кульминации-лавине нисходящих аккордов. Создается общее напряжение на ffff , приводящее к репризе прелюдии (проигрываются фрагменты развития )

    В репризе драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Грозно звучит многократно усиленный октавами мотив-тезис ffff , происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Это яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой.

    Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокоренность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами, напоминающими удары колокола

    Преподаватель музыкальной литературы:

    Завершая наш урок, хочется подвести некую черту, итог. Скажите, ребята, почему прожив всю жизнь за границей, Рахманинов был и остается именно русским композитором? (Он родился в России, все детство было связано с русским бытом и русскими традициями, он получил образование у русских композиторов)

    Очень точно написал об этом в своем очерке известный дирижер XX века Евгений Светланов и дал высокую оценку его творчества: «Крупнейший композитор, величайший пианист века, несравненный дирижер-новатор». (Приложение 3)

    Сейчас прозвучит фрагмент I части Второго концерта для фортепиано с оркестром, написанного в традиционной 3-х частной форме. Это произведение, которое во всей полноте раскрыло гений Рахманинова и стало подлинным его триумфом. Он посвящен Н.Далю — врачу, который вернул композитору душевные силы и веру в талант в трудный период его жизни.

    Друг Рахманинова, скрипач и композитор Н.Метнер охарактеризовал это произведение такими словами:

    «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская. каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия»

    (звучит фрагмент I части Второго фортепианного концерта)

    Источник

    Оцените статью