Рахманинов фантазии сюита для двух фортепиано сообщение
1. Баркарола
2. «И ночь, и любовь. »
3. «Слезы»
4. «Светлый праздник»
Крупным сочинением концертного плана является Фантазия (картины) ор. 5 (1893), впоследствии получившая наименование Первой сюиты для двух фортепиано. В самом заглавии этого произведения подчеркнуто стремление к красочному звукописному воплощению образов. Каждая из четырех частей цикла снабжена стихотворным эпиграфом, поясняющим авторский замысел. Однако это не столько развернутая программа, подробно раскрывающаяся в музыкальном развитии, сколько стимулирующий момент, служащий источником творческого воображения композитора. Отталкиваясь от образов текста, он создает свободные музыкальные парафразы на них.
В Фантазии, быть может, больше, чем в каком-либо другом из сочинений молодого Рахманинова, ощущаются свойственные его музыке черты импрессионистичности. В каждой пьесе зафиксирован один момент, одно душевное состояние, остающееся в своей основе неизменным при всем многообразии выразительных оттенков и градаций чувства. Отсюда проистекают и некоторые специфические приемы изложения, в частности чрезвычайно широкое использование остинатности. Эта черта, принадлежащая к типичным признакам рахманиновского стиля вообще, приобретает здесь особое значение. В некоторых пьесах непрерывное остинатное повторение одного характерного мелодического или гармонического оборота становится основным формообразующим элементом.
Эпиграфом к первой части Фантазии — Баркароле — служат выбранные строки из юношеского стихотворения М. Ю. Лермонтова «Венеция». Своеобразным рахманиновским складом мелодики отличается «парящая» первая тема, которая звучит в октаву у второго фортепиано на фоне тихих коротких «всплесков» сопровождающей фигурации:
Центром притяжения мелодии является терцовый тон лада, опеваемый несмежными звуками сверху и снизу. Плавно покачивающаяся на одном уровне тема лишена яркой и определенной экспрессии, оставаясь частью «пленэра». Ее опорный тон слышится почти непрерывно, создавая впечатление звенящего в пространстве высокого и светлого звука.
С пейзажно-импрессионистическим характером крайних, обрамляющих разделов контрастирует середина, к которой могут служить комментарием строки лермонтовского стихотворения:
Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.
Выразительная песенная тема сочно и ярко звучит в среднем регистре, соответствующем тесситуре высокого мужского голоса. Смена минора одноименным мажором способствует общему просветлению колорита, а повышающие альтерации в теме усиливают ее страстную лирическую экспрессию. Эта тема еще раз появляется в коде в оминоренном виде и в приглушенной звучности ррр, постепенно затухая и поглощаясь пейзажным фоном. В заключительных тактах ясно обрисовывается «гармония Рахманинова» с выразительным ходом верхнего голоса на уменьшенную кварту, просвечивавшая раньше в фигурациях аккомпанемента. Это своего рода авторское послесловие, по смыслу близкое элегически окрашенным последним строкам стихотворения Лермонтова:
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.
Тонкостью звукописных средств выделяется вторая пьеса — «И ночь, и любовь. », эпиграфом для которой Рахманинов избрал стихотворные строки Байрона:
То час, когда в тени ветвей
Поет влюбленный соловей,
Когда звучат любви обеты,
Огнем живительным согреты,
И ветра шум, и плеск волны
Какой-то музыки полны.
Композитор стремился передать в музыке этой пьесы общую-поэтическую атмосферу, выраженную в приведенных строках, не задаваясь целью детальной обрисовки отдельных образов. В гармоническом складе пьесы, ее тематизме и приемах фортепианного изложения легко можно обнаружить следы влияния Римского-Корсакова, Листа, отчасти Вагнера. Но общая ее композиция своеообразна. В пьесе отсутствует строгая конструктивная схема, форма ее носит разомкнутый, свободно развивающийся характер. После вступительного построения, вызывающего в памяти знакомые романтические образы таинственной застывшей тишины (в призывных интонациях второго фортепиано, которым вторят широкие, полнозвучные аккорды у первого исполнителя, слышится даже характерный тембр валторны, использовавшейся композиторами-романтиками в подобном же образно-выразительном плане), идет тонально неустойчивый раздел типа каденции с легкими, шелестящими пассажами и «щебечущими» фигурками, имитирующими соловьиное пение. На фоне этих неясных шорохов и звуков, улавливаемых слухом в ночной тиши, возникает страстная, взволнованная любовная тема (Рахманинов ставит здесь ремарку «Amoroso»), которая, однако, звучит недолго и вскоре переходит в остинатно развивающуюся, томную, хроматически нисходящую фигуру, лишенную рельефных мелодических очертаний:
Еще одна волна нарастания приводит к появлению на вершине динамического развития вступительного призывного мотива. Но эта яркая вспышка оказывается также недолговременной и далее до самого конца идет длительная линия постепенного затухания, основанная на приведенной хроматической фигуре. По своей протяженности это заключительное построение занимает почти половину всей пьесы (61 такт из общего количества 130) и выдержано целиком в основной тональности D-dur, причем в басу с небольшими отклонениями продолжает звучать тонический органный пункт. Такое постепенное «истаивание» чувства часто встречается у Рахманинова и в произведениях зрелого периода, словно бы композитор хотел приостановить бег быстротекущего времени, подобно фаустовскому «Остановись, мгновение, ты прекрасно!».
Широко применяемые в этой пьесе остинатные приемы развития служат иным выразительным целям в третьей части цикла — «Слёзы». Эпиграфом к ней служит известное стихотворение Ф. И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские!». Есть указание на то, что ее замысел был навеян воспоминаниями о печальном и унылом звоне монастырского колокола в Новгороде, куда Рахманинов иногда наезжал в детские годы, гостя в имении своей бабушки С. А. Бутаковой. Но композитор не прибегает к звукоизобразительным приемам для создания фонического эффекта колокольного звона, а претворяет подслушанную им грустную «песню колоколов» в самостоятельный музыкальный образ. Здесь особенно ярко и наглядно проявляется выразительное значение рахманиновской остинатности. Медленно, однообразно нисходящая мелодическая фигура из четырех звуков ассоциируется одновременно и с ровными, тяжелыми ударами большого колокола и с образом падающих и застывающих слез:
Этот краткий мотив в различных мелодических вариантах непрерывно звучит на протяжении всей пьесы, не изменяя своей ритмической основы. Строгая размеренность, неизменность ритмического движения передает глубокое оцепенение скорби. Форма пьесы в целом представляет тему с группой свободных вариаций, за которыми следует кода в характере траурного шествия с несколько раз повторяющимся скорбно-патетическим оборотом, основанным на «гармонии Рахманинова».
В последней части Фантазии — «Светлый праздник» — композитор выходит за пределы элегически окрашенной или светлой поэтической лирики, создавая монументальный эпический образ. И здесь основой музыкального образа служит колокольный звон, но не тоскливо-однообразный, навевающий печальное раздумье, а торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть. Пьеса эта близка по содержанию «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова и некоторым эпизодам «кучкистского» оперного творчества. Музыкально-живописные приемы, используемые Рахманиновым, находятся в несомненной зависимости от знаменитых колоколов Мусоргского в сцене коронации из «Бориса Годунова». Ощущение плывущего в воздухе колокольного звона вызывается прежде всего колебаниями гармонической окраски при функциональной неизменности гармонии. Равномерное чередование двух неустойчивых аккордов сводится к альтерационной «перекраске» субдоминантового септаккорда II ступени, попеременно звучащего в виде аккорда двойной доминанты (с повышенными IV и VI ступенями минора) и неальтерированного квинтсекстаккорда:
Различные ритмические варианты, наслаиваясь друг на друга, создают характерную узорчатую полифонию, как при сочетании набора колоколов разного калибра и разной настройки в радостном праздничном перезвоне. Двукратно проводимая суровая, «истовая» тема старинного пасхального напева в широком аккордовом изложении, напоминающем звучание мощного хора, довершает величавую эпическую картину всенародного торжества и ликования.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Фотоальбом
—Рубрики
- Мифологическое. Античное. Ангелы, феи, эльфы. (1941)
- Музыка инструментальная.Оркестры. Ансамбли. (534)
- Религии.Святые.Церковь.Православие.Библейские сюж (2789)
- Фотошоп,фоторедакторы,фотоаппарат.Футажи.Видео. (346)
- Часики, эпиграфы, календари , таймеры, погода. (291)
- *** (189)
- 23 февраля; 8 марта. (207)
- David Garrett (35)
- Аватарки. (619)
- Австралия. Новая Зеландия. (381)
- Австрия.Германия.Швейцария.Бельгия.Нидерланды. (2204)
- Аквариум. (42)
- Америка. (1448)
- Анимированные картинки и смайлики. (688)
- Антикварное. Винтажное. Старинные книги. Посуда. (532)
- Аргентина. Бразилия. (108)
- Арктика и Антарктика. (41)
- Армения. Грузия. Азербайджан. (226)
- Артисты.Поэты. Писатели.Звезды.Музыканты. Имена. (2895)
- Аудиокниги. Книги. Радиоспектакли.Библиотеки. (1837)
- Африка (148)
- Аэропорты. Порты. Вокзалы. Станции. (84)
- Бабочки. Насекомые. Лягушки.Ящерицы. Макрофото. (1012)
- Башни. Мосты. Лестницы. Дороги. Метро.Тоннели. (615)
- Белочки,зайчики,ежики,хомячки,морские свинки,мышки (902)
- Бисероплетение. Плетение. Цветы. Вышивка лентами. (155)
- В лучах рассвета и заката.Луна.Звездопады.Затмения (677)
- Варенья, джемы. Фруктово-ягодные заготовки. (454)
- Веночки. (39)
- Весна. (1927)
- Водопады.Гейзеры.Пещеры.Каньоны.Вода.Ледники. (491)
- Вокруг света (368)
- Волки. (496)
- Волшебство. (12)
- Восток. (312)
- Вся наша Россия. (5261)
- Выпечка.Тесто. Запеканка. (6303)
- Вязание. (4489)
- Гонконг. (71)
- Города мира, деревни, пейзажи городские и сельские (9665)
- Города России, деревни, пейзажи городские и сельск (3147)
- Грибы. (281)
- Дельфины. Киты. Касатки. (65)
- Десерты. Сладости. Кремы для тортов. Из молока. (1480)
- Дети в живописи. (3213)
- Дети.Школа. Девушки. Выпускницы. Молодежь. (492)
- Дикие кошки: барсы, тигры, леопарды, львы. (1211)
- Диснейленд и аквапарки. Аттракционы. (76)
- Для детей. (о детях) (1135)
- Для кошек и собак. (43)
- Дождь,снег,туман,свет в лучах, иней, лед, капли. (572)
- Дома,домики.Дача,сад,огород,агроуход.Двор.Дизайн. (1094)
- Домашние животные. (648)
- Драгоценности. Бижутерия. Камни. Минералы. (1843)
- Древнерусское. Славянское. Кельтское. Народное.. (672)
- Друзьям. Дружба. (103)
- Европа. (959)
- Женский образ.Счастье, любовь, настроение, эмоции. (9325)
- Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-1 (20567)
- Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-2 (19840)
- Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-3 (19879)
- Животные. Зоопарки. (2619)
- Замки.Дворцы. Сады. Парки. Крепости. Музеи. (4146)
- Звезды Голливуда. (50)
- Здоровый образ жизни. Домашняя аптечка. (1705)
- Здоровье.Красота.Советы.О продуктах и растениях. (2022)
- Землетрясения,наводнения,вулканы,тайфуны,грозы. (185)
- Зима. (3541)
- Игрушки. Авторские работы. Музеи игрушек. (481)
- Из книг. Литературное. Театральное. О художниках (5413)
- Из мяса, курицы и рыбы. (1022)
- Известные имена. (8)
- Изделия из полимерной глины и холодного фарфора. (55)
- Израиль.Евреи.Обычаи.Праздники. История.Иордания.. (1143)
- Иконы. Молитвы. Библейские сюжеты. Таинства. (1335)
- Иллюстрации , рисунки, акварели, графика. (7090)
- Имена (92)
- Индия.Непал.Шри-Ланка.Маврикий.О-ва Индийского оке (596)
- Интересно.Любопытно.Памятно.Ностальгично.Неопознан (2309)
- Интересные сайты, ссылки. Энциклопедии, словари. (478)
- Искусство и музыка Китая, Вьетнама, Тайланда. (2256)
- Искусство Японии, Кореи. (1033)
- Испания. Андорра. Португалия. Мадейра. (1010)
- История вещей, событий, обычаев. Факты.Музеи. (5397)
- История.Имена в истории.События.Память.Музеи. (2430)
- Италия. Кипр. Крит. Капри. Сицилия. Сардиния. (1294)
- Казахстан. Узбекистан. Таджикистан. Киргизия. (157)
- Календарь. (120)
- Канада и Аляска. (245)
- Канзаши.Из лент. Квилинг (72)
- Карнавал.Фестиваль.Парад.Праздник.Игры.Спорт.Салют (232)
- Картинки СПАСИБО и разные СИМПАТИИ. (13)
- Кинотеатр.О кинофильмах.Конкурсы.Детские конкурсы (1357)
- Китай.Тибет.Монголия.Гималаи.Бутан.Корея. (6303)
- Клипарт.Фотообои. Скрап. Картинки.Коллажи.Фоны. (1476)
- Клипы. Флеш и муз. открытки. Игры. Слайдфильмы. (2309)
- Коллекции. (7)
- Конфеты. (194)
- Космос. Вселенная. Астрономия.Планеты.Астрология. (322)
- Кошки. (7424)
- Красавицы со всего света. и Индийское сари. (225)
- Краски подводного мира.Рыбы. Ракушки. Светлячки. (565)
- Крэйзи-квилт и шеби-шик. Пэчворк. (35)
- Куба.Карибы.Багамы.Гавайи.Канары.Мартиника.Доминик (157)
- Куклы.( Игрушки.) Авторские работы. (989)
- Кулинарные рецепты. (6)
- Легенды.Мифы. Предания. Приметы. (592)
- ЛЕТО*** (3979)
- Лисички. Еноты. Выдры. Барсуки. Мангусты. Сурки. (534)
- Личное. Семейный альбом. Родня. Корни. (610)
- Лошади. (1439)
- Маме. Материнство. (бабушки, дедушки). (312)
- Масленица. Вербное воскресенье. Пасха. (760)
- Маяки. (41)
- Медведи. Панды. Росомахи. Коалы. (973)
- Мексика. (83)
- Мелодии танго, вальса.Романтические мелодии.Марши. (310)
- Мода.Стиль. Наряды. Купальники. Духи. Ароматы. (2113)
- Море. Океан. Волна. Серфинг. Парусники. (1420)
- Москва. (821)
- Музыка для души и настроения. Релаксация. (904)
- Музыка из кинофильмов. (80)
- Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент (1169)
- Музыка: Адажио. Аллилуйя. Аве Мария. (41)
- Музыка: аккордеон! баян. Фортепиано.Балалайка. (233)
- Музыка: гитара, скрипка, саксофон, труба. (389)
- Музыка: Джаз. Блюз. Баллада. (229)
- Музыка: классика. (1367)
- Музыка: ретро. (182)
- Музыка: Рок-н-ролл. Твист. Фокстрот. (25)
- Мультики, музыка , видео, кино, песни для детей. (321)
- Напитки. (886)
- Настроения. Увлечения. Мечты.Развлечения. Игры. (416)
- Натюрморты. Букеты. Милые вещицы. Маски (14362)
- Небеса. (151)
- Нежное. (213)
- Новогодне-рождественская музыка и фильмы. Стихи. (632)
- Новогодне-рождественские города и базары. (286)
- Новогодне-рождественские рецептики. (242)
- Новогодне-рождественское.И новогодние поздравления (959)
- Новогодние карнавальные костюмы. (26)
- Новогодние поделки.Украшения.Оформления.Игрушки. (1403)
- Новогодняя анимация.Флэш,плееры,разделители.Рамочк (289)
- Новогодняя живопись, картинки, открытки, клипарт, (2523)
- Норвегия. Швеция.Дания. Исландия. (460)
- Ночные города..Дороги. Зеркальные отражения. (279)
- Нужные ссылки, уроки,сайты . (компьютер, Ли.ру, и (482)
- О войне.О победе.Память. (594)
- Обряды.Симорон.Приметы.Суеверия.Гороскопы. (1195)
- Ода музыке. (16)
- Одри Хепберн. (40)
- Озера.Реки. Фьорды. Острова. Каналы. (1121)
- Омар Хайям. Ошо. Конфуций. Н.Рерих. Кипплинг. (215)
- Оперы. Мюзиклы. Оперетта. Цирк. (251)
- Оптические иллюзии. (5)
- Оранжевое настроение. (11)
- Осень. (3825)
- Открытки и картинки С Днем Рождения! (47)
- Открытки, картинки. (1512)
- Памятники. Скульптуры. Кладбища. Мемориалы. (703)
- Пасхальные идеи и поделки. Открытки, живопись. (852)
- Песни, исполнители, сборники, группы (Зарубежное). (1378)
- Песни, исполнители,сборники, группы ( Наше.) (1465)
- Петушиный двор. (400)
- Плейкасты. Мои плейкасты. Плееры. Плейлисты. (131)
- Подарки.Поделки, украшения, импровизации.Увлечения (1504)
- Позитив от животных и не только. (1424)
- Полезные свойства трав, деревьев,сборы чайные,ягод (493)
- Полезные советы. Бабушкины приметы. (1847)
- Полет над городом. (9)
- Предновогодние хлопоты. (2)
- Приветствия, пожелания, благодарности, симпатии. (165)
- Прикладное искусство, творчество мастеров.Выставки (1163)
- Природа. Пейзажи. Городской пейзаж, дворики. (26363)
- Проза, рассказы, притчи, сказки, истории, басни .. (1842)
- Птицы. (3960)
- Путешествия. Земля. (20463)
- Радуга.Северное сияние.Звездопад.Млечный путь. (90)
- Размышления. Разное. (1348)
- Разноцветье. (269)
- Разные праздники.Памятные даты.Народный календарь. (2365)
- Рамочки.Кнопочки. Баннеры. Разделители. (942)
- Религиозные праздники и дни. (1391)
- Ретро. (325)
- Рецепты. Меню. Кулинарные секреты.Дизайн еды. (4386)
- Родной край. Мой город. (137)
- Рождество. (59)
- Романсы..Вокал. Хоры. Народные песни и музыка. (269)
- Рукоделие . Декор. Идеи к праздникам.Интерьер. (898)
- Русалка. (81)
- С Днем Рождения. (239)
- Салаты. Закуски. Бутерброды. Паштеты. (4645)
- Самые. (70)
- Санкт-Петербург и его окрестности. (946)
- Свечи. Мыло. (10)
- Святой Валентин (день влюбленных). (32)
- Семейное. Родство. Предки. Свадебное.Обычаи. (605)
- Сергей Рахманинов. (61)
- Сказочное. Детское. Детские игры, забавы. (3660)
- Сны. Ночь. Спокойной ночи. Колыбельные. (362)
- Собаки. (2809)
- Совы. (533)
- Соленья. Маринады.Заморозки.- Заготовки. (898)
- Соусы, кетчупы, специи, пряности,подливки, майонез (489)
- Спорт,отдых, развлечения, победы. (14)
- Статуэтки. Фигурки. Шкатулочки. Часы. Посуда. (2218)
- Стихи.Сонеты.Баллады.Колыбельные.И стихи-детям. (5986)
- Схемы. (4257)
- Таиланд.Вьетнам. Камбоджа. Мьянма. Сингапур. Лаос. (814)
- Танцы. Балет.Театр. (725)
- Татьянин день (80)
- Тихий океан. Острова в Тихом океане. (114)
- Торты. (944)
- Традиции, обряды, игры, развлечения, колыбельные. (4)
- Транспорт. (Машины, корабли, самолеты) Дороги. (263)
- Турция.Египет.Эмираты.Афганистан.Иран.Ирак.Сирия (349)
- Тюлени. Морские котики. Пингвины. Выдры. (129)
- Украина, Беларусь, Прибалтика.Молдова. (524)
- Уроки. (359)
- Уход за волосами, прически. (194)
- Уход за собой. (265)
- Уютный дом. Декор. Интерьер дома, в саду, в офисе. (2251)
- Фаина Раневская. (20)
- Фарфор. Керамика. Стеклянные фантазии. Хрусталь. (1956)
- Филиппины. Индонезия. Малайзия. Бали. Ява. (269)
- Фиолетово! (57)
- Флеш-Моб (15)
- Фонтаны. Фонари. Скамейки. Лазерные шоу. (99)
- Фото.Компьютерная графика.Цифровая живопись. (999)
- Фотографии (мои, семейные, личные) (601)
- Франция. Монако. (1632)
- Фруктово- ягодно- овощное. (1272)
- Фэнтези. Фотоарт. Живопись. Сюрреализм. Аниме. (2134)
- Храмы. Соборы. Монастыри. Церкви. Часовни. (2569)
- Цветущие:Сакура.Багульник.Сирень.Черемуха.Сады. (417)
- Цветы комнатные. Советы по цветоводству. (979)
- Цветы. Растения. Легенды о цветах. Всё о цветах. (6911)
- Цитаты, мудрости, высказывания, афоризмы, заповеди (1858)
- Чайно- кофейное. (960)
- Черно-белое фото и черно-белый рисунок карандашом. (274)
- Шитье. Переделки. Вышивка. (465)
- Школьное. Дошкольное. «Хочу все знать. (415)
- Шляпки. Тюрбан. Чалма. Головные уборы. (227)
- Шоколад. (139)
- Шотландия. Великобритания. Ирландия. (1038)
- Этикет. Психология. Культура. Воспитание.Отношения (821)
- Юмор. Приколы. Позитив. Веселое настроение. (1657)
- Юридическая помощь. Консультации. (44)
- Япония. (537)
—Поиск по дневнику
—Статистика
Рахманинов. Фантазия (Сюита No. 1) для двух фортепиано
Понедельник, 02 Апреля 2018 г. 14:18 + в цитатник
Рахманинов. Фантазия (Сюита No. 1) для двух фортепиано
Крупным сочинением концертного плана является Фантазия (картины) ор. 5 (1893), впоследствии получившая наименование Первой сюиты для двух фортепиано. В самом заглавии этого произведения подчеркнуто стремление к красочному звукописному воплощению образов. Каждая из четырех частей цикла снабжена стихотворным эпиграфом, поясняющим авторский замысел. Однако это не столько развернутая программа, подробно раскрывающаяся в музыкальном развитии, сколько стимулирующий момент, служащий источником творческого воображения композитора. Отталкиваясь от образов текста, он создает свободные музыкальные парафразы на них.
В Фантазии, быть может, больше, чем в каком-либо другом из сочинений молодого Рахманинова, ощущаются свойственные его музыке черты импрессионистичности. В каждой пьесе зафиксирован один момент, одно душевное состояние, остающееся в своей основе неизменным при всем многообразии выразительных оттенков и градаций чувства. Отсюда проистекают и некоторые специфические приемы изложения, в частности чрезвычайно широкое использование остинатности. Эта черта, принадлежащая к типичным признакам рахманиновского стиля вообще, приобретает здесь особое значение. В некоторых пьесах непрерывное остинатное повторение одного характерного мелодического или гармонического оборота становится основным формообразующим элементом.
Эпиграфом к первой части Фантазии — Баркароле — служат выбранные строки из юношеского стихотворения М. Ю. Лермонтова «Венеция».
Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.
Своеобразным рахманиновским складом мелодики отличается «парящая» первая тема, которая звучит в октаву у второго фортепиано на фоне тихих коротких «всплесков» сопровождающей фигурации:
Центром притяжения мелодии является терцовый тон лада, опеваемый несмежными звуками сверху и снизу. Плавно покачивающаяся на одном уровне тема лишена яркой и определенной экспрессии, оставаясь частью «пленэра». Ее опорный тон слышится почти непрерывно, создавая впечатление звенящего в пространстве высокого и светлого звука.
С пейзажно-импрессионистическим характером крайних, обрамляющих разделов контрастирует середина, к которой могут служить комментарием строки лермонтовского стихотворения:
Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.
Выразительная песенная тема сочно и ярко звучит в среднем регистре, соответствующем тесситуре высокого мужского голоса. Смена минора одноименным мажором способствует общему просветлению колорита, а повышающие альтерации в теме усиливают ее страстную лирическую экспрессию. Эта тема еще раз появляется в коде в оминоренном виде и в приглушенной звучности ррр, постепенно затухая и поглощаясь пейзажным фоном. В заключительных тактах ясно обрисовывается «гармония Рахманинова» с выразительным ходом верхнего голоса на уменьшенную кварту, просвечивавшая раньше в фигурациях аккомпанемента. Это своего рода авторское послесловие, по смыслу близкое элегически окрашенным последним строкам стихотворения Лермонтова:
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.
Тонкостью звукописных средств выделяется вторая пьеса — «И ночь, и любовь. », эпиграфом для которой Рахманинов избрал стихотворные строки Байрона:
То час, когда в тени ветвей
Поет влюбленный соловей,
Когда звучат любви обеты,
Огнем живительным согреты,
И ветра шум, и плеск волны
Какой-то музыки полны.
Композитор стремился передать в музыке этой пьесы общую-поэтическую атмосферу, выраженную в приведенных строках, не задаваясь целью детальной обрисовки отдельных образов. В гармоническом складе пьесы, ее тематизме и приемах фортепианного изложения легко можно обнаружить следы влияния Римского-Корсакова, Листа, отчасти Вагнера. Но общая ее композиция своеообразна. В пьесе отсутствует строгая конструктивная схема, форма ее носит разомкнутый, свободно развивающийся характер. После вступительного построения, вызывающего в памяти знакомые романтические образы таинственной застывшей тишины (в призывных интонациях второго фортепиано, которым вторят широкие, полнозвучные аккорды у первого исполнителя, слышится даже характерный тембр валторны, использовавшейся композиторами-романтиками в подобном же образно-выразительном плане), идет тонально неустойчивый раздел типа каденции с легкими, шелестящими пассажами и «щебечущими» фигурками, имитирующими соловьиное пение. На фоне этих неясных шорохов и звуков, улавливаемых слухом в ночной тиши, возникает страстная, взволнованная любовная тема (Рахманинов ставит здесь ремарку «Amoroso»), которая, однако, звучит недолго и вскоре переходит в остинатно развивающуюся, томную, хроматически нисходящую фигуру, лишенную рельефных мелодических очертаний:
Еще одна волна нарастания приводит к появлению на вершине динамического развития вступительного призывного мотива. Но эта яркая вспышка оказывается также недолговременной и далее до самого конца идет длительная линия постепенного затухания, основанная на приведенной хроматической фигуре. По своей протяженности это заключительное построение занимает почти половину всей пьесы (61 такт из общего количества 130) и выдержано целиком в основной тональности D-dur, причем в басу с небольшими отклонениями продолжает звучать тонический органный пункт. Такое постепенное «истаивание» чувства часто встречается у Рахманинова и в произведениях зрелого периода, словно бы композитор хотел приостановить бег быстротекущего времени, подобно фаустовскому «Остановись, мгновение, ты прекрасно!».
Широко применяемые в этой пьесе остинатные приемы развития служат иным выразительным целям в третьей части цикла — «Слезы ». Эпиграфом к ней служит известное стихотворение Ф. И. Тютчева « Слёзы людские, о слезы людские!».
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Есть указание на то, что ее замысел был навеян воспоминаниями о печальном и унылом звоне монастырского колокола в Новгороде, куда Рахманинов иногда наезжал в детские годы, гостя в имении своей бабушки С. А. Бутаковой. Но композитор не прибегает к звукоизобразительным приемам для создания фонического эффекта колокольного звона, а претворяет подслушанную им грустную «песню колоколов» в самостоятельный музыкальный образ. Здесь особенно ярко и наглядно проявляется выразительное значение рахманиновской остинатности. Медленно, однообразно нисходящая мелодическая фигура из четырех звуков ассоциируется одновременно и с ровными, тяжелыми ударами большого колокола и с образом падающих и застывающих слез:
Этот краткий мотив в различных мелодических вариантах непрерывно звучит на протяжении всей пьесы, не изменяя своей ритмической основы. Строгая размеренность, неизменность ритмического движения передает глубокое оцепенение скорби. Форма пьесы в целом представляет тему с группой свободных вариаций, за которыми следует кода в характере траурного шествия с несколько раз повторяющимся скорбно-патетическим оборотом, основанным на «гармонии Рахманинова».
В последней части Фантазии — «Светлый праздник» — композитор выходит за пределы элегически окрашенной или светлой поэтической лирики, создавая монументальный эпический образ. И здесь основой музыкального образа служит колокольный звон, но не тоскливо-однообразный, навевающий печальное раздумье, а торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть. Пьеса эта близка по содержанию «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова и некоторым эпизодам «кучкистского» оперного творчества. Музыкально-живописные приемы, используемые Рахманиновым, находятся в несомненной зависимости от знаменитых колоколов Мусоргского в сцене коронации из «Бориса Годунова». Ощущение плывущего в воздухе колокольного звона вызывается прежде всего колебаниями гармонической окраски при функциональной неизменности гармонии. Равномерное чередование двух неустойчивых аккордов сводится к альтерационной «перекраске» субдоминантового септаккорда II ступени, попеременно звучащего в виде аккорда двойной доминанты (с повышенными IV и VI ступенями минора) и неальтерированного квинтсекстаккорда:
Различные ритмические варианты, наслаиваясь друг на друга, создают характерную узорчатую полифонию, как при сочетании набора колоколов разного калибра и разной настройки в радостном праздничном перезвоне. Двукратно проводимая суровая, «истовая» тема старинного пасхального напева в широком аккордовом изложении, напоминающем звучание мощного хора, довершает величавую эпическую картину всенародного торжества и ликования.
Источник