Рахманинов концерт 1 для фортепиано с оркестром фа диез минор

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор

Гений Сергея Васильевича Рахманинова в равной степени проявился и в создании музыки, и в фортепианном исполнительстве, и потому не кажется удивительным, что его внимание привлекал жанр фортепианного концерта. Композитор создал три таких сочинения, Второй и Третий концерты принадлежат к лучшим образцам и рахманиновского творчества, и концертного жанра. Фортепианный концерт № 1 фа-диез минор, быть может, в чем-то уступает им, но он по-своему интересен – прежде всего, как «первый шаг» композитора на этом поприще.

Жанр фортепианного концерта рано вошел в сферу композиторских интересов Рахманинова. Еще в ноябре 1889 г. шестнадцатилетний студент Московской консерватории начал работать над до-минорным концертом – это была первая попытка юного композитора создать крупное сочинение в сонатной форме. Этот концерт так и остался незавершенным, но летом 1890 г. он принялся за сочинение другого концерта – фа-диез минорного.

Лето 1890 г. Рахманинов проводил в имении Ивановка: «Имение это было степное, а степь – то же море, без конца и без края, – вспоминал впоследствии композитор. – Часто хвалят морской воздух, но насколько лучше степной воздух с ароматами земли и всего растущего и цветущего». В такой благоприятной обстановке рождался фа-диез-минорный Концерт. Поскольку это был один из первых опытов композитора в жанре инструментального концерта (и первое завершенное произведение такого рода), в нем ярко проявляется влияние разных композиторов – как русских, так и западных. В произведении можно заметить нечто и от Антона Григорьевича Рубинштейна, и от Петра Ильича Чайковского, и от Роберта Шумана, в какой-то степени – от Эдварда Грига и Ференца Листа. Тем не менее, в нем уже ощущается индивидуальный композиторский «почерк» Рахманинова. В произведении преобладает лирическое начало – как и во многих последующих творениях композитора. Типичного для инструментального концерта «состязания» между сольной партией и оркестром здесь усмотреть нельзя – фортепиано однозначно доминирует над оркестром (подобное соотношение характерно и для Третьего фортепианного концерта).

Господство лирического начала не препятствует появлению драматических моментов. Одним из них является вступление с его бурными октавными пассажами, которые низвергаются мощным «потоком». Именно с ним, а не друг с другом контрастируют темы экспозиции – кантиленные, мягкие. В главной партии есть нечто общее с романсами композитора: выразительные «восклицания» объединяются в продолжительной мелодической линии, на вершинах которой появляется излюбленный рахманиновский оборот – уменьшенная кварта. В то же время, мелодия перекликается с лирическими темами Чайковского. Первая тема побочной партии – такая же напевная – основывается на нисходящей секунде. Мелодия постепенно поднимается на полторы октавы от исходной точки. Вторая тема кажется более легкой, «воздушной». В компактной разработке выделяются два раздела, первый из которых предваряется небольшим вступительным построением (в нем солирующее фортепиано не звучит). Начинается разработка с развития побочной партии, а затем композитор уделяет внимание главной. В кульминации она звучит поистине патетически. В репризе музыкальный материал экспозиции воспроизводится без особых изменений, но за нею следует каденция, играющая роль второй разработки. В ней темы появляются в таком же порядке, что и в разработке, но развиваются они более свободно, импровизационно. Завершается каденция величественным звучанием главной партии в аккордовой фактуре.

Вторая часть основана на прекрасной напевной мелодии. По своему облику она ближе к камерному жанру, нежели к концертному. Тема, предваряемая лаконичным оркестровым вступлением, излагается солистом без участия оркестра (лишь между двумя предложениями возникает реплика валторны). Мелодию сопровождает триольная фигурация. В среднем разделе возникает более подвижная тема, подвергаемая секвенционному развитию.

Скерциозный финал имеет форму рондо-сонаты. Темам экспозиции с их острым ритмом контрастирует эпизод Andante espressivo, фортепианное соло здесь подобно аналогичному разделу медленной части. Торжественная кода построена на тематическом материале эпизода.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 – первое сочинение Рахманинова, которое автор решился обнародовать, присвоив ему Op. 1. Его премьера состоялась в Московской консерватории в марте 1892 г., солировал сам композитор, дирижировал Василий Ильич Сафронов. Это произведение было очень дорого Сергею Васильевичу, и в 1917 г. он переработал Концерт. Новая редакция Первого фортепианного концерта впервые прозвучала в январе 1919 г. в Нью-Йорке – вновь в авторском исполнении.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Аквариум (3)
  • Балет (59)
  • видео (3544)
  • Живопись (436)
  • Живопись (481)
  • Здоровье (717)
  • Интересное (6074)
  • История (5526)
  • Творческие люди (3362)
  • Ученые МИРА (64)
  • Музыка (1823)
  • Официальное (627)
  • Поздравление (339)
  • Православие (5223)
  • Молитвы (3286)
  • Смысл жизни (3642)
  • Путешествия (1532)
  • Сказка (81)
  • Стихи (529)
  • У Бога на особом положенье. (1567)
  • Фото (1797)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Рахманинов играет Рахманинова. Концерты для фортепиано с оркестром

Воскресенье, 21 Декабря 2014 г. 08:50 + в цитатник

Рахманинов играет Рахманинова. Концерты для фортепиано с оркестром

Он абсолютно узнаваем — и как композитор, и как пианист.
Как пианист он феноменален и ни с кем не сравним.
В начале 1930-х в Москву приехал с концертами Артур Рубинштейн.
До фултонской речи было еще далеко, но железный занавес, отделяющий нас от мира, был уже вполне осязаем — и здешние музыканты, обступив гостя, искренне любопытствовали: кто на Западе лучший пианист?
Рубинштейн подумал и ответил: «Наверное, Горовиц. Да, Горовиц сильнее всех». Кто-то спросил: «А Рахманинов?» — «Вы же спрашиваете о людях, а Рахманинов…» — и гость воздел руки к небу.»

Концерт для фортепиано с оркестром No.1 фа-диез минор, Op.1

Фортепиано:Сергей Васильевич Рахманинов
I. Vivace
II. Andante
III. Allegro Vivace

В каждом из четырех концертов — овеянном юношеской романтикой Первом (1891), самом пышном, сверкающем и задушевном Втором (1901), чарующем изысканной поэтичностью Третьем (1909) и более суровом Четвертом (1926), а особенно Втором и Третьем — раскрываются наиболее полно лучшие черты рахманиновского таланта; этим концертом он в большей мepe обязан мировой славе. Обращает на себя внимание то, что в финалах концертов звучит музыка ярко оптимистическая, по-особенному контрастирующая со многими рахманиновскими произведениями драматического и трагедийного характера.

Концерт для фортепиано с оркестром No.2 до минор, Op.18

Фортепиано:Сергей Васильевич Рахманинов
I. Moderato
II. Adagio Sostenuto
III. Allegro Scherzando

В музыке Рахманинова звучало только то, что вырывалось из глубины души и достигало клавиатуры, нотных страниц, а затем — концертных зал, рождая мгновенный отклик людей, способных непосредственно отзываться на музыку. Таких людей — большинство. Именно отсюда популярность Рахманинова.


К своим концертам Рахманинов относился как к празднествам.
В этом была не только понятная в жизни каждого артиста потребность успеха, а нечто большее и более глубокое:
«Отнимите у меня концерты, и тогда мне придет конец» ,- говорил он своим близким друзьям.

Концерт для фортепиано с оркестром No.3 ре минор, Op.30

Фортепиано:Сергей Васильевич Рахманинов
I. Allegro ma non tanto
II. Intermezzo: Adagio
III. Finale: Alla breve

Гениальный пианист, наследник традиций Листа, Рубинштейна Рахманинов захватывал аудиторию страстностью исповеди и проповеди, вытекающих из свойств и особенностей его личности. Его фортепианные концерты — «музыкальные романы», глубиной, обаянием, типично русской духовной атмосферой напоминающие страницы Толстого, Чехова, полотна Левитана, стихи Надсона, Бунина, Тютчева…

Концерт для фортепиано с оркестром No.4 соль минор, op.40

Фортепиано:Сергей Васильевич Рахманинов
I. Allegro Vivace
II. Largo
III. Allegro Vivace

…Есть композиторы, мысль о которых рождает ощущение вины, неоплаченного долга; это те, чья музыка высоко ценится, но мало исполняется. При мысли о Сергее Васильевиче Рахманинове совесть чиста. Он любим. Его музыка звучит постоянно. В концертах ли или в домашнем быту, она радует своей поразительной красотой, волнует нескончаемым потоком образов, понятных всем, по особенно близких каждому, кто приник устами и сердцем к роднику русской культуры.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор, ор. 1, был написан Сергеем Рахманиновым в 1890―1891 годах. Произведение посвящено А. И. Зилоти.

Первое исполнение концерта состоялось 17 марта 1892 в Московской консерватории. Солировал автор, оркестром дирижировал В. И. Сафонов. В 1917 композитор существенно переработал партитуру концерта и в этой редакции он был впервые исполнен автором 29 января 1919 в Нью-Йорке.

Строение

В концерте три части, вторая и третья исполняются без перерыва.

  1. Vivace
  2. Andante
  3. Allegro scherzando (во второй редакции Allegro vivace)

Ссылки

  • Аудиозапись в исп. Рахманинова (1940 г.)
  • Ноты на «Сенаре» (клавир, партитура, партии)
  • Ноты на IMSLP
  • Анализ фортепианных концертов Рахманинова (англ.)
Оркестровые произведения Сергея Васильевича Рахманинова
Для фортепиано с оркестром Концерты ( № 1 fis-moll • № 2 c-moll • № 3 d-moll • № 4 g-moll) • Рапсодия на тему Паганини
Симфонии № 1 d-moll • № 2 e-moll • № 3 a-moll
Симфонические поэмы «Князь Ростислав» • «Утёс» • Каприччио на цыганские темы • «Остров мёртвых» • Симфонические танцы • «Колокола»
Оперы «Алеко» • «Скупой рыцарь» • «Франческа да Римини» • «Монна Ванна»

[[de:1. Klavierkonzert (Rachmaninow)>>

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов)» в других словарях:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром №2 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Cписок знач … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Начало Концерта для фортепиано с оркестром № 3 Концерт для фортепиано с орк … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов) — Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, op.40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры он сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся… … Википедия

Рахманинов, Сергей Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов … Википедия

Рахманинов, Сергей — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия

Рахманинов С. — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор, ор. 1, был написан Сергеем Рахманиновым в 1890―1891 годах. Произведение посвящено А. И. Зилоти.

Первое исполнение концерта состоялось 17 марта 1892 в Московской консерватории. Солировал автор, оркестром дирижировал В. И. Сафонов. В 1917 композитор существенно переработал партитуру концерта и в этой редакции он был впервые исполнен автором 29 января 1919 в Нью-Йорке.

Строение

В концерте три части, вторая и третья исполняются без перерыва.

  1. Vivace
  2. Andante
  3. Allegro scherzando (во второй редакции Allegro vivace)

Ссылки

  • Аудиозапись в исп. Рахманинова (1940 г.)
  • Ноты на «Сенаре» (клавир, партитура, партии)
  • Ноты на IMSLP
  • Анализ фортепианных концертов Рахманинова (англ.)
Оркестровые произведения Сергея Васильевича Рахманинова
Для фортепиано с оркестром Концерты ( № 1 fis-moll • № 2 c-moll • № 3 d-moll • № 4 g-moll) • Рапсодия на тему Паганини
Симфонии № 1 d-moll • № 2 e-moll • № 3 a-moll
Симфонические поэмы «Князь Ростислав» • «Утёс» • Каприччио на цыганские темы • «Остров мёртвых» • Симфонические танцы • «Колокола»
Оперы «Алеко» • «Скупой рыцарь» • «Франческа да Римини» • «Монна Ванна»

[[de:1. Klavierkonzert (Rachmaninow)>>

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов)» в других словарях:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром №2 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Cписок знач … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Начало Концерта для фортепиано с оркестром № 3 Концерт для фортепиано с орк … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов) — Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, op.40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры он сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся… … Википедия

Рахманинов, Сергей Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов … Википедия

Рахманинов, Сергей — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия

Рахманинов С. — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия

Источник

Оцените статью