Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром 1 часть анализ
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2
Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.
Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.
Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.
За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.
Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.
Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.
24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.
Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.
Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.
Интересные факты
- Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
- В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым.
- Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.
- У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др.
- Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.
- По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
- Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
- Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.
Содержание
Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.
Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.
Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.
Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.
Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт.
Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек – это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов.
Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Источник
С. Рахманинов. Первый концерт для фортепиано с оркестром. Две редакции. Андрей Коробейников. Вячеслав Грязнов. Владимир Понькин
Музыковед, главный редактор
Играть музыку Рахманинова непросто. И не только потому, что её много лет играют пианисты всего мира, но и потому, что существуют грамзаписи самого автора, от которых достаточно сложно абстрагироваться, предложив своё прочтение, своё чувствование музыки композитора.
Идея рассказать о двух разных исполнениях и дать возможность читателям нашего издания и всем желающим сравнить интерпретации принадлежит замечательному дирижёру Владимиру Александровичу Понькину, народному артисту РФ, которому в относительно короткий промежуток времени довелось исполнить Первый фортепианный концерт С. Рахманинова с двумя очень разными, интересными, обладающими своей неповторимой творческой индивидуальностью пианистами и не менее яркими и очень разными оркестрами.
О фортепианных концертах в творчестве Рахманинова можно говорить бесконечно. Пожалуй, ни у кого из крупных композиторов, занимавшихся этим жанром, концерт не занял столь важного места. И дело здесь не только в том, что композитор обладал феноменальным пианистическим даром. В период, когда ему трудно было выражать свои мысли в творчестве, исполнительская деятельность помогла сохранить открытость композиторского таланта. Концерт был близок Рахманинову — композитору, пианисту, дирижёру и как крупномасштабное симфоническое произведение, и как достаточно демократичный жанр. Он обращался к нему на протяжении всей творческой жизни, создавая новые концерты или новую редакцию одного из ранее написанных, как это произошло с Первым и Четвертым, и каждый раз эти произведения являлись важными ступенями в эволюции его музыкального стиля.
Первый концерт для фортепиано с оркестром fis moll, op.1(1890–1891) посвящён Александру Зилоти, двоюродному брату и консерваторскому педагогу Рахманинова. Это раннее сочинение композитора, в котором ещё ощущаются и узнаются влияния романтической музыки предшественников. Тем не менее, чрезвычайно требовательный к себе композитор обозначил это сочинение ор.1, что свидетельствует о собственной оценке им своего детища.
Спустя много лет, в 1917 году он снова вернулся к произведению, сделав вторую редакцию, поработав над партитурой таким образом, чтобы часть невольно возникающих у слушателя аллюзий к музыке предшественников исчезла или почти исчезла. Создавая новую редакцию, любой художник считает, что делает своё сочинение лучше. В этом правота зрелого Мастера, отредактировавшего свою раннюю работу тогда, когда уже были написаны Второй и Третий концерты. Поэтому Первый концерт исполняется, как правило, во второй редакции.
Однако, сегодня у нас есть возможность сравнить не только исполнения, но и редакции, поскольку пианист Андрей Коробейников особую прелесть находит именно в первой редакции с её свежестью, наивностью, невольно возникающими ассоциациями с Григом, Чайковским, Шуманом, считая её более непосредственной. Действительно, восемнадцатилетнему композитору сложно не поддаться обаянию музыки предшественников, это происходит скорее неосознанно. Тем не менее, в первой редакции есть и собственное мощное начало, которое безусловно перекрывает все шероховатости: здесь раскрывается потрясающий мелодический дар композитора, умение работать с тематизмом, сочетание простоты выражения и сложности, многослойности музыкального языка.
Итак, два исполнения, два пианиста, два оркестра…Один дирижёр.
Андрей Коробейников. Талантливый самобытный пианист, обладатель множества престижных международных премий, человек, имеющий помимо консерваторского, юридическое образование, владеющий эсперанто, сочиняющий стихи. Музыкант, объездивший, несмотря на свою молодость, огромное количество стран, игравший с лучшими оркестрами и дирижёрами. В январе 2016 года в зале Стравинского Андрей Коробейников представил первую редакцию Первого концерта Рахманинова с оркестром театра Геликон-опера под управлением Владимира Понькина. Юношеский порыв, подчёркнуто приподнятая, романтическая трактовка образов — таков ранний Рахманинов в исполнении Коробейникова. Оперный оркестр и опытный дирижёр виртуозно помогли с аллюзиями — их просто невозможно не заметить и не отметить, они даже могут несколько расстроить нас, привыкших слушать вторую редакцию, но…Коробейников, сознательно обратившийся к первой редакции со всеми её подражательными моментами и прекрасными собственными находками автора, как бы приглашает нас к пониманию того, что молодость и непосредственность композитора — его очевидный плюс, поскольку возникает ни с чем не сравнимое ощущение ошеломляющего большими возможностями будущего.
Владимир Грязнов. Лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии, преподаватель Московской консерватории. Серьёзный вдумчивый музыкант, успешно и много концертирующий в стране и за рубежом, известный также собственными транскрипциями, которые публикуются ведущим издательством в сфере современной академической музыки Schott Music (Германия). Пианист очень трепетно относится к музыке С. Рахманинова, им реализуется благотворительно-просветительский проект «Рахманинову и его любимой Ивановке», включающий лекции, концерты, запись дисков. Первый концерт Рахманинова в его исполнении вместе с Московским Государственным Академическим симфоническим оркестром (руководитель Павел Коган) под управлением Владимира Понькина — образец бережного, аккуратного и очень естественного вживания в рахманиновский стиль. Филигранная, лишённая внешних эффектов, глубоко художественная работа пианиста В. Грязнова в содружестве с чутким оркестром, очень деликатно ведомым маэстро В. Понькиным, образует удивительную гармонию и демонстрируют высокий вкус всех исполнителей, предложивших нам классическое прочтение Первого концерта С. Рахманинова.
Глубина ощущений, эмоциональное волнение, передающееся слушателю, сочетание проникновенного лиризма и мужественной патетики при общей сдержанности высказывания — это тот Рахманинов, которого мы безгранично любим и ценим. В таком исполнении драгоценным становится нивелирование влияний и подчёркивание индивидуального стиля композитора.
И наконец, о дирижёре. Мы задали маэстро Владимиру Понькину только один вопрос: насколько он самостоятелен в концептуальном решении произведения, когда играет с солистом. Ответ был относительно предсказуемым: дирижёр максимально принимает условия игры солиста, хотя и может попытаться на него влиять. И тем не менее, с первых шагов, на первой же репетиции дирижёр на энергетическом уровне врастает в концепцию солиста и вместе они создают то, что мы слышим на концерте. И действительно, мы видим, слышим, внимаем такому знакомому, но совершенно разному в каждом из представленных концертов Владимиру Понькину! И восхищаемся его умением высветить индивидуальность солиста, подчеркнуть его исполнительский замысел, при этом показав оркестр и создав гармоничное целое.
С. Рахманинов. Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Андрей Коробейников — фортепиано
Дирижёр народный артист РФ Владимир Понькин
Оркестр театра Геликон-опера Дмитрия Бермана
Зал Стравинского, 2016
С. Рахманинов Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Вячеслав Грязнов — фортепиано
Дирижёр народный артист РФ Владимир Понькин
Московский Государственный Академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана
Концертный зал Сергея Рахманинова Филармония-2
Отзывы и комментарии приветствуются!
____________________________________________
Другие публикации Владимира Понькина и о творчестве дирижёра, народного артиста РФ Владимира Понькина в издании «Музыка в заметках»:
Источник