Рубрика: Рахманинов
У РОЯЛЯ АВТОР: ШОСТАКОВИЧ И ДЕБЮССИ ИГРАЮТ СВОИ ДЕТСКИЕ ЦИКЛЫ
Предлагаем послушать знаменитые классические произведения в исполнении композиторов, которые их сочинили.
КАРТИНЫ, ВДОХНОВИВШИЕ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ
Сегодня мы предлагаем вам вспомнить работы знаменитых художников, которые вдохновили не менее знаменитых композиторов на создание прекрасной музыки.
С. РАХМАНИНОВ. ПРЕЛЮДИЯ, op. 23 № 6
Многим хорошо известен случай, когда однажды Рахманинов закрыл лицо руками от камеры надоедливого папарацци, а через несколько часов увидел в газете свою, казалось бы, неудавшуюся фотографию, остроумно подписанную: «Руки, которые стоят миллион».
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ. ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛЬКА
Эта пьеса, появившись в начале XX века, стала одним из самых популярных произведений в истории классической музыки. Ее любят и с успехом исполняют и дети, и взрослые музыканты-профессионалы. Предлагаем вам послушать сегодня «Итальянскую польку» Рахманинова.
Источник
Сергей Рахманинов
* Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).
Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.
Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
Источник
Diafon.ru
О музыке и музыкальном образовании
Главная — Композиторы — Список произведений С.В. Рахманинова
Список произведений С.В. Рахманинова
Сочинения Сергея Васильевича Рахманинова по опусам с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.
Произведение | Тональность | Номер опуса | Дата создания | Жанр/исп. состав | Комментарий |
Концерт №1 для фортепиано с оркестром | op. 1 | 1891 | Посвящено А. И. Зилоти | ||
Две пьесы для виолончели и фортепиано | op. 2 | 1892 | 1. Прелюдия. 2. Восточный танец. Посв. А. А. Брандукову | ||
Пять пьес-фантазий | op. 3 | 1892 | Для фортепиано | 1. Элегия. 2. Прелюдия. 3, Мелодия. 4. Полишинель. 5. Серенада. Посвящено А. С. Аренскому | |
Шесть романсов | op. 4 | 1889—1893 | Для голоса с фортепиано | 1. «О, нет, молю, не уходи» (Мережковский). Посвящено А. А. Лодыженской. 2. «Утро» (Янов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 3. «В молчаньи ночи тайной» (Фет). Посвящено В. Д. Скалон. 4. «Не пой, красавица» (Пушкин). Посвящено Н. А. Сатиной. 5. «Уж ты, нива моя» (А. Толстой). Посвящено Е. Н. Лысиковой. 6. «Давно ли, друг мой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено О. А. Голенищевой-Кутузовой | |
Фантазия (Картины). Сюита № 1 | op. 5 | 1893 | Для 2-х фортепиано в 4 руки | 1. Баркарола. 2. И ночь, и любовь, 3. Слезы. 4. Светлый праздник. Посвящено П. И. Чайковскому. | |
Две пьесы для скрипки и фортепиано | op. 6 | 1893 | 1. Романс. 2. Венгерский танец. Посвящено Ю. Конюсу | ||
Фантазия («Утес») | op. 7 | 1893 | Для симфонического оркестра | ||
Шесть романсов | op. 8 | 1893 | Для голоса с фортепиано | 1. «Речная лилея» (Плещеев — из Гейне). Посвящено А. А. Ярошевскому. 2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» (Плещеев—из Гейне). Посвящено М. А. Слонову. «Дума» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено Л. Г. Яковлеву. «Полюбила я на печаль свою» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено М. В. Олферьевой. 5. «Сон» (Плещеев — из Гейне). Посвящено Н. Д. Скалон. 6. «Молитва» (Плещеев — изГете). Посвящено М. А. Дейша-Сионицкой | |
Элегическое трио | op. 9 | 1893 | Для скрипки, виолончели и фортепиано | Памяти великого художника [П. И. Чайковского]. | |
Семь салонных пьес | op. 10 | 1894 | Для фортепиано | 1. Ноктюрн. 2. Вальс. 3. Баркарола. 4. Мелодия. 5. Юмореска. 6. Романс. 7. Мазурка. Посвящено П. А. Пабсту | |
Шесть пьес | op. 11 | 1894 | Для фортепиано в 4 руки | 1. Баркарола. 2. Скерцо. 3. Русская песня. 4. Вальс. 5. Романс. 6. Слава. | |
Каприччио на цыганские темы | op. 12 | 1894 | Для симфонического оркестра | Посвящено П. Лодыженскому. | |
Симфония № 1 | op. 13 | 1895 | Для симфонического оркестра | Посвящено А. Л. | |
Двенадцать романсов | op. 14 | 1896 | Для голоса с фортепиано | 1. «Я жду тебя» (Давидова). Посвящено Л. Д. Скалон. 2. «Островок» (Бальмонт). Посвящено С. А. Сатиной. 3. «Давно в любви» (Фет). Посвящено 3. А. Поибытковой. 4. «Я был у ней» (Кольцов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 5. «Эти летние ночи» (Ратгауз). Посвящено М. И. Гутхейль. 6. «Тебя так любят все» (А. Толстой). Посвящено А. Н. Ивановскому. 7. «Не верь мне, друг» (А. Толстой). Посвящено А. Г. Клокачевой. 8. «О, не грусти» (Апухтин). Посвящено Н. А. Александровой. 9. «Она, как полдень, хороша» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 10. «В моей душе» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 11. «Весенние воды» (Тютчев). Посвящено А. Д. Орнатской. 12. «Пора» (Надсон). | |
Шесть хоров | op. 15 | 1895 | Для женских или детских голосов с фортепиано | 1.«Славься» (Некрасов). 2. «Ночка» (Лодыженский).3. «Сосна» (Лермонтов). 4. «Задремали волны» (К. Р.).5. «Неволя» (Цыганов). 6. «Ангел» (Лермонтов) | |
Шесть музыкальных моментов | op. 16 | 1896 | Для фортепиано | Посвящено А. Затаевичу | |
Сюита № 2 | op. 17 | 1901 | Для 2-х фортепиано в 4 руки | 1. Вступление.2.Вальс. 3. Романс. 4. Тарантелла. Посвящено А. Б. Гольденвейзеру | |
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром | op. 18 | 1901 | Посвящено Н. Далю | ||
Соната для виолончели и фортепиано | op. 19 | 1901 | Посвящено А. Брандукову | ||
Кантата «Весна» | op. 20 | 1902 | Для баритона соло, хора и оркестра | Слова Некрасова. Посвящено Н. С. Морозову | |
Двенадцать романсов | op. 21 | 1900—1902 | Для голоса с фортепиано | 1. «Судьба» (к пятой симфонии Бетховена) (Апухтин). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 2. «Над свежей могилой» (Надсон). 3. «Сумерки» (Гюйо). Посвящено Н. И. Забеле-Врубель. 4. «Они отвечали» (Мей — из Гюго). Посвящено Е. Ю. Крейцер. 5. «Сирень» (Бекетова). 6. «Отрывок из Мюссе» (Апухтин). Посвящено А. А. Ливен. 7. «Здесь хорошо» (Галина). 8. «На смерть чижика» (Жуковский). Посвящено О. А. Трубниковой. 9. «Мелодия» (Надсон). Посвящено Н. Лантинг. 10. «Перед иконой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено М. А. Ивановой. 11. «Я не пророк» (Круглов). 12. «Как мне больно» (Галина). Посвящено В. А. Сатину | |
Вариации на тему Шопена | op. 22 | 1903 | Для фортепиано | Посвящено И. Лешетицкому | |
Десять прелюдий | op. 23 | 1903 | Для фортепиано | Посвящено А. Зилоти | |
«Скупой рыцарь» | op. 24 | 1905 | Опера в 3-х картинах | Текст А. С. Пушкина | |
«Франческа да Римини» | op. 25 | 1905 | Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. | Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Либретто М. И. Чайковского | |
Пятнадцать романсов | op. 26 | 1906 | Для голоса с фортепиано | Посвящено М. С. и А. М. Керзиным. 1. «Есть много звуков» (А. Толстой). 2. «Все отнял у меня» (Тютчев). 3. «Мы отдохнем» (Чехов). 4. «Два прощания» (Кольцов). 5. «Покинем, милая» (Голенищев-Кутузов). 6. «Христос воскрес» (Мережковский). 7. «К детям» (Хомяков). 8. «Пощады я молю» (Мережковский). 9. «Я опять одинок» (Бунин—из Шевченко). 10. «У моего окна» (Галина). 11. «Фонтан» (Тютчев). 12. «Ночь печальна» (Бунин). 13. «Вчера мы встретились» (Полонский). 14. «Кольцо» (Кольцов). 15. «Проходит все» (Ратгауз). | |
Симфония № 2 | op. 27 | 1907 | Для симфонического оркестра | Посвящено С. И. Танееву | |
Соната № 1 | op. 28 | 1907 | Для фортепиано | ||
«Остров мертвых» | op. 29 | 1909 | Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра | К картине Бёклина. Посвящено Н. Струве. | |
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром | op. 30 | 1909 | Посвящено И. Гофману | ||
Литургия св. Иоанна Златоуста | op. 31 | 1910 | Для смешанного хора | ||
Тринадцать прелюдий | op. 32 | 1910 | Для фортепиано | ||
Шесть этюдов-картин | op. 33 | 1911 | Для фортепиано | ||
Четырнадцать романсов | op. 34 | 1910—1915 | Для голоса с фортепиано | 1. «Муза» (Пушкин). Посвящено Re. 2. «В душе у каждого из нас» (Коринфский). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 3. «Буря» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. «Ветер перелетный» (Бальмонт). Посвящено Л. В. Собинову. «Арион» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. 6. «Воскрешение Лазаря» (Хомяков). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 7. «Не может быть» (Майков). Посвящено памяти В. Ф. Комиссаржевской. 8. «Музыка» (Полонский). Посвящено П. Ч. 9. «Ты знал его» (Тютчев). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 10. «Сей день я помню» (Тютчев). Посвящено Л. В. Собинову. 11. «Оброчник» (Фет). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 12. «Какое счастье» (Фет). Посвящено Л. В. Собинову. 13. «Диссонанс» (Полонский). Посвящено Ф. Литвин. 14. «Вокализ». Посвящено А. Неждановой | |
«Колокола» | op. 35 | 1913 | Поэма для оркестра, хора и солистов | Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посвящено Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме | |
Соната № 2 | op. 36 | 1913 | Для фортепиано | Посвящено М. Пресману | |
Всенощная | op. 37 | 1915 | Для смешанного хора | Посвящено памяти С. В. Смоленского | |
Шесть стихотворений | op. 38 | 1916 | Для голоса с фортепиано | Посвящено Н. П. Кошиц. 1. «Ночью в саду у меня» (Блок). 2. «К ней» (А. Белый). 3. «Маргаритки» (Игорь Северянин). 4. «Крысолов» (Брюсов). 5. «Сон» (Сологуб). 6. «Ау» (Бальмонт) | |
Девять этюдов-картин | op. 39 | 1916—1917 | Для фортепиано | ||
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром | op. 40 | 1926 | Посвящено Н. Метнеру | ||
Три русские песни | op. 41 | 1926 | Для оркестра и хора | Посвящено Л. Стоковскому | |
Вариации на тему Корелли | op. 42 | 1931 | Для фортепиано | Посвящено Ф. Крейслеру | |
Рапсодия на тему Паганини | op. 43 | 1934 | Для фортепиано и симфонического оркестра | ||
Симфония № 3 | op. 44 | 1936 | Для симфонического оркестра | ||
«Симфонические танцы» | op. 45 | 1940 | Для симфонического оркестра | Посвящено Е. Орманди | |
«Алеко» | без op. | 1892 | Опера в 1 действии | Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». | |
Скерцо | без op. | Для симфонического оркестра | |||
Юношеская симфония (1-я часть) | без op. | 1891 | Для симфонического оркестра | ||
«Князь Ростислав» | без op. | 1891 | Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра | На стихотворение А. Толстого. Посвящено А. С. Аренскому | |
Струнный квартет | без op. | 1889 | Две части: 1. Романс. 2. Скерцо. | ||
Три ноктюрна | без op. | 1887—1888 | Для фортепиано | ||
Четыре пьесы | без op. | 1888 | Для фортепиано | 1. Романс. 2. Прелюдия. 3. Мелодия. 4. Гавот | |
«Русская рапсодия» | без op. | 1891 | Для фортепиано в 4 руки | ||
Прелюдия | без op. | 1891 | Для фортепиано | ||
Две пьесы для фортепиано в 6 рук | без op. | 1890—1891 | 1. Вальс. 2. Романс | ||
Романс | без op. | Для фортепиано в 4 руки | |||
Канон | без op. | Для фортепиано | |||
Пьеса-фантазия | без op. | 1899 | Для фортепиано | ||
Фугетта | без op. | Для фортепиано | |||
Итальянская полька | без op. | Для фортепиано в 4 руки | Посвящено С. И. Зилоти | ||
«Полька В. Р.» | без op. | 1911 | Для фортепиано | Посвящено Л. Годовскому | |
Восточный эскиз | без op. | 1938 | Для фортепиано | ||
«У врат обители святой» | без op. | 1890 | Для голоса с фортепиано | Слова Лермонтова | |
«Я тебе ничего не скажу» | без op. | 1890 | Для голоса с фортепиано | Слова Фета | |
«Апрель» | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | ||
«Смеркалось» | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | Слова А. Толстого | |
«Икалось ли тебе» | без op. | 1899 | Для голоса с фортепиано | Слова Вяземского | |
«Песня разочарованного» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Опять встрепенулось ты, сердце» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Грекова | ||
«Увял цветок» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Ты помнишь ли вечер» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова А. Толстого | ||
Монолог Арбенина из «Маскарада» М. Лермонтова | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Бурлацкая песня | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | ||
«Ночь» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Письмо к К. С. Станиславскому» | без op. | 1908 | Для голоса с фортепиано | К юбилею Художественного театра | |
Ариозо Бориса из «Бориса Годунова» А. Пушкина | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Монолог Пимена из «Бориса Годунова» А. Пушкина | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Вокальный квартет из «Мазепы» | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Хор духов из поэмы «Дон Жуан» | без op. | Для хора | |||
Духовный концерт | без op. | 1893 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Deus meus» | без op. | 1892 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Чоботы». Украинская песня | без op. | 1899 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Пантелей целитель» | без op. | 1901 | Для смешанного хора без сопровождения | Слова А. Толстого | |
Обработка: Чайковский. «Колыбельная» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мусоргский. «Гопак» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Римский-Корсаков. «Полет шмеля» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Рахманинов. «Сирень» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Рахманинов. «Маргаритки» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Бизе. Менуэт из «Арлезианки» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Крейслер. «Радость любви» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мендельсон. Скерцо из «Сна в летнюю ночь» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Шуберт. «Ручеек» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Бах. 3 пьесы из скрипичной сонаты E-dur. 1. Прелюдия. 2. Гавот. 3. Жига | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мусоргский «Гопак» | без op. | Для скрипки и фортепиано |
Ряд произведений имеется в более поздних редакциях: 1-й концерт, 2-я соната, 4-й концерт, трио op. 9, «Мелодия», «Серенада», «Юмореска» и др.
Помимо обработок Рахманиновым сделан ряд переложений для фортепиано в большинстве случаев собственных произведений: опер, симфоний, концертов и др.
Источник