- Рахманинов соната 2 для фортепиано 2 часть
- Соната №2
- Рахманинов соната 2 для фортепиано 2 часть
- Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов) — Piano Sonata No. 2 (Rachmaninoff)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Задний план
- Состав
- Оригинальное издание
- Первая часть ( Allegro agitato )
- Вторая часть ( Non allegro )
- Третья часть ( Allegro molto )
- Исправленное издание
- Редакция Горовица
- Сергей Васильевич Рахманинов. Соната № 2 си-бемоль минор
- Подобные посты
Рахманинов соната 2 для фортепиано 2 часть
Вторая фортепианная соната b-moll ор. 36 Рахманинова, как и предыдущее его сочинение этого жанра, отличается широтой, монументальностью масштабов, пышной «концертностью» изложения. Композитор продолжает в ней традиции лирико-драматической сонатности романтического типа, но вместе с тем отражает те новые тенденции в трактовке сонатной формы, которые были характерны для русской музыки начала XX века. Как в общих принципах построения целого и приемах тематического развития, так и в самом характере музыкального материала он до известной степени сближается с Метнером. Если в Первой сонате («фаустовской») программный замысел толкал Рахманинова к обилию тематизма и заострению контрастов, то здесь он стремится достигнуть большего единообразия фактуры, тесной связанности всех элементов. Три части, из которых состоит соната, объединяются не только тематическим родством, но и непрерывностью музыкального развития, что придает ей черты одночастно-циклической формы. Общий строй музыки — взволнованно-патетический, но порой с отпечатком известной рассудочности.
Соната начинается кратким афористическим оборотом, звучащим решительно и императивно. Из этого вступительного построения вытекает главная партия в первой части и ряд производных от нее тематических образований. Беспокойные триоли составляют ритмический фон порывистой, устремленной главной партии:
Этот ритм слышится и во второй части, окрашенной в элегически-задумчивые тона: здесь он становится плавным и размеренным, подчеркивая мечтательный колорит музыки. В развитие музыкальной ткани незаметно вплетается терцовая интонация вступительной фразы, которая также изменяет свою выразительную окраску и приобретает характер нежного, ласкового зова:
Небольшая по объему вторая часть не получает устойчивого-завершения и переходит в свободно развивающееся построение импровизационного типа. В этом построении осуществляется возвращение из отдаленной тональности e-moll в основную тональную сферу и возникают легко узнаваемые обороты главной партии первой части. Оно непосредственно, без остановки (attacca subito) приводит к блестящему, стремительному финалу Allegro molto с рахманиновскими энергично акцентированными, поступательными ритмами и героическими восклицательными фразами.
В финале переосмысливаются и приобретают новое выразительное значение некоторые интонационные элементы первой части. Эффектно звучащий, бравурный финал не лишен, однако, внешней помпезности и малосодержателен по материалу. В нем особенно наглядно проявились общие недостатки сонаты — чрезмерная массивность фактуры и многословие, приводящее к неоправданным длиннотам, обилию общих мест и «рамплиссажей» (В 1931 году Рахманинов создал новую редакцию сонаты, произведя в ней ряд купюр и фактурных изменений, кое-где изменив тональный план, придав ему большую логичность и последовательность развития.).
Источник
Соната №2
Русский композитор, пианист и дирижер. Учиться осваивать ноты для фортепиано и играть на рояле начал с 4-х лет. Учился в Петербургской, затем в Московской консерватории. Ко времени ее окончания он был автором Первого фортепианного концерта, оперы «Алеко», ряда фортепьянных пьес и романсов. После неудачного исполнения в Петербурге 1-й симфонии на несколько лет прекратил сочинять. В эти годы Рахманинов впервые встал за дирижерский пульт в Русской частной опере С. Мамонтова, где произошло знакомство с Шаляпиным. Реформаторской стала дирижерская деятельность Рахманинова в Большом театре. Большой успех сопровождает его в Лондоне, где Рахманинов выступает как пианист и дирижер. Исполнительское искусство Рахманинова сразу было признано публикой как не имеющее равных. Более трудный путь был у Рахманинова-композитора. Возвращение к композиторской деятельности ознаменовано созданием Второго фортепианного концерта, опер «Скупой рыцарь» (по трагедии Пушкина) и «Франческа да Римини» (на сюжет из Данте), затем — Третьего фортепианного концерта (с огромным успехом Рахманинов исполнял его под управлением Малера в Америке), прелюдий, этюдов-картин, кантаты «Колокола», «Литургии св. Иоанна Златоуста», «Всенощной» и др. В конце 1917 года Рахманинов с семьей уезжает из России. Впоследствии он скажет, что, покинув Россию, он потерял самого себя. Жизнь Рахманинова, ставшего духовным лидером русской эмиграции, состояла из бесконечных пианистических выступлений, значительная часть гонораров от которых шла на поддержку соотечественников (в годы второй мировой войны большая сумма была принесена в фонд помощи Красной Армии). Тоскуя о родине, не прекращая своей концертной деятельности, Сергей Васильевич Рахманинов в 1930 году решает приобрести недалеко от Люцерна в Швейцарии земельный участок, который напоминает ему родные места. С 1934 года обосновывается здесь, назвав имение «Сенар», что является аббревиатурой имен его и супруги, Натальи.
Лишь спустя без малого десять лет Рахманинов вновь обратился к композиторскому творчеству. «Пафос растревоженного сердца», «русское половодье» — вот некоторые впечатления современников от музыки композитора. «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России… Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь как во весь свой рост подымается Россия», — писал Метнер сравнивавший творчество Рахманинова с глубоким, властным звуком колокола, прорезающим хаос и уличную какофонию.
Смотрите также ноты произведений композитора Сергей Рахманинов:
Источник
Рахманинов соната 2 для фортепиано 2 часть
Вторая фортепианная соната b-moll ор. 36 Рахманинова, как и предыдущее его сочинение этого жанра, отличается широтой, монументальностью масштабов, пышной «концертностью» изложения. Композитор продолжает в ней традиции лирико-драматической сонатности романтического типа, но вместе с тем отражает те новые тенденции в трактовке сонатной формы, которые были характерны для русской музыки начала XX века. Как в общих принципах построения целого и приемах тематического развития, так и в самом характере музыкального материала он до известной степени сближается с Метнером. Если в Первой сонате («фаустовской») программный замысел толкал Рахманинова к обилию тематизма и заострению контрастов, то здесь он стремится достигнуть большего единообразия фактуры, тесной связанности всех элементов. Три части, из которых состоит соната, объединяются не только тематическим родством, но и непрерывностью музыкального развития, что придает ей черты одночастно-циклической формы. Общий строй музыки — взволнованно-патетический, но порой с отпечатком известной рассудочности.
Соната начинается кратким афористическим оборотом, звучащим решительно и императивно. Из этого вступительного построения вытекает главная партия в первой части и ряд производных от нее тематических образований. Беспокойные триоли составляют ритмический фон порывистой, устремленной главной партии:
Этот ритм слышится и во второй части, окрашенной в элегически-задумчивые тона: здесь он становится плавным и размеренным, подчеркивая мечтательный колорит музыки. В развитие музыкальной ткани незаметно вплетается терцовая интонация вступительной фразы, которая также изменяет свою выразительную окраску и приобретает характер нежного, ласкового зова:
Небольшая по объему вторая часть не получает устойчивого-завершения и переходит в свободно развивающееся построение импровизационного типа. В этом построении осуществляется возвращение из отдаленной тональности e-moll в основную тональную сферу и возникают легко узнаваемые обороты главной партии первой части. Оно непосредственно, без остановки (attacca subito) приводит к блестящему, стремительному финалу Allegro molto с рахманиновскими энергично акцентированными, поступательными ритмами и героическими восклицательными фразами.
В финале переосмысливаются и приобретают новое выразительное значение некоторые интонационные элементы первой части. Эффектно звучащий, бравурный финал не лишен, однако, внешней помпезности и малосодержателен по материалу. В нем особенно наглядно проявились общие недостатки сонаты — чрезмерная массивность фактуры и многословие, приводящее к неоправданным длиннотам, обилию общих мест и «рамплиссажей» (В 1931 году Рахманинов создал новую редакцию сонаты, произведя в ней ряд купюр и фактурных изменений, кое-где изменив тональный план, придав ему большую логичность и последовательность развития.).
Источник
Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов) — Piano Sonata No. 2 (Rachmaninoff)
Соната для фортепиано № 2 , соч . 36, представляет собой фортепианную сонату в си-бемоль минор написана Сергеем Рахманиновым в 1913 году Рахманинов пересмотрел его в 1931 году, с пометкой «Новая версия, переработанное и пониженным автором.»
СОДЕРЖАНИЕ
Задний план
Через три года после того, как его третий фортепианный концерт был закончен, Рахманинов переехал с семьей в дом в Риме, где жил Петр Ильич Чайковский . Именно в это время в Риме Рахманинов начал работу над своей второй фортепианной сонатой. Однако из-за того, что обе его дочери заболели брюшным тифом, он не смог закончить сочинение в Риме. Вместо этого Рахманинов перевез свою семью в Берлин, чтобы проконсультироваться с врачами. Когда девочки поправились, Рахманинов поехал с семьей обратно в свое имение Ивановка , где закончил вторую сонату для фортепиано. Премьера состоялась в Курске 18 октября 1913 года (5 октября по юлианскому календарю).
Состав
Соната состоит из трех взаимосвязанных частей:
- Allegro agitato (си-бемоль минор)
- Не аллегро — Ленто (ми минор — ми мажор)
- Allegro molto (си-бемоль мажор)
Создается впечатление, что это единое движение из-за того, что к нему присоединяются два моста Non allegro . Произведение строго следует форме сонаты .
Оригинальное издание
Первая часть ( Allegro agitato )
Первая часть второй фортепианной сонаты находится в форме сонатного аллегро. Экспозиция начинается с первой темы , в которой есть нисходящее арпеджио, которое заканчивается низкой октавой си-бемоль, за которой следует минорный аккорд си-бемоль . Первая тематическая область длится до тех пор, пока подобный каденции пассаж не создаст мост во вторую тематическую область. Вторая тема — ре-бемоль мажор , с фактурой, напоминающей хорал, которая контрастирует с яркостью первой темы.
В разделе проявки, который разделен на три части, наблюдается большая тональная нестабильность с постоянно меняющимися ключевыми центрами. В некоторых частях этого раздела используется левая рука для имитации колокольчиков с хроматическим нисходящим движением , чередующимися седьмой и третьей третями.
Перепросмотр пересчитывает первые две темы в си-бемоль минор. В заключительной части дополнения к перепросмотру чередуются си-бемоль мажор и си-бемоль минор, оставляя тонику неясной до кода . Кода, явно си-бемоль минор, повторяет две темы, рассмотренные ранее в этой части.
Вторая часть ( Non allegro )
Второе движение Сонаты для фортепиано в двух частей формы трехкомпонентной . Семи-тактовая интермедия соль мажор связывает первую и вторую части, после чего идет относительная минорная клавишная область ( ми минор ). Основная тема второй части построена на мотиве последовательно повторяющейся падающей трети .
Вторая часть ссылается на материал из первой части, которая является первым примером циклического единства в сонате. Например, в средней части этой части восстанавливается текстура колокольчика из первой части.
Третья часть ( Allegro molto )
Третья часть начинается с повторения интерлюдии ко второй части со смещением метра с 4/4 на 3/4. Эта часть, снова в форме сонаты-аллегро, дополнительно использует циклическое единство, используя темы из первой части. Переход ко второй тематической зоне экспозиции вводит новую тему ( ре мажор ), необычную по форме сонатно-аллегро.
Раздел развития, как и в первом движении, также разделен на три подраздела. Как и в экспозиции, в ней используются темы из первой части в дополнение к новым темам, представленным в экспозиции.
Перепросмотр си-бемоль мажор и только один раз излагает первую тему из третьей части. Он широко использует другую тему прошлого, чтобы привести к коде. В коде используются темы из первой части, она очень хроматична и блестяща.
Исправленное издание
Когда Рахманинов исполнил это произведение на его премьере в Москве, оно было хорошо встречено. Однако сам Рахманинов не был удовлетворен работой и считал, что слишком много в пьесе излишне. Таким образом, в 1931 году он приступил к доработке. Основные разрезы были сделаны в средних частях второй и третьей частей и во всех трех частях первой части, а некоторые технически сложные пассажи были упрощены.
Выступление оригинальной версии длится примерно 25 минут, а исполнение исправленной версии длится примерно 19 минут.
Редакция Горовица
В 1940 году с согласия композитора Владимир Горовиц создал собственное издание, в котором соединились элементы как оригинальной, так и переработанной версий. В его издании использовалось больше оригинального материала, чем переработанного, во всех трех частях. Спектакль редакции Горовица длится примерно 22 минуты.
Источник
Сергей Васильевич Рахманинов. Соната № 2 си-бемоль минор
Сонату № 2 си-бемоль минор, ставшую последней фортепианной сонатой Сергея Васильевича Рахманинова, композитор создал в 1913 г. По прошествии семнадцати лет автор переработал произведение, внеся некоторые изменения в фактуру и сократив продолжительность сонаты посредством ряда купюр (время звучания оригинальной версии приближалось к получасу, а длительность сонаты в редакции 1931 г. не превышает двадцати минут). Именно в редакции 1931 г. соната исполняется чаще всего, оригинальную версию можно услышать достаточно редко. Ее исполняли, в частности, Ван Клиберн, Владимир Ашкенази.
Существует и третья версия Сонаты № 2, но создал ее не сам Рахманинов. Это сделал друг композитора и прекрасный исполнитель его произведений – пианист Владимир Самойлович Горовиц. В 1939 г. музыкант обратился к Рахманинову с просьбой разрешить ему создать комбинированную редакцию из двух существующих версий. Особого восторга эта идея у Рахманинова не вызвала, однако согласие композитор дал. Созданную им версию рахманиновской сонаты Владимир Горовиц неоднократно исполнял в течение всей своей жизни, последний раз он сделал это в возрасте семидесяти восьми лет, на концерте в Лондонском Альберт Холле, в присутствии королевского семейства.
Многие черты роднят рахманиновскую Вторую сонату с ее предшественницей – монументальность, блестящая виртуозность, пышная фактура, следование традициям романтической сонатности. Подобно Первой сонате, Вторая не имеет никакой литературной программы, но если Соната № 1, по словам самого Рахманинова, была связана с образами драматической поэмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», то в данном случае отсутствует даже такая «неофициальная» программа. Это позволило композитору отказаться от подчеркнутой драматической контрастности в пользу большего единообразия и взаимосвязи элементов формы. Части сонаты объединены тематическими связями, и это придает циклу единство, которое даже сближается с одночастностью, что выражается и в непрерывности развития музыкального материала.
Главная партия первой части вырастает из лаконичного, но очень решительного и даже повелительного мелодического оборота, открывающего сонату. Порывистая и страстная, она излагается на тревожно пульсирующем триольном фоне. Подобный ритм сохраняется и во второй части сонаты, приобретая размеренность и спокойствие. Появляется здесь и терцовая интонация вступительного оборота первой части, но здесь она звучит не повелительно, а ласково. По масштабу своему вторая часть невелика и не имеет устойчивого завершения, она непосредственно переходит в третью, заключительную – бравурную и помпезную, отличающуюся не столько глубиной содержания, сколько виртуозной эффектностью и чрезмерной массивностью фактуры.
В целом для произведения характерен взволнованно-романтический тон, более компактная форма, чем в Первой сонате (особенно во второй редакции). По стилю она близка этюдам-картинам и прелюдиям Op. 32.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»
“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]
Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»
Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]
Риккардо Дриго. Балет «Талисман»
Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]
Источник