- Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов)
- Ссылки
- Смотреть что такое «Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов)» в других словарях:
- Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов) — Piano Sonata No. 2 (Rachmaninoff)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Задний план
- Состав
- Оригинальное издание
- Первая часть ( Allegro agitato )
- Вторая часть ( Non allegro )
- Третья часть ( Allegro molto )
- Исправленное издание
- Редакция Горовица
- Рахманинов соната 2 для фортепиано история создания
- Сергей Васильевич Рахманинов. Соната № 2 си-бемоль минор
- Подобные посты
Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов)
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 36 — фортепианная соната Сергея Рахманинова, написана в 1913 году, отредактирована в 1931 году, состоит из трёх частей.
- Allegro agitato
- Non allegro
- Allegro molto
Исполнение оригинальной версии длится около 25 минут. Пересмотренный вариант сокращён примерно до 19 минут.
В 1940 году, с согласия композитора, пианист Владимир Горовиц создал новую версию сонаты, представляющию собой смесь версий 1913го и 1931го годов. Многие пианисты, в том числе Рут Ларедо и Элен Гримо, использовали издание Горовица при исполнении этой композиции. Исполнение слитой версии длится около 22 минут.
Композиция отличается сложностью, сплетённой структурой. Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение в сонатах в более глубоком спектре, чем его предшественник Фридерик Шопен.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов)» в других словарях:
Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов) — Первая соната для фортепиано ре минор была написана великим русским композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым с января по февраль 1907 года. Строение Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Соната написана в… … Википедия
Соната для виолончели и фортепиано (Рахманинов) — Соната для виолончели и фортепиано соль минор op. 19 была написана Сергеем Васильевичем Рахманиновым летом 1901 года. Строение Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Соната написана в четырёх частях: Lento Allegro… … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Начало Концерта для фортепиано с оркестром № 3 Концерт для фортепиано с орк … Википедия
Фортепиано — разновидности: Пианино, Рояль (на илл.) … Википедия
Рахманинов, Сергей Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов … Википедия
Рахманинов, Сергей — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Рахманинов С. — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Рахманинов С. В. — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Рахманинов Сергей — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Рахманинов Сергей Васильевич — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Источник
Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов) — Piano Sonata No. 2 (Rachmaninoff)
Соната для фортепиано № 2 , соч . 36, представляет собой фортепианную сонату в си-бемоль минор написана Сергеем Рахманиновым в 1913 году Рахманинов пересмотрел его в 1931 году, с пометкой «Новая версия, переработанное и пониженным автором.»
СОДЕРЖАНИЕ
Задний план
Через три года после того, как его третий фортепианный концерт был закончен, Рахманинов переехал с семьей в дом в Риме, где жил Петр Ильич Чайковский . Именно в это время в Риме Рахманинов начал работу над своей второй фортепианной сонатой. Однако из-за того, что обе его дочери заболели брюшным тифом, он не смог закончить сочинение в Риме. Вместо этого Рахманинов перевез свою семью в Берлин, чтобы проконсультироваться с врачами. Когда девочки поправились, Рахманинов поехал с семьей обратно в свое имение Ивановка , где закончил вторую сонату для фортепиано. Премьера состоялась в Курске 18 октября 1913 года (5 октября по юлианскому календарю).
Состав
Соната состоит из трех взаимосвязанных частей:
- Allegro agitato (си-бемоль минор)
- Не аллегро — Ленто (ми минор — ми мажор)
- Allegro molto (си-бемоль мажор)
Создается впечатление, что это единое движение из-за того, что к нему присоединяются два моста Non allegro . Произведение строго следует форме сонаты .
Оригинальное издание
Первая часть ( Allegro agitato )
Первая часть второй фортепианной сонаты находится в форме сонатного аллегро. Экспозиция начинается с первой темы , в которой есть нисходящее арпеджио, которое заканчивается низкой октавой си-бемоль, за которой следует минорный аккорд си-бемоль . Первая тематическая область длится до тех пор, пока подобный каденции пассаж не создаст мост во вторую тематическую область. Вторая тема — ре-бемоль мажор , с фактурой, напоминающей хорал, которая контрастирует с яркостью первой темы.
В разделе проявки, который разделен на три части, наблюдается большая тональная нестабильность с постоянно меняющимися ключевыми центрами. В некоторых частях этого раздела используется левая рука для имитации колокольчиков с хроматическим нисходящим движением , чередующимися седьмой и третьей третями.
Перепросмотр пересчитывает первые две темы в си-бемоль минор. В заключительной части дополнения к перепросмотру чередуются си-бемоль мажор и си-бемоль минор, оставляя тонику неясной до кода . Кода, явно си-бемоль минор, повторяет две темы, рассмотренные ранее в этой части.
Вторая часть ( Non allegro )
Второе движение Сонаты для фортепиано в двух частей формы трехкомпонентной . Семи-тактовая интермедия соль мажор связывает первую и вторую части, после чего идет относительная минорная клавишная область ( ми минор ). Основная тема второй части построена на мотиве последовательно повторяющейся падающей трети .
Вторая часть ссылается на материал из первой части, которая является первым примером циклического единства в сонате. Например, в средней части этой части восстанавливается текстура колокольчика из первой части.
Третья часть ( Allegro molto )
Третья часть начинается с повторения интерлюдии ко второй части со смещением метра с 4/4 на 3/4. Эта часть, снова в форме сонаты-аллегро, дополнительно использует циклическое единство, используя темы из первой части. Переход ко второй тематической зоне экспозиции вводит новую тему ( ре мажор ), необычную по форме сонатно-аллегро.
Раздел развития, как и в первом движении, также разделен на три подраздела. Как и в экспозиции, в ней используются темы из первой части в дополнение к новым темам, представленным в экспозиции.
Перепросмотр си-бемоль мажор и только один раз излагает первую тему из третьей части. Он широко использует другую тему прошлого, чтобы привести к коде. В коде используются темы из первой части, она очень хроматична и блестяща.
Исправленное издание
Когда Рахманинов исполнил это произведение на его премьере в Москве, оно было хорошо встречено. Однако сам Рахманинов не был удовлетворен работой и считал, что слишком много в пьесе излишне. Таким образом, в 1931 году он приступил к доработке. Основные разрезы были сделаны в средних частях второй и третьей частей и во всех трех частях первой части, а некоторые технически сложные пассажи были упрощены.
Выступление оригинальной версии длится примерно 25 минут, а исполнение исправленной версии длится примерно 19 минут.
Редакция Горовица
В 1940 году с согласия композитора Владимир Горовиц создал собственное издание, в котором соединились элементы как оригинальной, так и переработанной версий. В его издании использовалось больше оригинального материала, чем переработанного, во всех трех частях. Спектакль редакции Горовица длится примерно 22 минуты.
Источник
Рахманинов соната 2 для фортепиано история создания
Вторая фортепианная соната b-moll ор. 36 Рахманинова, как и предыдущее его сочинение этого жанра, отличается широтой, монументальностью масштабов, пышной «концертностью» изложения. Композитор продолжает в ней традиции лирико-драматической сонатности романтического типа, но вместе с тем отражает те новые тенденции в трактовке сонатной формы, которые были характерны для русской музыки начала XX века. Как в общих принципах построения целого и приемах тематического развития, так и в самом характере музыкального материала он до известной степени сближается с Метнером. Если в Первой сонате («фаустовской») программный замысел толкал Рахманинова к обилию тематизма и заострению контрастов, то здесь он стремится достигнуть большего единообразия фактуры, тесной связанности всех элементов. Три части, из которых состоит соната, объединяются не только тематическим родством, но и непрерывностью музыкального развития, что придает ей черты одночастно-циклической формы. Общий строй музыки — взволнованно-патетический, но порой с отпечатком известной рассудочности.
Соната начинается кратким афористическим оборотом, звучащим решительно и императивно. Из этого вступительного построения вытекает главная партия в первой части и ряд производных от нее тематических образований. Беспокойные триоли составляют ритмический фон порывистой, устремленной главной партии:
Этот ритм слышится и во второй части, окрашенной в элегически-задумчивые тона: здесь он становится плавным и размеренным, подчеркивая мечтательный колорит музыки. В развитие музыкальной ткани незаметно вплетается терцовая интонация вступительной фразы, которая также изменяет свою выразительную окраску и приобретает характер нежного, ласкового зова:
Небольшая по объему вторая часть не получает устойчивого-завершения и переходит в свободно развивающееся построение импровизационного типа. В этом построении осуществляется возвращение из отдаленной тональности e-moll в основную тональную сферу и возникают легко узнаваемые обороты главной партии первой части. Оно непосредственно, без остановки (attacca subito) приводит к блестящему, стремительному финалу Allegro molto с рахманиновскими энергично акцентированными, поступательными ритмами и героическими восклицательными фразами.
В финале переосмысливаются и приобретают новое выразительное значение некоторые интонационные элементы первой части. Эффектно звучащий, бравурный финал не лишен, однако, внешней помпезности и малосодержателен по материалу. В нем особенно наглядно проявились общие недостатки сонаты — чрезмерная массивность фактуры и многословие, приводящее к неоправданным длиннотам, обилию общих мест и «рамплиссажей» (В 1931 году Рахманинов создал новую редакцию сонаты, произведя в ней ряд купюр и фактурных изменений, кое-где изменив тональный план, придав ему большую логичность и последовательность развития.).
Источник
Сергей Васильевич Рахманинов. Соната № 2 си-бемоль минор
Сонату № 2 си-бемоль минор, ставшую последней фортепианной сонатой Сергея Васильевича Рахманинова, композитор создал в 1913 г. По прошествии семнадцати лет автор переработал произведение, внеся некоторые изменения в фактуру и сократив продолжительность сонаты посредством ряда купюр (время звучания оригинальной версии приближалось к получасу, а длительность сонаты в редакции 1931 г. не превышает двадцати минут). Именно в редакции 1931 г. соната исполняется чаще всего, оригинальную версию можно услышать достаточно редко. Ее исполняли, в частности, Ван Клиберн, Владимир Ашкенази.
Существует и третья версия Сонаты № 2, но создал ее не сам Рахманинов. Это сделал друг композитора и прекрасный исполнитель его произведений – пианист Владимир Самойлович Горовиц. В 1939 г. музыкант обратился к Рахманинову с просьбой разрешить ему создать комбинированную редакцию из двух существующих версий. Особого восторга эта идея у Рахманинова не вызвала, однако согласие композитор дал. Созданную им версию рахманиновской сонаты Владимир Горовиц неоднократно исполнял в течение всей своей жизни, последний раз он сделал это в возрасте семидесяти восьми лет, на концерте в Лондонском Альберт Холле, в присутствии королевского семейства.
Многие черты роднят рахманиновскую Вторую сонату с ее предшественницей – монументальность, блестящая виртуозность, пышная фактура, следование традициям романтической сонатности. Подобно Первой сонате, Вторая не имеет никакой литературной программы, но если Соната № 1, по словам самого Рахманинова, была связана с образами драматической поэмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», то в данном случае отсутствует даже такая «неофициальная» программа. Это позволило композитору отказаться от подчеркнутой драматической контрастности в пользу большего единообразия и взаимосвязи элементов формы. Части сонаты объединены тематическими связями, и это придает циклу единство, которое даже сближается с одночастностью, что выражается и в непрерывности развития музыкального материала.
Главная партия первой части вырастает из лаконичного, но очень решительного и даже повелительного мелодического оборота, открывающего сонату. Порывистая и страстная, она излагается на тревожно пульсирующем триольном фоне. Подобный ритм сохраняется и во второй части сонаты, приобретая размеренность и спокойствие. Появляется здесь и терцовая интонация вступительного оборота первой части, но здесь она звучит не повелительно, а ласково. По масштабу своему вторая часть невелика и не имеет устойчивого завершения, она непосредственно переходит в третью, заключительную – бравурную и помпезную, отличающуюся не столько глубиной содержания, сколько виртуозной эффектностью и чрезмерной массивностью фактуры.
В целом для произведения характерен взволнованно-романтический тон, более компактная форма, чем в Первой сонате (особенно во второй редакции). По стилю она близка этюдам-картинам и прелюдиям Op. 32.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»
“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]
Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»
Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]
Риккардо Дриго. Балет «Талисман»
Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]
Источник