Творчество С.В.Рахманинова — произведения, жанры, анализ
Многоликость таланта С.В.Рахманинова выразилась в ипостасях дирижера, композитора, исполнителя, хотя сам композитор часто говорил о том, что боится не найти себя, и в конце жизненного пути так и писал:
Этого композитора называют одним из самых выдающихся мелодистов. Сам он говорил:
«Я хотел бы спеть тему на фортепиано так, как ее спел бы певец».
В.Брянцева отмечает органичность сочетания в его мелодике уже сформированной афористичности с только намечающейся широтой дыхания, процессуальностью, претворяющей особенности исконно русского эпического мелоса. Так рождаются оригинальные рахманиновские «мелодии-дали» (Б.Асафьев) со сложным взаимодействием индивидуально-драматического и песенно-обобщенного лирического начала.
Это – лирико-эпическая мелодия нового типа, несущая драматический потенциал, чья природа – в особом соотношении и быстром взаимопереключении статического и динамического приемов развития (Л.Мазель).
Мелодика Рахманинова всегда связана с народными истоками, темами родины, колокольными звонами России.
Из богатого наследия, охватывающего широкий спектр жанров и тематик, остановимся лишь на немногих произведениях композитора.
Фортепианное творчество С.В.Рахманинова
В творчестве мастера фортепианные произведения составляют важнейшую его часть; большинство из них написаны в России. Образ звучащего рояля, созданный им, служит передачей глубины самого бытия. Привнеся о бразы колокольности, имеющие философско-мировоззренческий смысл, композитор утверждает в фортепианной музыкальной культуре их в качестве Вечной темы.
Пьесы-фантазии (ор.3, 1892) включают пьесы: «Элегия», «Прелюдия», «Мелодия», «Полишинель», «Серенада». Цикл отмечает сочетание индивидуальности рахманиновского языка и связь с предшественниками. В «Элегии» — черты шопеновской мелодики, шубертовской песенности; сарказм и гротеск Листа – в «Полишинеле».
«Шесть музыкальных моментов» (1896) — воплощение рахманиновской идеи утверждения оптимистического начала. Поначалу создавались как отдельные произведения, затем были объединены в цикл по принципу развития образа от мрака к свету. Пиком мрака и трагедии выступает №3; далее путь развития образа проходит через бурное волнение в №4 – к лирике в №5, с достижением кульминации (торжество света) в №6.
Этюды-картины (шесть этюдов-картин ор.33, 1911; девять этюдов-картин ор.39, 1916-1917) – в основном это «зарисовки», к жанру этюда как таковому отношение имеют условное.
Прелюдии Рахманинова
Традиционно прелюдия представлялась в связи с двумя путями существования:
- как вступление к фуге (в циклах, например, И.С.Баха);
- миниатюра (в творчестве Шопена, Лядова).
В творчестве Рахманинова появляется третье направление в жизни жанра:
— самостоятельная масштабная пьеса.
В циклах прелюдий наблюдается сочетание трех начал: лирики, эпики и драматизма. Они охватывают широкий круг образов, отличаются виртуозностью, блеском, развернутостью форм, монументальностью; программных названий не имеют.
Сравнение циклов прелюдий (десять прелюдий ор.23, 1903 и тринадцать прелюдий ор.32, 1910) демонстрирует изменения в соотношении образных сфер и эмоций в музыке: свойственные более раннему циклу настроения светлой поэтической лирики сменяются в более позднем возрастанием роли образов тревожных, драматических, роковых; также – величавой эпики и повышением яркости национального колорита. Это влияет на манеру фортепианного письма: усиление монументальности, богатство красок придают ему черты оркестральности.
Сонаты
Жанр фортепианной сонаты в целом не был характерен для этого композитора, в отличие от его современников. Соната №1 d-moll (ор.28, 1907) (как и №2 b-moll, ор.36, 1913) впечатляет глубиной, хотя и не вошла в число наиболее исполняемых и популярных произведений.
Концерты для фортепиано с оркестром
До Рахманинова жанр фортепианного концерта был реализован в творчестве Балакирева, Рубинштейна, Чайковского, но ни у кого не был определяющим. У этого композитора же этот жанр стал одним из важнейших, вобрав весь образный мир его творчества. Одной из главнейших черт является единство трех начал в его концертах (как и в прелюдиях): лирического, эпического и драматического.
Фортепианные концерты С.В.Рахманинова можно назвать своеобразным итогом его творчества: они обобщили то, что накапливалось композитором в прелюдиях, симфониях, т.д. Это, главным образом, —
- монументальность,
- концертность,
- виртуозность.
Он симфонизирует свои 4 концерта, отмечающие важнейшие вехи творчества, подхватывая эту традицию от Чайковского.
№1 (fis-moll, 1891)– окончание консерватории. Первый фортепианный концерт, отмеченный искренней взволнованной лирикой, был с успехом принят;
Второй фортепианный концерт (c-moll, 1901) отметил выход из кризиса и открыл зрелый период творчества. В знак благодарности композитор посвящает его В.Далю – врачу-психотерапевту и гипнотизеру, который сумел убедить его в непременном успехе произведения;
Третий фортепианный концерт (d-moll, 1909) обозначает один из пиков всего творчества композитора. Его истинное значение будет понято лишь со временем (тогда он станет причислен к величайшим шедеврам русской фортепианной музыки ХХ ст.);
№4 (g-moll, 1926), посвященный Н.Метнеру, создавался не один год, обобщая творческие искания.
Нередко к числу концертов причисляют и «Рапсодию на тему Паганини» (a-moll, 1934), где присущая ей концертность позволяет произведение «по праву считать Пятым концертом» (написана в форме вариаций).
Симфонии Рахманинова
(№1, d-moll, 1895; №2, e-moll, 1906-1907; №3, a-moll, 1935-1936)
Первая симфония С.В.Рахманинова оказалась не принятой современниками, обозначив переломный момент в творчестве мастера: ее исполнение потерпело провал. Произведение монументальное, восходит к лирико-драматическому симфонизму Чайковского, образности и комплексу музыкально-выразительных средств композиторов «Могучей кучки» (в сочетании с чертами индивидуального авторского стиля). Неуспех становится сильным ударом для композитора, вызвав длительную депрессию. Композитор писал:
«После этой Симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки…».
Музыка Второй симфонии раскрывает величественно-печальный образ Руси, эпическая монументальность и широта сочетаются с проникновенной глубиной лирики.
Настроения Третьей симфонии выражают трагизм и фатальность, они исполнены тоски об утраченном (как и в «Симфонических танцах», здесь звучит тема средневековой секвенции «Dies irae» («День гнева»), прочно вошедшая в музыкальное сознание как символ смерти, рока.
«Симфонические танцы» — последнее произведение композитора, написанное в 1940 г., когда дыхание Второй мировой войны уже коснулось Европы.
Вокально-хоровое творчество
Вокальное творчество С.В.Рахманинова в целом отмечено тенденцией к постепенному усилению роли декламационного начала (цикл романсов ор.26, 1906 г.; в последующих циклах ор.34 и 38 эта тенденция проявится еще ярче).
Одним из наиболее значительных философских произведений композитора является поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов на сл. Эдгара По в свободном пересказе Бальмонта (1913). Это произведение – образец смешанного жанра, объединяющего черты симфонии и оратории.
Другая сторона идейных устремлений композитора во «Всенощном бдении» (1915, для хора a capella) на канонизированный богослужебный текст. Важнейшей чертой его является глубокая народность образного строя и интонационного наполнения. Композитор здесь использует мелодии знаменного и других старинных распевов, реализуя находки в области многоголосного хорового изложения, гармонизации музыкальной ткани, ее интонационной природы.
Оперное творчество Рахманинова
В основу опер «Скупой рыцарь» (1905, на текст трагедии А.Пушкина) и «Франческа да Римини» (1905, по Данте, либретто Чайковского), содержащих признаки жанра малой оперы, положена трагедия. Кроме того, в 1906 г. композитором была создана опера «Саламбо» (либретто М.Слонова, ныне утерянная), а с 1907г. работал над оперой «Мона Ванна» (по Метерлинку), но оставил ее неоконченной, более не обращаясь к оперному жанру в своем творчестве.
Сохраняя на протяжении всего творческого пути тесную связь с традицией, композитор С.В.Рахманинов в своих произведениях развивал, обновлял, переосмысливал их. Высшие критерии оценки для него – непосредственность и искренность высказывания, что во взаимодействии с необыкновенной красотой, глубиной и силой воздействия его музыки делают ее бессмертной и актуальной, ставя ее над рамками времени.
Это теме у нас есть подготовленный онлайн кроссворд о музыке этого мастера — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Источник
Diafon.ru
О музыке и музыкальном образовании
Главная — Композиторы — Список произведений С.В. Рахманинова
Список произведений С.В. Рахманинова
Сочинения Сергея Васильевича Рахманинова по опусам с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.
Произведение | Тональность | Номер опуса | Дата создания | Жанр/исп. состав | Комментарий |
Концерт №1 для фортепиано с оркестром | op. 1 | 1891 | Посвящено А. И. Зилоти | ||
Две пьесы для виолончели и фортепиано | op. 2 | 1892 | 1. Прелюдия. 2. Восточный танец. Посв. А. А. Брандукову | ||
Пять пьес-фантазий | op. 3 | 1892 | Для фортепиано | 1. Элегия. 2. Прелюдия. 3, Мелодия. 4. Полишинель. 5. Серенада. Посвящено А. С. Аренскому | |
Шесть романсов | op. 4 | 1889—1893 | Для голоса с фортепиано | 1. «О, нет, молю, не уходи» (Мережковский). Посвящено А. А. Лодыженской. 2. «Утро» (Янов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 3. «В молчаньи ночи тайной» (Фет). Посвящено В. Д. Скалон. 4. «Не пой, красавица» (Пушкин). Посвящено Н. А. Сатиной. 5. «Уж ты, нива моя» (А. Толстой). Посвящено Е. Н. Лысиковой. 6. «Давно ли, друг мой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено О. А. Голенищевой-Кутузовой | |
Фантазия (Картины). Сюита № 1 | op. 5 | 1893 | Для 2-х фортепиано в 4 руки | 1. Баркарола. 2. И ночь, и любовь, 3. Слезы. 4. Светлый праздник. Посвящено П. И. Чайковскому. | |
Две пьесы для скрипки и фортепиано | op. 6 | 1893 | 1. Романс. 2. Венгерский танец. Посвящено Ю. Конюсу | ||
Фантазия («Утес») | op. 7 | 1893 | Для симфонического оркестра | ||
Шесть романсов | op. 8 | 1893 | Для голоса с фортепиано | 1. «Речная лилея» (Плещеев — из Гейне). Посвящено А. А. Ярошевскому. 2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» (Плещеев—из Гейне). Посвящено М. А. Слонову. «Дума» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено Л. Г. Яковлеву. «Полюбила я на печаль свою» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено М. В. Олферьевой. 5. «Сон» (Плещеев — из Гейне). Посвящено Н. Д. Скалон. 6. «Молитва» (Плещеев — изГете). Посвящено М. А. Дейша-Сионицкой | |
Элегическое трио | op. 9 | 1893 | Для скрипки, виолончели и фортепиано | Памяти великого художника [П. И. Чайковского]. | |
Семь салонных пьес | op. 10 | 1894 | Для фортепиано | 1. Ноктюрн. 2. Вальс. 3. Баркарола. 4. Мелодия. 5. Юмореска. 6. Романс. 7. Мазурка. Посвящено П. А. Пабсту | |
Шесть пьес | op. 11 | 1894 | Для фортепиано в 4 руки | 1. Баркарола. 2. Скерцо. 3. Русская песня. 4. Вальс. 5. Романс. 6. Слава. | |
Каприччио на цыганские темы | op. 12 | 1894 | Для симфонического оркестра | Посвящено П. Лодыженскому. | |
Симфония № 1 | op. 13 | 1895 | Для симфонического оркестра | Посвящено А. Л. | |
Двенадцать романсов | op. 14 | 1896 | Для голоса с фортепиано | 1. «Я жду тебя» (Давидова). Посвящено Л. Д. Скалон. 2. «Островок» (Бальмонт). Посвящено С. А. Сатиной. 3. «Давно в любви» (Фет). Посвящено 3. А. Поибытковой. 4. «Я был у ней» (Кольцов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 5. «Эти летние ночи» (Ратгауз). Посвящено М. И. Гутхейль. 6. «Тебя так любят все» (А. Толстой). Посвящено А. Н. Ивановскому. 7. «Не верь мне, друг» (А. Толстой). Посвящено А. Г. Клокачевой. 8. «О, не грусти» (Апухтин). Посвящено Н. А. Александровой. 9. «Она, как полдень, хороша» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 10. «В моей душе» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 11. «Весенние воды» (Тютчев). Посвящено А. Д. Орнатской. 12. «Пора» (Надсон). | |
Шесть хоров | op. 15 | 1895 | Для женских или детских голосов с фортепиано | 1.«Славься» (Некрасов). 2. «Ночка» (Лодыженский).3. «Сосна» (Лермонтов). 4. «Задремали волны» (К. Р.).5. «Неволя» (Цыганов). 6. «Ангел» (Лермонтов) | |
Шесть музыкальных моментов | op. 16 | 1896 | Для фортепиано | Посвящено А. Затаевичу | |
Сюита № 2 | op. 17 | 1901 | Для 2-х фортепиано в 4 руки | 1. Вступление.2.Вальс. 3. Романс. 4. Тарантелла. Посвящено А. Б. Гольденвейзеру | |
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром | op. 18 | 1901 | Посвящено Н. Далю | ||
Соната для виолончели и фортепиано | op. 19 | 1901 | Посвящено А. Брандукову | ||
Кантата «Весна» | op. 20 | 1902 | Для баритона соло, хора и оркестра | Слова Некрасова. Посвящено Н. С. Морозову | |
Двенадцать романсов | op. 21 | 1900—1902 | Для голоса с фортепиано | 1. «Судьба» (к пятой симфонии Бетховена) (Апухтин). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 2. «Над свежей могилой» (Надсон). 3. «Сумерки» (Гюйо). Посвящено Н. И. Забеле-Врубель. 4. «Они отвечали» (Мей — из Гюго). Посвящено Е. Ю. Крейцер. 5. «Сирень» (Бекетова). 6. «Отрывок из Мюссе» (Апухтин). Посвящено А. А. Ливен. 7. «Здесь хорошо» (Галина). 8. «На смерть чижика» (Жуковский). Посвящено О. А. Трубниковой. 9. «Мелодия» (Надсон). Посвящено Н. Лантинг. 10. «Перед иконой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено М. А. Ивановой. 11. «Я не пророк» (Круглов). 12. «Как мне больно» (Галина). Посвящено В. А. Сатину | |
Вариации на тему Шопена | op. 22 | 1903 | Для фортепиано | Посвящено И. Лешетицкому | |
Десять прелюдий | op. 23 | 1903 | Для фортепиано | Посвящено А. Зилоти | |
«Скупой рыцарь» | op. 24 | 1905 | Опера в 3-х картинах | Текст А. С. Пушкина | |
«Франческа да Римини» | op. 25 | 1905 | Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. | Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Либретто М. И. Чайковского | |
Пятнадцать романсов | op. 26 | 1906 | Для голоса с фортепиано | Посвящено М. С. и А. М. Керзиным. 1. «Есть много звуков» (А. Толстой). 2. «Все отнял у меня» (Тютчев). 3. «Мы отдохнем» (Чехов). 4. «Два прощания» (Кольцов). 5. «Покинем, милая» (Голенищев-Кутузов). 6. «Христос воскрес» (Мережковский). 7. «К детям» (Хомяков). 8. «Пощады я молю» (Мережковский). 9. «Я опять одинок» (Бунин—из Шевченко). 10. «У моего окна» (Галина). 11. «Фонтан» (Тютчев). 12. «Ночь печальна» (Бунин). 13. «Вчера мы встретились» (Полонский). 14. «Кольцо» (Кольцов). 15. «Проходит все» (Ратгауз). | |
Симфония № 2 | op. 27 | 1907 | Для симфонического оркестра | Посвящено С. И. Танееву | |
Соната № 1 | op. 28 | 1907 | Для фортепиано | ||
«Остров мертвых» | op. 29 | 1909 | Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра | К картине Бёклина. Посвящено Н. Струве. | |
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром | op. 30 | 1909 | Посвящено И. Гофману | ||
Литургия св. Иоанна Златоуста | op. 31 | 1910 | Для смешанного хора | ||
Тринадцать прелюдий | op. 32 | 1910 | Для фортепиано | ||
Шесть этюдов-картин | op. 33 | 1911 | Для фортепиано | ||
Четырнадцать романсов | op. 34 | 1910—1915 | Для голоса с фортепиано | 1. «Муза» (Пушкин). Посвящено Re. 2. «В душе у каждого из нас» (Коринфский). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 3. «Буря» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. «Ветер перелетный» (Бальмонт). Посвящено Л. В. Собинову. «Арион» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. 6. «Воскрешение Лазаря» (Хомяков). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 7. «Не может быть» (Майков). Посвящено памяти В. Ф. Комиссаржевской. 8. «Музыка» (Полонский). Посвящено П. Ч. 9. «Ты знал его» (Тютчев). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 10. «Сей день я помню» (Тютчев). Посвящено Л. В. Собинову. 11. «Оброчник» (Фет). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 12. «Какое счастье» (Фет). Посвящено Л. В. Собинову. 13. «Диссонанс» (Полонский). Посвящено Ф. Литвин. 14. «Вокализ». Посвящено А. Неждановой | |
«Колокола» | op. 35 | 1913 | Поэма для оркестра, хора и солистов | Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посвящено Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме | |
Соната № 2 | op. 36 | 1913 | Для фортепиано | Посвящено М. Пресману | |
Всенощная | op. 37 | 1915 | Для смешанного хора | Посвящено памяти С. В. Смоленского | |
Шесть стихотворений | op. 38 | 1916 | Для голоса с фортепиано | Посвящено Н. П. Кошиц. 1. «Ночью в саду у меня» (Блок). 2. «К ней» (А. Белый). 3. «Маргаритки» (Игорь Северянин). 4. «Крысолов» (Брюсов). 5. «Сон» (Сологуб). 6. «Ау» (Бальмонт) | |
Девять этюдов-картин | op. 39 | 1916—1917 | Для фортепиано | ||
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром | op. 40 | 1926 | Посвящено Н. Метнеру | ||
Три русские песни | op. 41 | 1926 | Для оркестра и хора | Посвящено Л. Стоковскому | |
Вариации на тему Корелли | op. 42 | 1931 | Для фортепиано | Посвящено Ф. Крейслеру | |
Рапсодия на тему Паганини | op. 43 | 1934 | Для фортепиано и симфонического оркестра | ||
Симфония № 3 | op. 44 | 1936 | Для симфонического оркестра | ||
«Симфонические танцы» | op. 45 | 1940 | Для симфонического оркестра | Посвящено Е. Орманди | |
«Алеко» | без op. | 1892 | Опера в 1 действии | Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». | |
Скерцо | без op. | Для симфонического оркестра | |||
Юношеская симфония (1-я часть) | без op. | 1891 | Для симфонического оркестра | ||
«Князь Ростислав» | без op. | 1891 | Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра | На стихотворение А. Толстого. Посвящено А. С. Аренскому | |
Струнный квартет | без op. | 1889 | Две части: 1. Романс. 2. Скерцо. | ||
Три ноктюрна | без op. | 1887—1888 | Для фортепиано | ||
Четыре пьесы | без op. | 1888 | Для фортепиано | 1. Романс. 2. Прелюдия. 3. Мелодия. 4. Гавот | |
«Русская рапсодия» | без op. | 1891 | Для фортепиано в 4 руки | ||
Прелюдия | без op. | 1891 | Для фортепиано | ||
Две пьесы для фортепиано в 6 рук | без op. | 1890—1891 | 1. Вальс. 2. Романс | ||
Романс | без op. | Для фортепиано в 4 руки | |||
Канон | без op. | Для фортепиано | |||
Пьеса-фантазия | без op. | 1899 | Для фортепиано | ||
Фугетта | без op. | Для фортепиано | |||
Итальянская полька | без op. | Для фортепиано в 4 руки | Посвящено С. И. Зилоти | ||
«Полька В. Р.» | без op. | 1911 | Для фортепиано | Посвящено Л. Годовскому | |
Восточный эскиз | без op. | 1938 | Для фортепиано | ||
«У врат обители святой» | без op. | 1890 | Для голоса с фортепиано | Слова Лермонтова | |
«Я тебе ничего не скажу» | без op. | 1890 | Для голоса с фортепиано | Слова Фета | |
«Апрель» | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | ||
«Смеркалось» | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | Слова А. Толстого | |
«Икалось ли тебе» | без op. | 1899 | Для голоса с фортепиано | Слова Вяземского | |
«Песня разочарованного» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Опять встрепенулось ты, сердце» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Грекова | ||
«Увял цветок» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Ты помнишь ли вечер» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова А. Толстого | ||
Монолог Арбенина из «Маскарада» М. Лермонтова | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Бурлацкая песня | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | ||
«Ночь» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Письмо к К. С. Станиславскому» | без op. | 1908 | Для голоса с фортепиано | К юбилею Художественного театра | |
Ариозо Бориса из «Бориса Годунова» А. Пушкина | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Монолог Пимена из «Бориса Годунова» А. Пушкина | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Вокальный квартет из «Мазепы» | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Хор духов из поэмы «Дон Жуан» | без op. | Для хора | |||
Духовный концерт | без op. | 1893 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Deus meus» | без op. | 1892 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Чоботы». Украинская песня | без op. | 1899 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Пантелей целитель» | без op. | 1901 | Для смешанного хора без сопровождения | Слова А. Толстого | |
Обработка: Чайковский. «Колыбельная» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мусоргский. «Гопак» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Римский-Корсаков. «Полет шмеля» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Рахманинов. «Сирень» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Рахманинов. «Маргаритки» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Бизе. Менуэт из «Арлезианки» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Крейслер. «Радость любви» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мендельсон. Скерцо из «Сна в летнюю ночь» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Шуберт. «Ручеек» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Бах. 3 пьесы из скрипичной сонаты E-dur. 1. Прелюдия. 2. Гавот. 3. Жига | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мусоргский «Гопак» | без op. | Для скрипки и фортепиано |
Ряд произведений имеется в более поздних редакциях: 1-й концерт, 2-я соната, 4-й концерт, трио op. 9, «Мелодия», «Серенада», «Юмореска» и др.
Помимо обработок Рахманиновым сделан ряд переложений для фортепиано в большинстве случаев собственных произведений: опер, симфоний, концертов и др.
Источник