Рахманинов тарантелла для двух фортепиано ноты

Рахманинов тарантелла для двух фортепиано ноты

1. Интродукция
2. Вальс
3. «Романс»
4. Тарантелла

Вторая сюита для двух фортепиано C-dur ор. 17 (1901), написанная в период окончания работы над фортепианным концертом, была задумана Рахманиновым как блестящая, эффектная концертная пьеса. Великолепное владение фактурой, мастерство и красочность «инструментовки» соединяются в ней с яркостью музыкальных образов и законченностью формы. Сюита представляет собой четырехчастный цикл, отдельные части которого носят различные жанровые обозначения. Однако они так широко развиты и расположены в такой стройной последовательности, что это придает всему циклу симфонические масштабы.

Первая часть, вступление, в характере торжественного шествия, несколько напоминает старинную «интраду» (Знакомство с эскизами сюиты дает основание предполагать, что Рахманинов хотел сначала открыть произведение полифонически изложенной фугированной частью, быть может, под влиянием интродукции и фуги из Первой сюиты для оркестра Чайковского. Замена этого замысла другим, более подходящим к общему характеру его сюиты произошла, видимо, уже после того, как были написаны последующие три части.).

Изящный вальс основан на быстром и ровном «кружащемся» движении двойными нотами, скрадывающем танцевальный ритм, причем параллельные голоса распределены между двумя инструментами, что требует безупречной ритмической четкости исполнения. В среднем разделе этой части на сохраняющемся ритмическом фоне вырисовывается широкая, окрашенная в томные лирические тона, мелодически напевная тема.

Наиболее интересны две контрастирующие между собой последние части: поэтичный «Романс» и стремительная Тарантелла.

«Романс» основан, как и Adagio из Второго фортепианного концерта, на одной теме. Эта типичная для лирической мелодики Рахманинова тема становится источником разнообразных мелодических вариантов и фигураций, пронизывая собой всю фактуру. Примечательна способность композитора придавать яркую мелодическую выразительность нейтральным «общим формам» движения. Основной мотив темы построен на ровном постепенно восходящем движении в пределах сексты. При повторении он начинается ступенью выше и завершается широким скачком на кварту. Мелодическая вершина, подчеркнутая напряженной гармонией (доминантсептаккорд к субдоминанте с задержанием), становится началом второй, суммирующей фразы. Благодаря совпадению конечного звука первого двутакта с начальным звуком второго достигается слитность, непрерывность мелодического развития. Тема заканчивается мягким опеванием терцового звука лада, который, как это часто бывает у Рахманинова, оказывается центром мелодического притяжения:

Интересно отметить сходство этой темы с некоторыми мелодическими оборотами романса «Сирень», особенно явственно выступающее благодаря общей тональности As-dur (Романс «Сирень» входит в состав вокального цикла ор. 21, опубликованного в 1902 году, но, по свидетельству Е. Р. Винтер-Рожанской, он был сочинен ещё летом 1898 года.):

В дальнейшем из приведенной темы вычленяются отдельные элементы, приобретающие самостоятельное значение. Так, первый поступенно восходящий мотив звучит почти непрестанно в различных вариантах, то выдвигаясь на первый план, то превращаясь в сопровождающую фигурацию. Иногда при этом разные его ритмические варианты сопоставляются одновременно.

Характерный пример рахманиновской мелодической остинатности представляет средний раздел, где многократно, подобно настойчивому зову, повторяется второй двутакт темы на одном и том же высотном уровне, но с непрерывно меняющейся гармонической окраской (Основная тональность этого раздела колеблется между cis-moll и E-dur.):

В завершающей цикл Тарантелле господствует стихия рахманиновского упругого, динамичного ритма. По своему размеру это наиболее развернутая из всех частей сюиты. Она написана в сонатной форме с ясно выраженными тематическими контрастами (несмотря на непрерывность ритмического движения). Характер ее музыки далек от легкой, непринужденно грациозной танцевальности. В неудержимом напоре ее железного, энергично акцентированного ритма чувствуется какая-то могучая и грозная сила. Суровости колорита способствует и то, что это единственная из частей, написанная в миноре.

Основная тема Тарантеллы заимствована Рахманиновым из сборника итальянских народных песен, но при этом облик ее значительно изменен и переосмыслен. Изложенная острыми, «рублеными» аккордами fortissimo, она лишается своего напевного изящества и звучит грозно-повелительно. Возникает глубоко впечатляющий и захватывающий драматический образ. А. В. Оссовский писал, что Рахманинов «не побоялся углубить ритмический интерес формы Тарантеллы до мятущейся и омраченной души, не чуждой временами приступов какого-то демонизма»:

Побочная партия интересна своей ясно выраженной ориентальной окраской, напоминающей образы стремительно огненных восточных плясок в произведениях композиторов «Могучей кучки». Самый характер ее изложения близок к «Исламею» Балакирева:

Ритмическое видоизменение первой темы в разработке придает ей маршевый характер и сближает ее с темой вступления.

Источник

Сергей Васильевич Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 2

Сюиту для двух фортепиано № 2 Сергей Васильевич Рахманинов создал в 1901 г., композитор в то время завершал работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 2 до минор. Рахманинов, будучи прекрасным пианистом, создал произведение виртуозное, блестящее, с красочной фактурой, вызывающей ассоциации с оркестровым звучанием, а развитие музыкального материала во всех четырех частях цикла приобретает поистине симфонические масштабы.

В отличие от Сюиты № 1 для двух фортепиано, относящейся к раннему периоду творчества Рахманинова, композитор здесь не предпослал стихотворных эпиграфов ни одной из частей и даже не дал им программных заглавий, ограничившись жанровыми наименованиями, два из которых связываются с танцевальным началом, а одно – с вокальным: Интродукция, Вальс, Романс, Тарантелла. В образном строе всех четырех частей произведения господствуют настроения радости и счастья.

Интродукция своим торжественным характером несколько напоминает «интрады» старинных сюит, однако эта торжественность проистекает из источника совсем иного. Монументальность первой части сюиты перекликается с заключительным хором «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Обе темы Интродукции созданы самим Рахманиновым, но их склад перекликается с русскими песнями. Впрочем, по-русски широкое мелодическое дыхание органично сочетается с оттенком маршевости. Судя по эскизам, первоначально композитор намеревался последовать примеру Петра Ильича Чайковского, открывшего свою Первую сюиту для оркестра интродукцией и фугой, но все же Рахманинов отказался от первой части в манере фуги в пользу этой эпически-величественной картины торжества.

Вторая часть сюиты – Вальс в тональности соль мажор – проносится в стремительном темпе. Это своеобразный симфонический вальс-скерцо, созданный и изложенный в фортепианной фактуре. Изящная тема проводится двойными нотами, при этом верхний голос отдан одному фортепиано, а нижний – другому, что требует от исполнителей исключительной точности и слаженности действий. Танцевальный ритм оказывается завуалированным благодаря «кружению» ритмического движения. Ритмический фон сохраняется и в среднем разделе, но здесь возникает тема совершенно иного плана – лирическая, томная мелодия песенного склада. Ее распевность, широкое мелодическое дыхание придает музыкальному материалу типично русское звучание.

Учитывая, что по времени создания Сюита № 2 является «современницей» Второго фортепианного концерта Рахманинова, было бы странно, если бы между этими произведениями не обнаруживалось ничего общего. Сходство проявляется, в частности, в построении Adagio из концерта и Романса из Сюиты: и вторая часть фортепианного Концерта, и третья часть Сюиты для двух фортепиано строятся на одной теме, из которой в процессе развития «произрастают» и многообразные мелодические варианты, и даже фигурации. Облик темы типичен для лирических мелодий Рахманинова. Мотив, из которого развертывается мелодия, построен на восходящем ходе в диапазоне сексты, в дальнейшем мелодическое движение начинается с другой ступени – более высокой, а завершается квартовым ходом. Очень напряженно звучит доминанта к субдоминанте, сопровождающая высшую точку мелодии. Особую мягкость придает мелодии опевание терцового тона в конце.

В процессе развития из темы Романса вычленяются отдельные элементы, которые начинают «жить» своей самостоятельной музыкальной «жизнью», то превращаясь в фигурации, то выдвигаясь на первый план в качестве мелодических голосов. Нередко совмещаются в одновременном звучании различные ритмические варианты мотивов, меняется их гармоническая окраска.

В теме третьей части можно усмотреть общие интонации с романсом «Сирень», даже тональность у них одна – ля-бемоль мажор (правда, вокальный цикл Op. 21, в который входит «Сирень», был опубликован в 1902 г., но, возможно, сочинен он был раньше). С Романсом из Сюиты № 2 перекликается и другой романс этого цикла – «Мелодия» на стихи Семена Надсона («Я б умереть хотел на крыльях упоенья»).

Наиболее развернутой частью Сюиты № 2 является Тарантелла, завершающая ее. Интерес к этому жанру, вероятно, стал следствием пребывания в Италии, которую композитор посетил в 1900 г. Основная тема взята Рахманиновым из сборника народных итальянских песен, и для него это было первое обращение к иностранному фольклорному образцу. Эта краткая тема состоит всего из восьми нот, но заключает в себе огромную энергию – она поистине подобна «пружине», приводящей в движение музыкальную ткань. Итальянская тема разработана в русских традициях. По свидетельству современников, Сергей Рахманинов и Александр Зилоти, которые были первыми исполнителями Сюиты № 2, играли Тарантеллу по-русски, развивая каждую мелодическую фразу – и все же это была истинная итальянская тарантелла с ее искрометным вихревым движением. Во второй теме возникают ориентальные черты, а изложение ее заставляет вспомнить о балакиревском “Исламее”.

Источник

Рахманинов тарантелла для двух фортепиано ноты

Репертуар для альта (струнного) — педагогический и не вполне :-)))

https://cloud.mail.ru/public/tPxp/4fMuE3ZBZ

(Гендель Г. Ф.)
Концерт си минор для альта с оркестром — в действительности, по-видимому, принадлежит Анри Гюставу Казадезюсу
===========================================
(Хандошкин И.) Концерт для альта с оркестром — в действительности принадлежит Михаилу Гольдштейну
===========================================
Альбом начинающего альтиста (составитель Я. Марр)

От автора и составителя
—— КЛАВИР ————-
ЭТЮДЫ
1. К. Родионов. Этюд № 12 «Прогулка по струне Соль»
2. К. Родионов. Этюд № 32 «На зарядку становись!»
3. К. Родионов. Этюд № 33 «Бабушкина сказка»
4. К. Родионов. Этюд № 34 «Марш»
5. К. Родионов. Этюд № 25 «На рассвете»
6. К. Родионов. Этюд № 27 «Праздник закончился»
7. Я. Марр. Этюд № 3 «Весёлый фломастер»
8. Я. Марр. Этюд № 4 «Танец медвежонка»
9. К. Родионов. Этюд № 46 «Гуси полетели»
10. К. Родионов. Этюд № 54 «Хорошо в краю родном!»
11. К. Родионов. Этюд № 65 «Гости разъехались»
12. К. Родионов. Этюд № 68 «Скакалка»
(далее см. партию альта)
ПЬЕСЫ
Я. Марр. Мой смычок, иди ко мне!
Португальская народная колыбельная песня. Спи, мой мальчик. Обработка Я. Марра
Русская народная песня. На зелёном лугу. Обработка Т. Захарьиной
В. А. Моцарт. Пастушок
Чешская народная песня. Кукушечка. Обработка А. Комаровского
Л. Бетховен. Сурок. Стихи И. Гете. Переложение К. Родионова
Бельгийская детская песня. Карлуша. Обработка С. Шальмана
Португальская народная песня. Лодочник. Обработка Я. Марра
Й. Гайдн. Анданте. Редакция альтовой партии Я. Марра
К. М. фон Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок». Редакция партии фортепиано Я. Марра
Р. Шуман. Марш. Редакция альтовой партии Я. Марра
Норвежская народная мелодия. Обработка К. Корчмарева
Словацкая народная песня. Спи, моя милая. Обработка Ю. Уткина
А. Жилин. Вальс. Обработка К. Родионова
Португальская народная песня. Раз, в начале мая. Обработка Я. Марра
Португальская народная песня. Грустная вдовушка. Обработка Я. Марра
КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТИНО
Ф. Кюхлер. Концертино. Соч. 11, I ч. Переложение Я. Марра
О. Ридинг. Концерт соч. 35, III ч. Переложение Я. Марра
Ф. Кюхлер. Концертино в стиле А. Вивальди. Соч. 15, 1 ч.
Свободное переложение Я. Марра
Ф. Зейц. Концерт № 2 соч. 13, 1 ч. Переложение Я. Марра
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
Содержание
*****************
—- ПАРТИЯ АЛЬТА ————-
1. К. Родионов. Этюд № 12 «Прогулка по струне Соль»
2. К. Родионов. Этюд № 32 «На зарядку становись!»
3. К. Родионов. Этюд № 33 «Бабушкина сказка»
4. К. Родионов. Этюд № 34 «Марш»
5. К. Родионов. Этюд № 25 «На рассвете»
6. К. Родионов. Этюд № 27 «Праздник закончился»
7. Я. Марр. Этюд № 3 «Весёлый фломастер»
8. Я. Марр. Этюд № 4 «Танец медвежонка»
9. К. Родионов. Этюд № 46 «Гуси полетели»
10. К. Родионов. Этюд № 54 «Хорошо в краю родном!»
11. К. Родионов. Этюд № 65 «Гости разъехались»
12. К. Родионов. Этюд № 68 «Скакалка»
13. А. Яньшинов. Этюд «Оловянный солдатик»
14. А. Яньшинов. Этюд «Падают листики»
15. А. Комаровский. Этюд «Муравей»
16. А. Яньшинов. Этюд «Кузнечик»
17. Ш. Данкля. Этюд «Паучок»
18. А. Комаровский. Этюд «Прялка»
19. А. Двойрин. Этюд до мажор
20. Я. Марр. Этюд № 11 «Мяч»
21. Я. Марр. Этюд № 12 «Песня пастуха»
22. Я. Марр. Этюд № 15 «Вальс»
23. Я. Марр. Этюд № 17 «Жучок»
24. Я. Марр. Этюд № 16 «Перетягивание каната»
25. Я. Марр. Этюд № 18 «Дразнилка»
26. Я. Марр. Этюд № 19 «Вира в мажоре»
27. Я. Марр. Этюд № 20 «Вира в миноре»
28. А. Комаровский. Этюд т. II, № 26 «Акробат»
29. А. Комаровский. Этюд т. II, № 27 «Колыбельная»
30. А. Комаровский. Этюд т. II, № 21 «Качели»
31. А. Комаровский. Этюд т. II, № 41 «Карусель»
32. Я. Марр. Этюд № 22. «Два гнома»
33. Я. Марр. Этюд № 21. «Игра в ладошки»
34. Я. Марр. Этюд № 23. «Хоровод»
35. Я. Марр. Этюд № 24. «Ярмарка»
36. Ш. Берио. Этюд «Волынка»
37. Л. Васильева. Этюд ре мажор
ПЬЕСЫ (см. клавир)
КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТИНО (см. клавир)

Альбом ученика-альтиста (изд. Музична Украина, Киев). Вып. 2

И. С. Бах. Три органные прелюдии
Г. Ф. Гендель. Сарабанда и жига
К. Хаммер. Соната № 4 для альта (виолы да гамба) и фортепиано

Л. Ревуцкий. Две прелюдии
А. Спендиаров. Романс
М. Ипполитов-Иванов. Кавказские эскизы. В ауле
А. Хачатурян. Танец Айши из балета «Гаянэ»

Альбом ученика-альтиста (изд. Музична Украина, Киев). Вып. 4

Г. Ляшенко. Ариетта
Н. Раков. Вальс
В. Селиванов. Шуточка
Р. Глиэр. Вальс
Ан. Александров. Ария из «Классической сюиты»
Ф. Амиров. Элегия памяти Асафа Зейналлы

Источник

Оцените статью