Рахманинов учителя по фортепиано

Педагог Рахманинова — Зверев

В возрасте 12 — ти лет Серёжа Рахманинов впервые самостоятельно совершил путешествие из Петербурга в Москву по железной дороге. А приехал мальчик, чтобы поступить на младшее отделение Московской консерватории.

Игру на фортепиано там преподавал превосходный педагог, человек совершенно необыкновенный — Николай Сергеевич Зверев. Зверев из собственных средств платил за неимущих учеников, а наиболее одарённых брал жить к себе на полное содержание и делал из них настоящих, серьёзных музыкантов.

Серёжа Рахманинов представлял себе нового наставника исключительно строгим. Он не мог и предположить, что у пожилого человека могут быть такие живые, молодые глаза, черноту которых подчёркивали совершенно седые волосы.

Зверев послушал Серёжу и сказал:
— Будешь теперь у меня и заниматься и жить.
Так Рахманинов стал третьим в компании двух других «зверят», как ласково — шутливо называли воспитанников Зверева.

Да, Николай Сергеевич был добр, но строг и требователен. В обязанность учеников входило: самим чистить свою обувь и одежду, исключить капризы в еде, в желаниях. Звереву претили ложь, бахвальство и лень. Ученики хорошо усвоили, что следует быть правдивыми и трудиться, чтобы добиться результатов. Требовательность Зверева была оправдана: иначе по — настоящему научиться виртуозно играть невозможно даже при выдающихся способностях.

Зверев живо интересовался у педагогов успехами своих учеников по всем предметам, как правило, присутствовал на всех экзаменах.

Николай Сергеевия запрещал своим воспитанникам кататься на коньках и заниматься греблей, т.к. пианист не должен рисковать руками.

При всём этом Зверев был таким замечательным и добрым, что «зверята» его очень любили.
Уже в 6 часов утра мальчики были на ногах и садились за рояль. В это время было ещё темно, и мальчики играли под светом керосиновых ламп. Через полтора часа, в половине восьмого — первый перерыв на завтрак. Зверев завтракал с ними вместе. После завтрака — занятия по разным дисциплинам.

Читайте также:  Мальчик с девочкой поет под гитару

«Зверята» видели наглядный пример огромного, неустанного труда, который каждодневно подавал сам Николай Сергеевич. Он никогда не залёживался в постели. С 8 — ми утра давал частные уроки, с 9 — ти до 2- х преподавал в консерватории, с 2 — х до 10 -ти вновь разъезжал по частным урокам. Ведь именно так он мог заработать деньги на содержание своего необычного семейства.

При всей своей занятости Николай Сергеевич держал в поле зрения дела ребят. Для всех троих он пригласил ещё одну учительницу по . фортепиано! Она приходила два раза в неделю, и ребята вместе с нею по два часа играли на двух роялях в восемь рук.

Кажется, что бедные ребята, в сущности — ещё дети, были чересчур нагружены. Но это не так. Зверев так составил расписание, что у мальчиков оставалось свободное время, в частности — все вечера. Вечерами извозчик отвозил семейство в центр Москвы либо на спектакли драматического театра, либо в оперный театр. И не лишним будет вспомнить, что Зверев никогда не скупился и брал всегда самые лучшие места. И здесь он следил, чтобы ребята не опирались на барьер ложи, не ложились на него подбородком, громко не смеялись и ни в коем случае бесцеремонно не разглядывали публику в бинокль. Не мешает ТАКИЕ уроки внести и в сегодняшних школах!

Зверев вывозил своих воспитанников только на интересные, увлекательные спектакли, давая им возможность послушать и увидеть всех лучших артистов, певцов и музыкантов — русских и иностранных, какие только выступали на московских сценах. После спектакля он обычно интересовался у ребят их мнением об увиденном и услышанном, и они должны были толково объяснить, что им понравилось, и почему.

После спектакля Зверев не сразу ехал с мальчиками домой, а отвозил их поужинать в весьма диковинное заведение — в трактир.

Каждое воскресенье мальчики ездили в один дом, где жили четыре ученицы Зверева. Здесь они брали уроки танцев вместе с девочками. Эти уроки, если честно, «зверята» просто презирали, но.

Зверев разрешал своим воспитанникам приглашать в дом друзей. Правда, он тщательно «профильтровывал» всех ребят и неугодных категорически отметал. Возражать не имело смысла.

Воскресными вечерами Зверев давал званные обеды, которые славились на всю Москву. На эти обеды приходили ЕГО гости: профессора консерватории, художники, артисты, известные московские адвокаты и врачи, бывшие ученики.

В январе и феврале 1886 года в Москве должны были пройти семь выступлений Антона Рубинштейна. Программа концертов была такой, что вся музыкальная Москва с нетерпением ждала их. Когда газеты сообщили, что в музыкальном магазине Юргенсона можно приобрести брошюру с подробным изложением программы и ноты всех произведений, которые будет исполнять Рубинштейн, Зверев один из первых купил и программу и ноты. Затем он принялся изучать их вместе со своими воспитанниками.

Именно благодаря Звереву мальчики попали в число немногих счастливцев, которые прослушали все концерты Рубинштейна. И эти дни показались «зверятам» сплошным художественным праздником.

Именно в доме Зверев мальчики видели и слушали Танеева и Чайковского. С Чайковским Зверева связывала многолетняя дружба. Они дружили более 20 — ти лет. Ещё будучи преподавателем консерватории, которая только открылась, Чайковский познакомился с Зверевыв. Зверев, желая пополнить своё музыкальное образование, перед поступлением на службу в консерваторию, брал уроки у Чайковского по теории музыки. Тут они и подружились. Их связывало серьёзное отношение к искусству и преданность ему. Кроме того, они оба отказались от карьеры государственных чиновников, не испугались бедности и лишений для того, чтобы отдаться тяжёлому труду музыканта — профессионала.

Зверев неожиданно получил в наследство подмосковное имение. Это было после отмены крепостного права. Николай Сергеевич отказался от наследства, а землю отдал крестьянам.

Зверев, понимая, что мальчикам в недалёком будущем предстоит своими руками добывать свой хлеб, предложил им попробовать давать уроки и нашёл частных учеников. Так, 15 — тилетний Рахманинов начал зарабатывать.

Как — то Зверев сказал «зверятам»:
— Я почему — то уверен, что, когда я умру, вам будет меня жалко. Вы будете плакать. Только не нужно этого! Лучше, когда судьба столкнёт вас вместе за бутылкой вина, выпейте за упокой моей души.

Он завещал мальчикам не киснуть, не сдаваться. Когда любимого учителя не стало, провожая его в последний путь, Рахманинов вспомнил его слова. За гробом шли толпы москвичей, вся консерватория. И как верно сказал один из преподавателей:
— Я не буду даже перечислять, сколько выдающихся талантов вышли из числа его учеников дороже всего в нём — тот животворящий дух, который внушал разумное и честное отношение к труду, вселяя дух того высшего благородства, которое делает настоящего человека. Нам остаётся пожелать, чтобы и мы, хоть приблизительно, оставили по себе такую добрую, благородную память.

Источник

Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве.

Следует также отметить, что в своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов синтезирует принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создает свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стала обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она — то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.

Интерес С.В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт — Петербургской консерватории в класс В.В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до — диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки Денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года _ дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А.К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и главным образом из — за новаторской сущности музыки. По мнению А.В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке иКанаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь B Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. B. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить B концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной И дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом До конца сезона он выступил B одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегии B Нью — Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь B 1926 — 1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918 — 1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и B Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал B США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал B Фонд обороны СССР со словами:

«От одного из русских посильная помощь русскому народу B его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность,прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли — Хиллз, штат Калифорния.

Особенности творчества

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам И практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения — это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова — это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной протяжной мелодии.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов — символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы. Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи в символику. Творчество Сергея Васильевича Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889 — 1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900 — 1909 и 1910 — 1917) и поздний (1918 — 1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 И ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.

Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки ХХ века. Впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и зпигонов).

Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ср. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов.

Центральное произведение этого периода грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку ХХ века.

Поздний «зарубежный период творчества» отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 193 0-х гг., виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно. Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их пододним знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства ХХ века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят В репертуар всех пианистов мира. Рахманинов один из первых Осуществил синтез Классической традиции и джаза.

В заключение хотелось бы так же отметить, что исполнительского творчество Рахманинова не менее велико.

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы‚ отличительными чертами которой являются:

  1. глубокая содержательность исполнения;
  2. внимание к интонационному богатству музыки;
  3. «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «РУССКОГО ГЕНИЯ».

Источник

Оцените статью