Рахманинов вторая симфония для фортепиано с оркестром

Рахманинов вторая симфония для фортепиано с оркестром

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2

Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.

Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.

За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.

Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.

Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.

24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.

Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.

Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.

Интересные факты

  • Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
  • В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым.
  • Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.
  • У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др.
  • Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.

  • По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
  • Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
  • Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.

Содержание

Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.

Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.

Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.

Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.

Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт.

Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек – это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов.

Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Источник

Симфония № 2 (Рахманинов) — Symphony No. 2 (Rachmaninoff)

Симфония № 2 ми минор , соч. 27 — симфония русского композитора Сергея Рахманинова , написанная в 1906–07 годах. Премьера была проведена самим композитором в Санкт-Петербурге 26 января 1908 года, а через неделю в Москве. Его продолжительность составляет около 60 минут при выполнении без обрезки; Сокращенное представление может длиться всего 35 минут. Партитура посвящена Сергею Танееву , русскому композитору, педагогу, теоретику, писателю, ученику Петра Ильича Чайковского . Наряду с его Прелюдией до-диез минор , Концертом для фортепиано № 2 и Концертом для фортепиано № 3 и Рапсодией на тему Паганини , эта симфония остается одним из самых известных сочинений композитора.

СОДЕРЖАНИЕ

История

На момент написания Симфонии № 2 Рахманинов провел два успешных сезона в качестве дирижера Императорской оперы в Большом театре в Москве. Он считал себя прежде всего композитором и чувствовал, что график выступлений отвлекает его время на сочинение.

Затем он вместе с женой и маленькой дочерью переехал в Дрезден , Германия, чтобы проводить больше времени в сочинении музыки, а также избежать политических потрясений, которые поставили Россию на путь революции. Семья оставалась в Дрездене на три года, проводя лето в имении зятя Рахманинова на Ивановке . Именно в это время Рахманинов написал не только свою Вторую симфонию, но и тональную поэму « Остров мертвых» .

Рахманинов не был полностью уверен в том, что он одаренный симфонист. На премьере 1897 года его Симфония № 1 (дирижер Александр Глазунов ) считалась полным провалом; критика была настолько резкой, что повергла молодого композитора в депрессию. Даже после успеха фортепианного концерта № 2 (который получил премию имени Глинки и 500 рублей в 1904 году) Рахманинов все еще не доверял своему сочинению. Он был очень недоволен первым наброском своей Второй симфонии, но после нескольких месяцев доработки он закончил работу и дирижировал премьерой в 1908 году под бурные аплодисменты. Десять месяцев спустя за эту работу он получил еще одну премию имени Глинки. Триумф вернул Рахманинову чувство собственного достоинства как симфониста.

Из-за своей огромной длины Симфония № 2 была предметом многих пересмотров, особенно в 1940-х и 1950-х годах, в результате чего произведение сократилось с почти часа до всего лишь 35 минут. До 1970 года это произведение обычно исполнялось в одной из переработанных, сокращенных версий. С тех пор оркестры использовали почти исключительно полную версию, хотя иногда и с пропуском повтора в первой части. CD Previn / LSO 2016 года является одной из сокращенных версий, которые все еще доступны (9026-60791-2).

Музыка

Подсчет очков

Симфония набрали для полного оркестра с 3 канавками (третье удвоение пикколо ), 3 гобоев (третьи удвоениями рожка ), 2 кларнетов в A и B ♭ , бас — кларнет в A и B ♭ , 2 фаготов , 4 рога , 3 трубы , 3 тромбона , тубы , литавры , малый барабан , бас — барабан , тарелки , Глокеншпиль и струна .

Движения

Симфония состоит из четырех частей:

  1. Ларго — Allegro moderato ( ми минор )
  2. Allegro molto ( ля минор )
  3. Адажио ( ля мажор )
  4. Allegro vivace ( ми мажор )

Первая часть

Первая часть начинается с медленного мрачного вступления, в котором вводится и развивается «девизная» тема симфонии. Это приводит к страстной кульминации, после которой соло на английском рожке переходит в аллегро в форме сонаты . Предполагая, что симфония исполняется без купюр, это также включает полный повтор экспозиции .

В отличие от экспозиции, развитие временами бурное и проходит через несколько ключевых центров. В разработке используется только первая тема и центральная девизная тема. После долгой доминирующей педали музыка медленно переходит к перепросмотру ми мажор, в котором резюмируется только вторая тема, но сильно расширяется по сравнению с экспозицией. Этот прием исключения первого предмета из перепросмотра также был использован Чайковским в его второй , четвертой и шестой симфониях. Кода ми минора выстраивается интенсивно и достигает высшую точка движения в двух фортиссимо вспышек.

Вторая часть

Это движение действительно похоже на скерцо только постольку, поскольку оно относится к ранней и средней романтической традиции симфонических движений и использованию в нем типичной формы скерцо ( ABACABA ). Однако это 2/2, а типичное скерцо — 3/4 или что-то вроде тройного метра. Часть ля минор открывается живым остинато на верхних струнах. Как неотъемлемая часть крупномасштабных работ Рахманинова , здесь в первых тактах у рогов упоминается равнина Dies Irae .

Секция B — это лирическая кантабильная мелодия до мажор . Музыка замедляется, и начинается остинато, и, возвращаясь к секции A, она резко ускоряется до своего вступительного темпа. Центральная часть трио начинается с внезапного, tutti , fortissimo B Доминантного 7-го аккорда и является примером мастерства Рахманинова в контрапункте и фугальном письме, благодаря его занятиям с Танеевым, которому посвящена эта симфония. В конце движения снова произносится Dies Irae, на этот раз медным хором. Импульс растворяется и заканчивается пианиссиссимо ( ppp ).

Третье движение

Это движение имеет широкую трехчастную форму и часто вспоминается за его вступительную тему, которую играют первые скрипки и пересказывают как мелодию, так и как сопровождающую фигуру позже в этой части. Эта вступительная тема, однако, на самом деле является введением в основную мелодию движения, которая представлена ​​длинным соло кларнета и является типичным произведением Рахманинова, вращающимся вокруг отдельных нот и сопровождаемым богатой гармонией.

Развитие основано на девизной теме симфонии Dies Irae, как если бы она была продолжена с вступления первой части. Хроматическое наращивание приводит к страстной кульминации до мажор. Интенсивность стихает, и вновь звучит центральная мелодия третьей части, на этот раз играемая первыми скрипками, а в аккомпанементе слышны фрагменты вводной темы. Девиз Dies Irae повторяется снова, по-видимому, для того, чтобы завершить вступление первой части, поскольку третья часть завершается спокойно, медленно умирая в струнах.

Четвертая часть

Финальная часть представлена ​​в виде сонаты. Живая, похожая на фанфары первая тема, заимствованная из первой похожей на «Dies Irae» темы Скерцо, исполняется всем оркестром, переходя в марш-подобную интермедию, начинающуюся соль-минор в исполнении деревянных духовых инструментов .

После возвращения первой темы первая тема завершается и переходит непосредственно в массивную широкую мелодию ре мажор, исполняемую струнными. После умирания до пианиссимо начальная тема третьей части, на этот раз ре мажор, ненадолго вспоминается поверх струнного тремоло. После резкого перерыва начинается раздел развития, состоящий из двух разделов, первый из которых представляет новые мелодические идеи, а второй вращается вокруг нисходящей гаммы. Реприза первоначально представляет только первый предмет, прежде чем перейти в доминирующие педали, строительство до триумфального пересказа широкой мелодии сейчас в домашнем ключе Й мажора, в котором фрагменты первой темы, девиза темы и нисходящий масштаб банки быть услышанным в сопровождении. Вихревая кода завершает симфонию фортиссимо повторением медного хорала, появившегося в конце второй части. Заключительные такты представляют собой еще одну неотъемлемую часть крупномасштабных произведений Рахманинова, характерное решающее четырех нотное окончание ритма (в данном случае представленное в триоли), также слышимое в его Сонате для виолончели , втором и третьем фортепианных концертах и ​​в измененной форме в его четвертом фортепианном концерте и симфонических танцах .

Рукопись

Рукопись считалась утерянной, пока ее не обнаружили в поместье частного коллекционера в 2004 году. Ее подлинность была подтверждена Джеффри Норрисом . Он содержит материал, который не вошел ни в одно опубликованное издание. Рукопись перешла в собственность Фонда Табора и была передана на постоянное хранение Британской библиотеке .

В мае 2014 года рукопись была продана на аукционе Sotheby’s за 1 202 500 фунтов стерлингов.

Производные произведения

Часть второй части симфонии используется несколько раз в фильме « Бёрдмэн» 2014 года режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и даже используется в рекламных роликах. Он является частью партитуры, написанной мексиканским джазовым барабанщиком Антонио Санчесом .

Оперный тенор, аранжировка Кристиана Кеттера из оперы Рахманинова «Здесь хорошо», соч. 21, No. 7 цитирует паралитическую третью часть симфонии во введении к записи 2014 года «Beloved: live in recital».

Части третьей части были использованы в песне « Never Gonna Fall in Love Again » в 1976 году поп-певца Эрика Кармена , в которой вступление и основная мелодия третьей части были заимствованы в качестве припева и бриджа соответственно. Поскольку в то время на музыку Рахманинова все еще существовало авторское право (с тех пор срок его действия истек в большинстве стран), Кармен была вынуждена выплатить гонорары имению Рахманинова за использование музыки композитора как для вышеупомянутой песни, так и для «All By Myself «. который позаимствовал из его второго фортепианного концерта в стихах. Мелодия также использовалась джазовым пианистом Данило Пересом в качестве основной темы своей мелодии «Если я когда-нибудь забуду тебя» на его альбоме 2008 года Across the Crystal Sea .

«Концерт № 5 для фортепиано с оркестром Рахманинова»

В апреле 2008 года компания Brilliant Classics выпустила аранжировку симфонии для фортепиано с оркестром Александра Варенберга под названием «Концерт № 5 Рахманинова для фортепиано с оркестром». Варенберг аранжировал Симфонию № 2 Рахманинова как концертное произведение для фортепиано с оркестром. Работа содержит около 40% исходного материала симфонии с некоторыми оригинальными нотами Варенберга, модификацией оригинальной партитуры и изменением многих гармоний «для улучшения звука и баланса». Аранжировка Варенберга представляет собой концерт из трех частей с новой второй частью и переработанным финалом, «чтобы создать более напряженную и эффективную эмоциональную кульминацию финала концерта».

Для первой части концертанте медленное вступление, развивающее основной мотив, сокращается от симфонии, при этом материал не отбрасывается, а вместо этого переносится на каденцию концертанте сразу после кульминации. Вторая часть концертантки в значительной степени следует за третьей частью симфонии, за исключением момента сразу после кульминации, когда вставляется экспозиция второй части симфонии, прежде чем вернуться к повторению третьей части симфонии .

Источник

Оцените статью