Рамо перекликанье птиц ноты

Орфей — Популярные пьесы зарубежных композиторов

Ноты для фортепиано в pdf


Орфей
Альбом популярных пьес зарубежных композиторов
для фортепиано
редактор-составитель К. Сорокин
“Музыка”, 1988г.
номер 9062
(pdf, 19 Mb)

Домашнее музицирование с давних пор стало традицией в нашей стране. Русская интеллигенция не довольствовалась посещением оперных и балетных спектаклей и выступлений «славных виртуозов», преимущественно приезжавших из зарубежных стран. Наиболее состоятельные дворяне нередко содержали в своих обширных поместьях оперные и балетные труппы, в состав которых входили крепостные (трагической судьбе, порою выпадавшей на долю одаренных крепостных актеров и актрис, посвящен, например, известный рассказ Н. С. Лескова «Тупейный художник»). Инструментальная музыка была неотъемлемой частью усадебного и городского быта подавляющего большинства русской интеллигенции.
Игре на фортепиано и скрипке, пению обучались с детства, о чем мы знаем из многих воспоминаний, переписки и других материалов, рисующих нам картину этого быта. Музыка играла большую роль в жизни Пушкина. В доме его друга П. А. Вяземского постоянно устраивались концерты. Грибоедов был хорошим пианистом и сам писал недурные пьесы. Друзья великого нашего баснописца Ивана Андреевича Крылова, посещая его, часто выражали желание послушать его проникновенную игру на скрипке. Л. Н. Толстой целые часы проводил за фортепиано, играя подчас даже трудные сочинения Бетховена, Шопена и других композиторов. Но «искусством дивным» (так назвал музыку Пушкин) увлекались не только создатели нашей художественной культуры, а гораздо более широкие круги передовой интеллигенции, интересовавшиеся не только творчеством, но и жизнью музыкантов-исполнителей и композиторов. О таком интересе свидетельствует, например, изданная в Петербурге в 1831 году книга Д. Ф. Кушенова-Дмитревского «Лирический Музеум», где вслед за кратким очерком истории музыки были помещены биографии знаменитых композиторов, певцов и виртуозов-инструменталистов. Уже цена этой книги (10 рублей — деньги по тому времени громадные) показывает, что профессиональная музыка тогда была уделом немногих и что между нею и музыкой народною лежала такая же пропасть, как между помещиком и его крепостными.

В советскую эпоху грань эта стерлась, и все области художественной культуры, по слову В. И. Ленина, стали достоянием всенародным. Стремление к музыкальному искусству сказалось не только в расширении сети театров, концертных организаций, консерваторий и музыкальных училищ, но и в небывалом распространении различнейших форм домашнего музицирования.
Естественно, далеко не каждый любитель музыки в состоянии сколько-нибудь удовлетворительно исполнить сложные композиции великих композиторов прошлого и наших современников. Но если в семье или в каком-нибудь музыкальном кружке найдется пианист, овладевший хотя бы скромными профессиональными навыками, то он может доставить подлинно художественное удовлетворение слушателям, сыграв легкие пьесы или переложения сложных композиций, или, наконец, хотя бы их отдельные части. Выпускаемый ныне альбом «Орфей» составлен именно применительно к домашнему или клубному музицированию. В «Орфее» собраны нетрудные фортепианные пьесы крупнейших западноевропейских композиторов начиная с середины XVII и кончая последними десятилетиями XIX столетия, а также переложения из музыкальных драм Глюка, из Героической симфонии Бетховена и некоторых романсов. Опыт предыдущих сборников такого рода (например, «Лиры») показывает, что они получают широкое распространение, помогая отвечать непрерывно растущим потребностям нашего народа в приобщении к мировой музыкальной культуре.
Сведения о композиторах, произведения которых вошли в данный том, приводятся далее в сборнике..

  • Люлли Ж.-Б. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ
    • 1. Гавот
    • 2. Ария
    • 3. Куранта
    • 4. Сарабанда
  • Корелли А. ДВЕ ПЬЕСЫ
    • 1. Сарабанда
    • 2. Прелюдия
  • Пёрселл Г. ТРИ ПЬЕСЫ
    • 1. Матросский танец
    • 2. Ария
    • 3. Менуэт
  • Куперсн Ф. ПЯТЬ ПЬЕС
    • 1. Маленькие ветряные мельницы
    • 2. Тамбурины
    • 3. Невинность
    • 4. Стыдливость
    • 5. Пылкость
  • Вивальди А. ЛАРГО
  • Рамо Ж.-Ф. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ
    • 1. Перекликание птиц
    • 2. Ригодон
    • 3. Менуэт
    • 4. Жига
  • Гендель Г. Ф. ШЕСТЬ ПЬЕС
    • 1. Ария
    • 2. Куранта
    • 3. Сарабанда
    • 4. Менуэт
    • 5. Менуэт
    • 6. Жига
  • Бах И. С. СЕМЬ ПЬЕС
    • 1. Прелюдия
    • 2. Гавот
    • 3. Бурре
    • 4. Бурре
    • 5. Менуэт
    • 6. Гавот
    • 7. Органная хоральная прелюдия
  • Скарлатти Д. ПЯТЬ ПЬЕС
    • 1. Менуэт
    • 2. Менуэт
    • 3. Гавот
    • 4. Пастораль
    • 5. Соната
  • Глюк К.ДВЕ ПЬЕСЫ
    • 1. Мелодия из оперы «Орфей»
    • 2. Гавот нз оперы «Ифигения в Авлиде»
  • Гайдн И. СЕМЬ ПЬЕС
    • 1. Немецкий танец
    • 2. Немецкий танец
    • 3. Анданте грациозо ..
    • 4. Аллегро
    • 5. Анданте
    • 6. Андантино
    • 7. Менуэт
  • Моцарт В. А. ПЯТЬ ПЬЕС
    • 1. Фантазия
    • 2. Турецкое рондо из сонаты № 11
    • 3. Аллегретто
    • 4. Адажио для стеклянной гармоники
    • 5. Менуэт из сонаты № 4
  • Бетховен Л. ПЯТЬ ПЬЕС
    • 1. Контрданс
    • 2. Немецкий танец
    • 3. Менуэт
    • 4. Багатель
    • 5. Багатель
  • Вебер К. М. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ
    • 1. Оригинальный вальс..
    • 2. Экосез
    • 3. Экосез
    • 4. Вальс
  • Россини Д. БАГАТЕЛЬ
  • Шуберт Ф. СЕМЬ ПЬЕС
    • 1. Музыкальный момент..
    • 2. Аллегретто
    • 3. Немецкий танец
    • 4. Лендлер
    • 5. Печальный вальс
    • 6. Военный марш
    • 7. Серенада
  • Мендельсон Ф. ДВЕ ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ
    • 1. Песня венецианского гондольера
    • 2
  • Шуман Р. ПЯТЬ ПЬЕС
    • 1. Вальс
    • 2. Вещая птица
    • 3. Важное событие
    • 4. Отчего?
    • 5. Я не сержусь
  • Шопен Ф. ПЯТЬ ПЬЕС
    • 1. Ноктюрн
    • 2. Прелюдия
    • 3. Мазурка
    • 4. Вальс
    • 5. Полонез

Источник

Перекликание птиц

О произведении

Другие издания

  • с онлайн-версией
  • по всем записям

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Перекликание птиц», автора Рамо Ж.Ф. Ноты были изданы в 1937 году. Содержит с. 18 — 20

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Перекликание птиц

О произведении

Другие издания

  • с онлайн-версией
  • по всем записям

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Перекликание птиц», автора Рамо Ж.Ф. Содержит с. 18 — 20

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Жан-Филипп Рамо

Жан-Филипп Рамо запись закреплена

Жан Филипп Рамо:
Биография (из wikipedia.org):
Сын органиста, знал ноты раньше, чем научился читать. Учился в иезуитской школе. В 18 лет был отправлен отцом в Италию совершенствовать музыкальное образование в Милане. Вернувшись, выступал скрипачом в оркестре Монпелье, служил органистом в Дижоне, Клермон-Ферране, Лионе. С 1722 обосновался в Париже. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, с 1745 стал придворным композитором.
Показать полностью.

Рамо — автор трёх сборников пьес для клавесина (1706, 1724, 1727) и пяти «концертов» для клавесина, скрипки и виолы да гамба (сборник издан в 1741), содержащих сюиты и яркие характеристические пьесы. Среди них наиболее известны «Тамбурин» (Tambourin), «Курица» (La poule), «Дофина» (La Dauphine), «Молоточки» (Les petits marteaux), «Перекличка птиц» (Le Rappel des oiseaux). Пьесы для клавесина — творческая лаборатория Рамо-композитора, место проведения экспериментов в области гармонии, ритма, фактуры. Например, пьесы «Дикари» (Les sauvages) и «Циклопы» (Les Cyclopes) необычайно изобретательны с точки зрения развёртывания тонального лада, а пьеса «Энгармоническая» (L’Enharmonique) — один из первых в истории музыки примеров энгармонической модуляции.
Рамо создал новый оперный стиль, шедевром которого стали его лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737), Зороастр (en:Zoroastre, 1749). Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантные Индии» (Les Indes galantes) (премьера: 1735, Парижская Опера, балетмейстер М.Блонди), пользующаяся успехом у режиссеров, исполнителей и публики и поныне.
Далее из belcanto.ru
. Надо его любить с тем нежным почтением, которое сохраняется по отношению к предкам, немного неприятным, но умевшим так красиво говорить правду.
К. Дебюсси

Жан Филипп Рамо (Jean-Philippe Rameau)

Ставший знаменитым лишь в зрелые годы, Ж. Ф. Рамо так редко и скупо вспоминал о своем детстве и юности, что даже его жена почти ничего об этом не знала. Лишь по документам и отрывочным воспоминаниям современников мы можем восстановить путь, приведший его на парижский Олимп. День его рождения неизвестен, а крещен он был 25 сентября 1683 г. в Дижоне. Отец Рамо работал церковным органистом, и первые уроки мальчик получил от него. Музыка сразу стала его единственной страстью. В 18 лет он отправился в Милан, но вскоре вернулся во Францию, где вначале странствовал с бродячими труппами в качестве скрипача, потом служил органистом в ряде городов: Авиньоне, Клермон-Ферране, Париже, Дижоне, Монпелье, Лионе. Так продолжалось до 1722 г., когда Рамо выпустил в свет свой первый теоретический труд — «Трактат о гармонии». О трактате и его авторе заговорили в Париже, куда Рамо переехал в 1722 или в начале 1723 г.

Человек глубокий и искренний, но совершенно не светский, Рамо приобрел среди выдающихся умов Франции как приверженцев, так и противников: Вольтер называл его «нашим Орфеем», но Руссо, поборник простоты и естественности в музыке, резко критиковал Рамо за «ученость» и «злоупотребление симфониями» (по свидетельству А. Гретри, враждебность Руссо была вызвана чрезмерно прямодушным отзывом Рамо о его опере «Галантные музы»). Решившись выступить на оперном поприще лишь почти в пятидесятилетнем возрасте, Рамо с 1733 г. стал ведущим оперным композитором Франции, не оставляя также научную и педагогическую деятельность. В 1745 г. он получил звание придворного композитора, а незадолго до смерти — дворянство. Однако успех не заставил его изменить своей независимой манере держаться и высказываться, из-за чего Рамо прослыл чудаком и нелюдимом. Столичная газета, отзываясь на кончину Рамо — «одного из знаменитейших музыкантов Европы», — сообщала: «Он умер со стойкостью. Разные священники не могли ничего от него добиться; тогда появился священник. долго разглагольствовал так, что больной. с яростью воскликнул: „Кой черт пришли вы сюда петь мне, господин священник? У вас фальшивый голос!“» Оперы и балеты Рамо составили целую эпоху в истории французского музыкального театра. Его первая опера «Самсон» на либретто Вольтера (1732) не была поставлена из-за библейского сюжета. С 1733 г. произведения Рамо шли на сцене Королевской академии музыки, вызывая восхищение и споры. Связанный с придворной сценой, Рамо был вынужден обращаться к сюжетам и жанрам, унаследованным от Ж. Б. Люлли, но трактовал их по-новому. Поклонники Люлли критиковали Рамо за смелые нововведения, а энциклопедисты, выражавшие эстетические запросы демократической публики (особенно Руссо и Дидро), за верность жанру «версальской оперы» с ее аллегоризмом, царственными героями и сценическими чудесами: все это казалось им живым анахронизмом. Гениальное дарование Рамо определило высокие художественные достоинства его лучших произведений. В музыкальных трагедиях «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737), «Дардан» (1739) Рамо, развивая благородные традиции Люлли, прокладывает путь к будущим открытиям К. В. Глюка, сумевшего возвратить античным сюжетам их первозданную строгость и страстность.

Проблематика оперы-балета «Галантная Индия» (1735) созвучна идеям Руссо о «естественном человеке» и воспевает любовь как силу, объединяющую все народы на свете. Опера-балет «Платея» (1735) сочетает в себе юмор, лирику, гротеск и иронию. Всего Рамо создал около 40 сценических произведений. Качество либретто в них нередко было ниже всякой критики, однако композитор в шутку говорил: «Дайте мне „Голландскую газету“, и я положу ее на музыку». Но к себе как к музыканту он относился очень требовательно, считая, что оперному композитору надо знать и театр, и человеческую натуру, и всевозможные характеры; разбираться и в танце, и а пении, и в костюмах. И живая красота музыки у Ра-мо обычно одерживает победу над холодным аллегоризмом или придворной пышностью традиционных мифологических сюжетов. Мелодика арий отличается яркой выразительностью, оркестр подчеркивает драматические ситуации и живописует картины природы и сражений. Но Рамо не ставил перед собой задачу создания целостной и оригинальной оперной эстетики. Поэтому успех оперной реформы Глюка и спектаклей эпохи французской революции обрек сочинения Рамо на длительное забвение. Лишь в XIX-XX вв. гениальность музыки Рамо вновь была осознана; ею восхищались К. Сен-Санс, К. Дебюсси, М, Равель, О. Мессиан.

Значительная область творчества Рамо — клавесинная музыка. Композитор был выдающимся исполнителем-импровизатором, 3 выпуска его пьес для клавесина (1706, 1722, ок. 1728) включали 5 сюит, в которых танцевальные пьесы (аллеманда, куранта, менуэт, сарабанда, жига) чередовались с характеристическими, имевшими выразительные названия («Нежные жалобы», «Беседа муз», «Дикари», «Вихри» и др.). По сравнению с клавесинным письмом Ф. Куперена, прозванного за свое мастерство еще при жизни «великим», стиль Рамо более броский и театральный. Уступая иногда Куперену в филигранной утонченности деталей и хрупкой переливчатости настроений, Рамо в лучших своих пьесах достигает не меньшей одухотворенности («Перекликание птиц», «Крестьянка»), взволнованной пылкости («Цыганка», «Принцесса»), тонкого сочетания юмора и меланхолии («Курица», «Хромуша»). Шедевром Рамо является Гавот с вариациями, в котором изысканная танцевальная тема постепенно обретает гимническую суровость. В этой пьесе словно бы схвачено духовное движение эпохи: от утонченной поэзии галантных празднеств на картинах Ватто к революционному классицизму полотен Давида. Помимо сольных сюит, Рамо написал 11 концертов для клавесина с сопровождением камерных ансамблей.

Современникам Рамо стал известен сначала как музыкальный теоретик, а потом уже как композитор. Его «Трактат о гармонии» содержал ряд блестящих открытий, заложивших основы научной теории гармонии. С 1726 по 1762 гг. Рамо опубликовал еще 15 книг и статей, в которых излагал и отстаивал свои взгляды в полемике с противниками, возглавляемыми Руссо. Академия наук Франции высоко оценила труды Рамо. Популяризатором его идей стал другой выдающийся ученый — Д’Аламбер, а Дидро написал повесть «Племянник Рамо», прообразом героя которой стал реально существовавший Жан-Франсуа Рамо, сын брата композитора Клода.

Возвращение музыки Рамо в концертные залы и на оперные сцены началось только в XX в. и в первую очередь благодаря усилиям французских музыкантов. Напутствуя слушателей премьеры оперы Рамо «Ипполит и Арисия», К. Дебюсси писал в 1908 г.: «Не будем бояться показать себя ни слишком почтительными, ни слишком растроганными. Прислушаемся к сердцу Рамо. Никогда не было голоса более французского. »

Родился в семье органиста; седьмой из одиннадцати детей. В 1701 году решает посвятить себя музыке. После короткого пребывания в Милане становится руководителем капеллы и органистом сначала в Авиньоне, затем — Клермон-Ферране, Дижоне, Лионе. В 1714 году переживает тяжелую любовную драму; в 1722 году публикует «Трактат о гармонии», что позволило ему получить давно желанную должность органиста в Париже. В 1726 году женится на Мари-Луизе Манго из семьи музыкантов, от которой у него будет четверо детей. С 1731 года дирижирует частным оркестром знатного сановника Александра де Ла Пуплиньера, любителя музыки, друга художников и интеллектуалов (и, в частности, Вольтера). В 1733 году представляет оперу «Ипполит и Арисия», вызвав бурную полемику, возобновленную в 1752 году благодаря Руссо и Д’Аламберу.

«Ипполит и Арисия» (1733), «Галантная Индия» (1735—1736), «Кастор и Поллукс» (1737, 1154), «Дардан» (1739, 1744), «Платея» (1745), «Храм Славы» (1745—1746), «Зороастр» (1749—1756), «Абарис, или Бореады (1764, 1982).

По меньшей мере за пределами Франции театр Рамо еще предстоит узнавать. Существуют препятствия на этом пути, связанные с характером музыканта, с его особой судьбой как автора театральных произведений и отчасти не поддающимся определению талантом, то опирающимся на традицию, то очень раскованным в поисках новых гармоний и особенно новой оркестровки. Другая трудность состоит в характере театра Рамо, изобилующего длинными речитативами и аристократическими танцами, величавыми даже в своей непринужденности. Его склонность к серьезному, соразмерному, обдуманному, к музыкальному и драматическому языку, почти никогда не становящемуся импульсивным, его предпочтение подготовленных мелодических и гармонических оборотов — все это придает действию и выражению чувств монументальность и церемониальность и как бы даже превращает персонажей в фон.

Но это лишь первое впечатление, не принимающее в расчет драматических узлов, в которых взор композитора устремляется на персонажа, на ту или иную ситуацию и высвечивает их. В эти моменты вся трагическая сила великой французской классической школы, школы Корнеля и в еще большей степени Расина, оживает вновь. С таким же тщанием декламация моделируется на основе французского языка — эта черта сохранится вплоть до Берлиоза. В области мелодики ведущее место занимают ариозные формы, от гибко-нежных до неистовых, благодаря которым утвердился язык французской оперы-сериа; здесь Рамо предвосхищает композиторов конца века — таких, как Керубини. А некоторая приподнятость воинственных хоров воинов может напомнить Мейербера. Поскольку Рамо предпочитает мифологическую оперу, постольку он начинает закладывать основы «большой оперы», в которой мощь, величие и разнообразие должны сочетаться с хорошим вкусом в том, что касается стилизации, и с красотой декораций. Оперы Рамо включают хореографические эпизоды в сопровождении зачастую прекрасной музыки, имеющей описательную драматургическую функцию, что придает спектаклю очарование и привлекательность, предвосхищая некоторые очень современные решения, близкие Стравинскому.

Проживший больше половины своих лет вдали от театра, Рамо возродился к новой жизни, когда был призван в Париж. Его ритм меняется. Он женится на очень молодой женщине, выступает в театральных периодических изданиях с научными трудами, и от его позднего «брака» рождается французская опера будущего.

Источник

Оцените статью