- Нотная грамота для барабанщиков
- Зачем барабанщику изучать ноты?
- Длительности и нотный стан
- Размеры тактов
- Длины нот
- С точками
- Паузы
- Повторы
- Что дальше?
- Как написать партию ударных в Guitar Pro
- Ранетки ноты для ударных
- Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
- Азы нотной грамоты для барабанщиков.
- Как научиться нотной грамоте барабанщику?
- Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Обозначения инструментов ударной установки на нотном стане.
- Бас-Барабан.
- Малый (рабочий) барабан.
- Том-томы.
- Тарелки.
- Артикуляция (способы звукоизвлечения) при игре на барабанной установке.
- Способы звукоизвлечения на малом (рабочем) барабане.
- Способы звукоизвлечения на хай-хете (hi-hat).
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник
Как написать партию ударных в Guitar Pro
Для начала посмотрим на саму ударную установку, чтобы разобраться с названиями всех её элементов.
Чтобы проще было ориентироваться во всём этом хаосе, давайте условно разделим ударную установку на типы. Всего их 5:
Тарелки (Крэши, Сплэши, Чайна, Райд)
Хай-Хэт
Том-томы (Малый том, Средний том, Нижний том, Напольный том)
Рабочий барабан (Малый барабан)
Бас-бочка (Bass Drum)
(!) Игра на ударных представляет из себя чередование между этими типами ударных и между собой.
Я всегда, любую песню начинаю писать из ударных. Потому открывает Guitar Pro, я пользуюсь версией 5.2 и жмём Shift+Ctrl+Ins либо нажимаем «Дорожка» и выбираем «Добавить»
Далее выбираем «Ударные» и жмём ОК .
В открывшемся окне свойств можно изменить название дорожки, цвет и настроить отображение. Я же здесь ничего не меняю, жму ОК .
Удаляю дорожку акустической гитары, чтобы не мешала.
Теперь откроем таблицу ударных. Для этого жмём эту вот кнопочку
И теперь давайте её внимательно разберём и выучим только самые необходимые нам элементы, для написания простой партии.
Запоминаем цифры, их немного, но если что-то забудется на первых парах, то всегда можно заглянуть в таблицу ударных и подсмотреть. К тому же, там можно каждый из барабанов прослушать.
36 — Бас-Бочка (Bass Drum)
38 — Рабочий барабан (Acoustic Snare)
46 — Открытый Хай-Хэт (Open Hi-Hat)
49 и 57 — Крэши (Crash Cymbal)
51 и 59 — Райды (Ride Cymbal)
53 — Цоколь (Ride Bell)
43, 45 и 47 — Тома
Для написания простейшей партии ударных я возьму из тарелок — пара крэшей (49 и 57) и райдов (51 и 59), а из томов — средний (47) и нижний том (45), и высокий напольный том (43). Так же может пригодится цоколь от райда (53).
Остальное же, а именно бас-бочка (36), рабочий (38) и хай-хэт (46) запомнить нужно обязательно, чтоб не отвлекатся постоянно на таблицу.
Почти всегда любая партия ударных начинается именно с бас-бочки (36) и лишь только потом играется малый барабан (38).
Давайте напишем квадрат (4 такта) из чередующихся бас-бочки и рабочего.
Длина ноты ( + / — )
Пауза ( R )
Вот что получилось
Теперь расставим чередующиеся между собой Крэши (49 и 57) и Хай-Хэт (46).
Хай-Хэт я всегда пишу нотой-призраком (O) , на каждой ноте хай-хэта жму «O» . Таким образом он не бьёт в уши и не заглушает остальные инструменты.
В конце я добавляю ещё один такт с бас-бочкой и крэшем на всю его длину.
Вот что вышло:
Ну и чтоб простая партия ударных звучала интересне, рекомендую украсить её райдами (51, 59), райд беллом (53) и том-томами.
Дублирую квадрат и в четвёртом такте, играюсь со второй половиной такта, чтобы красиво соединить первый квадрат со вторым. Ну а второй, чтоб не выглядел копипастным, просто заменяю хай-хэт райдом.
Вот такая получилась партия:
И главное помнить, что у барабанщика две руки и две ноги! Ударить одновременно в крэш, хай-хэт и в рабочий барабан — физический не получится. Опираясь на это представление, человек, абсолютно не знакомый с барабанами вполне может написать годную партию ударных. Главное не боятся пробовать и слушать побольше любимой музыки.
Для дальнейшей работы над композицией так же рекомендую поставить жёлтый курсор на первый такт и сочетанием клавиш Ctrl + Ins добавить ещё один такт. Он будет служить в качестве отсчёта.
На нём пишем четыре четвёртных ноты либо метронома (33 — Metronome Click), либо удара по ободу малого барабана обратным концом палочки (37 — Side Stick), либо просто удара палочек (31 — Sticks).
Источник
Ранетки ноты для ударных
Мы мечтали об этом не раз,
Но мечта, как обычно, разбита.
В твоём сердце был кто-то из нас,
А теперь это сердце забыто.
Мы мечтали об этом не раз.
Припев:
Когда,
Вдруг уходит от нас навсегда,
Этот свет ты теряешь тогда,
То, что было важней, чем вода,
Там секунды-года
И мечта никогда, никогда, никогда не вернётся,
Ведь она никогда, никогда, никогда не вернётся.
Мы забудем, что было вчера,
Но лишь в памяти есть продолженье.
Суета, суета, суета,
И однажды придет вдохновенье.
Мы забудем, что было вчера.
Припев:
Когда,
Вдруг уходит от нас навсегда,
Этот свет ты теряешь тогда,
То, что было важней, чем вода,
Там секунды-года
И мечта никогда, никогда, никогда не вернётся,
Ведь она никогда, никогда, никогда не вернётся.
Мы мечтали об этом не раз,
Но мечта, как обычно, разбита.
Мы мечтали об этом не раз.
Припев:
Когда,
Вдруг уходит от нас навсегда,
Этот свет ты теряешь тогда,
То, что было важней, чем вода,
Там секунды-года
И мечта никогда, никогда, никогда не вернётся,
Ведь она никогда, никогда, никогда не вернётся.
И мечта никогда, никогда, никогда не вернётся,
Ведь она никогда, никогда, никогда не вернётся.
2:504
Источник
Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
Всем привет! Дорогие друзья на первом уровне нашего самоучителя нотной грамоты для барабанщиков мы лишь познакомились с ней, уяснили некоторые важные моменты и разобрались зачем вообще она нам нужна =)
А вот сегодня тема будет раскрыта гораздо глубже, будет очень интересно я уверяю Вас! Поэтому располагайтесь поудобней, возьмите блокнотик, возможно Вам понадобится что-то выписать для себя или зарисовать.
Азы нотной грамоты для барабанщиков.
Что же входит в понятие «азы»? На мой взгляд, то как выглядит нота на нотном стане, где она располагается и что она обозначает, является основой основ. Знать это обязан каждый человек который хотя как-то связан с музыкой.
Как научиться нотной грамоте барабанщику?
Научиться нотной грамоте ударнику очень легко. Стоит всего лишь прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Поэтому, дабы не пропустить выход новых статей подпишитесь по почте!
Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы (Сейчас Вы ее читаете)
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых
Дальше нужно лишь применять полученные знания на практике и периодически возвращаться к этому самоучителю если что-то забыли.
Обозначения инструментов ударной установки на нотном стане.
Традиционно стандартный набор барабанов обозначается нотой с головкой овальной формы, различная перкуссия нотой с ромбовидной формой, а тарелки нотой х-образной формы.
Такой элемент как ков-белл (cow-bell) принято обозначать нотой с треугольной заштрихованной головкой между четвертой и пятой линией, либо на пятой линии.
Барабанщики во всем мире не пришли к единому стандарту какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке. В связи с этим к каждой нотной записи как правило прилагается «нотный нейтральный ключ» (на англ. key) — условные обозначения, указывающие какой барабан какой нотой обозначается.
Бас-Барабан.
Стандартно басовый барабан записывается нотами между первой и второй линиями нотного стана, но иногда на первой линейке.
Нота зафиксированная на первой линии говорит о том, что это второй бас-барабан (при игре карданом, удар по второй педали). У ноты басового барабана штиль может быть направлен как вверх ↑, так и вниз ↓
Малый (рабочий) барабан.
Ноты малого барабана обычно записывают между третьей и четвертой линей. У ноты малого барабана штиль может быть направлен как вверх ↑, так и вниз ↓
Том-томы.
Том-томы обозначаются обычной нотой штилем вверх ↑. Ноты том-томов располагаются на нотном стане в зависимости от диаметра и тональности.
Чем меньше диаметр том-тома (соответственно выше тональность), тем выше располагается нота на нотном стане.
Стандартный набор ударной установки состоит из 3 том-томов – 2 из них навесные и один напольный (см.картинку).
Напольный том (floor-tom) — как правило обозначается нотой с штилем ↑ на второй линии.
Современные барабанщики зачастую используют столько томов, что их количество не поддерживается действующей нотации ударных. Максимально возможное количество том-томов которое возможно разместить на нотном стане — 5 штук.
Тарелки.
Что тарелки всегда обозначаются нотой с головкой х-образной формы я думаю не забыли?
Разберем способы игры на тарелках и их обозначение на нотном стане:
- играем по краю тарелки — стандартный случай, а значит обозначается нотой с х-образной головкой,
- играем по цоколю тарелки (на англ. bell) — обозначается нотой с ромбовидной головкой (в основном обозначается игра по цоколю райд (ride) тарелки).
Рассмотрим основные виды тарелок и пример «классической» схемы их расположения на нотном стане:
- Хай-хет (hi-hat) — палочкой, записывают над пятой линией,
- Креш (crash) — так же над пятой линией, но жирным,
- Райд (ride) — на пятой линии.
В наши дни обозначить все виды тарелок, которые используют барабанщики стало такой же проблемой как и у том-томов. Какие только тарелки не используют современные драммеры. Однако, некий стандарт все же есть! Итак, «современная» схема расположения тарелок:
- Хай-хет (hi-hat) — палочкой, записывают над пятой линией,
- Креш (crash) — так же над пятой линией, но жирным,
- Второй креш (crash) — на шестой дополнительной линии жирным знаком,
- Райд (ride) — на пятой линии,
- Сплеш (splash) — на шестой дополнительной линии,
- Чайна (china) — записывается над шестой дополнительной линией.
Артикуляция (способы звукоизвлечения) при игре на барабанной установке.
Извлекать звуки из отдельных частей ударной установки можно по-разному. Тут то и встает вопрос: как же обозначить различные способы звукоизвлечения? Зачастую, чтобы узнать о способе звукоизвлечения достаточно посмотреть лишь на головку ноты. Почему? Поймете дальше…
Способы звукоизвлечения на малом (рабочем) барабане.
Существует 3 способа обозначения игры на малом барабане:
- Обычная игра — записывается обычными нотами,
- Rim-shot — техника игры, когда барабанная палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану,
- Сross-stick (он же side stick) — техника игры, когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки (приподымая заднюю часть палочки) наносят удар по ободу.
Способы звукоизвлечения на хай-хете (hi-hat).
Хай-хет относится к тарелкам, поэтому обозначается нотой с х-образной головкой. Располагается обычно над пятой линией.
Открытый и закрытый hi-hat обозначаются по разному. Нота с х-образной головкой и кружком вокруг говорит о том, что хай-хет открытый, а если без кружка, то закрытый.
Существует возможность обозначить игру на полуоткрытом (приоткрытом) hi-hat’е, выглядеть это будет как нота с кружком и диагональю слева направо.
Игра ногой на хай-хете обозначается такой же нотой с х-образной головкой с штилем вниз ↓. Располагается она ниже первой линии, либо на ней. Это позволяет визуально отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.
Друзья вот мы и закончили изучать второй уровень, и теперь чтобы поистине стать грамотным барабанщиком, нам останется освоить последний — Третий уровень!
Источник