Раннее развитие детей по фортепиано

Программа по предмету «Фортепиано» для обучающихся подготовительного класса (5-6 лет) раннего эстетического развития МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1»
рабочая программа на тему

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Данная программа разработана для детей, занимающихся на отделении раннего эстетического развития, позволяет определиться с выбором, дальнейшего творческого развития по видам искусств, позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства.

Скачать:

Вложение Размер
Программа учебного предмета «Фортепиано» 940.59 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа расчитана на детей от 4 до 7 лет.Данная программа направлена на обогащение кругозора, эстетического вкуса обучающихся.

рабочая программа раннего эстетического развития детей по направлению «Народный вокал». для детей 5-6 лет. Расчитана на один год обучения.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш.

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 — 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Программа по учебному предмету «Элементарное инструментальное музицирование».

Данная программа направлена на приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры,развитие творческих способностей детей,обучение их игре на шумовых инструментах.программа построена на прин.

Данная программа рассчитана на один год подготовки и обучения детей дошкольного возраста навыкам игры на аккордеоне в классе раннего эстетического развития.

Источник

Методики раннего обучения детей игре на фортепиано.

Основная тенденция современного начального фортепианного музыкального образования состоит в усилении внимания фортепианных педагогов к важности слухового развития ребенка, и как следствие этого появляются различные методики раннего обучения детей. Это связано, прежде всего, с новыми исследованиями врачей и психологов, которые доказали, что ребенок в своем развитии проходит несколько так называемых критических периодов. Эти периоды характеризуются высокой степенью восприимчивости и ярко выраженной пластичностью мозга. Эти периоды получили названия – импрессинг. Несвоевременное начало занятий, пропущенный критический период – это и есть та основная причина, в силу которой редко реализовываются природные задатки детей. Трехлетний ребенок ещё не является сформированной личностью, в отличие от пятилетнего, и раннее начало обучения музыке является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы, средством активации высших функций мозга. Именно на трехлетний возраст и падает первый мощный критический период импрессинга, а раннее музыкальное обучение обладает мощным воздействием благодаря особой роли в созревании мозга именно движений, связанных с кистью руки.

До недавних пор считалось, что представительство различных сенсорных участков в коре головного мозга в течение всей жизни человека остается неизменным. Однако современными исследованиями доказано, что архитектура мозга модифицируется у каждого ребенка по-своему и это зависит от их эксплуатации. Каждый ребенок воспитывается в разных условиях воздействия среды и архитектура мозга у каждого своя. Раннее начало обучения музыкой имеет ряд преимуществ. Пианистический аппарат значительно податливее, навыки координации легко формируются и закрепляются, так как ещё не окончательно сформирована костно-мышечная система. Музыкальное развитие также воздействует на психические недуги, ошибки в воспитании, помогает скорректировать дефекты и слабые стороны, а главное является мощным стимулом развития интеллекта детей. Для детей леворуких, наприаер, это способ развития его правой руки. Проверить, левша ли ребенок очень просто, достаточно попросить его разбежаться и прыгнуть. У левши толчковая нога всегда левая. Детям с речевыми расстройствами развитие навыка пения и сольфеджирования помогает нормализации дыхания, расслабляет их мышцы и повышает концентрацию внимания. Кроме того, существует ещё ряд преимуществ этого возраста – пластичность мышц и модифицирующиеся навыки координации, Они более легко осваиваются и закрепляются именно в трехлетнем возрасте. Когда же можно начинать занятия музыкой с детьми? Основным показателем является речевая готовность, что является показателем общего развития ребенка.

Многие педагоги пришли к выводу, что учить начинающих учеников одной игре просто невозможно – необходима комплексная методика воспитания, которая должна включать множество компонентов – гимнастику, физическую и дыхательную, погружение в мир музыки, обучение нотной грамоте и теории, сочинение и импровизацию.

Особенностью всех ранних методик обучения является предигровой, подготовительный период. Длительность его зависит от уровня музыкального восприятия, от интеллектуального и физического развития ребенка. Иногда это 2-3 недели, а иногда надо ждать и год, два. Обычно дети, обучающиеся по такой методике, приступают к игре на инструменте, зная очень много, но существуют несколько условий обязательных для педагога. Первое. Ребенок может перейти к игре на клавиатуре, только тогда, когда он на ней свободно ориентируется. Когда нотный текст он слышит, то есть произошло слияние слуха и зрения, сольфеджирует и благодаря специальным упражнениям, достигнут тот необходимый тонус мышц, который необходим для игры. Второе. Традиционный способ и подход к выучиванию семи звуков звукоряда архаичен и неправилен.

Звукоряд должен возникать потом, позже как гамма. Третье. Знакомство с нотами должно начинаться не на бумаге, а на клавиатуре. Процесс обучения превращается в увлекательную игру, причем самое трудное бывает закончить урок и увести ребенка с урока. Используется при этом много игрушек, картинок и карточек.

Для работы с маленькими детьми необходимы опорные образы-символы. /Смотри подробно метод Юдовиной-Гальпериной./ Игра на инструменте – это всегда очень сильное эмоциональное воздействие на мозг и связана с включением всех систем – зрения, слуха, осязания. Поэтому остановимся подробнее на каждой.

Зрение. Прежде всего, надо обратить внимание на то, нет ли у ребенка сужения переферического поля зрения. Проверяется это просто – не поворачивает ли ребенок голову при нахождении глазами предмета – мяча, игрушки или просто руки. Нам очень важен не только горизонтальный охват клавиатуры, но и вертикальный. Именно поэтому так важно начинать обучение с черных клавиш, так как именно они служат ориентиром для вертикального зрения. Необходимо учитывать, что глаза маленького ребенка различают мелкие предметы только на расстоянии 30-35 см., а нотный пюпитр находится на расстоянии 50 см. Именно поэтому нужны крупные ноты. Ещё одна особенность зрения связана с фиксацией. Обратите внимание на руки ученика, когда он на них не смотрит, они всегда гораздо более естественны и пластичны и требование игры вслепую, на которое обращали внимание ещё педагоги 17 века, вам станет понятным. Поэтому игры в темноте, концерты при свечах, игра, закрыв руку платочком, просто прикрыв клавиатуру, приносят такую пользу детям.

В основу многих методик обучения этого возраста положена система цвето-музыкальных представлении Исаака Ньютона. До-красный, ре – фиолетовый, ми-синий, фа-голубой, соль-зеленый, ля-жёлтый, си-оранжевый. Но восприятие цвета очень индивидуально и, кроме того, дети в возрасте от трех до пяти не различают голубой и синий, фиксируя ясно, только красный, синий, желтый и зеленый. Поэтому в некоторых методиках используются другие цвета.

Слух. Мы знаем, что музыкальный слух включает несколько компонентов – звуковысотный, полифонический, гармонический, темброво-динамический и внутренний слух. Бывает ещё и вокальный, его отсутствие часто компенсирует внутренний. Что влияет на формирование гармонического слуха – прежде всего мажоро-минорная система. Поэтому понятия мажор-минор так важны уже в самом начале. Звуковысотный слух развивает сольфеджирование. Но гармонический слух и чтение взглядом нотного текста является основным для развития так необходимого для нас внутреннего слуха. Связь между зрением и слухом чрезвычайно важна, если она отсутствует, то беглое чтение с листа становится невозможным и сильно тормозит развитие ученика.

Осязание. Учеными выявлено, что каждый участок кожи имеет свое представительство в коре головного мозга, и даже различаются по размерам. Подушечки пальцев отличаются наибольшим представительством. Слух музыканта тесно связан с осязанием, и тактильная чувствительность индивидуальна.

Все методики раннего развития детей имеют раздел, связанный сритмическими движениямипод музыку, да и просто физические и дыхательные элементы физкультуры. Тело человека состоит из 639 мышц, в ходьбе участвуют 400, сколько же занято при игре на инструменте? Нам так необходимы мышцы опорно-двигательные, крупные мышцы спины, шеи, ног, мелкие мышцы рук, сгибатели-разгибатели. Любые нарушения приводят к сбою работы всех этих звеньев. Проверить это у ребенка не просто. Присмотритесь, как он ходит, сидит, бегает, можно просто свести лопатки к центру и если складка кожи образовалась равная, то это показывает вам на отсутствие сколиоза. Гимнастикой можно снять спазмы и откорректировать осанку. Более того, следить за этим необходимо на всем протяжении развития и обучения ребенка. Многие педагоги обратили внимание, что начало занятий с использования мелких мышц рук приводит к зажатости пианистического аппарата, и начинают обучение с развития крупных мышц, что имеет ряд безусловных преимуществ. Дыхательные упражнения, обычно это чередование различных по продолжительности вдохов и выдохов с участием рук или без них описаны в различной литературе довольно подробно.

Практика показывает, что часто дело не профессиональной непригодности того или иного ребенка, а в неправильных рабочих приемах педагогов. Человеческая природа несовершенна. Часто мы видим, как музыкальный талант сочетается с плохим физическим развитием ребенка. Педагог, форсирующий и выходящий за эти границы поставленные природой, часто наносит

огромный вред своему ученику. Основная опасность часто скрывается уже в скрытых напряжениях при первом извлечении звука.

Наибольшую популярность среди методик раннего обучения и проблемами раннего развития в двадцатом веке получила система обучения венгерского педагогаЗольтана Кодаи.Методика Зольтана Кодаи базируется на релятивной, то есть относительной системе Фриды Либенштейн. Ее школа под названием — Первоначальное обучение на фортепиано — вышла ещё в 1927 году и привлекла внимание педагогов к проблеме воспитания музыкального слуха, к освоению мажоро-минорной системы, когда дети начинают не с освоения нотной грамоты, а с освоения игры в различных тональностях по особой релятивной системе сольмизации. Именно этот принцип и лёг в основу системы Зольтана Кодаи, которая была внедрена в музыкальное образование всей Венгрии в общеобразовательных школах.

Другая методика раннего обучения детей связана с именем Карла Орфа. Её исходныйтезис стремление активизировать музицирование учеников путем импровизации и создания набросков собственной музыки. Техника игры на инструментах, по мнению Орфа, очень сложна и эмоционально сковывает ученика, для этого создаются специальные инструменты для коллективного музицирования. Причем, музыка должна быть связана с жестом, пантомимой, словом, танцем. Её нужно самому создавать и быть не столько её слушателем, сколько участником.

Очень большое распространение получила во второй половине 20 века система японского педагога Шиничи Сузуки. Основная его идея заключается в том, что усвоение речи ребенка идет от матери, так же, по его мнению, ребенок должен усвоить и музыкальную речь. Вторым главным компонентам обучения автор считает прослушивание дисков с записью той музыки, которую ребенок должен играть и множество различных форм музицирования детей вместе с родителями. См. подробнее в вопросе о школах.

Источник

Методическая разработка на тему: «Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте»
методическая разработка на тему

В моей работе описаны способы и методы обучения игре на фортепиано в раннем возрасте 4-6 лет. Описываются психологические особенности этого возраста, влияние родителей и окружающей среды на формирование личности и отношение к музыке.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_igre_na_fortepiano.docx 30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте (5, 6 лет)

«Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно,- вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни». (А.Артоболевская)

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий.

Весёлые и полезные игровые занятия с детьми пяти – шести лет – это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.

Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-6 лет? Например, упражнения развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово. Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать!

Таким образом, в мир звуков ребёнок попадает естественным для него путём – через игру, через собственную фантазию и воображение. Нотный текст при этом является лишь графическим отображением, иллюстрацией исполняемого. Его роль второстепенна.

Целесообразность такого подхода определена возможностью:

  1. реализовать ребёнку свою творческую инициативу;
  2. максимально сконцентрировать внимание на работе рук;
  3. использовать упражнения, попевки, песенки, различные игры с самых первых занятий, в донотном периоде обучения, одновременно постигая правила нотного письма;
  4. выполнять упражнения даже в отсутствии инструмента.

«Ребёнок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Необходимо оживить звуки. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение».

Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребёнка. Вряд ли найдутся такие родители, которые не желают своим детям добра и в решении этого вопроса бесценную роль играет воспитание искусством, музыкой.

Музыка — один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам.

В силу того, что звук — одно из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать одним из средств общения с детьми. Способность чувствовать и переживать, необходима каждому человеку. Задача взрослых — сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять.

«Ум, сердце и руки — вот что нужно развивать в детях как единое целое!»

Первоочередная задача музыкального воспитания детей — формирование музыкальности.

Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребенка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовать себя, раскрывать свою творческую индивидуальность, играя.
Первый этап обучения является решающим в жизни ребёнка. Именно в возрасте пяти-шести лет детей легче всего приобщить к музыке, не задумываясь о том, станут они музыкантами — профессионалами или нет.

Столь юный возраст играет значимую роль, так как никогда человека не волнует красота какой-то вещи, как в детстве; никакому другому возрасту не свойственна та безграничная фантазия, та яркая восприимчивость к эмоциям, которыми обладает ребёнок.

Вот почему как раз в этот период на него можно оказать посредством искусства наиболее естественное и сильное воздействие, опираясь и используя в процессе воспитания именно возрастные особенности ребёнка: его силу воображения, огромное желание самому участвовать в художественном творчестве.

Задача преподавателя в этот период — зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изучать ребёнка и, обучая, учиться сам.

При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, шаблоном для ученика.

Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на занятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. Поэтому преподаватель музыки должен быть не только хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать особенности их возраста и характера.

С того момента, как ребёнок впервые прикоснулся к инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребёнка в музыкальную школу, не заканчивали на этом свое участие.

Публичное выступление мотивирует и ребёнка и его родителей к получению новых знаний и навыков, усиливает интерес к занятиям. К такому выступлению относятся:

  1. Концерт класса. Преподаватель заранее продумывает сценарий, организует репетиции, оформляет афишу с указанием места и времени проведения концерта. На концерте присутствуют родители и родственники учащихся, а также коллеги и другие желающие. Каждый из учеников исполняет одно, два произведения. Слушает других, сравнивает и анализирует. Это способствует концентрации внимания, развитию слуха и памяти, формированию концертного волнения.
  2. Концерт-лекция. Педагог рассказывает новый материал и спрашивает то, что уже пройдено на уроках. Ученики проявляют активность, заинтересованность, каждый старается ответить правильно. Это улучшает их сосредоточенность, внимание, память и лидерские качества.
  3. Классный час. В конце четверти педагог организует небольшое чаепитие, на котором ученики и их родители делятся своими впечатлениями. Учащиеся могут исполнить пьесу. Закрепление полученных знаний проводится в виде игр, конкурсов, которые придумывают дети, родители и педагог. Таким образом дети проявляют интерес к знаниям и учатся вести себя в обществе.

Музыкальное образование, а вместе с тем и духовное развитие должно осуществляться не только в стенах ДШИ. Необходимо с раннего возраста всесторонне приобщать ребёнка к прекрасному: посещать с ним концертные залы, театральные спектакли, включать классическую музыку для детей дома.

Хочу обратиться к важному и достаточно сложному на мой взгляд вопросу изучения особенностей возрастной психологии учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Эта тема нашла освещение в ранее изданных работах А. Алексеева, Е. Тимакина, Л. Баренбойма, А. Артоболевской, А. Николаева. Проблемы, с которыми сталкиваемся мы, педагоги ДШИ, подтверждают актуальность данной темы и оправдывают поиски её решения.

Учащиеся подготовительной группы — это дети 5-6 лет, большинство из которых посещают детский сад, реже нулевые классы общеобразовательных школ. Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. Прежде, чем говорить о музыкальном образовании в подготовительном классе, следует рассмотреть некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение применительно к начальному обучению в целом.

Начальное обучение — важнейший период в жизни ребёнка. В эти годы он начинает активно познавать окружающий мир и самого себя; расширяется его информационное поле, появляется интерес к различным видам занятий.

Однако детство не есть период беспечной, «райской» жизни. В жизни детей, как и взрослых, много проблем, иногда трудноразрешимых, сложных, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, радоваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребёнка вовсе не мелочь, а скорее смысл жизни.

Учёный, психолог Э. Эриксон разделяет детство на три периода:

1. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). В этот период разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребёнка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, слабоволие.

2. Возраст игры (от 3 до 6 лет). В этот период дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями. Родители, поощряя самостоятельные начинания ребёнка, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

3. Школьный возраст (от 6 до 12 лет). Эго-идентичность ребёнка на этой стадии выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

Детство — это не прекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым. Если проанализировать его поступки, содержание игр то будет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стремится подражать старшим. Во многих играх дети берут на себя роль мамы, папы, врача, учителя. Дети со всей серьезностью могут обсуждать пустяковые с точки зрения взрослого вопросы. В это время они вовсе не беспечны, напротив, озабочены «жизненно важными проблемами», и эти заботы тоже ведут их к взрослению. Наша забота о ребёнке имеет педагогический смысл в том случае, если ребенок в общении с нами чувствует, что мы относимся к нему с доверием, считаемся с ним, понимаем его.

Столь ранний возраст отличается многими специфическими чертами. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка не ослабевал, вставлять игровую гимнастику, тем самым организуя небольшой отдых, не отрываясь от учебного процесса.

Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоциональная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необходимо учитывать на уроке. Не следует откладывать надолго ответы на возникающие у ребёнка вопросы на позднее время, любознательность ребёнка должна быть удовлетворена.

Третья характерная черта состоит в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но так, же быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребёнок перед этим хорошо его усвоил. Как говорится, «повторение мать учения».

Четвертая характерная особенность — это иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведёт к отрицательным результатам.

Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уроке надо сначала продемонстрировать тот или иной предмет или указать на ту или иную ситуацию и лишь, потом давать их словесное обозначение.

Цели деятельности педагога – «раскопать» и «раздуть» искорки любви к музыке, создать наилучшие возможности для развития музыкальных задатков, таящихся в душе многих детей, создать благоприятную атмосферу для занятий, сделать психологическую установку «Учитель в первую очередь друг».

Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей потребности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое развлечение, как новую игру.

Задача педагога — направить эту игру, сделать её средством достижения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре — звуки, а целью — чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, — то есть музыку.

Если педагог именно так и понимает свою задачу, так подходит к детям – он будет вознагражден: в его классе обязательно выявятся способные ученики, многие из которых в будущем станут активными и преданными любителями музыки, некоторые – и хорошими профессионалами.

Обучение детей не терпит шаблона, уравниловки.

В умении найти для каждого обучающегося наилучший путь и темп развития – проявляется мастерство педагога. Педагог должен быть хорошим психологом, чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Источник

Читайте также:  Крутой мама папа ноты
Оцените статью