Рапсодия рахманинова для фортепиано с оркестром
С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»
Сергей Рахманинов всегда отличался особенным музыкальным почерком. Именно это качество позволило ему внести собственную лепту в известное всем произведение. Умение правильно синтезировать различные жанры позволило Рахманинову обновить музыкальное содержание 24-го каприса Паганини.
Историю создания «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Сочинение относится к позднему периоду творчества. Во время создания русский и советский композитор уже давно проживал за границей. Многие годы музыкант ничего не сочинял, выбрав для заработка путь исполнителя. Длительные занятия за фортепиано утомляли и заглушали композиторский талант. На сочинение просто не оставалось ни времени, ни сил. В 1931 году вместе со своей семьей Рахманинов поселился в Швейцарии. После долгосрочного перерыва музыкант обращается за вдохновением к творцам прошлого. Фигура Паганини , его тонкость изложения музыкальной мысли приковали внимание советского композитора.
В течение нескольких лет, композитор работал над сочинением. Целью, которую он ставил для себя являлось объединение современных джазовых импровизаций с классическим романтическим произведением. В 1934 году произведение было завершено.
Изначально Рахманинов хотел, чтобы другие пианисты попробовали исполнить его произведение. Тем не менее, требовательность композитора к исполнению не позволила допустить такого исхода, что пианист не справится с задачей. Тогда Рахманинов сказал, что он не может предать сцену, играя меньше, для него лучше было умереть на сцене.
Действительно, выступление с данной программой тяжело далось музыканту. Из-за смысловой тяжести музыки, ее значения, Сергей Васильевич сильно переживал за принятие публикой композиции. Но его переживания были напрасны, так как публика буквально влюбилась в столь необычное и красочное сочинение. Премьера состоялась 7 ноября 1934 года. Партия фортепиано была исполнена Сергеем Рахманиновым. Филадельфийский оркестр звучал под управлением гениального и знаменитого Леопольда Стоковского. Сразу после премьеры произведение получило признание и стало популярно в кругах высокого искусства. По сей день вариации не теряют актуальности.
Интересные факты
- Композиция состоит из 24 вариаций. Наиболее популярной и любимой у слушателей является 18 вариация, именно в ней музыкальный образ приобретает наибольшую динамику.
- Тема Паганини является популярным музыкальным материалом не только среди слушателей, но и среди композиторов. До композитора вариации с основой в виде темы великого скрипача были использованы такими гениальными музыкантами, как Иоганнес Брамс и Ференца Листа. Даже известный композитор в жанре мюзикла Эндрю Ллойд Уэббер попробовал собственные силы в вариациях на каприс.
- Одним из известнейших исполнений считается авторское. Сохранились аудио и видеозаписи, в том числе с премьеры, на которых Сергей Рахманинов блистательно исполняет собственное сочинение.
- Произведение включает известный мотив «Dies irae», который является символом рока и смерти.
- Тональность – ля минор.
- Все вариации исполняются приемом attaca, то есть без перерыва. Общая длительность рапсодии составляет примерно 30 минут.
- В настоящее время вариации на тему Паганини Рахманинова популярнее оригинальной скрипичной версии.
- Наиболее известными исполнителями «Рапсодии на тему Паганини» можно считать таких великих пианистов, как Артур Рубинштейн, Михаил Плетнев, а также Владимир Ашкенази.
- Восемнадцатая вариация часто использовались в Голливуде, не только в киноиндустрии, но и в популярной музыке.
Содержание «Рапсодии на тему Паганини»
Рапсодия или вариации на тему Паганини представляют собой одно из ярчайших произведений для фортепиано с оркестром в творчестве композитора.
Стоит отметить, что в XX веке Сергей Васильевич считался одним из крупнейших виртуозов-исполнителей, что также сближало его с загадочным Николло Паганини. Образ музыканта эпохи романтизма, его глубина и мистичность – все это отобразилось в 24 каприсе для скрипки . Выразительная тема из 16 тактов запоминается с первого раза. Даже в современном мире среди исполнителей считается вершиной мастерства исполнение столь сложной с технической точки зрения композиции, не говоря уже о 18-19 веках. За способность к виртуозной игре Николло стали считать человеком, продавшим душу дьяволу.
Прочувствовав не только характерные черты для эпохи, но и для личности Паганини, Рахманинов постарался как можно точнее при помощи символов отобразить все фантастическое и магическое, чем наполнена музыка. Одним из символов является мотив «Dies irae», который достаточно часто можно услышать в творчестве композитора. Это символ не только страданий, но и смерти, ужаса. Негативная окраска позволяет раскрыть новые смысловые грани сочинения.
Не случайно и обращение к жанру рапсодии. В музыкальном искусстве главными чертами рапсодии можно считать импровозиционное, свободное изложение и воссоздание определенной эпохи. В ходе жанровой эволюции данное понятие было приближено к поэме.
Как говорилось ранее, произведение включает в себя 24 вариации. Каждая вариация несет в себе определенную жанровую нагрузку. Образ постоянно трансформируется и видоизменяется, что свойственно вариациям романтического периода. Тем не менее можно заметить, что вариационный цикл отчетливо делится на три раздела:
- С 1 – 11 вариации – это экспозиционный раздел, который характеризуется незначительными изменениями темы. Местной кульминацией является 11 вариация, представляющая собой образец стиля Рахманинова.
- С 12-18 вариации можно проследить активное развитие музыкального развития. Кульминация достигается в одной из самых прекрасных вариаций — №18.
- С 19-24 вариации начинается заключительный этап. Даже по темповым обозначениям можно понять, что страсти постепенно утихают, на их смену приходит тишина и смирение.
Широкая эмоциональная амплитуда от ностальгии до дьявольских страстей заставляет слушателя испытывать разные чувства. Развитие динамичное на протяжении всей композиции не дает человеку заскучать во время прослушивания.
Музыка «Рапсодии на тему Паганини» в кинематографе
Рапсодия на тему Паганини является произведением широко известным во многих европейских стран. Уже спустя 19 лет после создания данного сочинения, оно было использовано в кинематографе. Сегодня актуальность музыки не потеряна, поэтому кинорежиссеры активно используют музыкальное произведение в киноиндустрии. Услышать «Вариации на тему Паганини» Рахманинова можно в следующих кинолентах:
- Правильная жена (2015);
- Живые внутри (2014);
- Николина & Томислав (2013);
- Паганини: Скрипач дьявола (2013);
- Истории Байрона (2010);
- Ронин (1998);
- Сабрина (1995);
- День сурка (1993);
- Умереть заново (1991);
- Сингапурский Слинг (1990);
- Где-то во времени (1980);
- История о третьей любви (1953).
«Рапсодия или вариации на тему на Паганини» — это шедевр культуры XX века, сохраняющий собственную ценность и в наше время. Сплетение жанров, исключительное видение образа, понимание содержания, возможность экспериментировать позволили Сергею Рахманинову создать неповторимое сочинение.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова
Источник
Рапсодия на тему Паганини — Rhapsody on a Theme of Paganini
Рапсодия на тему Паганини , соч. 43, ( русский : Рапсодия на тему Паганини , Рапсодия на тему Паганини ) — концертное произведение Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром , очень напоминающее фортепианный концерт , все в одной части. Рахманинов написал произведение в своем летнем доме на вилле Сенар в Швейцарии, судя по партитуре, с 3 июля по 18 августа 1934 года. Сам Рахманинов, известный интерпретатор своих произведений, сыграл партию фортепиано на премьере произведения 7 ноября. 1934, в Лирическом оперном театре в Балтиморе , штат Мэриленд , с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стокски . Рахманинов, Стокски и Филадельфийский оркестр сделали первую запись 24 декабря 1934 года в студии RCA Victor ‘s Trinity Church в Камдене, штат Нью-Джерси . На английской премьере 7 марта 1935 года в Манчестерском зале свободной торговли также Рахманинов поставил « Халле» под управлением Николая Малко .
СОДЕРЖАНИЕ
Приборы
Состав
Часть представляет собой набор из 24 вариаций на двадцать четвертой и последней из Никколо Паганини «s каприсам для скрипки соло , которая вдохновила произведения нескольких композиторов . На исполнение всей композиции уходит около 22–24 минут. Все вариации ля минор, если не указано иное.
- Секция 1:
- Введение: Allegro vivace
- Вариант 1: (Precedente)
- Тема: L’istesso tempo
- Вариант 2: L’istesso tempo
- Вариант 3: L’istesso tempo
- Вариант 4: Più vivo
- Вариант 5: Predente Tempo
- Вариант 6: L’istesso tempo
- Вариант 7: Meno mosso, темп-модерато
- Вариант 8: Темп I
- Вариант 9: L’istesso tempo
- Вариант 10: L’istesso tempo
- Раздел 2:
- Вариант 11: Модерато
- Вариация 12: Tempo di minuetto ( Ре минор )
- Вариант 13: Аллегро (ре минор)
- Вариант 14: L’istesso tempo ( Фа мажор )
- Вариант 15: Più vivo scherzando (фа мажор)
- Вариант 16: Аллегретто ( B ♭ минор )
- Вариант 17: (Аллегретто) (B ♭ минор)
- Вариант 18: Andante cantabile ( D ♭ мажор )
- Раздел 3:
- Вариант 19: Темп-вивас
- Вариант 20: Un poco più vivo
- Вариант 21: Un poco più vivo
- Вариант 22: Марциале. Un poco più vivo (Alla breve)
- Вариант 23: L’istesso tempo
- Вариант 24: A tempo un poco meno mosso (ля минор → ля мажор )
Хотя работа Рахманинова выполняется за один проход без перерывов, ее можно разделить на три части, как показано выше. Они соответствуют трем частям концерта : до вариации 10 соответствует первой части, вариации с 11 по 18 эквивалентны медленной части, а остальные вариации составляют финал.
Анализ
После краткого вступления перед темой разыгрывается первая вариация . Тема Паганини изложена на струнах, а фортепиано выделяет заметные ноты после первой вариации. Рахманинов, вероятно, придумал вариант перед темой из финала симфонии « Героическая » Бетховена . Варианты со II по VI объединяют элементы темы. Паузы и риторические расцветы фортепьяно в вариации VI знаменуют смену темпа и тона. Пианино рядом серьезно возглашают судный день , «день гнева» грегорианский хорал из средневековой мессы Мертвых , в то время как оркестр сопровождает более медленной версию открытия мотива темы Паганини. Это одно из нескольких произведений Рахманинова, цитирующих простую мелодию Dies Irae .
Медленная 18-я вариация, безусловно, самая известная, и ее часто включают в компиляции классической музыки без остальной части работы. В его основе — инверсия мелодии темы Паганини. Другими словами, Незначительная Паганини тема буквально играл «вверх ногами» в D ♭ мажор, с несколькими другими изменениями. Сам Рахманинов признал привлекательность этого варианта, сказав: «Это для моего агента».
24-я вариация более игривая по тону, чем большинство других вариаций, заканчиваясь движением клавиатуры глиссандо перед цитированием исходной темы в последнем такте. Из-за скорости и больших прыжков на фортепиано 24-я и последняя вариация рапсодии представляет значительную техническую трудность для пианиста. Незадолго до выступления на мировой премьере Рахманинов, страдающий опасениями по поводу выступления, признался в трепете по поводу своей способности сыграть его. По предложению своего друга Бенно Моисейвича , Рахманинов нарушил свое обычное правило против употребления алкоголя и выпил стакан крем-де-мент, чтобы успокоить нервы, который, по общему мнению, держал под фортепиано. Его выступление имело ошеломляющий успех, и перед каждым последующим исполнением рапсодии он пил крем де мент. Это привело к тому, что Рахманинов назвал двадцать четвертый «Crème de Menthe Variation».
Балетные интерпретации
В 1939 году Мишель Фокин написал Рахманинову из Окленда , Новая Зеландия , где он находился с гастролями, прося разрешения композитора использовать Рапсодию на тему Паганини для своего балета « Паганини» , хореография которого он почти закончил . Фокин хотел внести изменения незначительных на счет, включая повторное использование 12 предыдущих мер , как более театральны эффективное введение в 18 вариации, которую он хотел играть в D ключа майора, а не ♭ мажора. Рахманинов согласился на дополнительные меры, но сказал, что ля мажор не сработает, и попросил сыграть 18-ю вариацию ре мажор, чтобы усилить напряжение. Он также интересуется , почему Никколо Паганини был превращен в гитарной игрока в сценарии Фокина, но не возражает. Паганини был впервые в 1939 году Королевским Балетом в Королевском оперном театре в Ковент — Гарден , Лондон . Балет имел успех, что порадовало Рахманинова, и в 1940 году он написал свои « Симфонические танцы» с мыслью о Фокине. Он сыграл фортепианную версию для Фокина, но оба умерли, прежде чем идея получила дальнейшее развитие.
Рапсодия также использовалась в балетах Лавровского ( Большой балет , Москва, 1960), Фредерика Эштона (Королевский балет, Лондон, 1980) и Иво ван Цвитена.
Избранные записи
Внешний звук | |
---|---|
Вы можете послушать « Рапсодию на тему Паганини» в исполнении Сергея Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стокского в 1934 году здесь, на сайте archive.org. |
Пианино | Дирижер | Оркестр | Звукозаписывающая компания | Год записи | Формат |
---|---|---|---|---|---|
Сергей Рахманинов | Леопольд Стоковски | Филадельфийский оркестр | RCA Victor Red Seal | 1934 г. | CD |
Бенно Моисейвич | Бэзил Кэмерон | Ливерпульский филармонический оркестр | Naxos Records | 1938 г. | CD |
Уильям Капелл | Фриц Райнер | Робин Гуд Делл Оркестр | RCA Victor Red Seal | 1951 г. | CD |
Артур Рубинштейн | Фриц Райнер | Чикагский симфонический оркестр | RCA Victor Red Seal | 1956 г. | CD |
Леон Флейшер | Джордж Селл | Кливлендский оркестр | Columbia Masterworks | 1957 г. | CD |
Леонард Пеннарио | Эрих Лайнсдорф | Филармония Лос-Анджелеса | Capitol Records | 1958 г. | LP, переизданный на компакт-диске Серафимом |
Владимир Ашкенази | Андре Превен | Лондонский симфонический оркестр | Лондонские отчеты | 1971 г. | CD |
Ван Клиберн | Кирилл Кондрашин | Московский филармонический оркестр | RCA Victor Red Seal | 1972 г. | CD |
Юйцзя Ван | Клаудио Аббадо | Камерный оркестр Малера | DG | 2011 г. | CD |
Даниил Трифонов | Янник Незе-Сеген | Филадельфийский оркестр | DG | 2015 г. | CD |
Популярная культура
18-й вариант, безусловно, самый популярный, в разной степени использовался в саундтреках к различным фильмам и телешоу. Это включает в себя:
В популярной песне The Korgis «If I Had You» использован фрагмент мелодии из 18-й вариации.
В видеоигре Gran Turismo 6 она используется в качестве темы вступления.
Источник