Распечатать все ноты басового ключа

Басовый ключ для начинающих
учебно-методическое пособие

Басовый ключ с самого начала с примерами и заданиями

Скачать:

Вложение Размер
Басовый ключ для начинающих 1.16 МБ
Динамические оттенки (для учащихся ДМШ) 964.78 КБ
Звукоряд, ступени, гамма, лад, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение 1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Динамические оттенки (динамика, нюансы) в музыке

Динамика – это сила звучания Д инамические оттенки – это изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения p f mp mf ff pp ppp sf — всё это динамические оттенки

Нарастание и уменьшение силы звука Усиление звучности в музыке может обозначаться расширяющейся вилочкой и словом cresc.( с rescendo) Уменьшение силы звучания может обозначаться сужающейся вилочкой и словом dim.(diminuendo)

Sf — sforzando . sub.p — subito piano sf — sforzando — внезапно громко sub.p — subito piano — внезапно тихо

Выполни задания: выучи динамические оттенки . назови их и объясни значение. Постарайся сделать это быстро и не задумываясь f p mp p mp sf cresc. f f ff dim. mf pp

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учимся разбираться в правилах Заучивать термины необязательно, главное — их ПОНЯТЬ! ЗВУКОРЯД, СТУПЕНИ, ГАММА, ЛАД,УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ, РАЗРЕШЕНИЕ

ЗВУКОРЯД — это ряд звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем движении. Отдельные звуки в нем называются ступенями

ГАММА — это звуки лада по порядку, следующие друг за другом от первой ступени до следующей первой на протяжении октавы или Гамма состоит из восьми последовательных звуков, заключенных в пределах октавы, где первый и последний звук повторяются

Звуки гаммы образуют музыкальную лесенку и ступени Ступени обозначаются римскими цифрами

2019 г. ЛАД — это организация различных по высоте звуков вокруг главного, который называется тоникой и обозначается большой буквой Т. Самые распространенные лады – мажорный и минорный , но бывают и другие лады, например, пентатоника (5-тиступенный лад), лады народной музыки (лидийский, фригийский) и др.

Мажорный и минорный лады Лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным . Лад , устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным .

Устойчивые и неустойчивые ступени Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные, на них можно остановиться и закончить мелодию. Это I , III , V ступени Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться — II , IV , VI , VII , они тянутся к сильным. Такой переход от слабой ступени к сильной называется разрешением звука. Пример в до мажоре:

Устойчивые ступени звучат спокойно и равновесно Неустойчивые — напряженно, и поэтому стремятся перейти (разрешиться) в устойчивые ступени. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые.

Разрешение неустойчивых ступеней На слух переход из устойчивой ступени лада к устойчивой создает ощущение спада напряжения (умиротворение), а переход от устойчивой к неустойчивой – нагнетание напряжения. Неустойчивые ступени разрешаются так — все ступени вниз, VII -я — вверх:

До мажор – тоника (Т) ДО – I ступень Ля минор – тоника (Т) ЛЯ — I ступень

Проверь себя, объясни слова Что такое ЗВУКОРЯД? Что такое СТУПЕНИ? Что такое ГАММА? Что такое ЛАД ? Что такое МАЖОР? Что такое МИНОР? Что такое ТОНИКА? Что такое УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ? Что такое НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ? Что такое РАЗРЕШЕНИЕ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исходя из реальных условий маленького городка и большого количества детей, возникла необходимость не просто привить необходимые навыки учащимся по физической культуре, но и сделать их активными помощн.

Разговор об удивительной повести, в которой наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

Ключи для проверки ответов учащихся.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города.

Источник

Волшебные клавиши

Басовый ключ ноты

Здравствуйте, дорогие друзья! Для тех, кто решил овладеть искусством игры на фортепиано и синтезаторе знания нот первой и второй октавы не достаточны. Именно поэтому мы приступаем к изучению нот в басовом ключе.

Пожалуйста, изучайте эту тему только после изучения нот первой, второй и третьей октав.

Посмотрите на ноты. Если они вам знакомы, продолжаем дальше. Если нет, учите!

Октавы синтезатора и ноты

Ноты басового ключа на нотном стане

Басовый ключ ноты для фортепиано

Ноты Малой октавы

Ноты Малой октавы записываются в басовом ключе.

Иногда, как видите из верхнего рисунка — ноты Малой октавы можно записать и в скрипичном ключе на нижних добавочных линейках. И ноты Первой октавы также могут быть записаны в басовом ключе на верхних добавочных линейках. Но это — редко бывает. Просто помним и о таком варианте.

Давайте для начала познакомимся с басовым ключом. Вот как он выглядит.

Пишется на четвертой линейке. Означает ноту Фа Малой октавы. Посмотрите, завиток ключа начинается именно на 4 линейке (линейки считаем снизу вверх).

Запоминаем. Нота ФА Малой октавы находится на 4 линейке. Это хороший ориентир для запоминания нот!

Далее рассмотрим каждую ноту Малой октавы:

Нота До находится между второй и третьей линейкой.

Нота Ре — на третьей линейке.

Нота Ми — между третьей и четвертой линейкой.

Нота Фа — на четвертой линейке.

Нота Соль — между четвертой и пятой линейкой.

Нота Ля — на пятой линейке.

Нота Си — над пятой.

Обратите внимание! Ноту До Первой октавы можно записать и в басовом ключе — на первой дополнительной линейке.

Ноты Большой октавы.

В басовом ключе ноты Большой октавы располагаются слева от Малой октавы.

Ноты Большой октавы

Не стоит пугаться большому объему информации. Если есть вопросы, обязательно задавайте в комментариях к статье!

Источник

«Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ». Нотная азбука в стихах и картинках

Разделы: Музыка

Данное пособие предназначено для использования на уроках сольфеджио и фортепиано (общего и специального) и в домашней работе в качестве дополнительного материала для учащихся подготовительного и младших классов детских музыкальных школ и школ искусств.

Основной целью создания данного пособия является повышение интереса учащихся к обучению в музыкальной школе, а также стремление облегчить и ускорить процесс запоминания нот в басовом ключе, на добавочных линейках в скрипичном ключе; подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

На первом этапе обучения игры на фортепиано некоторым детям трудно дается изучение нот в басовом ключе. Многие педагоги одновременно дают оба ключа, но если ребенок маленький можно постепенно знакомить его с нотами в басовом регистре. Знакомство с нотами должно начинаться на клавиатуре. Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому заучиванию нот, развитию зрительного и двигательного автоматизма вне связи с богатым эмоциональным миром музыки лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты и механически повторять их, особенно дома, в отсутствии педагога.

Нотно-клавишный процесс намного сложнее буквенно-голосового! (Т.е. чтения с буквенного текста). Образно говоря: можно не попасть с ноты на клавишу, нельзя не попасть с буквы на голос.

Известный педагог-психолог П. П. Блонский подчеркивает: совершенно неизвестное – есть всегда непонятное. Таким образом, понимание основывается на каких-то предшествующих знаниях и является своеобразным применением этого знания.

В методическом пособии используется метод моделирования элементов музыкального языка. Моделирование связано с созданием промежуточного объекта, замещающего понятие до известной степени. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен, поэтому метод моделирования, являясь универсальным, становится одним из важнейших механизмов обучения
детей.

Игра понятиями для детей дошкольного возраста еще недоступна. Следовательно, возможна игра на основе образов, так как, по мнению психолога Д. Брунера “основным орудием думанья” у детей служат образы и манипулирование ими.

Важнейшей основой для образной модели является увлекательный текст, способный воодушевить детей на игру. В педагогической модели должна быть не только мысль, но и легкое дыхание наивности, детской непосредственности.

Начинать обучение нотной грамоте детей с цветных нот гораздо интереснее, эффективнее и полезнее для здоровья маленького пианиста. Детям свойственно образное восприятие! Используя опорные образы можно ускорить процесс запоминания материала. Так, кроме цвета-символа каждая нота имеет свой образ-картинку.
Пример:

До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)

В недавно вышедшей книге “Современные методы развития памяти и мышления” психолог Н.И.Хорошевский представляет метод рифм, который рекомендуют Д.Миги и Р.Джонсон в работе “Компьютер – творец”. По этому методу каждая цифра снабжается выражением, и чем нелепее оно, тем лучше. Например:

0 – это боль
3 – нос утри
4 – в квартире, и т.д.

Запомнить “ключ” к шифру нетрудно, он ведь рифмованный. По аналогии в пособии “зашифрованы” названия нот:

А три главных “усатых” нотки: До – 1 октавы, Ля – 2 отавы, Ми – большой октавы представлены в образах трех котов разных цветов: До – красный кот, Ля – оранжевый, Ми – зеленый. Эти усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Если эти три нотки запомнятся – остальное обучение не представляет сложности. По клавиатуре ребенок сможет самостоятельно определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.

Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. У детей 5-8 лет преобладает непроизвольное внимание, которое в большей мере зависит от интереса к работе, наглядности преподавания, от воздействия на эмоциональную сторону психики ребенка. Запоминание в этом возрасте тоже непроизвольное, а непроизвольно запоминается то, что вызывает живой интерес. Существует “правило интереса” – чтобы “переварить” знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, “аппетитное” запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого.

Как заниматься по книжке “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.

1. Выучить с ребенком ноты в цветном и образном исполнении.

До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)

2. В стихах название нот выделены соответствующим цветом.

3. Показать ученику ноты клавиши первой октавы на клавиатуре, затем найти их на нотном стане в книжке (сначала все 4 нотки). Затем прочитать стихи о каждой нотке, сыграть по очереди и в любом порядке.

4. На клавиатуре показать ученику ноты малой октавы, рассмотреть в книжке соответствующую запись расположения нот всей октавы целиком. Читать стихи, играть ноты по-отдельности.

5. Изучение нот в большой октаве проходит аналогичным образом.

6. Чтобы ребенок быстро запомнил расположение нот на добавочных линейках необходимо усвоить, где живут “три кота”: красный кот – До первой октавы, зеленый кот – Ми большой октавы, оранжевый кот – Ля второй октавы. Все усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Необходимо найти на клавиатуре эти три нотки и показать ребенку, как определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.

7. В итоговой загадке наглядно представлены три главных нотки.

Возрастные особенности усвоения учебного материала таковы, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают игровые методы обучения с опорой на чувственность и воображение. Игра – естественный для малыша способ знакомства с миром. У игры есть особые преимущества. Она мобилизует эмоции ребенка, в игре ребенок меньше отвлекается, т.к. она полностью поглощает его. Игра создает ту особую соревновательную атмосферу, в которой учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Замечательный педагог Т.Б.Юдовина-Гальперина пишет в своей книге “За роялем без слез, или я – детский педагог”: “главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат”. В последнее время многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике.

Итоговая игра

Котики едут на дачу”

Игровой материал: книга “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.

Дидактический материал: карточки с изображением цветных и черных нот [Рисунок_36.jpg]. “Касса” для нот (конверт).

Методика организации игры

1 вариант.

Место действия – вокзал. Участвуют – два ребенка, или педагог и ребенок.

Первый ребенок – кассир. Второй ребенок – пассажир.

Педагог напоминает детям, какие цвета и образы соответствуют нотам. При необходимости читает стихи, показывает иллюстрации и ноты-клавиши на фортепиано.

Пассажир: Скажите, пожалуйста, у вас есть билеты для кошек?

Кассир: Да, конечно есть!

Пассажир: Дайте, пожалуйста, один взрослый и 2 детских!

Кассир: Пожалуйста! (Выдает 1 карточку с черной ноткой и 2 с цветными).

Пассажир: Спасибо! До свидания!

Кассир: Счастливого пути!

Пассажир подходит к “поезду” (фортепиано) и рассаживает “котиков” по местам-клавишам. Кассир “проверяет” билеты у котиков.

Если все правильно, “поезд” гудит и отправляется в путь. Можно спеть под аккомпанемент педагога песенку В. Шаинского “Голубой вагон”. Если случилась ошибка, “котика” снимают с поезда, а билет “сдают” в кассу.

2 вариант. Коллективная форма игры (от 6 до 10 человек).

Действующие лица: первый ребенок – кассир, второй ребенок – проводник, остальные дети – пассажиры.

Педагог разбивает детей на 2 равные подгруппы по 3-4 человека. Необходимо 2 фортепиано (2 “поезда”). Пассажиры “покупают” билеты в кассе и по команде педагога (“начальника вокзала”) рассаживают “котиков” по “поездам” – клавиатурам. Побеждает команда, которая сделает это быстрее.

На начальном этапе игру “котики едут на дачу” проводить в пределах одной октавы.

Список литературы

  1. Т.Б. Юдовина-Гальперина “За роялем без слез”,2002.
  2. П.П. Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения”, т.2, М.,Педагогика,1979.
  3. Т.И. Смирнова, “Фортепиано, интенсивный курс”, усДК, М.,1999.
  4. “Как научить игре на рояле”, “Классика XXI”, М.,2005г.
  5. В.В.Крюкова, “Музыкальная педагогика”, “Феникс”, Ростов-на-Дону,2002.
  6. Н.И.Хорошевский, “Современные методы развития памяти и мышления”, “Наука спектр”, М.,2008.
  7. Г.Виноградов, Е.Красовская, “Занимательная теория музыки”, М., “Советский композитор”,1991.

Источник

Оцените статью