Распевка эхо отзовись чисто петь научись ноты

Конспект открытого урока по теме: «Работа над двухголосием в младшем хоре»

Конспект открытого урока по теме: «Работа над двухголосием в младшем хоре»

Скачать:

Вложение Размер
otkr.ur_.2hgolos.docx 21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования детей детской школы искусств ст-цы Крыловской

Конспект открытого урока

преподавателя первой квалификационной категории Маликовой И.И. по теме :

«Работа над двухголосием в младшем хоре»

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Певческая установка. Осанка.

4.Правильное и экономное дыхание.

5.Разогрев голосового аппарата по системе В.В. Емельянова.

6.Виды двухголосия. Песенки – попевки.

7.Пение каноном на два голоса, затем на три.

8.Верхний голос поет учитель, нижний – дети. Смена партий.

9.Работа над произведением «Дровосек» — a’capella.

10.Физминутка – оздоровительный эффект.

11.Нем.н.п. в обр. И. Брамса «Спящая красавица».

12.Работа над двухголосием в песне Г. Костова «Детство».

13.Подведение итогов, формирование выводов, пожелание добра.

14.Задание на дом.

Дата проведения: 12.05.2018 года.

Открытый урок по хору.

Преподаватель: Маликова Ирина Ивановна.

Концертмейстер: Сопко Людмила Васильевна.

Дата проведения: 12.05.2018 года.

Класс: 2 – 3 класс.

Предмет: хоровой класс.

Тема урока: Работа над двухголосием в младшем хоре.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

— формировать навыки пения а капелла;

— добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

— выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой;

— продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

— продолжение развития гармонического слуха;

— развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

— расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар.

— воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

— воспитывать интерес к народной музыке;

— воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

— воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

— наглядный (слуховой и зрительный);

— словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

— объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

— творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

— применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

— побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

— сопоставление песен, различных по характеру;

— вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

— представление в «уме» первого звука уже на дыхании;

— вокализация песен на слог и сольфеджио;

— задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона («Во поле береза стояла»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Не летай соловей»);

— образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;

— юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

— психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

— личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

— учет индивидуальных особенностей;

Оборудование: фортепиано, стулья, банкетки, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

1.Организационный момент. Приветствие:

— Здравствуйте, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)

— Добрый день! (соль-ми-до)

правильная позиция во время пения. Сидя – руки на коленях, ноги вместе, спина прямая. Стоя – крепкая осанка, ноги чуть расставлены для устойчивости, руки вдоль тела, голова ровно, подбородок чуть приподнят.

кусаем кончик языка, надуваем щёки, жуём язык, щёлкаем языком и т.д.

плечи не поднимаем. Выдыхаем на звук цссссссс. Берем дыхание коротко и активно по руке. Обязательно вдох делаем через нос, а выдох- ртом. Вдох короткий, чёткий, а выдох с нажимом. И вдох и выдох делаем со счётом. На 1-2 делаем вдох, на 1-2 выдох. Затем счёт выдоха увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-4 выдох. Затем ещё увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-8 выдох и т.д.. Обязательно: вдох через нос, выдох – ртом. Лёгкие работают, бронхи очищаются, сердце гонит кровь, все мышцы в тонусе, мы сами себя делаем здоровыми.
5.Разогрев голосового аппарата:

-« греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);

— «греем» и поем звук «а»;

— штро-бас – крик чайки;

— счет на крещендо от 1 до 10;

— счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

— «бррр» (имитация езды на авто). 6. Упражнение «Эхо». — Ребята, сейчас я вам исполню попевку, а вы будете повторять за мной: Эхо (эхо), отзовись (отзовись) Чисто петь (чисто петь) научись (научись) Слушай (слушай), не зевай (не зевай) Всё за мной (всё за мной) повторяй (повторяй).

-Молодцы! А кто теперь меня заменит и исполнит попевку? Я же стану на его место и буду исполнять вместе с остальными ребятами. (Быть на месте учителя желает каждый). Упражнение «Серый кот». -Я пою (держу на педали) одну ноту, вы все поёте попевку со словами:Серый кот у ворот, мур-мур-мур он поёт. Затем меняемся местами: я пою попевку, вы же держите одну ноту. Цель: подчинять свой голос общей звучности, не выделяться. 7. Пение гаммы до-мажор каноном. Цель: развитие длины дыхания, чёткой дикции. Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона. 8.Р.н.п. «Во поле береза стояла»: — беседа о характере, настроении песни; — работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания; — отработка округлого звука; — пение каноном на два голоса, затем на три. 9.Работа над песней «Дровосек»: — определение лада, тональности, размера; — исполнение фраз на одном дыхании; — пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо; — соединение фраз в предложения; — работа без музыкального сопровождения (a’capella); — работа по голосам, затем соединение голосов. В итоге: двухголосие. 10.Физминутка: -На каждом уроке мы применяем физминутки, одни из которых расслабляют, другие заводят, приводят в тонус. В данный момент мы устали. Так давайте отдохнём: поднимем руки, растопырим пальчики… и побудем клёном. Ветер тихо клён качает, Влево, вправо наклоняет. Раз – наклон И два наклон. Зашумел листвою клён. 11.Нем.н.п. в обр. И. Брамса «Спящая красавица» : — начинать мелодию «из ничего», мягкая атака; — две фразы в унисон, затем идет двухголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию; — дослушать ноту с точкой, простучать ладошкой ритм по коленке; — ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом; — петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос; — характер медленный, тяжёлый, глубокий (а значит коротко, легко и четко делать вдох); — пение на слоги «лё» и «ку» (как будто забыли слова); — окончания фраз короткие («выталкивать»); — во втором куплете «прокатиться» по букве «р»; — дыхание активное, петь на опоре, как на батуте; — предложить детям свой вариант нюансировки, обосновать и убедить в правильности; — остановиться на октаве и прослушать внимательно чистоту её звучания; — все фразы снимать одновременно. Выяснить кульминацию и нюансами показать; — исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

12.Работа над песней Г. Костова «Детство» :

— знакомство с текстом и музыкальным текстом;

— исполнение первого куплета внятно, проговаривая слоги;

— сильная доля, тональность, знаки при ключе, размер, продирижировать несколько тактов;

— петь по нотам каждый голос отдельно;

— нижнюю мелодию петь, верхнюю играть на инструменте;

— слушаем и поем двухголосие: один голос звучит ярко, другой — тише;

— проанализировать – сколько видов двухголосия в этом произведении;

— работа с солистом.

13.Анализ урока, подведение итогов :

Сегодня нами было исполнено несколько видов двухголосия:

— один голос пели, другой держали на «педали»;

— исполняли песню, где каждый голос имел самостоятельную партию;

— познакомились с терцовым двухголосием.

14.Подведение итогов, пожелание добра:

— Я желаю добра себе,

Я желаю добра тебе,

Я желаю добра всем Вам!

15. Задание на дом :

— самостоятельно выучить слова третьего куплета последней песни и закрепить мелодию своей партии.

Преподаватель МБУ ДО

ДШИ ст-цы Крыловской И.И. Маликова

I квалификационная категория

1.В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития певческого голоса. Краснодар. 1989 г.

2.В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт – Петербург: Лань, 1997 г.

3.Т.А. Мальцева. Охрана певческого голоса детей и подростков. Краснодар. 2000 г.

Источник

Хоровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Песенка-чудесенка повстречалась с нами!»

светлана громова
Хоровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Песенка-чудесенка повстречалась с нами!»

«ПЕСЕНКА-ЧУДЕСЕНКА ПОВСТРЕЧАЛАСЬ С НАМИ»

Доминантное занятие (доминирующий вид деятельности – пение)

С детьми старшего дошкольного возрас

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МБОУ ЦО № 35 г. ТУЛА, ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА

ГРОМОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕ ВНА

Цель: Показать результаты музыкального образования детей и способы их достижения на примере доминантного занятия с доминирующим видом деятельности- пение.

Задачи в обучении:

-Формирование певческих умений и навыков.

-Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.

-Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.

Задачи в развитии:

-Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку,

-Развитие внимания, мышления, памяти.

-Развитие слуха и голоса, чувства метроритм а.

Задачи в воспитании:

-Воспитание усидчивости и силы воли.

-Воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества.

Интеграция музыки с образовательными областя ми:

ПОЗНАНИЕ- Развивать чувство прекрасного к различным музыкальным образам через восприятие музыки и художественно- литературного творчества.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

-Воспитывать эмоциональное отношение к художественно — литературным произведениям.

КОММУНИКАЦИЯ:

-Стимулировать и развивать певческо – речевую активность детей,

-Развивать мелкую моторику.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

-Удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

-Формировать способность контролировать свои эмоции в движении.

-Формировать умение передавать ощущения, эмоции в речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В начале занятия по пению (хорового, как и любого музыкального занятия, должна проводиться музыкальная зарядка и дыхательная гимнастика.

Приведенные ниже упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на собственном теле, учат находиться в спокойном, ненапряженном состоянии; освобождают плечи, корпус, голову, воспитывают чувство опоры на ноги, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Исходное положение (И. П.): стоя прямо, ноги на ширине плеч

(такая позиция будет исходной для каждого упражнения)

«ПРУЖИН КИ» По команде педагога: «Вверх»- подняться на носочки, «Вниз»-опуститься в И. П.

(Таким образом отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги).

«ПИДЖАЧО К»- Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперед, как будто надеваем.

«РЫНО К»- Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслаблено повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить и расслабиться.

(Можно представлять различные фрукты и овощи).

«БЕРЕЗКА»- Наклон корпуса вниз, ноги не сгибать, руки расслабленно висят, плечи опущены.

Медленно, плавно поднять руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками» (пальцами рук, свободно бросить руки вниз и расслабиться.

Дети рассаживаются на стульчики.

Для формирования правильной певческой постановки корпуса во время пения сидя, слушаем и подпеваем песенку А. Абеляна :

«Если хочешь сидя петь- не садись ты, как медведь

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.

Раз- вдох и запел, птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно. Петь приятно и удобно.»

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕН ИЯ:

Способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.

Важно сформулировать у ребенка ощущение дыхания в «живот» и научит его чувствовать движение стенки живота. Производить контроль, например, можно положить на него руку.

Дыхание берется естественно, экономично.

И. П. : Корпус слегка наклонен вперед, плечи расслаблены, рука на диафрагме.

«ХОМЯЧОК» — Пошмыгать носом с закрытым ртом.

«СОБАЧКЕ ЖАРКО» — часто пошмыгать носом с высунутым языком.

«ВОРОТИКИ» или «ПАРОВОЗИК»- Глубокий вдох через нос — «воротики» открылись, воображаемый паровозик может через них въехать. Задержка дыхания и мягкий, длинный выдох на звук «Ф»- закрылись «воротики».

Педагог в это время считает, сколько вагончиков проехало в воротики.

Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать при выдохе.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»- Резкий выдох – живот втянули, затем расслабить или отпустить мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «НАДУВАЕМ БЫСТРО ШАР ИК,

ОН СТАНОВИТСЯ БОЛЬШОЙ…

ВДРУГ ШАР ЛОПНУЛ, ВОЗДУХ ВЫШЕЛ…

СТАЛ ОН ТОНКИЙ И ХУДО Й.»

(Здесь к дыхательному упражнению добавляется упражнение для мелкой моторики пальцев, что также активизирует певческий аппарат ребенка.)

РАСПЕВА

При выполнении упражнений необходимо следить, за осанкой ребенка: плечи должны быть опущены, спина прямая, не надо вытягивать шею и высоко поднимать подбородок- это желательно детям объяснить. Нужно следить за нижней челюстью поющего, чтобы не было зажатости.

Красивую, напевную мелодию дети поют с большим удовольствием.

ПОПЕВКА «У КОТА ВОРКОТА КОЛЫБЕЛЬКА ХОРОША» — восходящее и нисходящее движение на три ступени используется демонстрация по методическому пособию «СТОЛБИЦА» и «ЛЕСЕНК А» (схематическое изображение ступеней).

Тренируется пропевание гласных, мягкий вдох, перенос согласного к другому слогу, навык пения ЛЕГАТО.

ПОПЕВКА «ЛЕСЕНК А»-

«ВОТ ИДЕМ МЫ ВВЕРХ, ВОТ ИДЕМ МЫ ВНИЗ

ПОБЕЖАЛИ ВВЕРХ, ПОБЕЖАЛИ ВН ИЗ»

1-я часть- Спокойный вдох, пропевание гласных, перенос согласных в конце фразы.

2-я часть – Активный вдох, мелкая техника произношения, быстрый темп.

ПОПЕВК А : «СЕЛ НА ДУДОЧКУ СВЕРЧОК ЧИКИ,ЧИКИ,ЧИКИ — ЧОК»- поется гамма вверх

«НАЧАЛ ДЫРОЧКИ СЧИТАТЬ РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,»- Гамма пропевается вниз.

Такие упражнения расширяют диапазон детей, помогают добиться ровности голоса при разной высоте пения, плавного перехода из грудного регистра в головной.

Для правильного звукообразования я использую РАСПЕВКИ по принципу эхо, в которых прошу детей в точности повторить то звучание, которое я исполняю.

РАСПЕВКА «ЭХО»-

ЧИСТО ПЕТЬ НАУЧИСЬ…СЛУШАЙ, НЕ ЗЕВАЙ,ВСЕ ЗА МНОЙ ПОВТОРЯЙ!»

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕС НИ:

Перед разучиванием каждой песни необходимо провести с детьми беседу о ее особенностях.

При разучивании мелодии использовать различные методы:

-пение на слог «МА» или гласную «Я»

— можно опять таки использовать игру «МУЗЫКАЛЬНОЕ Э ХО» (повтор фразы)

-Игру «МУЗЫКАЛЬНАЯ КИСТОЧК А»- показ звуковысотности и направление мелодии рукой.

Дети должны сами научиться показывать мелодию на музыкальной лесенке.

Кроме того, необходимо посчитать все музыкальные фразы, найти фразы повторного строения и простучать их ритм.

ИГРА «РИТМИЧЕСКИЙ КУБИ К»- отстучать ритм, который выпадет на ребре ритмического кубика, сравнить совпадает ли ритмический рисунок с разучиваемой песней.

При разучивании песни со словами обращать внимание детей на одновременный вдох, работать над фразировкой, пропеванием гласных, правильным переносом согласных, дикцией, однородным формированием гласных, кантиленой, смысловыми кульминациями и агогикой.

Учить детей начинать и заканчивать пение по показу педагога.

При работе над произведением или в качестве игры провожу «ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ МИНУТ КУ»

Или упражнение для лица и язычка.

Практика показала, что такие упражнения не только нравятся детям, но и вырабатывают четкую координацию движений. Движения языка и губ становятся более точными, тренируются мышцы, улучшается дикция, речь, а также улучшается координация между слухом и голосом.

В конце занятия проводим «КОНЦЕРТ ПО ЗАЯВКАМ МАЛЕНЬКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

», [/b]т. е. исполняем уже выученные полюбившиеся песни по желанию детей.

«Веселенькая песенка» Милые девочки-коллеги!Я конечно понимаю, что пережив столько замечательных зимних праздников Вам не до веселья и песен, но рискну предложить.

«Песенка про длительности» музыка и текст Гуськовой Л. Ф. При изучении длительностей нот, формировании основ дирижирования в размере 2/4 я использую эту песенку. Считаю,.

«Песенка Зимы» Сонные деревья спрятала в снегу, Реку заковала в ледяном плену, Вьюгам и метелям я дела нашла И на новогодний праздник к вам пришла, А значит,будет.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Кто с нами рядом живет?» Тема: Кто с нами рядом живет Цели: 1. Сформировать у ребенка навык соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой.

Новая песенка к Новому году. Сотворчество — это хорошо! Несколько дней назад в блоге Марии Дружковой познакомилась с её новогодними стихами, и уже когда читала, слышала.

Новогодняя песенка Новогодняя песенка. 1. Наступает Новый год. Звезды водят хоровод. И звенит ночная мгла В звездные колокола. Серебром снежок блестит, Словно.

Песенка про детский сад ко Дню педагога Отчего же, отчего же, отчего же В садик спешат ребятишки? Оттого, что их с улыбкой И с любовью здесь встречают. В садик спешат ребятишки.

Песенка про кукурузу Кукурузная тема на «Maam.ru» очень популярная. Множество стихов, сказок, рассказов, поделок и мастер-классов вами посвящено Кукурузе. У.

Сценарий новогоднего утренника в старшей и подготовительной группах «Песенка-чудесенка» Дети под музыку входят в зал Вед. : Мы начинаем детский бал, Веселый, шумный карнавал! У елки спляшем и споем Мы весело сегодня. Смотрите.

Занятие в старшей группе по правовому воспитанию «Защитите нас от жестокости и от тех, кто может плохо с нами обращаться» [/b] ЦЕЛЬ: Учить детей определять жестокое обращение и искать защиту от него. Раскрыть вместе с детьми концепцию защиты: обращаться за.

Источник

Оцените статью