Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях
Аржинт Лариса
Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях
Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.
— развивать дикцию, артикуляцию и дыхание в пении, предупреждать заболевания верхних дыхательных путей; укреплять хрупкие голосовые связки детей;
— развивать творческие способности детей, формировать навыки театральной деятельности;
— развивать умение правильного подбора высоты голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка.
Игровые распевки использую на музыкальном занятии в различных видах деятельности дошкольников: это и музыкальное приветствие валеологические попевки, и элементарное музицирование, а также дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевые игры в форме музыкальных чистоговорок, фонопедические упражнения, мелодизированные пальчиковые игры. Начинать подготовку детей к пению следует уже с самого младшего дошкольного возраста. Для малышей, у которых очень маленький словарный запас- это простое звукоподражание кого-либо: пение петушка или птички; мяуканье кошки или лай собаки; гудение машины или поезда и др. Эти упражнения проводятся, как правило в высоком и низком регистре в пределах октавы и помогают развитию звуковысотного слуха у малышей, например игра «Птички»
или игра «Лесенка» по сказке В. Шейна.
Сказка «Лесенка», автор В. Шейн
В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Лягушонок и пел свою песенку: «Ква-ква!»(дети поют ре1) На второй устраивался веселый Щенок и радостно гавкал: «Гав-гав!». (дети поют ми1). На третью забирался пушистый Котенок, который ласково мяукал : «Мяу-мяу! (дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал голосистый Петушок, который пел: «Ку-ка-ре-ку!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку.
В более старшем возрасте можно использовать простые песенки-распевки. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат и подготавливают голос к пению. Это не только распевки на одном звуке «Андрей-воробей», но и восходящие и нисходящее пение, на пример: «Колобок» муз. А. Евтодьевой. Применяя эту распевку для подготовки к пению, развиваются не только певческие навыки, но и артистические способности детей. Я использую для этой распевки варежковый театр. Ребята, играя ту или иную роль, самостоятельно изменяют высоту пения. И, конечно же, для распевания я всегда использую распевки по временам года.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия для детей старшего дошкольного возраста. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например, валеологическая песенки-распевки: «Петь приятно и удобно», «Добрый день!» автор Е. В. Кислицина, «Здравствуйте!» М. Картушиной и др.
В старшем дошкольном возрасте распевки усложняются интервалами и пением в среднем и высоком регистре, например распевки по методике А. Евтодьевой: «Котенок и божья коровка», «Пчелка и медвежонок», «Белки», «Лиса и птичка»» и др.
При разучивании песни часто наблюдаю, что многие дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С этими трудностями мне помогает справляться артикуляционная гимнастика, цель которой развитие певческих способностей, чувства ритма, совершенствование дикции, формирование артикуляции различных звуков. Провожу в игровой форме и эмоционально, например игра
«Котик рыжик зимой»
1,2,3,4,5, будем с Рыжиком гулять (широко открыть рот и подержать несколько секунд)
1,2,3,4, рот откроем мы по шире.
Пожевали (жевательные движения, постучали (постучать зубами)
И с котенком побежали (движение языком вперед назад)
Кто снежинки ртом ловил, (ловим ртом снежинки)
Влево- вправо он ходил. (движение языком влево- вправо)
Скучно Рыжику, ребятки! Поиграем с ним мы в прятки.
(втягивать губы в рот, потом высовывать напряженный узкий язык вперед)
Рыжик прятаться устал, Рыжик, ух, сердитым стал.
(выгибание вверх, кончик языка прижимается к нижним зубам)
Мы погладим котика, все покажем ротиком («расчесочка»)
Для обучения детей правильному пению гласных звуков очень походят упражнения, где пение звука соединяется с движением по методике Т. В. Лобановой.
В подготовительных группах я пользуюсь распевками для развития мышц речевого аппарата, в результате чего повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков. Очень удобны для распевания народные песни и прибаутки: «Вдоль по речке», «Веники – помелики», «А у нас-то, в мастерской», «Речка» и др. На своих занятиях я применяю песенки-игры Л. А Олифировой, например: «Лошадка», «Кукушка», «Синичка», «Козочка».
Ребята не только учатся петь интервалы, но и развивают свое песенное творчество. Очень нравятся детям видео-распевки по временам года, «Горошина», «Осень», «Зимние распевки», логопедические песенки.
Игры с голосом. Музыкальные узоры.
Детям очень нравится играть с голосом, используя графические рисунки по методике Т. Тютюнниковой. Каждый графический рисунок имеет название. После многократного применения ребята могут самостоятельно играть своим голосом и определять на слух тот или иной графический рисунок, тем самым тренируя музыкальный слух и память.
А еще метод Т. Тютюнниковой используется в игре «Эстафета», в которой дети импровизируют голосом и развивают длительное пение. Как только дети усвоят пение по музыкальным рисункам, можно предложить им самим нарисовать свой музыкальный узор и попробовать его пропеть. Это будет хорошее творческое испытание в пении. Очень подходит для распевания музыкально-дидактическая игра «Поющая гусеница».
Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло увлечь ребенка. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Поэтому дети должны получать удовольствие и радость от занятий, от самого процесса пения.
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников на музыкальных занятиях Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений,.
Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольников Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольниковОдним из условий для правильного формирования звукопроизношения у детей.
Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.
Игровые технологии на музыкальных занятиях Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем.
Презентация «Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Дошкольный возраст очень важен для развития музыкальных способностей ребенка.
Исследовательский проект «В мире звуков мы живём» (Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях) Исследовательский проект «В мире звуков мы живём» (Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях) Автор: музыкальный.
Использование театрализованных игр на музыкальных занятиях как средство формирования творческих предпосылок у дошкольников «Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих предпосылок у детей дошкольного.
Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Ритм — важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное.
Источник
Учебно-методическое пособие «Занимательные распевки»
В методичаеском пособии «Занимательные распевке» представлены попевки для распевания на музыкальных занятиях для детей 4 — 7 лет. При разработке учебно-методического пособия особое внимание уделялось тому, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, несло в души детей добро и радость, а самое главное, чтобы могло увлечь и заинтересовать ребёнка. Ведь именно интерес помогает преодолеть многие трудности и дать старт для новых творческих открытий и достижения успеха.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие «Занимательные распевки»»
для развития вокальных данных детей
Пение – это одно из самых доступных и понятных для детей видов музыкального искусства. Пение всегда положительно влияет на здоровье, эмоциональное состояние, творческую активность, а также способствует развитию нравственно-эстетического воспитания и повышает общий уровень культуры ребёнка. Занятие вокалом развивает память, слух и чувство ритма, формирует дыхательную функцию, улучшает речь и дикцию.
Безусловно, большое внимание на занятиях по вокалу следует уделять распеванию, а именно, разучиванию и отработке различных вокальных упражнений и распевок для развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса.
Песенки-распевки – это короткие попевки, предназначенные для распевания в начале занятия. Несложные и занимательны тексты быстро запоминаются, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Песенки-распевки исполняются по несколько раз в различных тональностях, постепенно расширяя диапазон голоса.
Материал, представленный в сборнике, позволяет качественно повысить не только уровень вокального исполнительства, но и способствует гармоничному развитию творческих способностей ребенка, повышает уровень самореализации.
При разработке учебно-методического пособия особое внимание уделялось тому, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, несло в души детей добро и радость, а самое главное, чтобы могло увлечь и заинтересовать ребёнка. Ведь именно интерес помогает преодолеть многие трудности и дать старт для новых творческих открытий и достижения успеха.
Представленные в пособии песни и упражнения разрабатывались в тесном сотрудничестве с педагогами по вокалу и успешно используется в практической работе.
Источник
Сборник распевок. 3 часть.
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАСПЕВОК И ВОКАЛИЗОВ
Автор и составитель:
педагог высшей квалификационной категории
Пение – это прекрасное, но не простое искусство. Пение – искусство, которому необходимо учиться всю жизнь.
Серия нотных сборников с аудио- приложением «Я всегда пою» – итог многолетней работы с детьми в области обучения эстрадному пению. В неё войдут сборники как для хорового коллектива, так и для солистов, сборники распевок и вокализов, тренажи для формирования и развития вокально-хоровых навыков, сборники музыкальных игр для обучения пению детей различного возраста. Здесь вы найдёте произведения и отечественных и зарубежных авторов – как классиков, так и молодых композиторов. Это и произведения с сопровождением, и хоровые произведения для исполенеия a cappella .
Мы надеемся, что серия «Я всегда пою» поможет разнообразить репертуар любого детского коллектива, расширит кругозор юных исполнителей и откроет им ещё одну прекрасную страницу мировой музыкальной культуры, а также поможет преподавателям в нелёгком деле воспитания юных музыкантов и исполнителей.
Предлагаемый «Сборник распевок » – третий выпуск в серии. Он адресован хормейстерам и преподавателям по вокалу, предназначен для обучения пению детей. Сборник содержит простой песенный материал, в то же время его можно использовать для закрепления знаний по предметам: сольфеджио, фортепиано, синтезатор.
Мелодии песенок-распевок, в силу необходимости, крайне просты, как в мелодическом, так и в ритмическом отношении, диапазон их небольшой. Поэтому фортепианное сопровождение не ограничено минимальным гармоническим фоном и ритмическим рисунком, а достаточно художественно, интересно и разнообразно.
По этому сборнику дети могут не только выучить песенки, но и научиться петь по нотам, так как песни расположены в определённом порядке:
с облегчённым вариантом фортепианной партии (для детей, которые уже обладают достаточной фортепианной техникой)
с фортепианным сопровождением (для преподавателей и концертмейстеров)
В первой части сборника «РАСПЕВКИ» представлены небольшие песенки, слова и музыка написаны педагогом по эстрадному вокалу, руководителем образцового детского коллектива эстрадная студия «Радуга» ЦДТ Татьяной Валерьевной Зайцевой. Во второй части сборника «ВОКАЛИЗЫ» представлены джазовые вокализы Льва Хайтовича и русская народная попевка.
Обработка музыкального материала и компьютерный набор нот в программе « Sibelius » осуществлены Зайцевой Т.В.
Для более продуктивных занятий дома к сборнику прилагается аудио диск с записью фортепианного аккомпанемента.
Песенки-распевки (без сопровождения)
Источник