- Распевки для голоса — ноты для фортепиано упражнений
- Распевки и вокальные упражнения
- Зейдлер Гаэтано, 40 Вокализов
- 40 уроков для контральто. Вокализы Конконе Джузеппе
- Избранные вокализы из «Школы пения» Абта
- Вокализы. Практический метод для высокого голоса. Ваккаи — скачать ноты для Вокала,Фортепиано
- С. Миловский, Распевание на уроках пения и в детском хоре — пособие для учителя.
- Сборник упражнений и распевок «Распевание в школьном хоре» (Добровольская)
- Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано
- Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом народного пения — ноты для фортепиано
- Как же нужно заниматься распевками, чтобы быстрее достичь результата? В каком порядке выполнять упражнения и приступать к изучению новых приемов?
- Что такое постановка голоса
- Распевка
- Распевание
- Основные правила распевания
- Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?
- Распевки для детей
- Распевка для начинающих
- Распевка для вокалистов
- Распевки — ноты
Распевки для голоса — ноты для фортепиано упражнений
Тут вы найдете распевки для детей и взрослых, опытных и начинающих
Распевки и вокальные упражнения
Подборка распевок и упражнений для тренировки голоса:
Зейдлер Гаэтано, 40 Вокализов
Гаэтано Зейдлер прославился преподаванием вокала в девятнадцатом веке. Его вокализы подойдут профессиональным вокалистам, певцам.
Пример исполнения вокализа № 1
40 уроков для контральто. Вокализы Конконе Джузеппе
Джузеппе Конноне (1801 Турин — 1861 Турин) — известный итальянский профессор и преподаватель вокала. Занимался в течении 10 лет преподаванием в Париже (1837 год). Известен, в основном, упражнениями для пения и вокализами для высоких и средних голосов — для взрослых и опытных вокалистов.
Избранные вокализы из «Школы пения» Абта
Несложные мелоличные вокализы с небольшим диапазоном. Для начинающих молодых певцов, обладающих низкими голосами.
Вокализы. Практический метод для высокого голоса. Ваккаи — скачать ноты для Вокала,Фортепиано
Nicola Vaccai — упражнения для совершенного вокала
С. Миловский, Распевание на уроках пения и в детском хоре — пособие для учителя.
Тут вы найдете вокальные упражнения и отрывки детских песен для распевания
Сборник упражнений и распевок «Распевание в школьном хоре» (Добровольская)
Предназначен для учеников 1 — 8 классов ДМШ
Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано
Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом народного пения — ноты для фортепиано
Как же нужно заниматься распевками, чтобы быстрее достичь результата? В каком порядке выполнять упражнения и приступать к изучению новых приемов?
Ни для кого не секрет, что начинать всегда нужно с дыхания. Как ни крути, но выдох – это основа вокала. Если ненатренированный ровный и продолжительный выдох – ваш звук в результате также будет неустойчив, нечист, и его едва будет хватать закончить строку. Поэтому перед тем, как переходить к “звуковым” упражнениям, работаем сначала в режиме “без звука”.
Параллельно с дыханием тренируем (как и в спортзале) остальную часть голосового аппарата: язык, гортань, пресс, мягкое небо, мышцы лица. Как правило, у людей, которые вокалом никогда не занимались (или занимались неправильно) эти все элементы недостаточно тренированы. Поэтому их нужно разрабатывать конкретными упражнениями. И понимать, что для того, чтобы все стало на свои места, нужно время.
После минимальной технической подготовки голосового аппарата можно начинать знакомиться и с основными звуковыми приемами. Если вы планируете заниматься эстрадным вокалом, тогда начинаем знакомство с приемов грудного регистра (исключение – если вы планируете заниматься академическим вокалом. Тогда есть смысл начать с Регистра головы).
ВАЖНО. Не нужно сразу начинать распеваться на весь диапазон. Это непродуктивно и травматично. Сначала нужно «стать» в прием, знать и отработать технику его пения в удобных для вас нотам, и лишь после этого, ПОТИХОНЬКУ, можно начинать растягиваться по диапазону. Не забывая о том, что при всем ощущении работы вам должно быть комфортно. Если сомневаетесь, представьте себе, как вы без предварительных занятий и разогрева пытаетесь сесть на шпагат. Ощущения будут не самые приятные. Так же и в вокале.
Когда берете в работу упражнение, очень важно нарабатывать в нем именно те приемы, какие в нем должны быть. Акцентируем на этом внимание, потому что часто берется, например, упражнение для развития грудного регистра, но вместо грудного регистра в нем звучит, в лучшем случае, микст. От целого упражнения, по сути, остается одна мелодия. Конечно, даже такое выполнение упражнения хорошо для развития интонации и мелодического слуха, но не более. Поэтому обращайте внимание на приемы в упражнении.
После знакомства с грудным регистром для вас открывается неограниченное поле для возможностей: можно начинать осваивать главный регистр, потом микст. Здесь же можно начинать знакомство с вокальными украшениями: вибрато, йодль, хмик, мелизмы. Можно растягивать диапазон, как вверх, так и низ. Да все,что угодно, в принципе, можно, лишь бы с умом и комфортом.
На этом этапе также наступает время начинать разбирать какие-то несложные песни. Ключевое слово — несложные, с небольшим количеством вокальных приемов, с небольшим диапазоном и тому подобное. Усложнять песни нужно постепенно. Так можно и разнообразный репертуар себе наработать, и иметь песни на все состояния здоровья и голоса.
Следуйте этим несложным правилам, и пусть пение вам будет в радость и удовольствие!
Что такое постановка голоса
Все знают, что на уроках вокала занимаются «постановкой голоса». Что же именно входит в понятие «постановка голоса» для вокалиста. И для чего же нужно использовать распевки
Тренировка всех возможных мышц, участвующих в образовании звука: мышц лица, языка, мышц пресса, диафрагмы и т.д. Как правило, у человека который вокалом никогда не занимался, эти мышцы проработаны не на 100%. На уроках, с помощью конкретных упражнений, мы развиваем их, делая более подвижными и послушными.
Наработка подвижности гортани. Умение управлять гортанью — залог четких мелизмов, не зажатых верхних нот, глубины и вольности низких нот, объема звука и тому подобное. Ее разработка начинается с самых легких упражнений, и в результате (при условии стабильных занятий) достигается исполнение самых сложных мелизмов.
Тренировка голосовых связок. Высота звука, его «воздушность» напрямую зависят от того, каким образом голосовые связки взаимодействуют между собой в процессе пения. Благодаря упражнениям (иногда очень странным и непонятным для окружающих) мы нарабатываем умение контролировать плотность прикосновения наших связок, чтобы контролировать звук
Работа с резонансом. Резонанс – это явление, благодаря которому звук, попадая в наши резонаторы, усиливается и приобретает своего индивидуального звучания. Мы учимся чувствовать этот резонанс, осознанно его использовать, и при необходимости – миксовать (отсюда и понятие «микста»).
Работа с зажимами. Для того чтобы звук был легкий и приятный, аппарат должен быть в тонусе, но не зажат. Чаще всего от зажимов, как правило, страдают нижняя челюсть, гортань и мышцы плечевого пояса. Это все негативно влияет на качество звука. Поэтому на уроках вокала мы учимся не только держать себя в тонусе, но и расслабляться в нужные моменты. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Развитие слуха. Многие почему-то думают, что если у него “нет слуха”, то на будущей музыкальной карьере можно ставить крест. Однако, если вы просто слышите, то слух у вас есть. А собственно музыкальный слух можно и нужно развивать, даже если человек сам считает, что ему по ушам пробежало стадо медведей. Музыкальный слух — это координация между слухом и голосом. При правильных и постоянных занятиях сольфеджио эта координация довольно успешно развивается. Да, возможно вы и не станете “абсолютником”, но научиться петь чисто вполне сможете.
Работа с дикцией. На уроках мы учимся ПРАВИЛЬНО произносить слова, не «плюясь» ими, но и не роняя слова в сплошном потоке звука. Также нужно помнить, что артикуляция и дикция зависят от фонетических особенностей языка, на котором мы поем. Поэтому знание иностранных языков для вокалистов, хотя бы на базовом уровне, очень приветствуется.
Работа с эмоциями. Для того, чтобы качественно спеть высокие ноты, не говоря уже о самой песне, важно уметь работать со своими эмоциями. Очень часто встречаются вокалисты, которые стесняются выражать свои эмоции на публику. А есть и такие, которые являются слишком эмоциональными, и проявления их эмоций нужно наоборот сдерживать, чтобы у слушателя не возникало ощущения «наигранности» и неурядицы. Поэтому преподаватель вокала должен быть еще и немножко психологом, чтобы уметь помочь ученику научиться проявлять свои эмоции в соответствии с требованиями, которые ставят перед ними репертуар и обстоятельства.
Как видите, постановка голоса – это не только «научиться попадать в ноты» (что, бесспорно, также очень важно, с этим не поспоришь). Однако все это – комплексная и тяжелая работа, которая в результате приносит просто колоссальное удовольствие от достигнутого.
Источник
Распевка
Распевание
Первая часть статьи — теоретическая — вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!
Распевание перед пением имеет три основные функции.
1. Распевка — как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются — мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.
2. Распевка — это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача — расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть «на нужную волну», подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)
Основные правила распевания
- Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
- Распевание начинают с примарной зоны — с середины вашего диапазона.
- Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
- Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
- Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
- Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня «как-то не звучит», распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
- Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
- Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.
Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?
По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой — эти задачи решаются в медленных темпах.
Распевки для детей
Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.
Распевка для начинающих
В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.
Распевка для вокалистов
— отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.
Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.
Распевка для голоса . Распевки не для голоса. не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому «распевка для голоса» — это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!
Распевки — ноты
Сначала размещаю ноты, а ниже — комментарии.
Нумерацию сделала для удобства — если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.
Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.
1)
«Ми-мэ-ма-мо-му». Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные — их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая «м» очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: «бри-брэ-бра-бро-бру».
2)
Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный «и» часто используется в распевках, потому что он «достаёт» звук, делает его более ярким. Но если «и» — основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не «грузите», подставьте её аккуратно.
3)
Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.
4)
Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся «А». Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: «Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!»
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.
5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.
6)
Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.
7)
Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать «л» в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее «лё-о-о» — тенуто, не стаккато.
8)
Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.
9)
Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно «падала» вниз, на верхних нотах это особенно важно.
10)
Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.
11)
Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.
12)
Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным — в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.
13)
Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.
14)
Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.
15)
Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.
16)
В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе — будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром — подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю — нижнюю — ноту — в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.
17)
Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых — в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.
18)
Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.
19)
В этом вокальном упражнении удобно ощутить «тяжесть» верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы «р» — каждый раз, в каждом «брраво». В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить «р».
20)
Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на «А» или на «О». Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).
21)
По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.
22)
Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая — стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.
23)
Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении — у учащихся наверняка там будет фальшь.
24)
Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего — пожалуй, нереально.
25)
Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.
Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, «классические» вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.
На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные «а» или «о». Можно использоваться какой-нибудь текст вроде «Розы в саду», «Я пою, хорошо пою», если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и «вокальны» сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с «м»: «ма», «ми». И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.
Есть ещё одна интересная особенность — в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь.
Источник