- мастер — класс
- Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий
- Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)
- Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.
- Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов
- Как строить аккорды в широком расположении
- Что такое тесное и широкое расположение аккордов? Обьясните попроще что такое широкое и тесное расположение аккордов
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- широкое расположение аккорда
- Трезвучия в четырехголосии
- Начальная гармония. Гармония. Правила соединения голосов. Четырехголосный склад.
- книга песка
- Гармония. Введение.
мастер — класс
Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий
Автор: Сергей Руднев, генеральный директор «Guitar College», педагог по классу гитары
Обычные аккорды в открытой позиции Am, G, C, E7. Казалось бы, что может быть лучше? Однако давайте приглядимся к ним более внимательно. Например, аккорд С, включающий в себя ноты C (тоника), E (терция), G (квинта). Всего трех звуков достаточно для того, чтобы прозвучал полноценный До-мажор. В стандартной «бардовской» аппликатуре мы обычно берём пять или шесть звуков, фактически дублируя каждый из них. В ситуации, когда вы поёте под гитару, это необходимо, потому как можно играть басы, переборы, бой и т.д., но если вы решили провести мелодию на фоне аккордов, вам понадобятся аппликатуры более мобильные, свободные от дублирующих нот. Для решения этой проблемы давайте познакомимся с некоторыми теоретическими аспектами, которые имеют отношение к формам существования аккордов.
Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)
- Основной вид: расположение нот снизу вверх: C, E, G. Характеристики: тоника С является основанием аккорда (нижний голос или бас аккорда), терция аккорда E – средний голос, квинта аккорда – нота G – находится вверху (вершина или мелодический голос аккорда). Аккорд звучит устойчиво и однозначно, хорош для окончания или начала произведения. В буквенно-цифровой записи обозначается С.
Полезные свойства: когда вы строите аккорд, вы набираете его от тоники вверх по терциям. Но в природе они существуют в различных вариантах (или обращениях), и идентификация этих нот в качество конкретного аккорда иногда бывает затруднительной. Поэтому полезно собрать их в терцовую вертикаль (расположив по терциям), т.е. привести к основному виду. Тогда вы сможете определить название аккорда по нижнему звуку. Например: аккорд G#, B, E (снизу вверх). Вы пытаетесь определить его как некий аккорд от ноты G#, в то время как, найдя для него терцовую вертикаль E, G#, B, вы сообразите, что это Ми-мажор. Краткую информацию о терцовой структуре аккордов, см. в приложении к уроку.
Секстаккорд (первое обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: E, G, C. Характеристики: терция Е аккорда в басу (нижний голос), квинта G (средний голос), тоника С (верхний голос). По звучанию этот аккорд гораздо мягче и лиричнее аккорда С в основном виде. Если аранжировщик желает подчеркнуть, что До-мажор содержит терцию в басу, он запишет так: С/E, где знаменатель дроби будет указывать ноту нижнего голоса (бас).
Примечание: не следует путать этот аккорд с аккордом С6 (C, E, G, A), который часто ошибочно называют секстаккордом. На самом деле – это До-мажор (C, E, G) с добавленной сесктой Ля, т.е. аккорд, содержащий четыре звука.
Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.
Резюме: Как видите, бас аккорда существенно влияет на его окраску, и я рекомендую сравнить звучание одноимённых аккордов в обращениях с тем, чтобы различать их на слух. (См. ниже).
Переходим к следующему разделу.
Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов
- Тесное расположение (ТР). Характеристики: расстояние между нотами аккорда не более кварты. Сюда входят все аккорды из предыдущей главы. Звучание: плотное, насыщенное, ниже среднего регистра – «грязь».
- Широкое расположение (ШР). Характеристики: расстояние между нотами не менее кварты. Аккорды в ШР на слух – более прозрачны, благозвучны. Расстояние между крайними звуками более октавы, есть возможность проведения мелодии внутри аккорда.
- Смешанное расположение (СмР). Характеристики: аккорды в СмР не имеют столь строгих ограничений, как в ТР и ШР, а по сути являются их симбиозом. Это наиболее излюбленный тип аккордового изложения в эстрадной и джазовой музыке, позволяющий свободно оперировать аккордами, содержащими четыре звука и более.
Однако вековые традиции классической музыки несут в себе стремление многих поколений музыкантов и композиторов к идеальному, сверхчистому, эталонному звучанию аккордовых последовательностей, что привело к появлению строгих правил и канонов под общим названием «Классическая гармония».
В современной музыке эти законы являются основой, а всё остальное и есть различия между «новым» и «старым». И, если вас в выходные тянет на природу – лес, река, травка, птички, белочки, цветочки и пр., – почему бы нам не вкусить иной первозданности, не прильнуть, так сказать, к истокам, подобно прослойке джазовых эстетов, посещающих концерты органной и симфонической музыки.
Как строить аккорды в широком расположении
Разобравшись с темой Обращения трезвучий (на примере, скажем, аккордов C, F, G), вам это сделать будет достаточно легко. Вот классический способ превращения ТР в ШР:
Берём аккорд С в ТР, ноты снизу вверх С, E, G – основной вид;
- Извлекаем из него средний звук (нота Ми) и опускаем на октаву вниз, получаем аккорд C/E в ШР (снизу вверх E, C, G). На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3;
- Теперь средний звук переносим на октаву вверх, получаем аккорд С в ШР (снизу вверх C, G, E). На гитаре: C 5/3, G3/0, E 1/0.
Берём секстаккорд C/E в ТР, ноты снизу вверх E, G, C;
- Средний звук – на октаву вниз, получаем аккорд C/G (G, E, C) – C/G в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
- Средний звук G – на октаву вверх, получаем C/E (E, C, G) в ШР. На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3. Этот же аккорд октавой ниже (E 6/0, C 5/3, G 3/0) звучит грязненько, хотя в контексте может быть и ничего.
Берём квартсекстаккорд C/G в ТР, ноты снизу вверх G, C, E;
- Средний звук – на октаву вверх, получаем аккорд C/G (G, E, C) в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
- Средний звук C – на октаву вниз, получаем аккорд C (C, G, E) в ШР. На гитаре: C 5/3, G 3/0, E1/0.
Источник
Что такое тесное и широкое расположение аккордов? Обьясните попроще что такое широкое и тесное расположение аккордов
Аккорды в классической гармонии записывают четырехголосно на двух нотных станах:
Названия голосов
На расположение голосов в классической гармонии большое влияние оказали принципы хорового искусства, поскольку изначально многоголосие возникло именно в вокально-хоровой музыке.
Названия голосов аккорда в гармонии произошли от названия хоровых партий.
Также принято компактное расположение голосов в среднем регистре (за исключением более свободного баса) и умереннный диапазон каждого голоса, что соответствует принципам хорового искусства.
Басовый голос более свободен, может делать большие скачки. Исторически он раньше других голосов начал исполняться на музыкальных инструментах, что и дало ему большую свободу.
Для того, чтобы трезвучие изложить четырехголосно, в нем нужно удвоить один из звуков (как правило – основной тон).
Часто в музыке происходит дублирование голосов (например два инструмента исполняют один и тот же голос, для его более яркого звучания) – это не является удвоением.
Мелодическое положение аккорда определяется по тому какой из звуков аккорда находится в мелодии (то есть в верхнем голосе, сопрано).
Положение аккорда
Положение квинты Положение терции Положение примы
Тесное – это когда между тремя верхними голосами интервальное расстояние меньше, или равно кварте, то есть когда между голосами не пропускается ни один аккордовый звук.
Широкое – это когда между голосами расстояние больше кварты, или когда между голосами пропускается один аккордовый звук.
Широкое и тесное расположение аккорда
широкое расположение тесное расположение
Смешанное – это когда соединяется в одном аккорде и широкое и тесное расположение.
«Смешное» — это когда расстояние между верхними голосами больше октавы.
Расстояние между Басом и Тенором в любом расположении не должно быть больше двух октав. Может быть также унисоном.
Перекрещивание голосов. Не допускается.
Перекрещивание
Полуперекрещивание голосов. Иногда допускается.
Обсудить конспект и задать вопросы можно на форуме
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
широкое расположение аккорда
Трезвучия в четырехголосии
Базовый курс гармонии. Содержание
В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).
В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе, различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.
Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.
Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.
При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:
Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком и квинтдецимой при тесном расположении.
Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.
Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980. С. 15.
Источник
Начальная гармония. Гармония. Правила соединения голосов. Четырехголосный склад.
В музыкальной практике мы встречаемся с бесконечным разнообразием приемов и форм изложения гармонии.В учебном же процессе для наиболее удобного изучения основных закономерностей гармонии, правил голосоведения принято строгое четырехголосие, заимствованное ,главным образом ,из практики хорового пения.
Четвертый голос в трезвучиях возникает от удвоения основного тона,то есть звука, который находится в нижнем голосе.Голоса трезвучий записываются на двух нотоносцах , два голоса — в скрипичном ключе и два голоса в басовом:
Каждый голос аккорда имеет определенное название,как в партитуре для смешанного четырехголосного хора.
Верхний голос аккорда записывается в скрипичном ключе и называется сопрано,поскольку в верхнем голосе муз-произведения обычно помещается основная мелодия, этот голос часто так и называют-мелодия.
Второй голос записывается так же в скрипичном ключе и носит название-альт.Третий голос-тенор -записывается в басовом ключе.Четвертый(нижний)голос тоже записывается в басовом ключе и называется басом:
Мелодическое положение трезвучия.
Трезвучие может находиться в одном из трех положений: основного тона, терцевого и квинтового:
Тесное и широкое расположения аккордов.
Тесным называется такое расположение трезвучия, при котором сопрано ,альт и тенор следуют подряд по смежным звукам аккорда и между каждой парой соседних голосов/сопрано-альт,альт-тенор/ возникают интервалы не более терции и кварты:
Широким называется такое расположение трезвучий ,при котором сопрано, альт и тенор следуют через один аккордовый звук и между каждой парой соседних голосов/ сопрано-альт, альт-тенор/возникают интервалы квинты и сексты:
Анализ гармонии с точки зрения буквенных обозначений аккордов гитары:
Как мы уже говорили ,в партиях гитары буквами обозначаются основной тон аккорда. Поэтому при
записи аккорда необходимо определить основной тон, то есть звук, от которого аккорд можно расположить по терциям:
Как нам уже известно,тоникой является трезвучие,
построенное на первой ступени лада.
В эстрадной музыке чаще всего употребляется тоника с секстой: в состав тонического трезвучия вводится шестая ступень лада:
В тонике с секстой в миноре шестая ступень повышенна:
Тоника с секстой в разных обращениях:
Источник
книга песка
Гармония. Введение.
Posted 3 июня, 2012 by impresense in Музыка. Добавить комментарий
Ниже дается первый урок из книги Должанского немного отредактированный с улучшенными изображениями. Излагается основной теоретический минимум для работы с гармоническими последовательностями.
Урок 1
ВВЕДЕНИЕ. ГОЛОСОВЕДЕНИЕ В МАЖОРЕ
О курсе гармонии. Четырехголосное сложение аккордов. Трезвучия в четырехголосном сложении. Септаккорды в четырехголосном сложении. Гармонические цифровки. Голосоведение. Основные правила голосоведения в мажоре
I. О КУРСЕ ГАРМОНИИ
1) Слово гармония применяется в различных смыслах. Гармонией в простейшем значении называется закономерное объединение звуков в аккорды и их осмысленное последование.
2) Краткий курс гармонии посвящается изучению основных аккордовых последований, встречающихся в музыке.
3) Теоретические основы гармонии объясняют закономерности образования, чередования и связи отдельных аккордов.
4) Практические задания призваны подкрепить теоретические положения и научить ученика сознательному отношению к гармонии.
5) Знание гармонии необходимо главным образом для двух целей:
а) аналитической — для лучшего понимания музыкальных произведений;
б) практической — для сочинения музыки или различных обработок ее (оркестровки, аранжировки).
Из них первая цель стоит не только перед музыкантами-профессионалами (композиторами, музыковедами, исполнителями), но и перед развитыми любителями музыки.
II. ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОЕ СЛОЖЕНИЕ АККОРДОВ
1) Изучение гармонии строится на аккордах в четырехголосном сложении. Четырехголосным сложением называется образование аккорда из четырех звуков.
2) Каждый звук аккорда называется голосом. Все голоса нумеруются сверху вниз (первый, второй, третий, четвертый), а также имеют различные названия;
первый голос — мелодия, или сопрано, или верхний голос,
второй голос — альт,
третий голос — тенор,
четвертый голос — бас, или нижний голос
первый, второй и третий голоса вместе — верхние голоса,
первый и четвертый голоса вместе — крайние голоса,
второй и третий голоса вместе — средние голоса
3) Аккорды в четырехголосном сложении пишутся на двух соединенных нотных строчках — верхней в скрипичном ключе и нижней — в басовом (как для фортепиано): три верхних голоса — на верхней строчке, для удобства чтения — с общим штилем (палочкой), направленным вверх, а нижний голос (бас) — на нижней строчке со штилем, направленным вниз.
4) Бас не может быть выше верхних голосов, но может совпадать, по высоте с третьим голосом.
5) Также и верхние голоса не могут «перекрещиваться», но каждая пара соседних голосов (то есть первый и второй, или второй и третий) может совпадать по высоте.
6) Верхние голоса пишутся на возможно близком расстоянии между собой, первоначально так, чтобы интервал между первым и третьим голосами был уже октавы.
7) Расположение аккорда, при котором между первым и третьим голосом образуется интервал уже октавы, называется тесным.
8) Расположение аккорда, при котором между первым и третьим голосами образуется интервал шире октавы, называется широким.
9) В аккордах в широком расположении расстояние между соседними верхними голосами (первым и вторым, вторым и третьим) не может быть шире октавы.
10) В любом расположении (тесном и широком, а также смешанном, см. стр. 20) интервал между третьим голосом и басом не ограничивается и теоретически может быть любым.
11) Данный курс гармонии строится, как правило, на аккордах в тесном расположении.
III. ТРЕЗВУЧИЯ В ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОМ СЛОЖЕНИИ
1) В трезвучиях (всех видов) в четырехголосном сложении один из составных звуков удваивается (пишется два раза). При этом
а) в верхних голосах пишутся все три звука (основной, терцовый и квинтовый тоны),
б) в басу пишется один из них (основной, терцовый или квинтовый тон) в зависимости от вида аккорда, то есть
в) звук, помещенный в басу, удваивает (повторяет) один из звуков, помещенных в верхних голосах.
2) Таким образом
а) в трезвучии основного вида удваивается основной тон (x 1)
б) в секстаккорде удваивается терцовый тон (хЗ). Правила удвоения в секстаккордах несколько сложнее. Удваивается обычно основной тон или квинтовый, но и терцовый тон удваивается то же. Подробнее в теме о соединении и голосоведении секстаккордов.
в) в квартсекстаккорде удваивается квинтовый тон (х5).
IV. СЕПТАККОРДЫ В ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОМ СЛОЖЕНИИ
1) В септаккордах (всех видов) в четырехголосном сложении
а) каждый звук пишется по одному разу (ни один из звуков не удваивается), то есть
б) звук, помещенный в басу, в верхних голосах не пишется (не повторяется).
2) В септаккорде основного вида (7)
а) в басу пишется основной тон,
б) в верхних голосах пишутся остальные три звука (то есть терцовый, квинтовый и септимовый тоны) в различных расположениях.
3) В квинтсекстаккорде (6/5)
а) в басу пишется терцовый тон,
б) в верхних голосах пишутся остальные три звука (то есть основной, квинтовый и септимовый тоны) в различных расположениях.
4) В терцквартаккорде (4/3)
а) в басу пишется квинтовый тон,
б) в верхних голосах пишутся остальные три звука (то есть основной, терцовый и септимовый тоны) в различных расположениях.
5) В секундаккорде (2)
а) в басу пишется септимовый тон,
б) в верхних голосах пишутся остальные три звука, то есть основной, терцовый и квинтовый тоны (как в трезвучии). Ср. верхние голоса в примерах 16 и 10.
В примере 10 в верхних голосах то же основной, терцовый и квинтовый тоны, но в составе трезвучия, а в примере 16 – в составе обращения септаккорда.
V. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЦИФРОВКИ
1) Цифровое обозначение аккордового последования называется гармонической цифровкой или просто цифровкой.
2) Решение (расшифровка) цифровки заключается в правильной записи нотами обозначенного в ней аккордового последования.
3) Тактовый размер учебной цифровки всегда одинаков (2/2)
и поэтому обычно не обозначается.
4) Каждый аккорд цифровки обозначается половинными нотами и длится полтакта, будучи помещен, таким образом, на сильной или слабой доле. Первый и последний аккорды помещаются на сильной доле такта. Последний аккорд длится целый такт (пишется целыми нотами).
5) Первый аккорд пишется в том мелодическом положении, которое указывается мелкой арабской цифрой обычно в кружке (наверху, справа от номера его ступени): а) цифра 1 указывает мелодическое положение основного тона, б) цифра 3 указывает мелодическое положение терцового тона, в) цифра 5 указывает мелодическое положение квинтового тона.
VI. ГОЛОСОВЕДЕНИЕ
1) Решенные таким образом цифровки (то есть получившиеся аккордовые последования), представляют учебные образцы, нарочито ограниченные в мелодическом и ритмическом отношениях ради сосредоточения внимания на их гармонических свойствах.
2) Каждый образец (каждая решенная таким образом задача) должен представить определенное логичное последование аккордов.
3) Аккорды такого последования не gросто сменяют друг друга, а переходят один в другой таким образом, чтобы каждый голос (первый, второй, третий, четвертый) образовал осмысленную мелодическую линию, а все последование образовало одновременное звучание четырех мелодических линий.
4) Для того, чтобы каждая из линий была логичной, образование ее подчиняется специальным правилам голосоведения.
5) Голосоведением называется процесс образования мелодических линий, то есть движение каждого отдельного полоса от аккорда к аккорду.
6) Принципы голосоведения могут быть различными. В книге рассматриваются правила, обеспечивающие голосоведение наиболее простое и естественное, плавное и «цепкое», присущее басу всевозможных гармонических последований и гармоническому остову средних голосов многоголосной музыки.
7) Исполнять решенные таким образом цифровки следует не только на фортепиано, но также и на инструментах с тянущимся звуком (фисгармонии, музыкальным ансамблем духовых или струнных) и хором, составленным из четырех партий (лучше всего — две партии сопрано, одна партия меццо-сопрано и одна партия мужских голосов).
8) При этом повторяющиеся в одной и той же партии звуки соседних аккордов нужно слиговывать (исполнять легато), как это обозначено на примере:
9) Ради упрощения записи лиги опускаются. При исполнении же всех последующих примеров прием легато следует соблюдать обязательно.
10) Возникшие таким образом хоровые партии окажутся всего ближе к распевам некоторых монодических культур.
VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГОЛОСОВЕДЕНИЯ В МАЖОРЕ
1) Бас движется по указанию цифровки преимущественно на ближайшее расстояние.
Вот в этом месте, с помощью данной информации формируем, создаем упражнения. Берем цифровки и решаем их, строя вначале только линию баса. Тем самым мы себе максимально упрощаем задачу и вместе с тем приобретаем новый опыт – учимся решать цифровки.
2) В верхних голосах
а) общие тоны остаются на месте (то есть повторяются в том же голосе)
б) остальные голоса движутся на ближайшее расстояние (на секунду или на терцию)
в) при возможности выбора (если общих тонов нет) — вниз, а не вверх.
3) При соединении двух трезвучий (любых видов) с нормативным удвоением голосов (то есть с удвоением басового звука)
а) если бас идет на секунду вверх или вниз, верхние голоса не могут идти в том же направлении, что бас, а идут в противоположном направлении или остаются на месте
б) при этом надо иметь ввиду, что это правило сильнее второго. В случае противоречия между ними может оказаться, что общий тон не остается на месте.
Во втором правиле говориться о движении голосов вниз, но третье правило сильнее, функциональнее и говорит уже о соотношении голосов. И определять направление движения верхних голосов нужно исходя из движения баса. Определив направление движения баса – вверх или вниз, верхние голоса ведем в противоположном направлении – вниз или вверх соответственно.
4) При соединении трезвучий основного вида II и V ступеней
(II—V)
а) в верхних голосах общий тон предпочтительно не остается на месте, все верхние голоса идут вниз; два голоса — на терцию и один — на секунду;-
б) общий тон может остаться на месте в том случае, если трезвучие II ступени взято в мелодическом положении квинты и в верхнем голосе образуется гаммообразное движение от этого звука в тонике (пример 27б).
Источник