Расположение аккорда может быть тесным

Содержание
  1. мастер — класс
  2. Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий
  3. Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)
  4. Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.
  5. Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов
  6. Как строить аккорды в широком расположении
  7. Что такое тесное и широкое расположение аккордов? Обьясните попроще что такое широкое и тесное расположение аккордов
  8. solfamusictheory
  9. This WordPress.com. site is about music theory and methodology
  10. широкое расположение аккорда
  11. Трезвучия в четырехголосии
  12. Начальная гармония. Гармония. Правила соединения голосов. Четырехголосный склад.
  13. книга песка
  14. Гармония. Введение.

мастер — класс

Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий

Автор: Сергей Руднев, генеральный директор «Guitar College», педагог по классу гитары

Обычные аккорды в открытой позиции Am, G, C, E7. Казалось бы, что может быть лучше? Однако давайте приглядимся к ним более внимательно. Например, аккорд С, включающий в себя ноты C (тоника), E (терция), G (квинта). Всего трех звуков достаточно для того, чтобы прозвучал полноценный До-мажор. В стандартной «бардовской» аппликатуре мы обычно берём пять или шесть звуков, фактически дублируя каждый из них. В ситуации, когда вы поёте под гитару, это необходимо, потому как можно играть басы, переборы, бой и т.д., но если вы решили провести мелодию на фоне аккордов, вам понадобятся аппликатуры более мобильные, свободные от дублирующих нот. Для решения этой проблемы давайте познакомимся с некоторыми теоретическими аспектами, которые имеют отношение к формам существования аккордов.

Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)

    Основной вид: расположение нот снизу вверх: C, E, G. Характеристики: тоника С является основанием аккорда (нижний голос или бас аккорда), терция аккорда E – средний голос, квинта аккорда – нота G – находится вверху (вершина или мелодический голос аккорда). Аккорд звучит устойчиво и однозначно, хорош для окончания или начала произведения. В буквенно-цифровой записи обозначается С.
    Полезные свойства: когда вы строите аккорд, вы набираете его от тоники вверх по терциям. Но в природе они существуют в различных вариантах (или обращениях), и идентификация этих нот в качество конкретного аккорда иногда бывает затруднительной. Поэтому полезно собрать их в терцовую вертикаль (расположив по терциям), т.е. привести к основному виду. Тогда вы сможете определить название аккорда по нижнему звуку. Например: аккорд G#, B, E (снизу вверх). Вы пытаетесь определить его как некий аккорд от ноты G#, в то время как, найдя для него терцовую вертикаль E, G#, B, вы сообразите, что это Ми-мажор. Краткую информацию о терцовой структуре аккордов, см. в приложении к уроку.

Читайте также:  Долго держать одну ноту это

Секстаккорд (первое обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: E, G, C. Характеристики: терция Е аккорда в басу (нижний голос), квинта G (средний голос), тоника С (верхний голос). По звучанию этот аккорд гораздо мягче и лиричнее аккорда С в основном виде. Если аранжировщик желает подчеркнуть, что До-мажор содержит терцию в басу, он запишет так: С/E, где знаменатель дроби будет указывать ноту нижнего голоса (бас).
Примечание: не следует путать этот аккорд с аккордом С6 (C, E, G, A), который часто ошибочно называют секстаккордом. На самом деле – это До-мажор (C, E, G) с добавленной сесктой Ля, т.е. аккорд, содержащий четыре звука.

  • Квартсекстаккорд(второе обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: G, C, E. Характеристики: квинта аккорда в басу – нота G, нота С в среднем голосе, нота Е – в верхнем. Звучит отчётливо-мажорно, светло, не так устойчиво, как аккорд С. В буквенно-цифровой записи, при необходимости конкретизировать бас аккорда, обозначается С/G.​
  • Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.

    Резюме: Как видите, бас аккорда существенно влияет на его окраску, и я рекомендую сравнить звучание одноимённых аккордов в обращениях с тем, чтобы различать их на слух. (См. ниже).

    Переходим к следующему разделу.

    Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов

    • Тесное расположение (ТР). Характеристики: расстояние между нотами аккорда не более кварты. Сюда входят все аккорды из предыдущей главы. Звучание: плотное, насыщенное, ниже среднего регистра – «грязь».
    • Широкое расположение (ШР). Характеристики: расстояние между нотами не менее кварты. Аккорды в ШР на слух – более прозрачны, благозвучны. Расстояние между крайними звуками более октавы, есть возможность проведения мелодии внутри аккорда.
    • Смешанное расположение (СмР). Характеристики: аккорды в СмР не имеют столь строгих ограничений, как в ТР и ШР, а по сути являются их симбиозом. Это наиболее излюбленный тип аккордового изложения в эстрадной и джазовой музыке, позволяющий свободно оперировать аккордами, содержащими четыре звука и более.
    Читайте также:  Замена внешнего шруса аккорд 7

    Однако вековые традиции классической музыки несут в себе стремление многих поколений музыкантов и композиторов к идеальному, сверхчистому, эталонному звучанию аккордовых последовательностей, что привело к появлению строгих правил и канонов под общим названием «Классическая гармония».

    В современной музыке эти законы являются основой, а всё остальное и есть различия между «новым» и «старым». И, если вас в выходные тянет на природу – лес, река, травка, птички, белочки, цветочки и пр., – почему бы нам не вкусить иной первозданности, не прильнуть, так сказать, к истокам, подобно прослойке джазовых эстетов, посещающих концерты органной и симфонической музыки.

    Как строить аккорды в широком расположении

    Разобравшись с темой Обращения трезвучий (на примере, скажем, аккордов C, F, G), вам это сделать будет достаточно легко. Вот классический способ превращения ТР в ШР:

    Берём аккорд С в ТР, ноты снизу вверх С, E, G – основной вид;

    • Извлекаем из него средний звук (нота Ми) и опускаем на октаву вниз, получаем аккорд C/E в ШР (снизу вверх E, C, G). На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3;
    • Теперь средний звук переносим на октаву вверх, получаем аккорд С в ШР (снизу вверх C, G, E). На гитаре: C 5/3, G3/0, E 1/0.

    Берём секстаккорд C/E в ТР, ноты снизу вверх E, G, C;

    • Средний звук – на октаву вниз, получаем аккорд C/G (G, E, C) – C/G в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
    • Средний звук G – на октаву вверх, получаем C/E (E, C, G) в ШР. На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3. Этот же аккорд октавой ниже (E 6/0, C 5/3, G 3/0) звучит грязненько, хотя в контексте может быть и ничего.

    Берём квартсекстаккорд C/G в ТР, ноты снизу вверх G, C, E;

    • Средний звук – на октаву вверх, получаем аккорд C/G (G, E, C) в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
    • Средний звук C – на октаву вниз, получаем аккорд C (C, G, E) в ШР. На гитаре: C 5/3, G 3/0, E1/0.

    Источник

    Что такое тесное и широкое расположение аккордов? Обьясните попроще что такое широкое и тесное расположение аккордов

    Аккорды в классической гармонии записывают четырехголосно на двух нотных станах:
    Названия голосов

    На расположение голосов в классической гармонии большое влияние оказали принципы хорового искусства, поскольку изначально многоголосие возникло именно в вокально-хоровой музыке.

    Названия голосов аккорда в гармонии произошли от названия хоровых партий.

    Также принято компактное расположение голосов в среднем регистре (за исключением более свободного баса) и умереннный диапазон каждого голоса, что соответствует принципам хорового искусства.

    Басовый голос более свободен, может делать большие скачки. Исторически он раньше других голосов начал исполняться на музыкальных инструментах, что и дало ему большую свободу.

    Для того, чтобы трезвучие изложить четырехголосно, в нем нужно удвоить один из звуков (как правило – основной тон).

    Часто в музыке происходит дублирование голосов (например два инструмента исполняют один и тот же голос, для его более яркого звучания) – это не является удвоением.

    Мелодическое положение аккорда определяется по тому какой из звуков аккорда находится в мелодии (то есть в верхнем голосе, сопрано).
    Положение аккорда

    Положение квинты Положение терции Положение примы

    Тесное – это когда между тремя верхними голосами интервальное расстояние меньше, или равно кварте, то есть когда между голосами не пропускается ни один аккордовый звук.
    Широкое – это когда между голосами расстояние больше кварты, или когда между голосами пропускается один аккордовый звук.
    Широкое и тесное расположение аккорда

    широкое расположение тесное расположение

    Смешанное – это когда соединяется в одном аккорде и широкое и тесное расположение.
    «Смешное» — это когда расстояние между верхними голосами больше октавы.
    Расстояние между Басом и Тенором в любом расположении не должно быть больше двух октав. Может быть также унисоном.

    Перекрещивание голосов. Не допускается.
    Перекрещивание

    Полуперекрещивание голосов. Иногда допускается.

    Обсудить конспект и задать вопросы можно на форуме

    Источник

    solfamusictheory

    This WordPress.com. site is about music theory and methodology

    широкое расположение аккорда

    Трезвучия в четырехголосии

    Базовый курс гармонии. Содержание
    В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).

    В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе, различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.

    Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.

    Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.

    При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:

    Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком и квинтдецимой при тесном расположении.

    Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.

    Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980. С. 15.

    Источник

    Начальная гармония. Гармония. Правила соединения голосов. Четырехголосный склад.

    В музыкальной практике мы встречаемся с бесконечным разнообразием приемов и форм изложения гармонии.В учебном же процессе для наиболее удобного изучения основных закономерностей гармонии, правил голосоведения принято строгое четырехголосие, заимствованное ,главным образом ,из практики хорового пения.

    Четвертый голос в трезвучиях возникает от удвоения основного тона,то есть звука, который находится в нижнем голосе.Голоса трезвучий записываются на двух нотоносцах , два голоса — в скрипичном ключе и два голоса в басовом:

    Каждый голос аккорда имеет определенное название,как в партитуре для смешанного четырехголосного хора.
    Верхний голос аккорда записывается в скрипичном ключе и называется сопрано,поскольку в верхнем голосе муз-произведения обычно помещается основная мелодия, этот голос часто так и называют-мелодия.

    Второй голос записывается так же в скрипичном ключе и носит название-альт.Третий голос-тенор -записывается в басовом ключе.Четвертый(нижний)голос тоже записывается в басовом ключе и называется басом:

    Мелодическое положение трезвучия.

    Трезвучие может находиться в одном из трех положений: основного тона, терцевого и квинтового:

    Тесное и широкое расположения аккордов.

    Тесным называется такое расположение трезвучия, при котором сопрано ,альт и тенор следуют подряд по смежным звукам аккорда и между каждой парой соседних голосов/сопрано-альт,альт-тенор/ возникают интервалы не более терции и кварты:

    Широким называется такое расположение трезвучий ,при котором сопрано, альт и тенор следуют через один аккордовый звук и между каждой парой соседних голосов/ сопрано-альт, альт-тенор/возникают интервалы квинты и сексты:

    Анализ гармонии с точки зрения буквенных обозначений аккордов гитары:

    Как мы уже говорили ,в партиях гитары буквами обозначаются основной тон аккорда. Поэтому при
    записи аккорда необходимо определить основной тон, то есть звук, от которого аккорд можно расположить по терциям:

    Как нам уже известно,тоникой является трезвучие,
    построенное на первой ступени лада.

    В эстрадной музыке чаще всего употребляется тоника с секстой: в состав тонического трезвучия вводится шестая ступень лада:

    В тонике с секстой в миноре шестая ступень повышенна:
    Тоника с секстой в разных обращениях:

    Источник

    книга песка

    Гармония. Введение.

    Posted 3 июня, 2012 by impresense in Музыка. Добавить комментарий

    Ниже дается первый урок из книги Должанского немного отредактированный с улучшенными изображениями. Излагается основной теоретический минимум для работы с гармоническими последовательностями.

    Урок 1

    ВВЕДЕНИЕ. ГОЛОСОВЕДЕНИЕ В МАЖОРЕ

    О курсе гармонии. Четырехголосное сложение аккордов. Трезвучия в четырехголосном сложении. Септаккорды в четырехголосном сложении. Гармонические цифровки. Голосоведение. Основные правила голосоведения в мажоре

    I. О КУРСЕ ГАРМОНИИ

    1) Слово гармония применяется в различных смыслах. Гармонией в простейшем значении называется закономерное объединение звуков в аккорды и их осмысленное последование.

    2) Краткий курс гармонии посвящается изучению основных аккордовых последований, встречающихся в музыке.

    3) Теоретические основы гармонии объясняют закономер­ности образования, чередования и связи отдельных аккордов.

    4) Практические задания призваны подкрепить теоретические положения и научить ученика сознательному отношению к гар­монии.

    5) Знание гармонии необходимо главным образом для двух целей:

    а) аналитической — для лучшего понимания музыкаль­ных произведений;

    б) практической — для сочинения музыки или различных обработок ее (оркестровки, аранжировки).

    Из них первая цель стоит не только перед музыкантами-профессио­налами (композиторами, музыковедами, исполнителями), но и перед развитыми любителями музыки.

    II. ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОЕ СЛОЖЕНИЕ АККОРДОВ

    1) Изучение гармонии строится на аккордах в четырехголос­ном сложении. Четырехголосным сложением назы­вается образование аккорда из четырех звуков.

    2) Каждый звук аккорда называется голосом. Все го­лоса нумеруются сверху вниз (первый, второй, третий, четвер­тый), а также имеют различные названия;

    первый голос — мелодия, или сопрано, или верхний голос,

    второй голос — альт,

    третий голос — тенор,

    четвертый голос — бас, или нижний голос

    первый, второй и третий голоса вместе — верхние голоса,

    первый и четвертый голоса вместе — крайние голоса,

    второй и третий голоса вместе — средние голоса

    3) Аккорды в четырехголосном сложении пишутся на двух соединенных нотных строчках — верхней в скрипичном ключе и нижней — в басовом (как для фортепиано): три верхних го­лоса — на верхней строчке, для удобства чтения — с общим штилем (палочкой), направленным вверх, а нижний голос (бас) — на нижней строчке со штилем, направленным вниз.

    4) Бас не может быть выше верхних голосов, но может совпа­дать, по высоте с третьим голосом.

    5) Также и верхние голоса не могут «перекрещиваться», но каждая пара соседних голосов (то есть первый и второй, или второй и третий) может совпадать по высоте.

    6) Верхние голоса пишутся на возможно близком расстоянии между собой, первоначально так, чтобы интервал между первым и третьим голосами был уже октавы.

    7) Расположение аккорда, при котором между первым и тре­тьим голосом образуется интервал уже октавы, называется тесным.

    8) Расположение аккорда, при котором между первым и тре­тьим голосами образуется интервал шире октавы, называется широким.

    9) В аккордах в широком расположении расстояние между соседними верхними голосами (первым и вторым, вторым и тре­тьим) не может быть шире октавы.

    10) В любом расположении (тесном и широком, а также сме­шанном, см. стр. 20) интервал между третьим голосом и басом не ограничивается и теоретически может быть любым.

    11) Данный курс гармонии строится, как правило, на аккор­дах в тесном расположении.

    III. ТРЕЗВУЧИЯ В ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОМ СЛОЖЕНИИ

    1) В трезвучиях (всех видов) в четырехголосном сложении один из составных звуков удваивается (пишется два раза). При этом

    а) в верхних голосах пишутся все три звука (основной, тер­цовый и квинтовый тоны),

    б) в басу пишется один из них (основной, терцовый или квин­товый тон) в зависимости от вида аккорда, то есть

    в) звук, помещенный в басу, удваивает (повторяет) один из звуков, помещенных в верхних голосах.

    2) Таким образом

    а) в трезвучии основного вида удваивается основной тон (x 1)

    б) в секстаккорде удваивается терцовый тон (хЗ). Правила удвоения в секстаккордах несколько сложнее. Удваивается обычно основной тон или квинтовый, но и терцовый тон удваивается то же. Подробнее в теме о соединении и голосоведении секстаккордов.

    в) в квартсекстаккорде удваивается квинтовый тон (х5).

    IV. СЕПТАККОРДЫ В ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОМ СЛОЖЕНИИ

    1) В септаккордах (всех видов) в четырехголосном сложении

    а) каждый звук пишется по одному разу (ни один из звуков не удваивается), то есть

    б) звук, помещенный в басу, в верхних голосах не пишется (не повторяется).

    2) В септаккорде основного вида (7)

    а) в басу пишется основной тон,

    б) в верхних голосах пишутся остальные три звука (то есть терцовый, квинтовый и септимовый тоны) в различных располо­жениях.

    3) В квинтсекстаккорде (6/5)

    а) в басу пишется терцовый тон,

    б) в верхних голосах пишутся остальные три звука (то есть основной, квинтовый и септимовый тоны) в различных располо­жениях.

    4) В терцквартаккорде (4/3)

    а) в басу пишется квинтовый тон,

    б) в верхних голосах пишутся остальные три звука (то есть основной, терцовый и септимовый тоны) в различных располо­жениях.

    5) В секундаккорде (2)

    а) в басу пишется септимовый тон,

    б) в верхних голосах пишутся остальные три звука, то есть основной, терцовый и квинтовый тоны (как в трезвучии). Ср. верхние голоса в примерах 16 и 10.

    В примере 10 в верхних голосах то же основной, терцовый и квинтовый тоны, но в составе трезвучия, а в примере 16 – в составе обращения септаккорда.

    V. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЦИФРОВКИ

    1) Цифровое обозначение аккордового последования назы­вается гармонической цифровкой или просто цифровкой.

    2) Решение (расшифровка) цифровки заключается в правиль­ной записи нотами обозначенного в ней аккордового последова­ния.

    3) Тактовый размер учебной цифровки всегда одинаков (2/2)

    и поэтому обычно не обозначается.

    4) Каждый аккорд цифровки обозначается половинными нотами и длится полтакта, будучи помещен, таким образом, на сильной или слабой доле. Первый и последний аккорды поме­щаются на сильной доле такта. Последний аккорд длится целый такт (пишется целыми нотами).

    5) Первый аккорд пишется в том мелодическом положении, которое указывается мелкой арабской цифрой обычно в кружке (наверху, справа от номера его ступени): а) цифра 1 указывает мелодическое положение основного тона, б) цифра 3 указывает мелодическое положение терцового тона, в) цифра 5 указывает мелодическое положение квинтового тона.

    VI. ГОЛОСОВЕДЕНИЕ

    1) Решенные таким образом цифровки (то есть получившиеся аккордовые последования), представляют учебные образцы, на­рочито ограниченные в мелодическом и ритмическом отношениях ради сосредоточения внимания на их гармонических свойствах.

    2) Каждый образец (каждая решенная таким образом задача) должен представить определенное логичное последование ак­кордов.

    3) Аккорды такого последования не gросто сменяют друг друга, а переходят один в другой таким образом, чтобы каждый голос (первый, второй, третий, четвертый) образовал осмыслен­ную мелодическую линию, а все последование образовало одно­временное звучание четырех мелодических линий.

    4) Для того, чтобы каждая из линий была логичной, образо­вание ее подчиняется специальным правилам голосоведения.

    5) Голосоведением называется процесс образова­ния мелодических линий, то есть движение каждого отдельного полоса от аккорда к аккорду.

    6) Принципы голосоведения могут быть различными. В кни­ге рассматриваются правила, обеспечивающие голосоведение наиболее простое и естественное, плавное и «цепкое», присущее басу всевозможных гармонических последований и гармониче­скому остову средних голосов многоголосной музыки.

    7) Исполнять решенные таким образом цифровки следует не только на фортепиано, но также и на инструментах с тянущимся звуком (фисгармонии, музыкальным ансамблем духовых или струнных) и хором, составленным из четырех партий (лучше всего — две партии сопрано, одна партия меццо-сопрано и одна партия мужских голосов).

    8) При этом повторяющиеся в одной и той же партии звуки соседних аккордов нужно слиговывать (исполнять легато), как это обозначено на примере:

    9) Ради упрощения записи лиги опускаются. При исполне­нии же всех последующих примеров прием легато следует соблю­дать обязательно.

    10) Возникшие таким образом хоровые партии окажутся всего ближе к распевам некоторых монодических культур.

    VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГОЛОСОВЕДЕНИЯ В МАЖОРЕ

    1) Бас движется по указанию цифровки преимущественно на ближайшее расстояние.

    Вот в этом месте, с помощью данной информации формируем, создаем упражнения. Берем цифровки и решаем их, строя вначале только линию баса. Тем самым мы себе максимально упрощаем задачу и вместе с тем приобретаем новый опыт – учимся решать цифровки.

    2) В верхних голосах

    а) общие тоны остаются на месте (то есть повторяются в том же голосе)

    б) остальные голоса движутся на ближайшее расстояние (на секунду или на терцию)

    в) при возможности выбора (если общих тонов нет) — вниз, а не вверх.

    3) При соединении двух трезвучий (любых видов) с норма­тивным удвоением голосов (то есть с удвоением басового звука)

    а) если бас идет на секунду вверх или вниз, верхние голоса не могут идти в том же направлении, что бас, а идут в противо­положном направлении или остаются на месте

    б) при этом надо иметь ввиду, что это правило сильнее вто­рого. В случае противоречия между ними может оказаться, что общий тон не остается на месте.

    Во втором правиле говориться о движении голосов вниз, но третье правило сильнее, функциональнее и говорит уже о соотношении голосов. И определять направление движения верхних голосов нужно исходя из движения баса. Определив направление движения баса – вверх или вниз, верхние голоса ведем в противоположном направлении – вниз или вверх соответственно.

    4) При соединении трезвучий основного вида II и V ступеней

    (IIV)

    а) в верхних голосах общий тон предпочтительно не остается на месте, все верхние голоса идут вниз; два голоса — на терцию и один — на секунду;-

    б) общий тон может остаться на месте в том случае, если тре­звучие II ступени взято в мелодическом положении квинты и в верхнем голосе образуется гаммообразное движение от этого звука в тонике (пример 27б).

    Источник

    Оцените статью