Начальная гармония
Четырехголосный склад.
В муз-практике мы встречаемся с бесконечным разнообразием приемов и форм изложения гармонии.В учебном же процессе для наиболее удобного изучения основных закономерностей гармонии, правил голосоведения принято строгое четырехголосие, заимствованное ,главным образом ,из практики хорового пения. Четвертый голос в трезвучиях возникает от удвоения основного тона,то есть звука, который находится в нижнем голосе.Голоса трезвучий записываются на двух нотоносцах , два голоса — в скрипичном ключе и два голоса в басовом:
Название голосов.
Каждый голос аккорда имеет определенное название,как в партитуре для смешанного четырехголосного хора.
Верхний голос аккорда записывается в скрипичном ключе и называется сопрано,поскольку в верхнем голосе муз-произведения обычно помещяется основная мелодия, этот голос часто так и называют-мелодия. Второй голос записывается так же в скрипичном ключе и носит название-альт.Третий голос-тенор -записывается в басовом ключе.Четвертый(нижний)голос тоже записывается в басовом ключе и называется басом:
Мелодическое положение трезвучия.
Трезвучие может находиться в одном из трех положений: основного тона, терцового и квинтового:
мелодическое положение трезвучия
Тесное и широкое расположения аккордов.
Тесным называется такое расположение трезвучия, при котором сопрано ,альт и тенор следуют подряд по смежным звукам аккорда и между каждой парой соседних голосов/сопрано-альт,альт-тенор/ возникают интервалы не более терции и кварты:
Широким называется такое расположение трезвучий ,при котором сопрано, альт и тенор следуют через один аккордовый звук и между каждой парой соседних голосов/ сопрано-альт, альт-тенор/возникают интервалы квинты и сексты:
Анализ гармонии с точки зрения буквенных обозначений аккордов гитары:
Как мы уже говорили ,в партиях гитары буквами обозначаются основной тон аккорда. Поэтому при
записи аккорда необходимо определить основной тон, то есть звук, от которого аккорд можно расположить
по терциям:
аккорд по терциям
Тоника с секстой:
Как нам уже известно,тоникой является трезвучие,
построенное на первой ступени лада.
В эстрадной музыке чаще всего употребляется тоника с секстой: в состав тонического трезвучия вводится шестая ступень лада:
тоника с секстой
В тонике с секстой в миноре шестая ступень повышенна:
Тоника с секстой в разных обращениях:
Источник
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.
Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).
В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.
В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.
Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].
Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.
Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.
[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].
Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.
Типы голосоведения.
По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:
плавноеи со скачками (скачковое)
При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).
При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).
[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].
По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:
противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;
косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;
прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;
параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.
В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.
[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:
– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;
– 2 пары через голос – S и T, А и В;
– 1 пара крайних голосов – S и В]
Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:
1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;
2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;
3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.
Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.
Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.
Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.
Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.
Источник
I. ТРЕЗВУЧИЯ В ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОМ СЛОЖЕНИИ
ВВЕДЕНИЕ
Гармония — одна из древнейших областей музыкального искусства. Изучение гармонии – науки об аккордах, охватывающей одну из важнейших сторон техники композиции, в значительной степени оказывает влияние на воспитание интеллекта и творческой дисциплины музыкантов. Вопросы подлинного приобщения студентов к изучению и практическому освоению гармонии как важнейшего выразительного средства, по-прежнему актуальны и, с педагогической точки зрения, являются непременным условием гармоничного развития музыканта.
Цель данного пособия – кратко изложить теоретические и практические основы тем начального этапа курса гармонии.
Основная задача данного пособия — привить студентам навыки игры на фортепиано простейших гармонических оборотов, выполнять основные соединения трезвучий, творчески подходить к применению этих навыков в своей практической деятельности.
Задания по гармонии охватывают многообразный практический материал, который содержится в различных учебных пособиях и учебниках, отбор которых выполнялся на основе личного педагогического опыта и целесообразности.
Методологической основой работы послужили исследования и пособия, отвечающие современным методическим требованиям. Среди них – «Гармония классического стиля» А. Денисова, «Гармония» Е.Абызовой, Учебник гармонии И.Дубовского, С. Евсеева, И. Способина, В.Соколова, «Начальный курс гармонии в задачах» Б. Уткина и др.
Надеемся, что данное пособие будет полезным материалом для студентов, изучающих курс гармонии, и выражаем благодарность преподавателям кафедры теории музыки ПГИИ, принимавшим участие в обсуждении данной работы.
I. ТРЕЗВУЧИЯ В ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОМ СЛОЖЕНИИ
Аккорд – это созвучие, которое является представителем ладовой системы и образуется при сочетании не менее трёх разных звуков. Общепринятой является терцовая структура аккордов, которая предопределяет понятие неаккордовых звуков и побочных тонов. Аккорды могут быть построены и по принципу других интервальных соотношений, например, квартаккорды, квартквинтаккорды, кластеры и др.
По количеству разных звуков, расположенных по терциям, различают три типа аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды. Дальнейшее терцовое наслоение образует ундецимаккорды (шестизвучия) и терцдецимаккорды (семизвучия). Такие аккорды встречаются в современной музыке.
От интервалов зависит фонизм – характер звучания аккордов; от места в ладу – их функция – роль в ладу: тоническая, субдоминантовая и доминантовая.
Каждый тон аккорда имеет свое название, которое зависит от интервала, образованного от основного тона аккорда. Например, название тонов трезвучия: прима, терция, квинта. Данные названия сохраняются при любом расположении аккорда.
Тоны аккорда называются голосами. В четырехголосном изложении аккорду свойственна двуплановость: сочетание баса с группой верхних голосов – тенора, альта, сопрано. Крайние голоса – сопрано и бас — имеют преобладающее значение в качестве контура аккорда.
В зависимости от того, какой тон аккорда находится в сопрано, различают следующие мелодические положения: основного тона, терции, квинты. Мелодическое положение (МП) обозначается соответствующей цифрой слева от указания ступени. Например: 3 I, 5 IV и т.д.
Различают тесное, широкое и ультраширокое расположение аккордов. Расположение аккордов определяется интервалами между соседними верхними голосами: тенором, альтом и сопрано. Расстояние между басом и тенором на расположение аккордов не влияет (вследствие двуплановости).
При тесном расположении верхние голоса расположены по ближайшим интервалам: терция и кварта. При широком расположении между соседними голосами соблюдается расстояние на широкие интервалы: квинта, секста. При расстоянии между соседними верхними голосами больше октавы образуется ненормативное ультраширокое расположение. При расстоянии между соседними верхними голосами больше октавы образуется ненормативное ультраширокое расположение. Разные расположения свойственны всем аккордам и их обращениям.
Примеры построения трезвучия в четырёхголосном сложении:
Основные правила построения трезвучия в четырёхголосном сложении:
- Трезвучие излагается в трех мелодических положениях – примы, терции и квинты.
- МП определяет звук, который находится в сопрано.
- В трезвучии удваивается основной тон – басовый звук.
- Трезвучие излагается в тесном или в широком расположении.
- В тесном расположении между тремя верхними голосами (сопрано, альтом и тенором) интервалы узкие, до кварты.
- В широком расположении — интервалы широкие – от квинты и шире. Расстояние между басом и тенором не учитывается, оно может быть от унисона до двух октав.
- При любом расположении альт не может быть выше сопрано, тенор — выше альта, бас – выше тенора.
- В учебной практике принято использовать такое расположение аккордов, при котором в каждом голосе не более двух добавочных линеек. Исключением является тенор, для которого иногда используют три или четыре добавочных линейки.
ЗАДАНИЯ
1. Построить тоническое трезвучие в тональности A-dur в тесном и широком расположении, в МП примы, терции, квинты:
2. Построить доминантовое трезвучие в тональности fis-moll (гарм.) в тесном и широком расположении, в МП примы, терции, квинты:
3. Построить субдоминантовое трезвучие в тональности B-dur в тесном и широком расположении, в МП примы, терции, квинты:
4. Построить тоническое трезвучие в тональности g-moll в тесном и широком расположении, в МП примы, терции, квинты:
5. Домашнее задание: построить тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия в тесном и широком расположении, в МП примы, терции, квинты, в тональностях, выбранных самостоятельно:
5. Найти и исправить ошибки в данных примерах:
На фортепиано:
· строить мажорные и минорные трезвучия в тесном и широком расположении, в МП примы, терции, квинты от звуков: D, B, As, E, Es, H, Cis, A, F.
· найти 12 вариантов гармонизации одного заданного звука: как примы, терции, квинты мажорного или минорного трезвучия в тесном или широком расположении. Например:
· Досочинить одноголосные фразы, гармонизовать заключительный звук:
Анализировать:
· П. Чайковский. Русская пляска, ор.40.
· Ф. Шопен. Мазурка, ор.24 № 2.
· Ф. Лист. Альбом путешественника, ч.2, № 4.
Контрольное задание:
II. СОЕДИНЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ
Последовательно связанные аккорды образуют аккордовое СОЕДИНЕНИЕ.
Аккорды соединяются по определённым принципам и правилам. Самое главное в движении аккордов – ГОЛОСОВЕДЕНИЕ, т.е. совместное мелодическое движение голосов, а также соотношение нескольких голосов их одновременном звучании.
Виды голосоведения:
1. По горизонтали:
· плавное (с секундовыми и терцовыми ходами)
· скочкообразное (на интервал шире терции).
· прямое (голоса идут в одном направлении – разновидность — параллельное),
· косвенное (один из голосов остается на месте).
В подавляющем большинстве правильных соединений аккордов образуется взаимное уравновешивание прямого, противоположного и косвенного движений, выполняемых одновременно в отдельных голосах.
Соединение аккордовых тонов называется гармоническим голосоведением. Верхним голосам свойственно преимущественно плавное голосоведение; басу более свойственно, наряду с плавным, скачковое голосоведение. Крайние голоса приобретают рельефное мелодическое значение в качестве контуров гармонического движения. Средние голоса играют вспомогательную роль, связывая аккорды и заполняя их звучание.
В соединении аккордов следующие интонационные ходы относятся к ненормативным, их следует избегать:
· увеличенные интервалы заменяются уменьшёнными;
· два скачка по квартам или квинтам заменять зигзагообразным движением.
Источник