Расположение басовых нот пианино

Ноты басового ключа для фортепиано

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

С целью фиксации средних и низких нот по звучанию в самом начале нотоносца помещают басовый ключ. Его изображение начинается с завитка на четвёртой линии (отсчёт горизонтальных полосочек ведётся снизу вверх). На этой же прямой располагается нотный знак «фа». Он принадлежит малой октаве. Другие ноты строятся от неё. Басовый ключ используют для записи малой и большой октав, контроктавы. После этого же ключа размещают также 5 символов первой октавы и 2 знака субконтроктавы.

Ноты малой октавы

Ступенчатый звукоряд содержит 9 октав, разделяющих звуки по высоте тона. Некоторые из них не обходятся без использования басового ключа для фортепиано. Он необходим при обозначении малой октавы. Ориентиром считают ноту «фа», изображённую на четвёртой линии. Она служит своеобразной точкой отсчёта, так как по её расположению можно легко вычислять, запоминать и читать все остальные символы на нотном стане. Этот знак располагается в окружении «ми» (чуть ниже) и «соль» (чуть выше). Логическим путём можно прийти к выводу, что нотка «ре» находится на третьей чёрточке, а знак «ля» занимает свою позицию на пятой прямой нотного стана.

Знаки малой октавы умещаются на трёх верхних линиях основного пространства нотоносца. Сначала следует тщательно изучить все подписанные символы. Ноты малой октавы имеют на нотоносце такое расположение:

  • «до» находится под третьей чертой;
  • «ре» – на третьей линии;
  • «ми» – под четвёртой линейкой;
  • «фа» – прямо на четвёртой полоске;
  • «соль» – под пятой чертой;
  • «ля» – на пятой линии;
  • «си» – поверх пятой чёрточки.

Данные ноты довольно часто используются в музыкальных композициях для пианино.

Большая октава

Ноты большой октавы басового ключа изображаются на нотоносце с левой стороны от малой октавы. Для фиксации по порядку всех нотных знаков большой октавы требуются две нижних линии нотоносца и вспомогательные чёрточки:

  • «до» размещается на второй добавочной черте в нижней части;
  • «ре» занимает место под первой дополнительной линией;
  • «ми» изображается прямо на первой вспомогательной чёрточке;
  • «фа» находится под первой основной линейкой;
  • «соль» прописывают прямо на первой основной полоске нотоносца;
  • «ля» занимает свою позицию между первой и второй чертой;
  • «си» нанизывают на вторую линейку нотного стана.

Другие ноты

Нотные знаки первой октавы всего лишь частично фиксируют в басовом ключе на вспомогательных чёрточках в верхней части нотоносца. Только 5 знаков этой части звукоряда:

  • «до» занимает позицию на первой дополнительной чёрточке сверху;
  • «ре» располагается поверх первой вспомогательной черты (непосредственно над ней);
  • «ми» изображается прямо на второй добавочной верхней чёрточке;
  • «фа» размещается над второй дополнительной полосочкой;
  • «соль» прописывают непосредственно на третьей вспомогательной линейке (эту ноту используют в исключительных случаях).

Звуковой ряд контроктавы для игры на фортепиано используется очень редко.

Нотные знаки обычно размещаются на добавочных чёрточках. Часто применяют октавный пунктир, состоящий из обычной пунктирной линии, которая помечается в начале нотоносца числом 8. Пунктир опоясывает все нижние ноты. Он избавляет запись от огромного количества дополнительных линий, но замедляет процесс распознания нотных знаков, придавая записи громоздкость.

Без использования октавного пунктира основные символы контроктавы обозначаются так:

  • «до» располагается под пятой вспомогательной чертой в нижней части;
  • «ре» нанизывается на пятую дополнительную линию;
  • «ми» находится под четвёртой нижней вспомогательной полосой;
  • «фа» нанизывается прямо на четвёртую добавочную черту;
  • «соль» размещается под третьей вспомогательной чёрточкой;
  • «ля» занимает позицию на третьей нижней дополнительной линейке;
  • «си» изображается под второй вспомогательной чертой нотоносца.

Субконтроктава состоит всего из двух нотных знаков: «ля» и «си». Неполная октава, состоящая из самых низких нот, используется в редчайших случаях. Фиксация производится с применением октавного пунктира, подписанного цифрой 15. Это означает необходимость использования нот аж на 2 октавы ниже.

Как быстро выучить?

Чтобы запомнить нотные символы басового ключа, надо всегда ориентироваться на четвёртую линию нотоносца. Именно на ней можно увидеть ноту «фа» малой октавы. Быстро зафиксировать в памяти нотные символы можно по трём нотам «до». Когда речь идёт о большой октаве, этот нотный знак изображается на второй дополнительной линии в нижней части. Малая октава предполагает её месторасположение между второй и третьей основными линейками. А для обозначения первой октавы знак «до» располагается на первой вспомогательной линеечке сверху.

Ноты басового ключа предназначены для игры левой рукой, которая обычно выполняет роль аккомпанемента. Чаще всего употребляются аккорды. Их следует играть одновременно, поочерёдно либо в разнообразном порядке.

Существуют различные специальные упражнения, предназначенные для быстрого запоминания нот басового ключа. Практические задания позволяют новичку быстро разобраться в трудных вопросах. Они способствуют развитию музыкального слуха. Благодаря разнообразным практическим занятиям любой желающий может научиться играть на фортепиано.

С целью быстрого усвоения расположения нотных знаков лучше всего употреблять словосочетания «под второй линией» или «под пятой чертой», а не «между первой и второй чёрточками» и «между четвёртой и пятой линиями».

Ещё есть интересный способ легко запомнить нотные знаки, нанизанные на каждую прямую горизонтальную линию нотоносца снизу вверх, в виде скороговорного ряда: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». Данные символы большой и малой октав построены через одну ноту. Есть и другие удобные фразы, состоящие из разных нотных групп. Например, «фа» – «ля» – «до», «ми» – «соль» – «си».

Расположение на клавиатуре синтезатора или пианино можно легко выучить по наклеенным разноцветным меткам. Прежде всего, следует выделить цветным стикером клавишу «до» первой октавы. Затем слева от данной связующей ноты нужно разместить на клавиатуре ещё 5 меток через интервал в одну клавишу. Эти 5 клавиш, помеченных одинаковым цветом, означают нотные символы уже известной нам скороговорки: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». В данном случае сами названия нот не очень важны для новичка. Главным моментом является фиксация в памяти соответствия нотных символов на нотоносце и размеченных клавиш.

Затем попробуйте сыграть все 5 нот. Следующим шагом будет отработка на практике трёх нотных знаков: «ре» – «фа» – «ля». Сначала используйте их в качестве аккорда, нажимая сразу 3 клавиши враз. Потом попробуйте поочерёдное нажатие, затем нажмите среднюю ноту «фа» и следом надавите на 2 крайние от неё клавиши. После усвоения материала надо произвести подобную работу с клавишами между метками. Дальше необходимо разметить другие клавиши, оставшиеся за пределами помеченных нот. Наклейки способствуют быстрому запоминанию частей звукоряда в басовом ключе.

В случае отсутствия дома музыкального инструмента можно практиковаться на виртуальном фортепиано в интернете. Попробуйте вникать в печатные ноты с одновременным прослушиванием любимой песни. Таким образом человек учится понимать музыку на интуитивном уровне. Существуют различные сайты, благодаря которым можно воспринимать на слух произведение любого композитора с одновременным просмотром нот исполняемой композиции.

Заполнение карточек и специальных нотных тетрадей, регулярные тренировки способствуют быстрому запоминанию музыкальных произведений. Чем больше человек практикуется, тем легче ему даётся нотная грамота.

О том, как читать ноты басового ключа для фортепиано, смотрите в видео ниже.

Источник

Изучаем ноты басового ключа

Ноты басового ключа осваиваются со временем. Быстрее запомнить ноты в басовом ключе помогает активная проработка при помощи сознательных установок.

В начале нотоносца выставляется басовый ключ – ноты будут выстраиваться от него. Басовый ключ пишется на четвёртой линейке и означает ноту «фа» малой октавы (счёт линеек ведётся снизу вверх).

Записываются в басовом ключе ноты таких октав: все линейки нотного стана занимают ноты большой и малой октавы, выше нотного стана (на дополнительных линейках) – несколько нот из первой октавы, ниже нотного стана (тоже на дополнительных линейках) – ноты контроктавы.

Басовый ключ – ноты большой и малой октав

Для начала освоения нот басового ключа достаточно изучить две октавы – большую и малую, всё остальное приложится само собой. Понятие об октавах вы найдёте в статье «Как называются клавиши фортепиано». Вот как это выглядит в нотах:

Чтобы запомнить ноты басового ключа было просто, обозначим несколько точек, которые будут служить нам ориентирами.

1) Прежде всего, это четвёртая линейка – нота фа малой октавы, можно в её окружении легко назвать расположения и нескольких других нот той же октавы.

2) Второй ориентир, который я предлагаю, – место на нотоносце трёх нот «до» – большой, малой и первой октавы. Нота до большой октавы пишется на двух добавочных линейках снизу, до малой октавы – между 2-й и 3-й линейками (на самом нотном стане, то есть как бы «внутри»), ну а до первой октавы занимает первую добавочную линейку сверху.

Вы можете придумать для себя какие-то свои ориентиры. Ну, например, выделять отдельно ноты, которые пишутся на линейках и те, которые занимают промежутки.

Ещё один способ быстро освоить ноты в басовом ключе – выполнить упражнения тренинга «Как легко и быстро выучить ноты». Там предлагается ряд практических заданий (письменно, устно и игра на фортепиано), которые помогают не только разобраться в нотах, но и развивают музыкальный слух.

Если вы находите данную статью полезной, порекомендуйте её своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей внизу страницы. Также вы можете получать новые полезные материалы прямо на свою почту – заполните форму и подпишитесь на обновления (важно – сразу же проверьте свой e-mail и подтвердите подписку).

Источник

Как читать ноты?

На нашем прошлом занятии мы изучили основные моменты в понимании фортепианной клавиатуры, узнали новые понятия: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма. Но это далеко ещё не всё!

Если вы хотите более серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то этих знаний недостаточно. Умение чтения нот очень важно и просто необходимо. К примеру, если вы изучили новый язык, но умеете только разговаривать на нём, то есть, навыков письма и чтения у вас нет, то ваши знания бесконечно малы, незначительны. Соглашусь, для приобретений данных знаний вам потребуется невероятное количество времени. Осознав, какая нота имеет то или иное обозначение, вам параллельно необходимо изучать аналог пунктуации (за неё отвечают временные границы в музыке): паузы, длительности и так далее. Но при постоянных занятиях результат никогда не заставит себя ждать.

В конце концов, у вас появится способность свободно разбираться в нотной грамоте и в дальнейшем, просто взяв в руки ноты, вы сможете прочесть их как любую книгу на понятном для вас языке, а это значит, что и воспроизведение на фортепиано произведений любой сложности вам будет под силу. Именно на этом инструменте без данных знаний действовать будет сложно, но вот у гитаристов существует своего рода подсказка, которая называется табулатуры. Это такая схема, на которой показано какой лад в данный момент должен звучать и какие при этом должны зажиматься струны. Но всё же это достаточно простая система, поэтому любой музыкант пользуется нотами.

Полностью уделите своё внимание картинке ниже, которая является максимально наглядной и понятной. Вам в глаза сразу бросаются клавиатура фортепиано и надписи над ней.

Октава – это разделённый на одинаковые элементы звукоряд, одна октава – от ноты До до ближайшей верхней ноты Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве. Рассмотрите данное деление на иллюстрации.

Ниже находится картинка, на которой изображены ноты в скрипичном ключе – пока что за основу будет взят именно этот ключ и работать вы будете некоторое время только с ним.

По-другому он называется ключом Соль – нота, которая изображена около ключа, как вы уже догадываетесь, и есть та самая нота Соль, и она расположена в первой октаве. Этот ключ считается самым распространённым из всех существующих видов, используется для более высоких нот, но подходит не ко всем инструментам.

В основном, играя на фортепиано, в этом ключе вы будете играть скорее правой рукой. Несомненно, и другие инструменты звучат в этом ключе, те, которые воспроизводят ноты с малой октавы и выше. К примеру: скрипка (откуда и возникает название), многие духовые инструменты и так далее.

Второй по распространённости ключ, который используется для игры на фортепиано – басовый. Он также имеет второе название – ключ Фа (это та нота, которая находится возле него). Его применение не так распространено, как у скрипичного, и сначала мы его не будем активно использовать в практике, но вскоре, с повышением сложности партий, вам придётся исполнять мелодии басовой линии, а она по расположению находится ниже малой октавы.

Бас – низкий звук, из этого следует, что играют в этом ключе инструменты более низкие по высоте звучания. К примеру: виолончель, бас-гитара и так далее.

Внимание: отличия между этими двумя ключами просто колоссальные – на нотоносце ноты пишутся и располагаются совершенно по-другому, поэтому их нужно будет проучить отдельно. Данной темы мы коснёмся позже.

Стоит уделить большое внимание тому, что нота не только изображает определённую высотность звучания, но и то как она умещается в временные рамки. Это выражается длительностями. Ноты в скрипичном и басовом ключах – целые и длятся они на протяжении четырёх долей.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Тактовая черта изображается прямой вертикальной линией от пятой линейки нотного стана до первой. Также есть заключительная тактовая черта, которая показывает окончание произведения:

Сильная доля – та доля в отдельно взятом такте, которая имеет музыкальное акцентирование. Она выделяется среди других, звуча громче и устойчивее и, что самое главное, исполнитель показывает звучанием эту сильную долю, а слушатель, на подсознательном уровне, понимает, когда завершился тот или иной отрывок. Чаще всего человек при прослушивании музыки отстукивает либо рукой, либо ногой ритм произведения, также он кивает в так музыке головой. Это и есть чувство временных рамок композиции, а кивки, это выделение сильных долей.

Что касается длительности нот, то их несомненно легче запомнить, чем все те знания, которые вы уже усвоили.

Длительностей нот большое количество. Иногда в практике будут встречаться такие длительности, как тридцать вторые или шестьдесят четвёртые. Но в данный момент вы получили базовые знания и наглядную картину того, как же ноты показаны с разными длительностями. Далее мы попытаемся более глубоко вникнуть в данную тему.

Большущей подсказкой здесь является само название данных длительностей. То есть, как было уже сказано, целая длительность длится 4 доли. Половинная длительность занимает ровно половину целой длительности, то есть две половинных будут занимать время столько, сколько занимает целая, одна половинная длится 2 доли. Непосредственно четвертные занимают половину половины целой длительности, и половину половинной длительности, занимая 1 долю. Такой же логике поддаются и другие, они делят предыдущую длительность на две более мелких.

Рассмотрим более подробно данные длительности, и как они взаимодействуют друг с другом.

То есть, в такте не может быть по количеству больше длительностей, чем задано времени изначально для каждого такта. Длительности в сумме не могут превышать единицы целой ноты.

Как уже было сказано, длительности не ограничиваются теми, о которых уже шла речь. Существует такие как: шестьдесят четвёртые, сто двадцать восьмые и так далее, но это естественно встречается более редко, чем остальные.

Внутри каждого такта должно находиться определённое количество ритмических долей.

Музыка похожа на поезд, а такты – это её вагоны. Ведь в каждом вагоне выделено определённое количество мест для пассажиров (длительностей). К примеру, могут поместиться четыре взрослых (четверти длительности) или восемь ребятишек (восьмые длительности), получился бы размер 4/4. Это означает, что у музыке есть свой размер и каждый такт подвластен ему и не может его нарушать.

У нас появляется новое понятие – размер такта.

Если бы не существовало определённых временных рамок в музыке и не было бы определённых размеров, то мы бы не смогли услышать танцевальной музыки, которая характерна определённым размерам. От данного фактора зависит многое.

(стрелочкой указан размер)

Размер пишется всегда после ключа, обозначает с какой частотой мы будем слышать сильные доли .

Верхняя цифра указывает сколько в нашем такте будет долей, а нижняя показывает какие длительности будут занимать одну долю.

Уточнение: сколько существует длительностей, столько и бывает разновидностей нижней цифры. К примеру: 1 — целая, 2 — половинная, 4 – четверть, 8 – восьмая и так далее.

Еще один элемент, который мы сегодня изучим – это размер 4/4. В музыкальных построениях он очень часто встречается и считается образцовым. 4/4 – обозначает 4 доли в одном такте и каждая из этих долей по длительности равна четверти.

Кроме этого размера есть и иные виды и очень даже необычные. Но не будем заходить далеко, ведь на данном этапе изучения музыкальных элементов нам будет достаточно и трех:

Для того чтобы было легче понять взгляните на диаграмму:

На ней представлен такт длительностью в 2/4. Он равен половине такта в 4/4 и в два раза короче целой ноты. Следовательно, наиболее крупной длительностью в данном размере станет половинная.

Размер 2/4 = 1 половинная = 2 четверти = 4 восьмые

Немного труднее будет с размером 3/4.

3/4 = ½ целой, то есть половинная + 1 четверть = 3 четвертных = 6 восьмых

Следует отметить, что вальс играется именно в этом размере. Большинство в своей жизни сталкивалось со старой привычной фразой: «Раз, два, три!». Именно так и считается ритм вальса.

Однако такой же счет также встречается в размере 3/8. И в таком случае считают не четвертными длительностями, а восьмыми. Такая закономерность возникла от того, что верхняя цифра показывает то, что в такте всего три доли, а нижняя, что по длительности они восьмые, а не четвертные.

Не всегда музыка заполняет весь такт целиком. Бывают промежутки, где возникают пустые места. Места, где музыка не звучит, в нотах отмечают паузами. Как и для любого элемента музыкального языка для них тоже имеются отдельные обозначения. Их также необходимо запомнить.

И не забывайте: появление рядом с нотой точки означает, что ее протяженность увеличена на половину.

Рассчитываю, что вы не забыли первоначальный урок, где мы изучали каким образом играть гаммы.

Мы изучили три гаммы (по-другому их называют звукорядами): C dur (До мажор), F dur (Фа мажор) и G dur (Соль мажор). А сейчас, усвоив ранее неизвестные знания, давайте рассмотрим эти гаммы, кроме До мажора (она понятна без объяснений).

Гаммы F dur и G dur

Обратите внимание, в звукорядах появились знаки. Знак, появившийся в первом примере называют бемолем, а символ, поставленный перед нотой фа во втором – диезом. Ноты, обозначенные этими знаками, играются на черных клавишах.

А теперь пришло время подвести определенный итог и понять, что вы сумели усвоить.

С этой песенкой все знакомы еще с детства. Ведь ни один новогодний утренник не обходится без хоровода вокруг елочки. Постарайтесь сами проанализировать музыкальный эпизод, а после прочитать представленные ниже умозаключения и сравнить их со своими.

  1. В начале любого музыкального произведения ставится ключ. В нашем примере это скрипичный ключ, но знайте, что есть и другие разновидности.
  2. После ключа соль стоит один знак альтерации, определяющий тональность, в которой должно исполняться произведение. В представленной песенке этот знак записан на третьей линейке нотоносца и называется – си бемоль. И не трудно догадаться, что это тональность Фа мажор, гамму которой мы уже разобрали.
  3. Далее следует размер, в пределах которого звучит произведение. В примере – это 2/4. Как вы помните: в данном размере каждая сильная доля является второй.
  4. Паузы здесь нам не встретились, но не забывайте их разновидности. Знание о них еще пригодится в дальнейшем обучении и последующем творческом пути.
  5. Песенка начинается с затакта. Это когда неполный такт, то есть вместо 4 предназначенных четвертей в размере 4/4 будет только три, а одна доля будет обозначена паузой. В затакте есть только нота До первой октавы. Да и вся мелодия записана в первой октаве.
  6. Такты разделяет тактовая черта.
  7. Следующий такт весь организован только восьмыми длительностями: две восьмые ноты Ля, одна восьмая Соль и снова Ля.

Если ваша дедукция вас не подвела и ваше рассуждение совпадает с выводами, представленными выше, то вас можно поздравить, продолжайте в том же темпе. Ежели вы не совсем справились с этим заданием, то не стоит отчаиваться, ведь мы только учимся, а этот теоретический материал весьма сложен для освоения с нуля.

Однако, всем известно, что наиболее действенный способ чему-нибудь обучиться – это практика. Поэтому на первых порах проигрывайте простые песни и пробуйте пропевать ноты, которые вы читаете. Полезно будет присутствие человека, знающего музыкальную грамоту и с хорошим слухом, во время ваших занятий. В противном случае, если вы уверены в своем слухе, то продолжайте свои занятия. Как вариант эталонного звука можно использовать пианино.

Со временем систематические занятия, где вы будете петь и играть даже гаммы, поднимут ваш профессиональный уровень, вы будете читать с листа ноты намного увереннее.

Главное помните: важно правильно усваивать и запоминать данную вам информацию, поэтому запаситесь терпением.

Следующее занятие , третье по счету, посвящено интервалам и гаммам, а также некоторым новым определениям, которые обязательно знать будущему пианисту.

Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Читайте также:  170 dx гитары японского бренда ibanez по праву заслужили популярность у
Оцените статью