Расположение нот гитара октавы

Ноты для гитары для начинающих с нуля

На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.

Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.

Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.

  • C — До;
  • D — Ре;
  • E — Ми;
  • F — Фа;
  • G — Соль;
  • A — Ля;
  • B — Си.

Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.

Читайте также:  Произведение мама для фортепиано

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.

Классический строй

По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.

По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.

Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.

Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.

Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.

Уроки музыки

Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!

Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.

Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.

Материалы по теме

Как играть аккорд G

Аккорд G на гитаре. 4 схемы получения мажорного трезвучия Соль.

Гитара для детей

Детская музыкальная гитара. Как выбрать и какие бывают. Читайте в нашем материале.

Учимся играть на электрогитаре

Ритмичного, мощного и, порой, агрессивного звучания рок-мелодии сложно добиться без участия электрогитары.

Источник

Октавы на грифе гитары

Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава

В октаве 12 полутонов .
Каждая октава начинается с ноты «До».
«До» «До-диез» «Ре» «Ре-диез» «Ми» «Фа» «Фа-диез» «Соль» «Соль-диез» «Ля» «Ля-диез» «Си»

Диез — повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.

«До-диез» и «Ре-бемоль» — одна и та же нота.
«Ре-диез» и «Ми-бемоль» — одна и та же нота.
«Фа-диез» и «Соль-бемоль» — одна и та же нота.
«Соль-диез» и «Ля-бемоль» — одна и та же нота.
«Ля-диез» и «Си-бемоль» — одна и та же нота.

Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами — целый тон.

Соответственно:
«Си-диез» — это нота «До»;
«До-бемоль» — это нота «Си»;
«Ми-диез» — это нота «Фа»;
«Фа-бемоль» — это нота «Ми».

6-я открытая струна — нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна — нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна — нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна — нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна — нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна — нота «Ми» первой октавы (самая тонкая струна)

Диапазон гитары

В гитаре — 4 неполных октавы: Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.
Т.е. примерно 80-1000 Гц.

Частоты открытых струн:
6-я 82,4 Гц
5-я 110 Гц
4-я 146,8 Гц
3-я 196,9 Гц
2-я 246,9 Гц
1-я 329,6 Гц

Внимание! Ноты для гитары записываются на октаву выше. Т.е. в нотах для гитары вы увидите соответственно Малую, Первую, Вторую и Третью октавы.

Всего в музыке используется 7 полных и 2 неполные октавы.

По звучанию нот клавиш рояля можно настроить гитару.

Белые клавиши — ноты, чёрные — ноты диез и бемоль.

Белые: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Чёрные: До-диез или Ре-бемоль, Ре-диез или Ми-бемоль, Фа-диез или Соль-бемоль, Соль-диез или Ля-бемоль, Ля-диез или Си-бемоль.

Клавише ноты «Ми» Первой октавы на рисунке соответствует звук 1-ой открытой струны гитары. Струну можно настроить по звучанию этой клавиши.

Источник

Октавы на гитаре, расположение, как играть

Если вы занимаетесь гитарной музыкой, то слышали об октавах. В отличие от фортепиано ноты на гитаре расположены по-другому, что оказывает влияние и на местонахождение октав на грифе. Все дело в разном формировании звука на данных инструментах. Также разница заключается и в числе октав, которые может применять музыкант. Так, на пианино всего семь полных октав и две неполных, а на гитаре лишь четыре.

Гитарную музыку можно разнообразить игрой октавами

Что собой представляет октава

Октава – музыкальный интервал между парой нот, идентичных по звучанию, но различных по высоте. Более того, так записывают диапазон из семи нот, входящих в состав гамм и тональностей. Октава на гитаре, как правило, состоит из восьми ступеней и шести тонов, но есть разновидности в виде малой и большой октавы.

Какие октавы есть на гитаре

Гитарный гриф содержит следующие октавы:

Согласно теории музыки, кроме вышеперечисленных, есть еще и самая низкая (субконтроктава), контроктава, большая, четвертая и пятая. Если рассматривать клавиши фортепиано, то контроктава берет свое начало с самой низкой ноты «до».

Безусловно, данный перечень был сформирован с ориентированием на обычный гитарный строй. Если вы решите его опустить, то расположение нот, как и самих октав, будет другим.

Расположение нот и октав

Каждый гитарист должен знать расположение нот на грифе гитары

Изучив изображение, представленное выше, можно заметить, что все ноты дублируются по двенадцатого лада. Но они уже звучат выше на одну октаву. Диапазон всех звуков, которые слышит человеческое ухо, можно разделить на октавы. Получается, высота нот более низкой октавы в два раза ниже нот более высокой октавы.

А на изображении ниже вы можете увидеть, на каких участках грифа, какие октавы располагаются. Каждая из них выделена разным цветом, что очень удобно для запоминания

Расположение октав легко запомнить

Как играть

Чтобы научиться играть октавы, нужно выучить расположение нот на грифе гитары. Сделать это нужно основательно. На самом деле ничего сложного в этом нет. Если вы хотите сыграть в октаву, например, ноту «ля», извлеките звук из шестой струны, прижатой на пятом ладу указательным пальцем левой руки.

Далее издайте звук из четвертой струны, прижатой на седьмом ладу безымянным пальцем левой руки. С другими нотами все аналогично.

А если нужно сыграть в октаву, допустим, шестую открытую струну («ми»), извлекаем звук из этой струны, затем – из четвертой струны, прижатой указательным пальцем левой руки на втором ладу (это тоже нота «ми»).

Для наглядности приведу видео, как можно играть октавами в джазовой манере. Даже если у вас не такой уровень техники, как у гитариста в ролике, все равно вам будет проще понять, как играть октавами.

Октавы являются замечательным способом разнообразить музыкальную композицию и придать ей оригинальности. Мелодическая часть, сыгранная октавами, почти всегда будет актуальна, особенно если речь идет о пике произведения. Применяя их, у вас будет возможность красиво обыграть тональность в соло-партии. Используя игру октавами, вы получите широкое пространство для сочинения мелодий и арпеджио.

Источник

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Оцените статью