Расположение нот саксофон альт

Расположение нот саксофон альт

Аппликатура саксофона — (от немецкого a pplikatur, и латинского applico — прикладываю, прижимаю)комбинация из нажатых и отпущенных кнопок клавиатуры саксофона для получения различных нот по всему диапазону, а так же тех или иных звуковых эффектов. Другими словами аппликатура саксофона — это то, «что нужно нажать, чтобы было красиво».

Для лучшего освоения аппликатуры саксофона для начала стоит разобраться с физическим принципом возникновения звукаи изменением его высоты в механизме под именем «Саксофон». Собственно что такое звук слышимый человеком? Некое звучащее тело колеблется, и «расшатывает» своими движениями воздух, то есть заставляет его волнообразно колебаться. Колебания распространяются в атмосфере и эта «пульсация» воздуха воздействует на барабанную перепонку в ушах человека, далее срабатывает механизм слуховых органов, который в конечном итоге трансформирует полученную информацию в нервные импульсы и передаёт их в мозг, где всё это анализируется и человек понимает, что такое он собственно услышал. Это несколько упрощённая схема, так как мы слышим не только ушами, но и чувствуем звук вестибулярным аппаратом, кожей всего тела, а особенно громкие и низкие звуки даже с помощью внутренних органов. Собственно сам саксофонист в момент игры, в добавок ко всему, воспринимает звук, передаваемый с мундштука через зубы и кости черепа, непосредственно на органы воспринимающие звуковые колебания, что в свою очередь несколько искажает восприятие и саксофонист слышит свой звук не совсем так, как его воспринимают слушатели в реальности. Этот эффект подобен тому как неправдоподобно мы слышим свой собственный голос.

Читайте также:  Бетховен сонаты ред гольденвейзера ноты

Теперь разберёмся собственно с саксофоном. Основным звучащим телом в случае с духовыми инструментами является столб воздуха, заключённый внутри инструмента. Разумеется сам корпус саксофона тоже звучит, однако заставляет его вибрировать именно столб воздуха находящийся внутри. Когда мы дуем в мундштук саксофона, воздушной струя стремится закрыть входное отверстие кончиком трости саксофона, которая несколько прогибается под воздействием силы потока воздуха, однако трость имеет собственную упругость и поэтому не только противостоит, но и по инерции проходит положение покоя, но так как мы не перестаём воздействовать на неё с помощью выдыхаемого воздуха, трость снова вынуждена пытаться закрыть клюв мундштука и вновь начинает действовать упругость, и так далее. Цикл повторяется вновь и вновь, причём с очень высокой скоростью, что правильнее стоит назвать частотой. На самом деле трость колеблется с достаточно широким спектром частот, то есть если тонкий кончик трости вибрирует с высокой частотой, то участки трости более удалённые от кончика, выдают всё более низкие и ещё более низкие частоты. Колебание трости возбуждает колебание воздушного столба, заключённого внутри саксофона, что в свою очередь порождает вибрацию всего корпуса и механизмов саксофона. Таким образом звучит саксофон. Высота звука зависит от длинны столба воздуха, которую мы можем регулировать с помощью клапанов. Если закрыть все клапаны и извлечь звук, то получится самая низкая нота, предусмотренная конструкцией саксофона, так как длинна воздушного столба будет максимальной. Если открыть один самый нижний клапан, то длинна воздушного столба уменьшится и звук станет на полтона выше. Таким образом, закрывая клапаны саксофона, мы понижаем звук на соответствующие интервалы, а открывая, повышаем. Однако при игре на саксофоне используются звуки находящиеся ещё выше, чем при всех открытых клапанах. Это достигается с помощью октавного клапана, который помогает разделить столб воздуха пополам, что позволять извлечь звук с частотой вдвое выше, то есть выше на октаву. Об этом поговорим подробнее в главе посвящённой обертонам. Таким образом мы можем воздействовать на высоту звука с помощью изменения длинны звучащего столба воздуха заключённого в саксофоне, а так же с помощь изменения скорости выдыхаемого потока, что позволяет заставлять колебаться составные части столба воздуха, что в свою очередь даёт ещё более высокие звуки.

Читайте также:  Минус гитара над землей бушуют травы

Лучший способ для изучения аппликатуры — поставить рядом аппликатурную таблицу и ноты хорошо известной Вам песни, и читать ноты. Это как перевод с иностранного языка со словарём — через некоторое время многие слова становятся знакомыми.Вовсе не обязательно точно соблюдать ритм. Вполне достаточно если мелодия будет хоть сколько-нибудь узнаваема. Главное не учить отдельные произведения наизусть, не доводить их до совершенства, а прочитать как можно большее количество различных мелодий, уделяя основное внимание именно правильности аппликатурных комбинаций. Это наиболее быстрый и приятный способ качественного изучения аппликатуры.

В таблице «Аппликатура саксофона для начинающих» отображён принцип аппликатуры саксофона. Обратите внимание на ряд цифр: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 1/2 и 6м, 31/2, 3м, 11/2, 0 — это «табулатура для саксофона». Не стоит злоупотреблять пометками аппликатуры в нотах, табулатура предназначена в первую очередь для того, чтобы преподаватель быстро и понятно подсказывал или корректировал начинающего саксофониста в процессе игры. «Белые» ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си первой октавы обозначаются цифрами, соответствующими количеству нажатых клапанов — «Семь, Шесть, Пять, Четыре, Три, Два, Один». Во второй октаве то же самое, но первое время приходится напоминать об октавном клапане. До второй и третьей октавы — «Половина». «Чёрные» ноты обозначаются цифрами с дополнениями: Ре-диез «Шесть с мизинцем», Фа-диез — «три с половиной», Соль-диез — «Три с мизинцем», Си-бемоль — «полтора», а До-диез — «ноль».

Для нот До, Си-бемоль и Фа-диез основного диапазона саксофона существует несколько аппликатурных комбинаций, которые можно использовать в различных ситуациях. Однако стоит изначально изучить и использовать именно основные аппликатуры по одной комбинации для каждой из нот, чтобы в процессе чтения нотного текста или импровизации перед Вами не вставал выбор подходящей в данном случае аппликатуры. В Логике есть такая аксиома: «Любое появление вариативности ведёт к усложнению алгоритма.» Трельные клапаны нужно использовать только для трелей, регистра альтиссимо и спецэффектов. Во время исполнения Музыки нужно думать об образе и эмоциях, а не о том какой аппликатурой удобнее взять ту или иную ноту в данном случае. Что же касается саксофона в джазе, использование основной аппликатуры, можно даже сказать необходимо, так как аппликатурные комбинации диктуются фразировкой и в них скрыта вполне определённая логика.

Читайте также:  Огнями светит елочка ноты

Трельные клапаны стоит использовать только для исполнения мелизмов (трелей, мордентов и других), если же сочетания нот Си — До, Си-бемоль (Ля-диез) — Си или Фа — Фа-диез (Соль-бемоль) встречаются не в украшениях, а в мелодии, то для нот До, Си-бемоль (Ля-диез) и Фа-диез (Соль-бемоль) первой и второй октавы использовать именно основную аппликатуру, то есть без применения трельных клапанов.

Ноту До второй и третьей октавы всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец левой руки), не используя трельного клапана До, даже при последовательности нот Си — До или обратной.

Ноты Си-бемоль первой и второй октавы нужно брать исключительно указательным пальцем левой руки, то есть указательный палец левой руки должен закрыть сразу два клапана — клапаны Си и Си-бемоль. При последовательности нот Си — Си-бемоль или обратной клапан Си закрывается началом второй фаланги указательного пальца левой руки, а кончик указательного пальца левой руки как бы «нависает» над клапаном Си-бемоль и в нужный момент его закрывает. В этот момент указательный палец левой руки делает небольшое дугообразное движение в суставе. Поверьте это совсем не сложно и в процессе практики палец сам найдёт удобное для себя движение.

Ноту Фа-диез первой и второй октавы также всегда нужно брать основной аппликатурой (средний палец правой руки), не используя трельного клапана Фа-диез, даже при последовательности нот Фа — Фа-диез или обратной.

Если же у Вас есть уже большой опыт игры на кларнете или флейте (например музыкальная школа и училище, то есть в общей сложности более 10 лет), и Вы не собираетесь в дальнейшем полностью отказываться от игры на этих инструментах, посвятив себя исключительно саксофону, стоит оставить всё как есть, и использовать на саксофоне привычную аппликатуру кларнета или флейты, чтобы не создавать излишней путаницы и не тратить время и силы понапрасну.

Основной диапазон альт и тенор саксофонов составляет чуть более двух с половиной октав, однако можно расширить диапазон вверх ещё на октаву и использовать регистр, называемый «альтиссимо», который будет полезен например для эффектного и яркого соло. Из-за конструкционных различий между альт и тенор саксофонами аппликатура регистра альтиссимо будет не одинаковая. Так же существует множество вариантов аппликатур для различных нот. У каждой аппликатуры есть свои достоинства и недостатки — какие-то позволяют легче извлекать требуемый звук и устойчиво его удерживать, какие-то имеют более точную интонацию, какие-то берутся с помощью удобной и логичной аппликатуры, позволяющей относительно легко переходить с ноты на ноту. Я выбрал для себя такие варианты аппликатур регистра для альт и тенор саксофонов, которые достаточно устойчивы по звукоизвлечению, подвергаются несложной корректировке интонации, а так же логичны по переключению между аппликатурами различных нот при исполнении ладов, аккордов и арпеджио.

Аппликатура регистра альтиссимо для альт-саксофона

Аппликатура регистра альтиссимо для тенор-саксофона

Однако для извлечения нот в третьей и четвёртой октаве на саксофоне нужно не столько знание аппликатур, сколько достаточно серьёзные навыки и умения в управлении дыханием и точная работа амбюшура. Для начала освоения регистра альтиссимо стоит обратить своё внимание на упражнения направленные на извлечение обертонов и многозвучий, затем добиться чёткого извлечения ноты Фа третьей октавы с помощью фронтального клапана Фа, который в англоязычной методической литературе ещё называют «Harmonic Key». Прочувствовать правильное звукоизвлечение в регистре альтиссимо, так же как и в основном регистре, помогут упражнения на вибрато и филированные звуки. После ноты Фа третьей октавы, освоить ноту Ми третьей октавы, которая несколько более трудна в звукоизвлечении, затем Фа-диез и далее продолжить двигаться вверх по хроматизму. Сначала будет проще переходить с ноты на ноту без атаки с помощи языка ( legato ), затем необходимо освоить как штрих деташе (detache), так и другие виды артикуляции. Потом можно начать играть лады, аккорды и арпеджио, постепенно расширяя диапазон вверх.

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

Источник

Аппликатура для саксофона

В основе аппликатурной точности лежит способность саксофониста применять рациональную, то есть наибо­лее удобную, экономную аппликатуру и увязывать ее с исполняемой музыкой.

Основная и вспомогательная аппликатура для саксофона

Обычно при игре на саксофоне активно используют два вида аппликатуры — основную и вспомогательную. Под основной аппликатурой понимают такую аппликату­ру, которая в наибольшей степени отвечает требованиям качественного звукоизвлечения, естественного образо­вания хроматического звукоряда и логичного движения пальцев. К вспомогательной аппликатуре относятся те аппликатурные комбинации, которые образуются либо с помощью замены одной аппликатуры другой, отличающейся существенно от основной, либо при частичном добавлении к основной аппликатуре дополнительных клапанов и рычагов. Аппликатура саксофона имеет свои условные обозначения, которые выставляются по мере необходимости в нотном тексте (см. рис. выше).

Применение вспомогательной аппликатуры пресле­дует, по крайней мере, четыре главные цели:

  1. Облегчение игры технически сложных переходов.
  2. Корректировку звуковысотной интонации.
  3. Исполнение мелодических украшений (трелей, тремоло, форшлагов и т. п), особых эффектов (клапанного вибрато, глиссандо).
  4. Извлечение интервалов, выходящих за рамки темперированного строя (четвертьтоновой альтерации, многозвучий), нетрадиционных приемов.

С самого начала занятий на саксофоне исполнителю нужно тщательно изучить, а затем и осмысленно приме­нять в игре так называемую аппликатуру одних и тех же звуков.

Например, в хроматическом переходе и при игре трели фафа-диез, особенно в быстром темпе, лучше использовать вспомогательный клапан (Tf):

Источник

Аппликатуры саксофона. Методический подход к освоению этапа игры на инструменте

Игра на саксофоне, если говорить об аппликатурах, осуществляется руками и пальцами, но для этого они должны находиться в определенном положении. Самое лучшее положение рук при игре аппликатур на саксофоне — это такое, которое дает ощущения расслабленности и естественности рукам. Если вы освободите ваши руки от напряжения и движения пальцев сведете к минимуму, то вы будете играть с большей точностью и скоростью.

Руки на инструменте располагаются таким образом, что создается ощущение, что вы держите что-то круглое. Кончики пальцев касаются кнопок подушечкой. Очень важно точно разместить подушечки пальцев в центре кнопки и не сдвигать их во время исполнения аппликатур на саксофоне.

Очень мягко и аккуратно сжимайте кнопки на клапанах инструмента. Движения пальцев должны быть быстрыми, даже если вы играете длинные звуки. Когда вы открываете клапан, то необходимо располагать пальцы максимально близко к клапанам.

Первый этап освоения аппликатур

Если классифицировать аппликатурное мышление саксофониста, то можно условно разделить его на три типа: игра по белым кнопкам, игра с применением мизинца и игра с применением ладони или боковой ее части. Для саксофонистов, которые только начали осваивать инструмент, предпочтительнее закреплять аппликатуры на практике. Те, которые играются по белым кнопкам. Эти аппликатуры считаются самыми удобными, и они формируют самое правильное положение пальцев на инструменте. В устройстве саксофона также имеется определенный механизм, который называется «октавный клапан». Он располагается рядом с большим пальцем левой руки, и его назначение — использовать его для нот второй октавы для саксофона. Без него в саксофон пришлось бы конструировать еще десяток дополнительных аппликатур. Это было бы совершенно неэргономично и неудобно.

Второй этап освоения аппликатур

Уже после освоения простых аппликатур саксофона можно приступить к изучению более трудных – с использования мизинцев. Такие аппликатуры применяются для игры нижнего регистра и некоторых отдельных нот, таких как Ми-бемоль или Ре-диез и Ля-бемоль или Соль-диез. Также в саксофоне имеется одна нота, которая не требует зажатия ни одной кнопки – нота Ре-бемоль или До-диез.

И последним этапом при изучении аппликатур саксофона можно выделить группу, которая играется с использованием боковой части правой руки и кистью левой руки. В основном это ноты, которые находятся выше Ре-бемоль или До-диез первой октавы, а также отдельно ноты Си-бемоль или Ля-диез. Ноты, которые находятся выше Ре-бемоль и До-диез первой октавы, определяются в инструменте как регистр «альтиссимо».

В саксофоне, помимо стандартных аппликатур, существуют еще и дополнительные. Такие аппликатуры на саксофоне применяются в основном для игры трелей в быстрых пассажах, а также в регистре «альтиссимо».

Технические трудности

Саксофон — инструмент с большим семейством. Помимо самых применяемых из его классификаций – сопрано, альт, тенор и бас, существует еще много других, которые применяются гораздо реже, чем эти четыре.

Конструкция всех саксофонов создана таким образом, что аппликатуры саксофона альта ничем не могут отличаться от аппликатур других саксофонов – тенора, сопрано или баритона. Это упрощает задачу для музыканта, и ему не нужно тратить дополнительные усилия для освоения аппликатур для других инструментов этого семейства.

Главной трудностью при применении аппликатур является большая разница между ощущениями при игре стандартных и дополнительных, а также при игре регистра «альтиссимо».

Большую роль также играют особенности самих инструментов семейства. На саксофоне сопрано аппликатуры намного удобнее, чем на баритоне. Хотя у последнего имеется дополнительная аппликатура ноты Ля малой октавы. Эта аппликатура есть только у этого саксофона. Игра регистра «альтиссимо» может аппликатурно отличаться у тенора от альта и сопрано от баритона.

Источник

Оцените статью