Расщепление ноты что это

Расщепление голоса! Что такое штробас в вокале и как его использовать для хрипа 😈

Сегодня я расскажу о приеме, который неплохо разогревает связки, а также расслабляет их. Речь пойдет о штробасе. А еще — с его помощью можно научиться петь с расщеплением и хрипом, как Григорий Лепс или Курт Кобейн.

Смотрите на видео 👇👇👇

Что такое штробас?

Этот прием еще в XIX веке применяли вокалисты, исполняя классические произведения. В XX веке его успешно позаимствовал рок. Сегодня любой уважающий себя рок-вокалист умеет петь с хрипом.

Впрочем, штробас также идеально подходит для разогревания связок перед выступлением или занятием.

Его можно использовать для расслабления связок после длительного пения.

Штробас — это колебание максимально расслабленных связок. Потом, при развитии пения на штробасе задействуются и ложные складки . Они находятся Перед и За голосовыми связками.

Как научиться делать штробас?

Если хотите научиться хрипеть, вспомните, как звучит ваш голос сразу же после пробуждения. Он немного хриплый — это и есть штробас. Утром голосовые связки максимально расслаблены, поэтому получается задействовать ложные связки.

Чтобы увеличить эффект штробаса, нужно чуть-чуть поднять нос и немного улыбнуться. Далее произнесите букву «А». Если в области связок возникло ощущение вибрации (но без напряжения!) — у вас получилось!

Повторите упражнение несколько раз.

Когда вам удастся создать непрерывный хрип на штробасе, можете начать интонировать с хрипом. Меняйте высоту, ослабляйте и усиливайте громкость. Так вы научитесь петь с хрипом.

Источник

gela_guralia

ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа

Что же такое расщепление? Это прием пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум.

Над голосовыми связками расположены складки, как бы свисающие вниз. Они скрывают железы, которые увлажняют голосовые связки. Эти складки еще называют ложными связками. Именно они участвуют в образовании посторонних шумов. Певец заставляет их колебаться и примешивает таким образом к голосу шум от колебания ложных связок.

Существует много видов вокала с использованием техники расщепления, большинство из них используются рок-вокалистами. Наиболее популярные: Гроул, Скрим(Грайнд Вокал), Кроук, Гримм, Фрип и так далее.

Немного о гроулинге.
Слово гроул (гроулинг) произошли от английского growling — «рычание».

Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный приём основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных связок — так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.

Очень многие современные эстрадные певцы используют блюзово-джазовый гроул, как яркое вокальное украшение, как прием, благодаря которому можно выплеснуть самые сильные чувства и эмоции, придать исполнению еще больше убедительности.

Коллекция гроулингов в исполнении Марайи Кери

Наши юные звезды тоже неплохо владеют этим приемом

Источник

Мелодическое расщепление

Мелодическое расщепление или скрытое двухголосие — технический прием композиции. Главная особенность его состоит в том, что в одноголосной мелодической линии создает ощущение звучания двух или трех голосов, что связано с эффектом слуховой инерции. Расщепление одноголосия на скрытое двухголосие происходит при использовании широких интервалов и контраста регистров.

Регистровое сопоставление является простейшим способом создать ощущение двухголосия. Как показывают опыты, большинство слушателей воспринимает быстрые мелодические движения в разных регистрах как независимые мелодические линии. Чем ближе мелодии, тем сложнее слушателю их идентифицировать и наоборот. Например, движение мелодий на расстоянии терции или кварты может восприниматься как одноголосие, но если расстояние между линиями превышает октаву, то разделение будет достаточно ярким.

Также важное значение имеет темп и тембр. Чем медленнее, тем слитнее звучат линии, даже если между ними есть большие скачки, так как слуховая инерция в таком случае сглаживается. Использование разных тембров для контраста может улучшать разделенность голосов, но в быстром темпе она будет в любом случае более очевидной.

Техника скрытого двухголосия наиболее активно используется при солировании инструментов. Непревзойденным мастером скрытого двухголосия был Бах. Например в Концерте для двух скрипок можем найти такой момент:

Так записана линия для исполнения скрипачем. Что мы слышим в реальности? При правильном исполнении линии будет похожа скорее на такое двухголосие:

Таким образом, то что записано в нотах не совпадает с тем, что мы слышим на самом деле.

Прием мелодического расщепления характерен для музыки многих стилей и народов. Например, такой паттерн исполненный без акцентуации используется в Африканской музыке:

По факту дает звучание 2х линий. Послушайте пример еще раз и сравните с такой нотной записью:

В басовом голосе слышим такую линию:

Расщепление мелодии используют и современные гитаристы, например в соло Vinnie Moore можно найти такой пример:

Частным случаем расщепления мелодии является техника риффов с выдержанным тоном, в этом случае слух воспринимает 2 линии — одну мелодическую, вторую как линию органного пункта. Такой подход является чрезвычайно популярным не только при создании риффов, но и при аранжировке современной музыки, в том числе электронной.

Пример риффа с педальным тоном из песни Paschendale Iron Maiden:

Источник

Упражнения и приемы вокала

Что же такое расщепление? Это прием пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.

Прием расщепления – «драйв» (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.) – возможно важнейший в арсенале рок-вокалиста. Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть – они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет.
А вот и хорошая новость! С помощью специальных упражнений вы сможете быстро освоить данный прием и утереть нос многим своим коллегам-вокалистам.
Помните, что при хорошем развитии вашего вокального аппарата и правильном исполнении упражнения не должны вызывать никаких болезненных ощущений, першения или усталости голоса. Нормальным является лишь легкое ощущение в области мягкого неба, ближе к носоглотке: как будто кошки драли. Но не в коем случае не в области голосовых складок (внизу, в глубине горла). Это неудобство проходит уже через два-три дня, поскольку стенки носоглотки подстраиваются по данный звук и перестают перенапрягаться. При возникновении кашля или сильного першения упражнение необходимо прекратить и вернуться к занятиям на чистом звуке до достижения большей выносливости голосового аппарата.
Правильно выполненный прием оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Кстати, поскольку прием в свое время возник самопроизвольно из знакомого всем фанатам вокала желания — спеть ноты выше собственных возможностей, он весьма полезен для облегчения пения крайнего верхнего участка диапазона, так как создает дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое небо. Демонстрация Екатериной Юрьевной некоторых способов употребления приема «драйв»:

  • «фальцетный драйв» или «визговый фальцет» в композиции группы AC/DC «Thunderstruck»
  • «субтоновый драйв» в первых фразах фрагмента композиции Alice Cooper «Poison» и «грудной драйв» на припеве

    Правильно ли вы исполняете приём? Непременно нужно показаться преподавателю. Но если уж совсем никак не добраться, вот пара контрольных вопросов: можете ли долго тянуть звук без напряжения, не меняя тона и громкости? ровно, без дрожания? каковы ваши ощущения? Напряжение и першение может возникать только на нёбной занавеске — там, где маленький язычок. Со временем оно пройдёт. Если же оно возникает где-то ещё — особенно если в глубине гортани, то нужно немедленно прекратить попытку и через часик-другой попробовать так, чтобы хрип возникал исключительно за счёт вибрации нёбной занавески. Ровность звука и отсутствие напряжения в гортани достигается правильной работой диафрагмы. Громкость — только правильной резонаторикой, никаких лишних усилий ни в какой месте не нужно. Глухота звучания, если она необходима, достигается добавлением субтона.

    Пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.

    Также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.). Более подробно читайте на http://www.fusica.nl/.

    Один из основных приемов академической школы. Заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы.

    Отрывок из готовящегося 3го издания учебного пособия РОК-ВОКАЛИСТ, 2002

    Прекрасным украшением длинной ноты, в т.ч. окончания фразы, является вибрато. Некоторым голосам от природы свойственно равномерное красивое вибрато, но чаще всего, при наличии всех остальных критериев профессионального звука, вибрато отсутствует либо звучит неровно или слишком мелко. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой не подкрепленные диафрагмой движения кадыка, что затрудняет звукоизвлечение.
    Для выработки красивого вибрато я предлагаю основную нагрузку перенести на диафрагму. Она будет выполнять роль регулятора скорости и амплитуды. Поскольку вибрато представляет собой колебание характеристик звука вокруг основного тона, то и движения диафрагмы будут представлять последовательные чередования напряжений и расслаблений слегка меняющих высоту, громкость и тембр основного звука.
    В начале скорость чередований может быть незначительной, главное — добиться ровного техничного колебательного движения. Все показатели вибрато, в т.ч. скорость, вещи индивидуальные. Вокалист способен подобрать себе вибрато в соответствии со своей природой, вкусом и уровнем мастерства.
    Но у приема вибрато есть и еще одна функция. Это артикуляция мелких длительностей в вокальных украшениях — опеваниях, колоратурах и мелизмах. Приведя в колебательное движение диафрагму, начните пропевать мелодическую линию колоратуры. В результате вы получите четкую музыкальную артикуляцию, т.е. хорошо слышимые отдельные ноты, нанизанные как бисер на ниточку кантилены, а не слепленные в бесформенные комки обрывки. При этом движения гортани становятся заметными лишь при большом высотном разносе между верхним и нижним звуком пассажа. Нередко встречающиеся при этом колебания нижней челюсти, возможны, но не обязательны. Это лишь меняет тембр и окраску гласной за счет изменения формы ротоглоточного рупора.

    Упражнения на развитие вибрато

    Фактически, существует несколько типов вибрато. Мы займемся наиболее редко развитым от природы, но самым полезным — крупным диафрагменным вибрато.

    Механизм данного приема имеет много общего с уже освоенной нами техникой стаккато. Поэтому подготовительное упражнение также носит стаккатный характер — активный выдох перед началом и полная смена дыхания после каждой ноты (а не после каждых трех нот!). Представьте себе, что вы идете по лестнице и непрерывно играете баскетбольным мячом, ударяя три раза о каждую ступеньку (обратите внимание на работу верхнего пресса, напрягающегося отдельно на каждую ноту — это нам понадобится в дальнейшем).

    После того, как упражнение освоено, можно переходить к чередованию легатных и стаккатных фраз. Перед легатной фразой сделайте активный вдох и, не меняя дыхания, пойте упражнение, продолжая акцентировать движениями верхнего пресса каждую ноту, раскачивая ее.

    Получающийся звук можно сравнить с сиреной на милицейской машине. Можно кулаком или с помощью нашей старой доброй вокальной палочки ритмично надавливать на верхний пресс. Главное — добиться относительного покоя гортани при активной работе диафрагмы. Верхний пресс сам по себе особой роли не играет — его движения могут стать незаметными по мере расходования воздуха. Но он как-бы заводит диафрагму, как ручка стартера приводит в движение двигатель у старых машин. Теперь потренируйтесь отдельно в легатном пении.

    Полезно также раскачивать ноты из середины диапазона, постепенно увеличивая скорость вибрато. Если упражнение выполняется правильно, то скорость должна увеличиваться постепенно, без резких скачков.

    Ускоряя, останавливайтесь на удобной скорости (она может быть не очень большой). Главное, чтобы вибрато не пропадало к концу ноты. Это часто происходит, когда вы пытаетесь перейти на быстрое вибрато слишком резко. Очень мелкое и частое вибрато (чаще, чем 6-7 раз в секунду) воспринимается на слух как барашек в голосе, а также может привесть к раскачке (тремоляции) гортани.

    Также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на ноту.

    Пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

    Также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O’Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.
    С некоторых пор получил распространение т.н. «обратный йодль», заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на «опору». Примеры исполнения этого приема можно найти в песнях Linda Perry (4 Non Blondes).

    Источник

    Оцените статью