- Построение аккордов на фортепиано в тональности (Урок 5)
- Построение аккордов: трезвучия
- Основные и неосновные аккорды
- Таблица аккордов:
- Примеры построения аккордов на фортепиано
- Время приступать к практике
- Аккорды и ноты, на которых они построены
- Основные аккорды для фортепиано и гитары
- Трезвучия
- Мажорное трезвучие
- Минорное трезвучие
- Увеличенное трезвучие
- Уменьшенное трезвучие
- Септаккорды
- Большой мажорный септаккорд
- Большой минорный септаккорд
- Малый мажорный септаккорд
- Малый минорный септаккорд
- Малый септаккорд с уменьшенной квинтой
- Уменьшенный септаккорд
- Обращение трезвучий
- Секстаккорд
- Квартсекстаккорд
- Обращение септаккордов
- Квинтсекстаккорд
- Терцквартаккорд
- Секундаккорд
- Другие аккорды
- Аккорды с задержанием
- Квинтаккорд
- Аккорды с добавленными ступенями
- Альтерированные аккорды
- Аккорды с пропущенными ступенями
- Рекомендуемые книги
Построение аккордов на фортепиано в тональности (Урок 5)
Здравствуйте, дорогие друзья! Ну вот и настало время почувствовать себя маленькими композиторами и освоить построение аккордов. Я надеюсь, что музыкальный нотный алфавит вы уже осилили.
Обычно следующим этапом обучения игры на фортепиано является зубрежка, которая приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляясь в компании друзей, конечно, могут сыграть довольно трудные произведения, но… при наличии нот. Подумайте, кто из вас, собираясь в гости, думает о таких вещах, как ноты? Я думаю, никто, ну или очень немногие :-). Заканчивается все это тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.
Метод «обезьянничества» – да-да, я намеренно употребляю это слово, потому что оно отражает суть самой бездумной зубрежки – эффективен только поначалу, особенно при заучивании простых пьес и для тех учеников, у которых много терпения. Когда же дело доходит до более сложных произведений, то приходится твердить одно и то же часами. Это вполне годится для тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, ведь им нужно в точности выучить каждую ноту великих мастеров.
Но для тех, кто хочет просто для развлечения играть любимые мелодии, это слишком тяжело и абсолютно не нужно. Вам не нужно играть произведения любимой группы точно так, как они написаны, будто вы играете пьесу Шопена. Вообще-то, почти все авторы популярной музыки даже не пишут сами фортепианные переложения. Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я прямо сейчас покажу вам, как это делается.
Если простую песню вроде темы из к/ф «Крестный отец» опубликовать с аккомпанементом фортепиано, как издают великие хиты прошлого и современности, она могла бы выглядеть так:
Способов аранжировки темы может быть бесконечно много, один ничуть не хуже другого, среди них можно выбрать любой на ваш вкус. Есть и такой:
Обычное фортепианное переложение даже простой темы, похожее на приведенное выше, выглядит достаточно запутанным. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на нотной странице.
Первую строчку называют вокальной партией, потому что ею пользуются певцы, которым нужно знать только мелодию и слова. Эту мелодию вы будете играть правой рукой. А для левой руки над вокальной партией пишут буквенное обозначение аккордов сопровождения. Вот им этот урок и будет посвящен.
Аккорд — это соединение трех или более тонов, которые звучат одновременно; причем расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчинены определенной закономерности.
Если одновременно звучат два тона, их не считают аккордом — это просто интервал.
С другой стороны, если вы ладонью или кулаком нажмете сразу на несколько клавиш фортепиано, то их звучание тоже нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подчинены никакой осмысленной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)
Построение аккордов: трезвучия
Начнем с построения простых аккордов из трех нот, которые называют также трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.
Трезвучие строится от нижней ноты, которая называется основным тоном, последовательным соединением двух терций. Напомню, что интервал терция бывает большой и малой и составляет соответственно 1,5 и 2 тона. В зависимости от того, из каких терций состоит аккорд и определяется его вид.
Сначала напомню вам, как ноты обозначаются буквами:
А теперь посмотрим, как различаются аккорды.
Мажорное трезвучие состоит из большой, потом малой терции (б3+м3), обозначается в буквенном написании большой латинской буквой (C, D, E, F и т.д.):
Минорное трезвучие – из малой, а потом большой терции (м3+б3), обозначается большой латинской буквой с маленькой буковкой «m» (минор) (Cm, Dm, Em и т.д.):
Уменьшенное трезвучие строится из двух малых терций (м3+м3), обозначается большой латинской буквой и «dim» (Cdim, Ddim и т.д.):
Увеличенное трезвучие строится из двух больших терций (б3+б3), обозначается, как правило, большой латинской буквой с +5 (С+5 ):
Основные и неосновные аккорды
Если вы еще окончательно не запутались, сообщу еще одну важную информацию, касающуюся аккордов.
Они разделяются на основные и неосновные. На первое время нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых пишется сопровождение большинства популярных песен.
Основными аккордами считаются те, которые строятся на основных или – другими словами – главных ступенях тональности. Такими ступенями считаются 1, 4, и 5 ступени.
Соответственно неосновные аккорды строятся на всех остальных ступенях.
Зная тональность песни или пьесы, вам не придется каждый раз по-новой высчитывать количество тонов в трезвучии, будет достаточным знать, какие знаки есть при ключе, и можно смело играть аккорды, не задумываясь об их строении.
Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна
Таблица аккордов:
Примеры построения аккордов на фортепиано
Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.
Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.
Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:
Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.
Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.
В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.
Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).
Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.
Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.
Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.
Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)
Время приступать к практике
Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.
Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.
Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.
Я надеюсь, у вас все получится
Источник
Аккорды и ноты, на которых они построены
Знания в области теории музыки всегда являлись залогом грамотного построения аккордовых последовательностей и мелодий. В этой статье рассмотрим основные аккорды и ноты, на которых они построены. Здесь представлены схемы построения аккордов для фортепиано и для гитары. Эта информация будет полезна как исполнителям так и электронным музыкантам.
Во всех примерах в качестве тоники (основного тона) используется нота Ля. Но Вы можете использовать любую другую ноту, сохраняя интервалы между нотами аккорда. Если Вы пишете музыку в музыкальной рабочей станции (FL Studio, Cubase, Ableton Live и пр.), то просто перенесите построенный аккорд с ноты Ля на любую другую ноту.
Основные аккорды для фортепиано и гитары
Аккордом считается сочетание трёх и более звуков, сыгранных одновременно.
Основными аккордами в европейской музыке считаются мажорный и минорный аккорды – это аккорды построенные на мажорном и минорном трезвучии.
Трезвучие – три ноты, взятые (сыгранные) одновременно.
Трезвучия
Любое трезвучие состоит из трёх нот:
I ступень – тоника или основной тон;
III ступень (выше тоники на 1,5 или 2 тона) – терция или терцовый тон (характер аккорда);
V ступень (выше тоники на 3,5 тона) – квинта или квинтовый тон.
Мажорное трезвучие
Ля-мажор (A) состоит из:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.
В мажорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 2 тона или на большую терцию.
Минорное трезвучие
Ля-минор (Am) состоит из:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.
В минорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 1,5 тона или на малую терцию.
Терцовый тон определяет характер аккорда (минор или мажор).
Увеличенное трезвучие
Увеличенное трезвучие представляет собой мажорное трезвучие с увеличенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.
Таким образом между тоникой и терцией – 2 тона и между терцией и квинтой — 2 тона.
Построим увеличенное трезвучие от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Фа (F) – увеличенный квинтовый тон.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Уменьшенное трезвучие
Уменьшенное трезвучие представляет собой минорное трезвучие с уменьшенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.
Между тоникой и терцией – 1,5 тона, и между терцией и квинтой – 1,5 тона.
Построим уменьшенное трезвучие от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1 и 6 струны – не звучат.
Септаккорды
Септаккорд – это трезвучие + ещё одна терция от квинтового тона. Септаккорд получил такое название из-за того, что четвёртая добавленная нота отстоит от основного тона (тоники) на септиму.
Есть несколько видов септаккордов. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.
Большой мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд представляет собой мажорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 2 тона – 1,5 тона – 2 тона.
Построим большой мажорный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль-диез (G#) – большая септима.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Большой минорный септаккорд
Большой минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 2 тона.
Построим большой минорный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль-диез (G#) – большая септима.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Малый мажорный септаккорд
Малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд представляет собой мажорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника –2 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.
Построим доминантсептаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль (G) – малая септима.
При игре на гитаре 1, 3 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Малый минорный септаккорд
Малый минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 1,5 тона.
Построим малый минорный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль (G) – малая септима.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Малый септаккорд с уменьшенной квинтой
Малый септаккорд с уменьшенной квинтой или малый уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + малая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 2 тона.
Построим малый уменьшенный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;
Соль (G) – малая септима.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Уменьшенный септаккорд
Уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.
Построим уменьшенный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;
Соль-бемоль (Gb) – уменьшенная септима.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Обращение трезвучий
Выше мы рассматривали только основные аккорды.
Основной аккорд – это такой аккорд, в основе которого лежит тоника (самая нижняя нота – тоника).
Если нижней нотой аккорда является терция или квинта, то такой аккорд называется обращённым.
Существует два вида обращения трезвучий:
Секстаккорд
Секстаккорд – это первое обращение трезвучия. В основе такого аккорда находится терция.
Если тонику любого трезвучия поднять на октаву выше, то получится секстаккорд.
На изображении представлено первое обращение ля-минорного трезвучия.
Своё название этот аккорд получил от интервала (секста), который образовывается между двумя крайними нотами (до и ля).
Квартсекстаккорд
Если в секстаккорде поднять нижнюю ноту (терцию) на октаву выше, то получится квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия. В основе такого аккорда лежит квинта.
На изображении представлено второе обращение ля-минорного трезвучия.
Своё название этот аккорд получил от интервала (кварта), который образовывается между первой и второй нотами (ми и ля).
Обращение септаккордов
Также как и трезвучия, септаккорды имеют свои обращения. Но поскольку септаккорд состоит из четырёх нот, то он имеет три обращения:
- квинтсекстаккорд;
- терцквартаккорд;
- секундаккорд.
Квинтсекстаккорд
Квинтсекстаккорд – это первое обращение септаккорда. При таком обращение тоника поднимается на октаву выше. Между крайними нотами образуется секста, а между первой и второй нотой – квинта.
На изображении представлено первое обращение малого ля-минорного септаккорда.
Терцквартаккорд
Терцквартаккорд – это второе обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника и терция. Между первой и третьей нотами образуется кварта, а между первой и второй – терция.
На изображении представлено второе обращение малого ля-минорного септаккорда.
Секундаккорд
Секундаккорд – это третье обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника, терция и квинта. Между первой и второй нотой образуется секунда.
На изображении представлено третье обращение малого ля-минорного септаккорда.
Другие аккорды
Рассмотрим ещё несколько модификаций аккордов.
Аккорды с задержанием
Аккорд с задержанием отличается от основного аккорда изменённой третей ступенью (терцией). Она заменяется второй или четвёртой ступенью.
Поскольку третья ступень отсутствует, то аккорд теряет свой характер. В этом случае нельзя сказать является аккорд мажорным или минорным. Принадлежность аккорда можно определить лишь в контексте произведения.
Для обозначения аккорда используется слово «sus» и номер ступени, которая заменяет терцию.
На изображении представлено мажорное трезвучие с задержанием Asus4
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Таким же образом можно построить трезвучие Asus2.
При игре на гитаре 1, 2 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Квинтаккорд
Квинтаккорд или power chord – это неполный аккорд, состоящий всего из двух нот – тоники и квинты. Отсюда и название самого аккорда.
Данная разновидность аккордов часто используется в рок музыке при игре на электрогитаре с применением эффектов перегруза (овердрайв, дисторшн).
Квинтаккорд имеет одно обращение и может использоваться с продублированной нотой, которая расположена октавой выше.
Аккорд не имеет выраженного характера и определяется контекстом произведения.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1, 2 и 6 струны – не звучат.
Аккорды с добавленными ступенями
К трезвучиям и септаккордам могут добавляться дополнительные ступени, образовывая новые аккорды. Основной особенностью таких ступеней является их расположение не по терциям.
Если добавить девятую ступень в ля-минорное трезвучие, то мы получим аккорд с добавленной девятой ступенью.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Альтерированные аккорды
Альтерированные аккорды – это аккорды с пониженными или повышенными ступенями. Изменять можно V, IX, XI и XIII ступени.
При альтерировании аккорда его гармоническая функция не изменяется.
На изображении представлен большой ля-мажорный септаккорд с пониженной V ступенью.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Аккорды с пропущенными ступенями
Помимо аккордов с добавленными и альтерированными ступенями, также, можно использовать аккорды с пропущенными ступенями.
Не разрешается пропускать III и VII ступени, которые отвечают за характер аккорда.
На изображении представлен большой мажорный септаккорд с пропущенной V ступенью
Рекомендуемые книги
В завершении этой статьи рекомендую ознакомится с книгами, которые помогут Вам в изучении теории музыки.
Источник