- Ноты для гитары для начинающих с нуля
- Таблица
- Классический строй
- Дополнительные знаки
- Нотный гриф гитары
- Уроки музыки
- Материалы по теме
- Как играть аккорд Hm
- Какую гитару купить ребенку
- Приемы игры на электрогитаре
- Как читать табы для гитары: руководство новичкам
- История
- Разновидности гитарных табулатур
- Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
- Расположение цифр на линиях
- Легато: хаммер-он/пул-офф
- Тэппинг
- Глиссандо (скольжение)
- P.M. (palm muting)
- Стаккато
- Акцент
- Приглушенные струны
- Мёртвая нота (нота-призрак)
- Бенды (подтяжки струны)
- Вибрато
- Трюки рычагом
- Флажолеты
- Пик-скрейп
- Мелодические украшения
- Тремоло
- Редакторы для составления, чтения табов
Ноты для гитары для начинающих с нуля
На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.
Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.
Таблица
Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.
Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.
- C — До;
- D — Ре;
- E — Ми;
- F — Фа;
- G — Соль;
- A — Ля;
- B — Си.
Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.
При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.
Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.
Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.
Классический строй
По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.
По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:
Дополнительные знаки
Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.
Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.
Нотный гриф гитары
Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.
Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.
Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.
Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.
Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.
Уроки музыки
Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!
Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.
Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.
Материалы по теме
Как играть аккорд Hm
Как играть аккорд Hm на гитаре. Четыре варианта Си минора.
Какую гитару купить ребенку
Какую гитару купить ребенку для обучения от 4 до 12 лет? Ответим на этот вопрос в нашей новой статье!
Приемы игры на электрогитаре
Бытует не совсем верное мнение, что упражнения для электрогитары не сильно отличаются от приемов с «акустикой», но это не так: для того чтобы научиться владеть электрической гитарой, нужно знать не только ее устройство.
Источник
Как читать табы для гитары: руководство новичкам
Что такое табы, или табулатура, для гитары? Это схематическое расположение звуков мелодии, аккордов на грифе. Принципиально отличается от нотной записи, так как не использует звуковысотную систему, а представляет собой обозначение в виде аппликатуры.
Гитарные табы состоят из следующих элементов:
- Основа – шесть линий, это 6 струн гитары. Вверху – первая (самая тонкая), внизу – шестая (басовая).
- Слева, в начале линий, обычно столбцом пишется слово «TAB», указывает на то, что это табулатура.
- Цифры на линиях – это лады: на каком ладу какой струны нужно извлечь звук. Например, если «2» на 4-ой линии, значит нужно прижать 4-ую струну на 2 ладу. Лады считаются от головки грифа – порожек, потом первый, второй лад и т.д. Если цифра «0» на линии – звучит открытая струна, на ладах прижимать её не нужно.
- Обозначения возле цифр – поясняют способ извлечения звуков (хаммер-он/пул-офф, глушение P.M., направление медиаторного штриха, бой, тэппинг и др.). Подробней о том, что это за обозначения, как читать табы для гитары – далее в статье с аудиопримерами.
Табы на гитаре подойдут для записи любого музыкального произведения в любом стиле. Будь то классика, хард-рок, блюз, кантри, панк-рок, дэт-метал, джаз – соло, аккорды, риффы при должном умении можно положить на 6 линий табулатуры, так чтобы их смогли прочитать, сыграть и другие музыканты.
Табы помогают отыскать нужные звуки гитаристам, которые плохо ориентируются в нотах. И являются хорошей альтернативой для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Однако ошибочно предполагать то, что гитарную табулутуру применяют исключительно в таких целях (только тем, кто с нотами на ВЫ, для новичков).
Ещё табы указывают точную аппликатуру – в какой позиции нужно взять аккорд, сыграть пассаж, мелодию. Что порой очень важно, особенно, при разучивании сложных произведений, соло. Ведь в силу специфики инструмента одни и те же звуки можно взять на разных струнах и, соответственно, на разных ладах. И если на руках только ноты – аппликатуру нужно продумывать самостоятельно, и не всегда это просто, однозначно. Возникают определённые сложности. Но с табами, при условии того, что они составлены корректно, такой проблемы уже не будет. Другими словами, по аппликатуре они являются «точным путеводителем».
История
Табные системы для записи музыкальных произведений – древнейшая «технология». Первые табулатуры были изобретены для органа примерно в 1300 году. Около 1470 года появилась немецкая система табов для лютни. С годами музыканты совершенствовали этот способ записи музыки.
Есть рукопись табов по итальянской системе, которая датируется 1517 годом.
А испанская табулатура 1536 года выглядит немного иначе.
Взглянув на фото древних манускриптов, можно заметить, что итальянская и испанская системы очень похожи на современную версию гитарных табов.
Разновидности гитарных табулатур
Есть три распространённых типа записи табов:
Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.
В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.
Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).
Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.
Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.
Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.
Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
Как научиться читать табы? Ничего сложного нет, если вы уже разобрались с линейками и цифрами на соответствие ладам и струнам, осталось дело только за обозначениями. Не пугайтесь их количества. Список внушительный только с виду. Во-первых, вы будете изучать постепенно: читаете, смотрите, запоминаете на практике, когда разбираете табулатуру. Во-вторых, есть обозначения, которые редко используются и знать их назубок не обязательно; в крайнем случае, можно ещё раз ознакомиться (в помощь вам эта статья из закладок в браузере, либо какой другой источник).
По списку далее: как правильно читать обозначения и играть согласно указанным приёмам. Приводятся примеры и варианты записи для различных версий гитарной табулатуры с пояснениями для начинающих.
Расположение цифр на линиях
Если цифры вертикально, столбцом на линиях – значит, указанные звуки извлекаются одновременно щипком пальцами, ударом по струнам (медиатором, пальцем).
Так записываются аккорды на гитаре:
И интервалы:
Также в табах с аккордами наряду с их названиями ещё добавляются и гитарные сетки (схема аппликатуры, постановки пальцев на грифе).
К столбцу цифр, когда одновременно извлекать звуки, ещё добавляются обозначения – как это делать.
Стрелочки вверх и вниз, где указаны аккорды для гитары – штрих – направление ударов по струнам медиатором или пальцем.
Обратите внимание, по схеме удар вниз как бы выглядит наоборот, так как направление идёт от 6 струны, или 6-ой, нижней, линии в табах.
Стрелочки с волнистой линией – сообщают о том, что звуки аккорда нужно извлечь поочерёдно пальцем (обычно большим или указательным) или медиатором, быстро перебирая, а не одним резким ударом, щипком.
Вниз – от басовых к первой струне, вверх – от первой струны в направлении к басовым.
Если цифры последовательно на линиях табулатуры – значит нужно играть поочерёдно звуки, согласно указанному порядку.
И также для каждого звука может указываться медиаторный штрих: «скобка» – вниз, «галочка» – вверх.
И перебор на гитаре – выписывается в табах последовательно цифрами:
Иногда переборы с описанием – «let ring»: струны не приглушиваются и продолжают звучать, когда извлекается последующая нота. Но способ звукоизвлечения распространяется только на звуки, обозначенные пунктиром «let ring».
Легато: хаммер-он/пул-офф
Соединённые лигой ноты с буквой «H» – хаммер-он, или восходящее легато: делается один удар по первой ноте, потом ставится палец на указанный лад выше для извлечения второй ноты, но удар медиатором не делается. Ноты получаются залигованные – получается плавный переход от одного звука к другому в восходящем движении.
Соединённые лигой ноты с буквой «P» – пул-офф, или нисходящее легато: аналогичный приём предыдущему, но звуки лигуются от высокого к более низкому. Пальцы ставятся на гриф заранее, согласно нотам, которые нужно взять. Первых звук – удар медиатора, палец снимается, как бы слегка срывается со струны, а не убирается перпендикулярно поверхности лада. И звук плавно переходит на следующую ноту – на другом ладу, прижатым заранее другим пальцем.
Хаммер и пул в символьной версии выписывается буквами – соответственно «h» и «p».
Одна и та же нота повторяется, соединена лигой – звук продолжает звучать, согласно указанной длительности. Иногда залигованная следующая такая же нота указывается в скобках. Или цифра залигованной ноты не указывается.
Тэппинг
Буква «T» или символ «+» над цифрой – звук нужно извлекать приёмом тэппинг. Лад прижимается пальцем правой руки (указательным или средним): лёгкий удар и срыв со струны. В сложных аппликатурах добавляется обозначение – каким именно пальцем делать тэппинг.
Обычно тэппинг в связке с приёмом хаммер/пул (H/P).
Глиссандо (скольжение)
Ноты (цифры) соединены линией – глиссандо, или скольжение, слайд. После извлечения первого звука палец не отрывается от грифа, а скользит по ладам ко второй ноте, и затем извлекается вторая нота (щипком или медиатором). Есть нисходящее и восходящее глиссандо: от высокой ноты к более низкой и наоборот.
Ноты (цифры) соединены линией и лигой – глиссандо с приёмом пул/хаммер. Удар по первой ноте – переход скольжением ко второй ноте и палец ставится на указанный лад, но при этом удар по струне для извлечения второго звука не делается. Также двух видов – нисходящее и восходящее.
В символьной системе – скольжение обозначается знаком «\»:
Косая чёрточка по левую сторону от цифры – нужно выполнить скольжение по струне перед извлечением звука. Но не от конкретного лада, как при переходе от ноты к ноте, а произвольно с любого лада. За 3-4 лада до необходимого звука, а иногда больше, меньше. Указывается только направление скольжения: чёрточка вверх – восходящее – от нижних звуков к высоким (направление от первых ладов грифа к ноте); чёрточка вниз – нисходящее – от высоких звуков к низким (направление от последних ладов грифа к ноте).
Косая чёрточка по правую сторону от цифры – скольжение по струне после извлечения звука. Также как и предыдущий приём на гитаре по направлению глиссандо: «\» – вниз (в сторону первых ладов), «/» – вверх (к последним ладам).
Внимательно смотрите гитарную табулатуру – с какой стороны косая черта. Слева от цифры – глиссандо перед тем как взять ноту, а если справа – то после того как нота прозвучит. То есть обозначения похожи символьно, но звучание принципиально отличается. Не перепутайте.
P.M. (palm muting)
P.M. (приём «palm muting») отдельно, или с пунктирной линией для группы звуков – струны приглушаются ребром ладони правой руки. Обычно используется, когда электрогитара звучит с эффектом овердрайв (overdrive) или дисторшн (distortion).
В табах без нотного стана с длительностями:
В табулатуру символьного формата тоже добавляется обозначение «P.M»:
Стаккато
Точка над или под цифрой (нотой) – стаккато – играть отрывисто, коротко, чуть раньше приподымать палец с лада. Длительность ноты как бы получается условно меньше.
Если только табы:
Обратите внимание, как правильно записывается обозначение. Стаккато – когда точка над или под нотой, цифрой в табах. А если точка справа – то это указывает на увеличение длительности ноты. То есть это совсем другое обозначение.
Акцент
Значок «>» – звук нужно выделить, сыграть акцентированно; обычно акцентированная нота звучит немного громче. Такой приём возможен и с аккордами (акцентированный удар по струнам).
Приглушенные струны
Вместо цифр на линиях значок «x» – удар по приглушенной струне/струнам. Как правило, глушение выполняется пальцами правой руки: нужно положить их на струны, только касаясь, не прижимая на ладах.
И если добавляются ноты для гитары, тоже обозначение дублируется и на нотном стане.
«x» обозначается и скребок по приглушенным струнам – приём рейк (rake):
Мёртвая нота (нота-призрак)
Цифра (нота) в скобках – мёртвая нота, или нота-призрак (ghost notes) – она звучит сравнительно тише, порой на записи её едва слышно. Она как бы есть, но явно её нет, относительно других нот мелодии, штрихов (ударов медиатора). Это может быть открытая струна с предыдущего аккорда или как призвук соседней струны, или удар по открытым струнам при переходе с аккорда на аккорд. В некоторых случаях, ноты-призраки в скобках можно не играть – то есть на усмотрение исполнителя как их читать (игнорировать или нет). То есть они как вспомогательные и фактически не участвуют во фразе, мелодии.
Бенды (подтяжки струны)
Выгнутая стрелочка/стрелочки – бенд – подтяжка струны пальцем. Дополнительно указывается насколько нужно подтянуть струну, повысить ноту.
Как читать и играть бенды по табам?
«full» или «1т.» – на тон. Если, например, бенд указан от 7 лада, то струну нужно подтянуть, чтобы звучала нота, которая находится на 9 ладу. От ре бенд до ми (на тон вверх).
Если указано «1/2 т.», значит на полтона – подтянуть струну до звука соседнего лада. От ре (7 лад 3 струна) к ре# (8 лад 3 струна).
Бенды могут быть и на 1 ½ тона, 2 тона, и микробенды на ¼, 1/8 тона.
Если нужно вернуть струну к исходному звуку после подтяжки – добавляется ещё стрелочка. Стрелочка вверх (подтяжка) и стрелочка вниз (струна опускается на ладу) – бенд с возвратом (или bend/release).
Стрелочка перпендикулярно от цифры (ноты) – пребенд или обратный бенд. Струна сначала подтягивается до указанного тона (на 1 т. или ½ т.), заранее, потом извлекается звук и струна опускается.
В символьной табулатуре бенд обозначается значком «^»:
Или буквой «b»:
Вибрато
Волнистая линия над нотой – вибрато – левая рука «качает» струну, получается «дрожащий» звук. Приём используется как для отдельной ноты, так и для интервалов, пауэр-аккордов, обычных аккордов.
В символах вибрато обозначается «тильдой» – «
Зигзаг – вибрато рычагом. Струны качаются посредством лёгкого опускания приподымания рычага.
Трюки рычагом
Диагональные линии с указанием высоты тона (-1, -2 и т.д.) – трюки рычагом – повышение/понижение исходного звука, аккорда в указанной последовательности. В примере, указано, что ноту нужно понизить на тон (погрузить рычаг) и потом вернуть к исходному звучанию (вернуть рычаг в исходное положение).
Флажолеты
Цифры в скобках « » – натуральные флажолеты на 5, 7 и 12 ладу – слегка коснуться струны и быстро снять пальцы одновременно защипывая струну, или ударяя медиатором.
В символах для натуральных флажолетов используется – «NH»:
Или просто добавляется название «natural harmonics»:
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «AH» – искусственные флажолеты (artificial harmonics). Цифра – лад, на котором прижимает струну палец левой руки, цифра в скобках – лад, над которым указательный палец правой руки слегка касается струны и в это время большой палец правой руки защипывает струну.
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «TH» или «T» – тэппинговые флажолеты. Пальцем левой руки прижимается лад, который указан без скобок, а пальцем правой руки – лёгкий удар по ладу, указанному в скобках « ».
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «PH», или цифры в ромбе – медиаторный флажолет. По принципу искусственного флажолета, но звук извлекается медиатором и боковая часть фаланги большого пальца правой руки касается слегка струны. Звук извлекается, в промежутке струны над звукоснимателями (не над ладами). В скобках « » фактическое звучание ноты (лад) – высота флажолета.
Например, на 2 ладу прижимаем 6 струну, а медиаторный флажолет – на две октавы выше. Значит, извлекаем звук приёмом «PH »условно в районе 26 лада (если бы он был на грифе), то есть примерно над первым звукоснимателем, недалеко от последнего лада.
Пик-скрейп
На линии «x» + волнистая линия вверх или вниз с обозначением P.S. – пик-скрейп – скольжение по басовым струнам ребром медиатора в восходящем или нисходящем направлении (в зависимости от того как расположена волнистая линия в табах).
Мелодические украшения
Маленькая цифра рядом с другой цифрой – форшлаг – мелизм, мелодическое украшение, звучит за счёт длительности основной ноты. Форшлаг может быть из нескольких звуков, трёх и более. Довольно часто он играется приёмом пул/хаммер, глиссандо, на что указывают дополнительные обозначения в табах.
«tr» – трель, мелодическое украшение – быстро чередуются звуки приёмом хаммер/пул, основной и вспомогательный (маленькая цифра в скобках).
Тремоло
Косые рёбра (одно, два, три) над нотой, интервалом или аккордом – тремоло переменным штрихом – сокращённый вариант записи. Если одно ребро – переменный штрих восьмыми согласно указанной длительности ноты, если два – 16-ыми, если три – 32-ыми.
Редакторы для составления, чтения табов
Иногда начинающие скачивают гитарные партии в файлах с интернета, но не знают, как читать табы в таком формате. Но сложного ничего нет в этой задаче – достаточно установить на компьютер специальную программу-редактор или воспользоваться специальным сайтом для того, чтобы просматривать табулатуры. Каждому расширению файла соответствует свой редактор. Например, .gpx, .gp5, .gp – для Guitar Pro. Есть и табы в универсальных форматах, которые можно открывать практически в любом редакторе при помощи функции импортирования (MIDI, MusicXML). Есть программы, которые умеют читать файлы других редакторов.
Рассмотрим наиболее распространённое ПО для составления и просмотра гитарной табулатуры:
Guitar Pro – платный редактор, огромное количество функций. Можно подключить банк звуков, чтобы инструментальные партии воспроизводились более реалистично. Для гитарных дорожек предусмотренны всевозможные эффекты и обработки – эквалайзеры, дисторшн, овердрайв и пр. Можно выбрать тип гитары – электро-, акустика со стальными, нейлоновыми струнами и т.д.
Essy Guitar Tab – бесплатный веб-сервис. Всего лишь нужно зарегистрироваться. Панель инструментов в левой части (длительности, обозначения, штрих, размер и т.д.).
В правой части верхней панели кнопки для экспортирования табулатуры в разных форматах. Есть возможности отправить гитарную партию на указанный email.
Finale – платный профессиональный нотный редактор. Подойдёт тем, кто составляет партии и для других инструментов кроме гитары.
Завершаем обзор. Теперь вы имеете представление, как записывается гитарная партия в табах, как её читать и сыграть, используя все указанные приёмы. Чем больше будете пользоваться табами – как для разучивания произведений, так и для записи своей музыки – тем быстрей их освоите. В общем, как и навык чтения. Создавайте собственную коллекцию гитарных табов, нот – обязательно пригодится!
Источник