Расшифровка украшений для фортепиано

Расшифровка украшений для фортепиано

Что такое мелизмы в музыке

Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.

Что такое орнаментика и мелизмы?

Термин «орнаментика» произошел от латинского слова ornamentum. На русский язык слово переводится, как украшение. В музыкальной практике к орнаментике относят разнообразные способы, позволяющие украсить мелодию при помощи вспомогательных тонов. Дополнительные фигуры имеют название орнаментирование, к ним относятся:

  • фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
  • фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
  • пассажи – гаммобразное движение;
  • тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.

Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.

Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:

  • короткий форшлаг;
  • долгий форшлаг;
  • мордент;
  • группетто;
  • трель;
  • арпеджио.

Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.

Форшлаг: обозначения, как играть

С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен. Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.

Правила игры форшлага:

  1. Играйте ноту форшлага быстро.
  2. Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
  3. Движение должно быть плавным, скользящим.
  4. Упор необходимо делать на основную ноту.

Мордент: обозначения, как играть

Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.

Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.

Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.

Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.

Группетто: обозначения, как играть

Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из поступенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой «до», то расшифровываться он будет, как «ре», «до», «си», «до». Где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.

Послушайте как звучит группетто:

Трель: обозначение, как играть

По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Представляет собой скорое чередование соседних нот, напоминающее соловьиные трели. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Послушайте как звучит данное украшение:

Играть трель необходимо следующим образом:

  1. Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
  2. Переносите вес с одного пальца на другой;
  3. Следите за ровностью звучания;
  4. Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
  5. Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.

Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.

Арпеджио: обозначение, как играть

Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.

Как научиться играть арпеджио:

  1. Подберите удобную аппликатуру;
  2. Медленно играйте последовательность звука аккорда;
  3. Соблюдайте ровность ритма;
  4. Постепенно скорость можно увеличивать;
  5. Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
  6. Движения должны быть быстрыми и ловкими.

Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.

История орнаментики

Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.

Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.

В те времена преобладал жанр «концерта». К особенностям жанра следует отнести момент состязания, в сольной каденции исполнитель должен был продемонстрировать не только виртуозность и блестящее владение инструментом, но и индивидуальный музыкальный стиль. Уместное применение мелизмов помогало добавить музыке живости, характера, а также показывало способность музыканта к искусной импровизации.

В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.

Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа , Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.

В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Мелизмы в вокале и музыке – что это?

Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

История орнаментики

Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:

Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

Разновидности современных мелизмов

Основные виды мелизмов:

  • Трель. Быстрое повторяющееся чередование двух коротких звуков. Дополнительная нота, с волнистой линией, обозначается на нотном стане над основной. Именно этот мелизм сильнее всего напоминает пенье птиц. Слово «трель» используется и для обозначения недолгого мелодичного звука.
  • Форшлаг. Стоит на нотном стане непосредственно над основной нотой и исполняется за счет её длительности. Бывает короткий – один звук, и длинный – несколько звуков.
  • Группетто. Самое сложное, но и красивое, музыкальное дополнение. Суть в том, что основная нота «расширяется» верхними и нижними вспомогательными звуками. Обознается завитком по типу математической бесконечности.
  • Мордент. Чередование основного звука со вспомогательным. На него указывает линия, напоминающая кардиограмму человека под наклоном.
  • Вибрато. Изменение высоты или тембра звука, обозначается плавной волнистой линией.

Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.

Как научиться владеть техникой мелизма?

Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.

Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

Источник

Методический доклад на тему: «Мелизмы в фортепианной музыке. Таблица расшифровок украшений в сочинениях .»

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств №2 имени » города Курска

Методический доклад на тему:

«Мелизмы в фортепианной музыке.

Таблица расшифровок украшений в сочинениях

МБОУ ДО «ДШИ №2имени » г. Курска

При работе над полифонией учащиеся часто встречаются с мелизмами, этими неотъемлемыми атрибутами музыки 17-18 веков, в которых орнаментика была важнейшим художественно-выразительным средством. О том, какое значение придавал им , видно из его предисловий к собственным сочинениям. В них он помещал таблицы с расшифровкой мелизмов.

Какой же метод исполнительского освоения мелизмов можно считать наиболее эффективным? Большинство наших воспитанников воспринимает мелизмы как докучливую помеху. Видимо, такое отношение –в значительной мере результат слишком сухого, прямолинейного преподнесения этого материала в школе.

Попробуем, однако, показать его ученику так, чтобы он нашел в нем пищу для своей любознательности и пытливости. Предположим, что разучивая произведение , школьник знакомится с мелодией, вначале не обращая внимания на сопутствующие ей морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога-сперва без украшений, затем — с мордентами. В каком варианте больше понравилось? Конечно, интереснее вариант с мелодическими добавлениями, но где и как они обозначены в нотах? Пусть ученик поищет их, пусть поломает голову. Важно, чтобы он догадался сам, разумеется, с помощью наводящих вопросов педагога. Обнаружив мелизм самостоятельно, ученик скорее всего заинтересуется ими. Подготовив его таким путем к объяснению нелегкого материала, педагог расскажет тогда о том, что эти знаки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодии, распространенный в 17-18 веках. Если мелизмы — мелодия, значит и исполнять их надо осмысленно, певуче, в том темпе и характере, которые присущи данной пьесе. Не случайно термин «мелизм» произошел от древнегреческого «мелос», что означает пение, мелодия.

Чтобы мелизмы звучали безупречно, их надо слышать «про себя», и затем учить как самую выразительную мелодию. Школьник должен привыкнуть сначала пропеть мелизм, а потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно его увеличивая.

Учащемуся и педагогу следует помнить, что баховские украшения не всегда являются строго определенными, не подлежащими никакому обсуждению. Не следует ожидать, что в рассматриваемой области существуют неизмененные и абсолютно точные правила. Приведенные расшифровки баховских украшений могут служить лишь общим правилом для обычных случаев. Окончательное решение предоставлять художественному вкусу исполнителя.

Тот, кто вполне освоился с основными принципами баховской орнаментики, после некоторых размышлений найдет верное решение трудной проблемы, удовлетворительное в ритмическом и звуковом отношении. Мелизмы отмечены знаками, а не нотами, чтобы предоставить исполнителю известную свободу в области орнаментики.

Известно, что украшение по несомненному смыслу своему должно украшать произведение. Но каков будет его смысл, если оно составляет не украшение, а основное несчастье? Все произведение более или менее выходит у ученика, и лишь какой-то мордент не выходит. Выучка этого мордента отняла немало времени, но, увы, он не становится украшением, он остается основным препятствием.

Что же делать? Для исполнения украшений нужен более высокий уровень мастерства. Но достичь его придется, может быть, несколько лет. Неужели же откладывать пьесу до вуза из-за одного мордента, хотя она –прекрасный материал именно для школьника?

Не колеблясь, вычеркивайте такие украшения! (И. Браудо)

Что касается непосредственно исполнения украшений в клавирных сочинениях , как отмечает И. Швейцер, следует придерживаться указаний самого , точнее той единственной таблицы ( с расшифрованными украшениями) , которую он в 1720 году написал в нотной тетради для своего 9-летнего сына Вильгельма Фридемана. Изучая таблицу, можно сделать ряд точных выводов:

1.Все значащиеся в таблице украшения состоят у из той ладотональности, в которой написана пьеса (или эпизод), и исполняется за счет длительности основной (главной) ноты. Исключение составляют те случаи, когда знак альтерации указан самим композитором-под знаком мелизма или над ним.

2.Для обозначения трели (от итальянского –дребезжать) помимо знака мордент, помещенного в таблице, употребляет еще трель, не делая между всем этими знаками никакого различия (в отношении силы и продолжительности их исполнения). От числа вибрирующих завитков у не зависит длина трели. Графические и буквенные обозначения трели как на долгих, так и на коротких нотах не имеют какой-либо определенной системы. В каждом отдельном случае длина трели должна быть решена, исходя из конкретных условий.

Трель обычно начинается с верхней вспомогательной ноты. Таким образом, самой короткой трелью, начинающейся с верхней ноты, будет трель из четырех нот.

Конечно, здесь были исключения: трель исполнялась вопреки общему правилу с главной ноты:

а) если трель вступает сразу, внезапно, особенно в начале произведения (например в фуге Фа диез мажор ч.2 или в Прелюдии соль минор).

б) если трель начинается после ноты стаккато или после паузы ( в Фуге ля минор ч.1).

в) если основной тон сильно выражен перед трелью или после нее и если необходимо-для выявления характерного мелодического рельефа темы — избежать повторения ноты ( в теме Фуги Фа диез мажор ч.1 ), причем во всех подобных случаях первая нота трели исполняется несколько длиннее, чем все остальные ноты, так, чтобы на вспомогательную ноту пришлось хотя бы небольшое, слабое ударение.

г) если в мелодии содержатся скачки на характерные интервалы (вроде септимы) , которые требуют рельефного выделения ( как в Фуге Соль мажор ч.1 такты 25-26). Многие из указанных исключений могут быть объединены одним общим правилом, сформулированным еще :» мелодические контуры никогда не должны затуманены», «голосоведение должно быть ясным».

3. Трель-если она не совсем короткая — занимает у всю длительность основной ноты или же большую ее часть — смотря по обстоятельствам. В некоторых случаях она равна примерно половине длительности основной ноты.

4. Любая трель у почти всегда исполняется медленнее, чем современная трель. Всякая торопливость здесь неуместна. Быстрота трели определяется темпом и характером произведения. То или иное ускорение движения в длительной трели для нехарактерно, а потому и противопоказано при исполнении. Трели всегда следует изучать считанными и исполнять в определенном темпе. Особенно твердо надо помнить следующее: трель над шестнадцатой означает, что она слагается из двух пар спокойных тридцать вторых; четвертная при более или менее оживленном темпе распадается на две пары шестнадцатых. Мелизм выходит красивее всего тогда, когда неторопливость в исполнении почти подчеркивается. Направляя внимание ученика на выработку равномерной трели, нужно начинать с изучения ритмически точной, четкой и не быстро исполняемой трели. Первой задачей будет не быстрота, а ритмическая и интонационная организованность.

Организация трели начинается с акцентов. Работа начинается с трели, звуки которой упорядочены по два, причем первые акцентируются: форте, пиано, форте, пиано. Чтобы сделать эту задачу понятной для слуха, можно сначала сыграть: шестнадцатая форте-шестнадцатая пауза-шестнадцатая форте-шестнадцатая пауза, после чего добавить в эту цепь дополнительную ноту. Затем следует играть трель по четыре, а потом и по восемь звуков. Работа над ритмически точной считанной трелью отнюдь не должна приводить к механической трели. Напротив, именно овладение опорными моментами позволит учащимся затем придать трели свободный мелодический характер, соединять организованность со свободой-в этом особая польза изучения трели.

5.Чаще всего трель (особенно длительная) у требует нахшлага (от немецкого нах-после и шлег — удар), т. е. заключения, причем это заключение не всегда указано в тексте. Исполнение нахшлага может быть различным. Однако следует предпочесть, чтобы звуки нахшлага исполнялись медленнее звуков самой трели.

Трель с нахшлагом обозначал знаком «перечеркнутый» мордент, т. е. понимает как трель с мордентом. Длинная трель всегда должна иметь нахшлаг.

6.Знак мордент нередко обозначает у наиболее короткую форму трели, так называемый праллер (от немецкого-прерванная трель). Эта форма обычно состоит из трех, реже четырех нот и встречается чаще всего в тех случаях, когда трель стоит на второй из нисходящих секунд (как например, в такте 26 Фуги до диез минор ч.2).

а) Исполняется праллер быстрее, чем обыкновенная трель, как «неперечеркнутый» мордент, и служит средством выделения, акцентирования главной ноты, и играется за счет времени главной ноты. При этом необходимо отучиться от привычки перед праллером поднимать руку-нужно исполнять праллер, не прерывая легато.

б) Украшение не должно уничтожать основную ноту. Следует избегать образования фигуры, основной тон которой растворяется в орнаменте.

в) Желательно выполнить праллер достаточно быстро, чтобы успеть прослушать звучание основной ноты, и лишь после этого перевести ее в следующую.

7.Знак «перечеркнутый» мордент представляет собой мордент (от итальянского-кусающий, острый) состоит из трех нот. Для ясности нередко выписывал мордент нотами. В морденте предпочтительнее большая секунда (Сарабанда из Французской сюиты Ми бемоль мажор). Мордент также исполняется за счет времени основной ноты. Однако в случае, если перед нотой с мордентом расположена нота более продленная, то естественно, что мордент легче прослушать и исполнить не после ноты, которую он украшает, а перед ней.

Нужно избегать совпадения ритма мордента с ритмом другого голоса, что лишает украшение самостоятельной краски. Например, в Прелюдии До мажор желательно исполнять мордент быстро, с акцентом на первой ноте и закончить его до появления второй восьмой ноты в верхнем голосе.

8.Украшение, названное «кадансом», ныне называется групетто (от итальянского-группа), и нотируется не в «стоячем» (как в таблице), а в «лежачем» положении:

. От различного начертания этого украшения значение его не меняется. Оно состоит из четырех нот и исполняется с верхней вспомогательной ноты — или совсем ровно (что чаще всего), или же-в небыстром темпе — с небольшой задержкой главной ноты. (Групетто встречается у как между двумя нотами, расположенными рядом, так и перед большим скачком наверх). Например в Прелюдии ми минор ч.1, Фуге Соль мажор ч.1. Групетто вообще часто появляется у в связи с усилением мелодического импульса в самых различных формах.

9.Украшения, озаглавленные «двойной каданс», ныне называются «трелью с шлейфером». Исполняется снизу или сверху трель с присоединением групетто из двух или более звуков. Их исполнение вполне ясно: шлейферы исполняются с диатонической вспомогательной нотой и за счет длительности звука, к которому они относятся.

10. Украшения, названные «акцентом», ныне называются форшлагом (от немецкого фор — перед, шлаг-удар) или апподжиатурой (от итальянского-опора). Оно бывает то длиннее то короче, но никогда не бывает совсем коротким. Исполняется обычно за счет длительности главной ноты (т. е. той ноты, перед которой выставлено). Исключение составляют в отдельных случаях только «падающие» мелодические связи. Нельзя разделять эти форшлаги на короткие и длинные. это не было свойственно. Опорный звук падает на маленькую ноту, а не на главную, которая с ним связана и ударяется слабее.

Длинный форшлаг получает половину длительности следующей ноты, если она делится на две части, или две трети, если она делится на три части. Таким образом, длина форшлага определяется конкретными обстоятельствами.

Подытоживая все замечания об украшениях, подчеркнем, что целесообразно изучать различные способы их исполнения, стремясь к свободному, стройному и выразительному произнесению украшений. В пассажах праллеры, морденты и форшлаги следует исполнять очень легко и с возможной быстротой. В певучих пьесах эти же украшения исполняются спокойно.

А. Калинина «Клавирная музыка» в фортепианном классе».

Я. Мильштейн «ХТК» и особенности его исполнения».

Вступительная статья И. Браудо к третьему изданию Полифонической тетради для

Источник

Читайте также:  Единородный сыне архангельский ноты
Оцените статью