Рассинхронизация рук для пианино

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Читайте также:  Qpstroy ru диваны аккордеон

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Данную гимнастику для суставов разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 ;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 ;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 ;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 ;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 ;
  • 4, 3−5, 4, 3−5

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

Источник

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

автор Sopilkar Ср Окт 23, 2013 9:21 am

Хорошие упражнения на развитие автономии рук:

Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 6:41 am

Одно из возможных продолжений этого упражнения. k=3= означает триоль k, растянутую на 2 четверти (пол-максума), то есть то же самое, что написал Павел:

Код:
D-B—B-D—B— правая
k-k-k-k-k-k-k-k-:x2
k=3=k=3=k=3=k=3=:x2
kkkkkkkkkkkkkkkk:x2
k=5=k=5=k=5=k=5=:x2
k=6=k=6=k=6=k=6=:x2
k=7=k=7=k=7=k=7=:x2
и сразу заново.
Это упражнение содержит элемент «мельницы», и, помимо рассинхронизации, хорошо развивает чувство ритма. Разрабатывается способность играть произвольную -оль, укладываясь в один и тот же интервал времени. Играть одновременно нечетную n-оль и дуоль несложно — надо всегда играть второй k после (n+1)/2 удара.

Еще одно заполнение Максума от Сергея Кузнецова:

Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 8:40 am

В предыдущем посте я имел в виду, конечно, что k=3= растягивается на 2 восьмые (на четверть Максума, а не на половину).
Мне кажется, полезно для рассинхронизации еще поменять руки местами, то есть левой играть
Код:
G-P—P-G—P—
, а всю орнаментацию делать правой рукой теками.

Интерес представляет переход со строки с триолями к строке с шестнадцатыми. Поначалу в нем может быть сложно сохранить в точности один и тот же темп. Лучший способ это преодолеть — научиться воспринимать триоли и шестнадцатые одновременно.

Этому обычно уделяется меньше внимания, чем одновременной игре триолей и восьмых. Между тем, это не совсем не сложно, и открывает новую палитру ритмов. Можно начать с «дословной» игры по нотам:

Код:
t—t—t— правая
k—k—k—k— левая
На мой взгляд, это легче воспринимать как 3/4, то есть теки — как основные доли, а k — как орнаментацию. Легче, потому что между любыми двумя Теками есть один Ка. Причем в «квадратном» виде — по 4 шестнадцатых между Теками.
Время от времени можно переключаться на другой «режим» — не играть второй и четвертый k — получится известная триоль и дуоль. Когда получится переключаться между двумя режимами в реальном времени, и вы почувствуете, как они связаны, считайте, что вы научились играть триоли и шестнадцатые.

Далее попытайтесь переключиться на восприятие этого ритма как ритма на 4/4 (базовые доли — Ка, орнаментация — Теки). Скорее всего, у вас опять перестанет получаться! Правильно, потому что тут совсем другая система. Проще всего, на мой взгляд, переключиться на «джазовый» лад и воспринимать этот ритм как свингованный (по три триоли между Ка). Очень помогает проговаривать ритм голосом при игре с акцентами на Ка.

Когда начнет получаться, попытайтесь сделать особенный акцент на первой и третьей Ка (выделить дуоль из шестнадцатых). После этого попытайтесь добавить немного «рок’н’ролла» — сделать акцент вместо этого на второй и четвертой Ка (на слабых долях).

Когда все это у вас пошло, осталось только поменять партии рук местами и играть триоли левой (проделать все то же самое). Вообще говоря, это даже проще. Попробуйте в произвольный момент упражнения менять партии рук. Потом попытайтесь поменять партии внутри одного такта.

Итак, когда у вас это получится, вы: 1) хорошо рассинхронизуете руки; 2) сможете подыгрывать другим барабанщикам ритмы, играя «как бы» в 4/3 раза быстрее или медленнее (на самом деле просто воспринимать их базовые доли как «орнаментацию» в триолях, а самому переходить на «базу» в шестнадцатых, или наоборот). Если прислушаться, это именно то, что постоянно делают фанковые и джазовые барабанщики.

Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 10:09 am

Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 11:48 am

Одним из примеров применяемости данной «триольно-шестнадцатовой» техники являются блюзовые брейки, которые нам предлагал Антонио. В итоге эти брейки были всеми отброшены и забыты по причине сложности, а зря. Там присутствует все та же проблема одновременного восприятия. При овладении этой техникой играть их становится проще, т.к. все встает на свои места. Вот часть этих брейков (*-щетка, 2 и 4 — удары Ка указательным и безымянным пальцем левой руки, соответственно):

Код:
*—*-**—*-* правая
2-424-242-24: x4
24-424-242-4: x4
242-424-242-: x4
Как видим, каждые 4 такта в левой руке партия сдвигается на 1/16 вперед. Ситуация осложняется тем, что размер такта в правой руке осознается как 4/4, тогда как в левой — 3/4. Можно разучить это до автоматизма, чтобы пальцы сами играли то, что нужно, и при этом воспринимать это как единое целое (без возможности концентрации попеременно на одной из рук). А можно использовать «триольно-шестнадцатовую» технику.

Возьмем первую строку и выделим в ней акцентированные доли (за невозможностью выделять жирным шрифтом будем обозначать акцентированные 2 или 4 как K, хотя их нужно играть одним пальцем).

Код:
Ж—Ж-*Ж—Ж-*
K-42K-24K-24
Они образуют как бы триоли и шестнадцатые, с дополнениями между ними. Уберем эти дополнения и получим «голое» упражнение из предыдущего поста:

Код:
*—*—*—*—
2—4—2—
Если у вас не получается его играть, вернитесь к предыдущему посту и научитесь. Если получается, попробуйте добавить дополнение левой рукой:

Код:
Ж—Ж—Ж—Ж—
K-42K-24K-24
При этом не забывайте сохранять те же акценты, воспринимайте ритм так же, как «голый»! Удобнее его, наверное, воспринимать как 3/4. Однако в итоговом варианте базой считаются свингованные щетки в правой руке, поэтому нужно уметь воспринимать и как 4/4. После того, как вы долго поиграете это с сохранением акцентов, и будет уверенно получаться, добавьте в правой неакцентированную щетку:

Код:
Ж—Ж-*Ж—Ж-*
K-42K-24K-24
Вуаля! У вас получился первый брейк, с полным контролем в голове и возможностью сосредоточиться на партии каждой руки в отдельности. С остальными строчками поступаем так же.

Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 1:18 pm

Следующий этап рассинхронизации — исполнение разных других -олей разными руками. Например, триолей и квинтолей. Это несложно, если записать ноты:

Код:
t—t—t—t—t— правая
k—-k—-k—- левая
Общее число долей, необходимое в такой записи, всегда равно наименьшему общему кратному двух -олей, в данном случае — 15. Здесь опять хорошо настроиться на «джазовый» лад, где базовые доли — теки (получаем свингованные k и размер 5/4). Сделать в уме базой Ка значительно сложнее, потому что придется делить расстояния между Ка на 5 частей, а это неквадратно.

Вообще, есть, как минимум, три способа играть (и воспринимать) одновременно некратные друг другу -оли. Первый способ — четко разделять такт на части с выбором -оли, которую воспринимать как базовую. Все вышеописанное относится к именно этому способу. Он годится только для малых чисел. Хотя бы одна из -олей должна быть дуолью, триолью или квартолью, иначе сложность резко повышается (приходится делить промежутки между базовыми долями на число долей, большее четырех).

Второй способ — добиться автоматизма игры -олей каждой рукой в отдельности в постоянном темпе (мельница), а потом просто совместить в быстром темпе. При этом можно не следить, чтобы отдельные удары делили в точной пропорции промежутки между ударами другой руки. Достоинство: можно играть большие нечетные -оли (например, ундецоль и квинтоль, т.е. 11 и 5). Недостаток: чтобы проверить, не сбился ли, нужно глазами прям смотреть на руку и считать, сколько раз она бьет.

Третий способ хорош тем, что с ним можно играть самые большие -оли, но ограничен тем, что это обязательно должна быть n-оль и n+1-оль (то есть 6 и 7, 7 и 8, 13 и 14 и т.д.). При этом за базу берется n-оль. Рассмотрим 7 и 8. База — септоль. Сначала бьют обе руки, затем вторая «восьмушка» «чуть-чуть» раньше второй септоли, третья «восьмушка» чуть-чуть раньше третьей септоли, но уже не настолько чуть-чуть, и т.д. С каждой септолью расстояние восьмушки до нее становится все больше, затем восьмушка становится ближе уже к предыдущей септоли. В конце концов она сольется с предыдущей септолью — это первая доля следующего такта. Главное в этом методе — считать септоли, чтобы понимать, когда руки должны сойтись, и какое примерно расстояние между септолями и восьмыми должно быть сейчас. Кроме начала и конца такта есть еще один ориентир в самом центре — между 4-й и 5-й септолью восьмая бьется точно посередине. Так бывает всегда, когда одновременно играется четная и нечетная -оль. При этом такт симметричен относительно середины (в нашем случае 5-й восьмой). Соответственно, можно увеличивать размерность -олей до тех пор, пока этих трех ориентиров хватает, чтобы не запутаться.

Вот случай с 7 и 8, для иллюстрации симметрии, а не чтобы играть по нотам (надо играть не по нотам буквально, а третим методом):

Код:
t——t——t——t——t——t——t——t——
k——-k——-k——-k——-k——-k——-k——-
Контролируемая точность попадания должна быть только на первой доле и пятой восьмой (точно посередине между септолями). Остальное приблизительно. Так можно добиться быстрого темпа.

Источник

Оцените статью