Рассказать про гитару для детей

История гитары для детей

Гитара – один из самых распространённых музыкальных инструментов на сегодняшний день. В отличие от, например, фортепьяно или скрипки, освоить азы гитарной игры может практически любой, для обучения простейшим аккордам достаточно нескольких занятий.

Когда же впервые появился этот инструмент, без которого немыслим мир современной музыки?

Гитара в древности.

Первые упоминания о музыкальных инструментах, прототипах гитары, относятся ко II тысячелетию до н.э. Вариации этого струнно-щипкового инструмента были обнаружены на разных территориях:

— в Месопотамии так называемый киннор;

— в Древней Индии – вина и ситар, кстати, существующий до наших дней;

— в Древнем Египте – цитра и нефер;

— в древнегреческой и древнеримской культурах – кифара.

Все эти инструменты выглядели по-разному, но имели ряд схожих черт: полый округлый корпус из выдолбленного дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи, выступающий в роли резонатора, с деревянной шейкой, на которую крепились струны.

Аналогичные инструменты, выполненные из дерева, упоминаются также в древнекитайских текстах II — III веках н.э.

Само слово «гитара» по всей видимости имеет латинские корни и берет начало именно от античной кифары.

Гитара в Средние века.

Наибольшую популярность инструмент получил в Испании, именно эта страна заслуженно считается родиной современной гитары. В XIII веке гитара была очень востребована на территории королевства, историки выделяют два вида гитары:

мавританская гитара – инструмент овальной формы, игра производилась при помощи медиатора;

латинская гитара – имела более мягкий звук, судя по историческим свидетельствам и гравюрам, была очень популярна у уличных исполнителей и менестрелей.

В XVII веке произошел новый скачок в развитии музыкального инструмента. В 1674 году композитор Гаспар Санс опубликовал первое руководство по игре на гитаре, пережившее несколько изданий. В XVIII веке гитара стала еще больше похожа на современную, приобрела шесть струн, и вошла в состав большинства европейских концертных оркестров.

О популярности гитары в XIX веке свидетельствует и тот факт, что многие прославленные композиторы создавали свои произведения для гитары, в том числе Никколо Паганини, Гектор Берлиоз, Франц Шуберт и многие другие.

Гитара в России.

В России гитара появилась только в XVIII веке, когда с лёгкой руки Петра I , прорубившего окно в Европу, многие народные традиции и обычаи стали постепенно заменяться европейскими. Тем не менее до XIX века инструмент особого распространения не получил. Популяризатором гитарной музыки в России стал музыкант и композитор Андрей Сихра, ряд учёных считает его создателем классической русской семиструнной гитары.

Гитара в современности.

В первой половине XX веке в Европе получила распространение классическая гитара со знакомым нам деревянным корпусом в форме восьмёрки и длинным грифом, на который натягивались шесть струн (в России предпочтение отдавалось русской семиструнной гитаре).

В 1930-х годах произошла настоящая революция в музыкальном искусстве – началось использование электричества. Так появился новый инструмент – электрогитара — основа современной музыкальной культуры, — а также её разновидности: электроакустическая гитара, полуакустическая гитара и т.д. Электрогитара повсеместно использовалась при исполнении джазовых композиций, а затем стала основным инструментом вышедшей на лидирующие позиции рок-музыки, заняв достойное место в известнейших хитах Билли Хендрикса, Элвиса Пресли, The Beatles , Rolling Stones и других исполнителей музыки XX века.

Источник

Конспект занятия «Струнные щипковые музыкальные инструменты. Моя спутница гитара»

Елена Стрижакова
Конспект занятия «Струнные щипковые музыкальные инструменты. Моя спутница гитара»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Струнные щипковые музыкальные инструменты: моя спутница — гитара.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая.

Цель: Развитие тембрально — слуховых представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Задачи:

1. Знакомство детей со звучанием гитары и трансформацией данного музыкального образа в настроениях стихов и прозы.

2. Развитие вариативности и оригинальности мышления

3. Воспитание коммуникативных навыков.

1. Необычное приветствие

Дети заходят в зал и становятся в круг.

Музыкальный руководитель: «Наше занятие мы начнём с необычного приветствия. Каждый из вас будет выходить в круг и здороваться как музыкант, взяв в руки любой воображаемый инструмент. Все мы будем повторять его действия».

А теперь прошу вас, весёлые музыканты, под музыку обыграть действия исполнителей оркестра.

2. Вхождение в сказку

Музыкальный руководитель: «Ребята, вы готовы отправиться со мной в музыкальную сказочную страну?

А помогут нам в этом маленькие разноцветные нотки ДОМИСОЛЬКИ».

Детям раздаются нотки в радужном порядке и предлагается сочинить сказочную мелодию, расположив их на нотном стане.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам отгадать загадку про музыкальный инструмент.

Что за струнный инструмент, лучший друг в любой момент,

Заиграет, запоёт, позовёт с собой в поход,

И на сцене и в быту, вместе с ним всегда иду,

Струны задрожат всегда, лишь коснусь их пальцем я. (Стрижакова)

Дети знакомятся со струнными музыкальными инструментами. Рассматривают презентацию «Струнные инструменты», слушают звучания голосов струнных щипковых инструментов: арфы, гуслей, балалайки, гитары.

«Ребята, вы любите сказки? Какое слово вам приходит на ум, когда вы слышите слово «сказка»?

3. Сказка про гитару

Однажды прекрасная нимфа услышала пение музыканта, отдыхавшего под кроной дуба-великана. Он тихо напевал песню, играя на гитаре.

Ей очень понравился голос гитары, и она предложила бродячему музыканту поменяться с ней музыкальным инструментом. «Что же ты можешь предложить мне?» — спросил музыкант.

Нимфочка присела на ветку дуба и показала музыканту скрипку, арфу и балалайку. «Послушай какими голосами поют эти инструменты, выбери любой понравившейся тебе, а взамен отдай мне гитару, я с великим удовольствием поиграю на ней для своим подруг, и быть может, она поможет мне найти моего возлюбленного» — мечтая вслух, сказала музыканту прекрасная незнакомка.

«Давай послушаем какими голосами разговаривают твои инструменты» — ответил музыкант.

Первой запела арфа. Её голос напоминал журчание ручья на восходе дня, наполненного холодной прозрачной водой. Переливы звучания струн уносили куда-то вдаль в грёзы и мечты.

Второй заиграла балалайка. Её голосок был веселым, озорным и непринуждённым, наполненный зноем летнего ароматного дня. Ноги так и шли сами в пляс.

Третьей заиграли гусли. Голос этого инструмента был наполнен глубиной и чистотой наступающего вечера, напоенного вечерней тишиной и какой-то невысказанной грусти, рассказа. Самобытность звучания заставляла вслушиваться в каждый звук музыкального рассказа.

Музыкант послушал голоса волшебных инструментов и восхищённо, с блеском в глазах ответил: «Арфа хороша для дам, для тебя, она слишком легка для разговора в пути. Балалайка-весела, а гусли -прекрасные рассказчики. Тебе понравилась гитара, но она мой друг, который и споёт и поплачет, и посмеётся вместе со мной. Давай я спою и подарю тебе песню, которая всегда поддержит тебя в трудный час, а гитару спроси у Феи Музыки».

Взял в руки музыкант гитару и она запела, заиграла для прекрасной Нимфы, наполнив переливчатым звучанием струн воздух прекрасного сказочного вечера. (Стрижакова)

4. Цветотерапия. «Цвет сказки»

Музыкальный руководитель: Подберите цвет рассказанной сказке.

5. Музыкальный мир образов

Музыкальный руководитель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение, и подумайте, какую музыку исполнял гитарист?

Гитара, спутница моя,

О, сколько страсти и огня,

Твой голос в тишине ночной,

Всегда тревожит мой покой.

Ты проиграй мне о любви,

Тоску, печаль ты прочь гони,

Взволнуй меня игрой своей,

Звенящим голосом речей.

Играй, гитара, пой струна,

С тобой сейчас я не одна,

Ты – друг мой самый дорогой,

Поговори ещё со мной. (Стрижакова)

Детям предлагается послушать игру на гитаре Гриши Г., учащегося музыкальной школы им. Е. Мравинского, 2-го года обучения по классу гитары.

6. «Испанская песнь»

7. Просмотр видеофильма об Испании — Родине гитары.

Какое настроение нам передала гитара? (радости, восторженности, удовольствия)

8. Рефлексия.

Музыкальный руководитель даёт в руки детям музыкальную шкатулку и просит назвать своё чувство, которое они испытали, глядя на играющих музыкантов.

9. Ритуал прощания.

Музыкальный руководитель: Наша встреча подошла к концу. Прошу всех встать в круг, взяться за ручки и проговорить волшебные слова музыкальной страны:

В моём мире всё прекрасно,

Звуки музыки звучат,

Наполняют нам сердца,

Жить на свете –красота.

Нравиться мне помечтать,

Жить, любить, творить, мечтать,

Некогда нам унывать! (Стрижакова)

Ледяная сказка В моём любимом, новогоднем, красивом городе много замечательных мест. Но как же здорово с детьми оказаться в парке новогодних забав, аттракционов,.

Снежный король Сегодня, в дни новогодних каникул, я с мужем, сестрой и её детьми побывала на сказочном ледовом шоу Е. Плющенко «Снежный король». Красочно,.

Источник

Сценарий мероприятия «Звучи, гитара!»
материал (подготовительная группа) по теме

Встреча воспитанников детского сада с учащимися «Детской школы искусств», с целью знакомства с инструментом гитара.

Скачать:

Вложение Размер
Сценарий мероприятия «Звучи, гитара!» 232 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие «Звучи гитара!»

Сценарий мероприятия для детей 4-6 лет.

❖ сформировать элементарные понятия об инструменте гитара;

❖ воспитывать музыкальную культуру;

❖ приобщать детей к музыкальному искусству;

❖ познакомить детей с музыкальным инструментом гитара;

❖ научить детей различать музыкальные инструменты визуально и по звуку;

❖ воспитывать в детях любовь к музыке;

❖ обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с красивым музыкальным инструментом гитарой и послушать, как она звучит. Я расскажу вам про гитару, а музыкальные номера исполнят наши гости, учащиеся «Детской школы искусств №1».

Гитара – струнный щипковый инструмент. Струнный, потому, что у нее есть струны, а щипковый, потому, что играют на гитаре пальцами, как бы щипая струны. Она состоит из деревянного корпуса и грифа, на которых натянуты струны. Их у гитары 6. Корпус гитары делают из ценных пород дерева.

Звук гитары не обладает большой силой, он тихий и мягкий.

У гитары нежный звук,
Как прикосновенье рук.
У гитары тихий звук,
Словно шепчет рядом друг!

Послушайте, как звучит гитара.

Исполняется музыкальный номер.

Ребята, гитара не всегда была такой, какой мы ее видим сейчас. Много-много лет назад она выглядела по-другому, и называлась «кифара». Посмотрите, какой интересной формы были гитары в старину.

Но, не смотря на разнообразие форм, гитара всегда была любимицей, как музыкантов-профессионалов, так и просто любителей красивой музыки. Еще с давних времен многие люди были околдованы ее чарующим звуком, который, пройдя многие столетия, становился все привлекательнее…

Ребята, сравните, как выглядит современная гитара и старинная «кифара»? Отличаются они друг от друга? Конечно, отличаются.

Исполняется музыкальный номер.

Звук гитары хорошо сочетается с человеческим голосом и со звучанием других музыкальных инструментов. Поэтому гитара очень популярна в наше время. Любят ее и взрослые, и дети. Гитара легкая и удобная для переноски. У нее есть специальный чехол, в который она помещается. Ее можно брать везде с собой, например, в поход, чтобы петь песни у костра.

Дети берут гитару в оздоровительный лагерь, в поход. Студенты

поют под нее на слетах и в строй отрядах. Взрослые играют на вечеринках и концертах. В общем, гитара стала настоящим другом, без которого не обходится ни одно мероприятие.

Брынь да брынь, гитару взял,
Как играть на ней не знал.
Папа пусть меня научит –
Буду гитаристом лучшим.

Исполняется музыкальный номер.

Родиной современной классической гитары является Испания. Испанцы называют ее королевой музыкальных инструментов. Их национальной чертой является виртуозное владение гитарой.

Ребята, предлагаю вам послушать, как звучит настоящая испанская гитара.

Много лет назад путешествующие по миру музыканты привезли гитару в Россию. Стали русские люди учиться игре на гитаре. И вот уже много веков гитара шагает с нами по жизни.

На гитаре можно учиться играть с детства. Но для этого нужно сначала выучить нотную грамоту. Затем купить гитару. Она бывает разных размеров, для детей поменьше, для взрослых побольше. Обучают игре на гитаре и других музыкальных инструментах в «Детской школе искусств».

Все наши гости учащиеся этой школы, обучаются они у одного преподавателя.

Исполняется музыкальный номер.

Я загадаю вам загадки, а вы все вместе отвечайте.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (Гитара)

Шестиструнку — чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)

Исполняется музыкальный номер.

Сейчас подведем итог и проверим, что же вы запомнили из нашей беседы:

• Сколько струн на гитаре?

• Если бы не было нот, нотного стана и скрипичного ключа, можно было бы играть на гитаре и других музыкальных инструментах?

• Какая страна является родиной гитары?

• Куда можно брать с собой гитару?

• Где обучают игре на гитаре?

Дети отвечают на вопросы.

Молодцы, ребята, внимательно слушали и правильно ответили на вопросы. Давайте поприветствуем наших гостей и скажем им «Большое спасибо». Мы не прощаемся, а говорим им «до свидания», потому, что в следующий раз будем снова ждать их в гости.

Источник

Оцените статью