Расскажи мотылек как живешь ты дружок ноты

Постановка голоса

Аренский А. Расскажи, мотылёк

С вокальной строкой

Без вокальной строки

Скачать ноты в полном размере

МОТЫЛЁК
Композитор Антон Аренский (1861—1906)
Стихи Льва Модзалевского (1837—1896)

Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День и ночь¹ всё порхать? —
Я живу средь лугов,
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов —
Вот вся пища моя!
Но короток мой век —
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!

¹ В оригинале стихотворения — «день-деньской».
1864 г.

Вокальная миниатюра контрастна по характеру, с резкими сменами динамики и, что проявляется ещё ярче, темпа. Перепады настроения в диалоге человека и мотылька хорошо слышны в исполнении детского хора «Акварель».

«Постановка голоса»
Электронное учебное пособие
для самоподготовки студентов

Источник

Музыка рассказывает о животных и птицах: Мотылёк

МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ

Самуил Майкапар. Мотылёк
Самуил Майкапар. Росинки
Антон Аренский. Расскажи, мотылёк
Эдвард Григ. Бабочка

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе С. Майкапаре. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера — весёлую, беззаботную, игривую.

П е д а г о г. Вспомните замечательную пьесу Самуила Моисеевича Майкапара «Росинки» (исполняет ее). Как поэтично композитор изображает волшебную, чудесную картину природы — сверкающие росинки. С. Майкапар умел очень тонко передать в музыке настроение человека, какое-либо явление природы. С. Майкапар был одним из первых композиторов, кто посвятил почти все своё творчество детям. Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют его пьесы.

Они очень увлекательны, выразительны, красивы. Композитор удивительно похоже передаёт в музыке различные картинки из детской жизни — игры, забавы, приключения. Послушайте ещё одну пьесу С. Майкапара «Мотылёк».

Вы много раз видели на лугу, на лесной поляне маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Послушайте, как музыка расскажет вам о мотыльке, какой он (исполняет пьесу).

Д е т и. Весёлый, нежный, лёгкий, маленький.

П е д а г о г. Правильно, музыка звучит легко, весело, игриво, беззаботно, нежно, полётно. А почему пьеса называется «Мотылёк», а не «Бабочка»?

Д е т и. Бабочка летает более плавно, а мотылёк — быстро. Он маленький, подвижный, юркий.

П е д а г о г. Правильно, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. И музыка рассказывает нам об этом (исполняет фрагмент).

Она звучит быстро, высоко, тихо, нежно, то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, оживлённый, робкий характер (исполняет первую часть пьесы).

Мотылёк беззащитен, всего боится. Он может спрятаться, стать незаметным, притаившись на цветке или травинке, сложив или расправив свои нежные прозрачные крылышки, похожие на цветок (исполняет окончание средней части), или, быстро вспорхнув, улететь (исполняет конец пьесы). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее целиком).

2-е занятие

Программное содержание. Различать смену характера средней части. Определять выразительное значение смены темпа, динамики, регистра. Передавать музыкальный образ в рисунке.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали пьесу С. Майкапара «Мотылёк». Прислушайтесь: меняется ли на протяжении пьесы характер музыки, как она звучит в начале, в середине, в конце? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В начале и в конце музыка повторяется. Она тихая, весёлая, игривая, лёгкая, а в середине музыка звучит немножко по-другому — громче, пугливее, беспокойнее.

П е д а г о г. Правильно, в начале музыка беззаботная, радостная, мотылёк легко, высоко кружится над лугом (исполняет первую часть). Но вот он начал снижаться. Музыка усиливается, звучит все ниже (исполняет фрагмент средней части). Наверное, мотылёк присмотрел самый красивый цветок и спускается, чтобы посидеть на нем. Но делает это робко, неуверенно, его прозрачные крылышки трепещут, дрожат (исполняет фрагмент повторно). Музыка взволнованная, трепетная, испуганная, беспокойная, суетливая, робкая. Вот он присел и замер (исполняет конец средней части), потом беспечно, игриво полетел, но вдруг чего-то испугался — музыка замедляется, звучит растерянно (исполняет начало третьей части), встрепенулся, вспорхнул и стремительно улетел (исполняет окончание пьесы). Какой инструмент можно использовать вместе с фортепиано, чтобы подчеркнуть весёлый, беззаботный, но в то же время робкий, испуганный характер музыки?

Д е т и. Колокольчик.

П е д а г о г. Мы возьмём только один колокольчик, чтобы он звенел очень тихо, нежно (даёт колокольчик ребёнку, исполняет вместе с ним пьесу). Попробуйте дома нарисовать мотылька таким, как о нем рассказала музыка.

Программное содержание. Воспитывать любовь к родной природе. Сравнивать пьесы, близкие по характеру, опираясь на различение средств музыкальной выразительности.

П е д а г о г. Дети, какие замечательные рисунки вы нарисовали: красочные поляны, пестрящие разноцветными цветами, луга, а над ними кружатся или сидят на цветах и травинках мотыльки — маленькие, светлые, нежные, как музыка, которую вы слушали (исполняет пьесу). Давайте сравним две пьесы композитора С. Майкапара «Мотылёк» и «Росинки». Что в них общего? (Исполняет их.)

Д е т и. Обе звучат высоко, тихо.

П е д а г о г. Обе пьесы о природе, о ее красоте. Обе звучат нежно, светло, прозрачно. А чем они отличаются? (Исполняет пьесы повторно.)

Д е т и. В «Росинках» музыка отрывистая, звонкая, звучит без остановок, все время одинаково — росинки переливаются, сверкают, как бы звенят. А в «Мотыльке» музыка звучит то отрывисто, то плавно, то замирает совсем. Мотылёк то покружится, то остановится, то присядет на цветок, а потом испугался, вспорхнул и улетел. В середине пьесы мотылёк как бы приближается, опускается на цветок. Музыка звучит все ниже. Он боится, его крылышки дрожат, музыка пугливая, робкая.

П е д а г о г. Правильно, в пьесе «Мотылёк» меняется темп. Есть замедления, остановки (исполняет фрагмент), звуки и отрывистые,- робкие, и плавные, скользящие, передающие мелкие движения крылышек мотылька, а в «Росинках» музыка звучит все время волшебно, нежно (исполняет фрагмент).

Обе пьесы очень ярко изображают то, о чем в них рассказывается. Мы как будто видим и сверкающие, чудесные росинки, и весёлого, но пугливого мотылька. В обеих пьесах замечательно передаётся настроение: в одной — восторженное, в другой — игривое, робкое. В музыке нет слов, но она звучит так выразительно и ярко, что они и не нужны. Следует только прислушаться к звукам и почувствовать, как прекрасна музыка, как выразительно рассказывает она о красоте природы, о слабом, беззащитном, нежном мотыльке или о сверкающих росинках (исполняет обе пьесы).

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями.

П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Мотылёк». Какая она по характеру? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Лёгкая, порхающая, игривая.

П е д а г о г. Да, а сейчас я спою вам песню о мотыльке, которую сочинил русский композитор Антон Степанович Аренский. Она называется «Расскажи, мотылёк». Как музыка рассказывает о мотыльке? (Исполняет песню.)

Д е т и. Музыка ласковая.

П е д а г о г. Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Поёт начало песни.)

Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (исполняет фрагмент).

В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька — один ребёнок-солист.)

А сейчас послушайте пьесу композитора Э. Грига «Бабочка». Музыка изображает полет очень красивой бабочки. Она то сложит, то развернёт свои чудесные крылышки. Летает она быстро, изящно порхая и кружась. Музыка полётная, капризная, неуловимая, очень красивая! (Звучит запись.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Майкапар. Мотылёк, mp3;
Майкапар. Росинки, mp3;
Аренский. Расскажи, мотылёк (в исп. Александры и Иoaннa Hикитиныx), mp3;
Григ. Бабочка, mp3;
3. Аренский. Расскажи, мотылёк (в исп. Александры и Иoaннa Hикитиныx) — видео-ролик (можно просмотреть онлайн чуть ниже), avi;
4. Сопровождающая статья — конспект занятия, docx;
5. Ноты представленных произведений для исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Источник

Антон Аренский — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора Антона Аренского для голоса, вокала в pdf


А. Аренский
Избранные романсы

для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 3337
(pdf, 2.57 Мб)

Составитель К. ПЛУЖНИКОВ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В обширном музыкальном наследии Антона Степановича Аренского (1861 —1906) камерное вокальное творчество занимает весьма значительное место. Лучшие вокальные сочинения композитора привлекают искренностью, сердечностью чувств, мелодической выразительностью и завершенностью формы.
В романсах Аренского ощущается влияние П. И. Чайковского. Это проявляется и в тяготении к лирической сфере и в основных принципах музыкального воплощения текста. Однако романсы Аренского значительно скромнее по выразительным средствам и кругу образов. Любовная лирика, отмеченная элегичностью тона, поэтические грезы, несбывшиеся надежды, сожаление об утраченном счастье — вот постоянные темы вокального творчества композитора. В романсах Аренского главенствует вокальное начало; мелодия, гибкая, пластичная,— основное средство раскрытия образного содержания.

Романсы Аренского очень удобны в вокальном отношении и являются хорошим учебным материалом. Плавность мелодии дает возможность работать над кантиленой и звуковедением. Так, в пяти романсах на слова Т. Щепкиной-Куперник господствует лирическая атмосфера, светлая поэтическая мечтательность. Это требует от певца очень ровного звучания, отсутствия какой-либо аффектации.
Такие романсы, как «Давно ль под волшебные звуки», «В тиши и мраке таинственной ночи» (А. Фет), «Поэзия» (С. Надсон), «Гнет забвенья» (Д. Ратгауз), можно отнести к разряду психологических. Раскрыть глубину содержания произведений поможет предельное внимание к авторским ремаркам.
В настоящий сборник вошли давно не издававшиеся романсы Аренского, написанные в разные годы. В задачу издания входило также по возможности шире и полнее представить жанровый и стилистический диапазон вокального творчества композитора. Хочется надеяться, что выход в свет данного сборника романсов послужит обогащению камерного репертуара вокалистов.

  • Я не сказал тебе. Слова Г. Соллогуба
  • В тиши и мраке таинственной ночи. Ор. 38, № I. Слова А. Фета.
  • Давно ль под волшебные звуки. Ор. 49, № 5. Слова А. Фета.
  • В садах Италии. Ор. 64, № 2. Слова А. Голенищева-Кутузова.
  • Поэзия. Слова С. Надсона
  • Гнет забвенья. Слова Д. Ратгауза
  • Я ласк твоих страшусь. Слова Шелли, перевод К. Бальмонта.
  • Пять романсов. Ор. 70. Слова Т. Щепкиной-Куперник
    • Счастье
    • Осень
    • Все тихо
    • Небосклон ослепительно синий
    • Я на тебя гляжу с улыбкой

Скачать ноты

Источник

Расскажи, мотылек : «Расскажи, мотылек, чем живешь ты, дружок. » : для пения в сопровожд. фп. / А. Аренский ; сл. А. Майкова

О произведении

Другие книги автора

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

У ФОНТАНА : СОЧ. 46 N 1. ВАЛЬС : СОЧ. 10 N 2 / С. РАХМАНИНОВ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ДЕТСКИЕ ПЕСНИ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ПЬЕСЫ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ШЕСТЬ ДЕТСКИХ ПЬЕС Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ШЕСТЬ КАПРИСОВ : СОЧ. 43 Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

«Путешествие в луговое царство-государство». Повторение стихотворения «Мотылек» Л. Модзалевского

Любовь Ефимова
«Путешествие в луговое царство-государство». Повторение стихотворения «Мотылек» Л. Модзалевского

Добрый день дорогие коллеги!Хочу предоставить свой конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие в Луговое царство-государство» с повторением стихотворения Л. Модзалевского «Мотылек«.

Путешествие в луговое царство-государство. Повторение стихотворения «Мотылек» Л. Модзалевского.

Цель. Помочь детям принять участие в беседе на заданную тему, активизировать и обогащать их словарь, помогать правильно строить предложения; повторить с детьми стихотворение «Мотылек» Л. Модзалевского; помочь детям инсценировать стихотворение Б. Брехта «Зимний разговор через форточку».

Ход занятия:

Организационный момент: Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе, к ее красоте можно только сердцем.

Воспитатель напоминает детям о лете, о недавно прочитанных произведениях «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает» Ю. Дмитриева.

Путешествие:

-Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Предлагается закрыть глаза и представить луг с еще не скошенной травой, яркий, пестрый, благоухающий, где все цветет, поет, жужжит, передвигается. Объясняет детям слово благоухающий.

«Представьте себе, что мы оказались на таком лугу, — продолжает разговор педагог. — Кто что и кого увидел?» Заслушивает детей, уточняет, дополняет их ответы.

Приглашает детей посетить луговое царство — государство (альбом «Учусь говорить», с. 18 — 19). Дети описывают цветущий луг, педагог подсказывает, как точнее его охарактеризовать.

Стоит в поле кудряшка,

2. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый

3. Посадили зернышко

Это солнышко сорвем

Много зерен соберем.

Их поджарим, погрызем,

А приедут гости —

Им дадим по горсти!

4. То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли

«Этот луг может стать еще ярче и живописнее, если вы этого захотите», — объясняет педагог и предлагает детям разместить на лугу картинки, вырезанные накануне. Спрашивает, как у кого изменился луг; следит за определениями местоположения новых объектов, употреблением соответствующих описанию предлогов; подсказывает более точное по смыслу слово.

Вот такой луг у нас получился.

Заканчивая занятие, читает детям стихотворение «Мотылек» Л. Модзалевского.

Мотылёк (Лев Модзалевский)

«Расскажи мотылёк,

Чем живёшь ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской всё порхать?» —

«Я живу средь лугов,

В блеске летнего дня;

Вот вся пища моя!

Но короток мой век —

Он не более дня;

Будь же добр, человек,

И не трогай меня!

Если дети не устали, следует обратить их внимание на день настоящий, объяснить, что в стужу мелкие пичужки погибают не столько от холода, сколько от голода. Интересуется, не услышали ли дети вместо привычных слов холод, мороз, птички другие слова. «В зимние месяцы птицам нужна помощь людей, — продолжает разговор воспитатель, — значит, и наша с вами помощь. Чтобы мы об этом не забыли, известный немецкий писатель Б. Брехт написал «Зимний разговор через форточку» (Хрестоматия для дошкольников. 5 — 7 лет. — С. 445).

Воспитатель читает текст, повторяет его, а дети зовут птиц и благодарят их за работу.

Я — маленький воробей,

Я гибну, дети, спасите.

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу! (Инсценирование повторяется 2—3 раза.)

Презентация к итоговому занятию по окружающему миру в средней группе «По дорожкам радуги к старшей группе». Презентация к итоговому занятию по окружающему миру в средней группе «По дорожкам радуги к старшей группе». Уважаемые коллеги! Несколько.

Зимние забавы «Морское царство». Презентация зимней площадки Презентация зимней площадки Наши постройки не только радовали глаз, но и предназначены для физического развития детей. Вы.

Источник

Оцените статью